Вспоминая Пушкина

Сан-Торас
Каллаж. Екатерина Гончарова. Дантес. Наталья.

_______Рецензия на «Стихи о Пушкине» (Сан-Торас) ( в сокращении)

А я всю жизнь плету кольчужку
Для всероссийского поэта,
Но не наденет ее Пушкин -
Дуэль и дуло пистолета,
Дорога, скользкий поворот...
Россия спит, она не знает,
Что Пушкин, раненный в живот
Морозным утром умирает...

________Санто, здравствуйте!
Читаю Ваши произведения и полемику. Следовать за мыслями Вашими -  "наука занимательная".
Многое мне близко. Стихи о Пушкине взволновали. Вы всю жизнь "плетете кольчужку", чтобы защитить Поэта...
С уважением,
Нина Колосова.
*
Благодарен за отзыв:)
Что касается дуэли  Пушкина и Лермонтова, должен сказать, что не приемлю  ни толерантного подхода, ни демократичного отношения к убийцам поэтов.  Я анализировал  эти события и с изумлением обнаружил,
что убийц объединяет  некий зловещей жребий:
Дантес и Мартынов, чрезвычайно  похожи и  обликом, и  судьбами.
Оба дожили до глубокой старости: у Мартынова было 11 детей, сам прожил за 80, а у Лермонтова отнял жизнь в 26.
 У Дантеса было четверо детей,  дожил до 83-х, а Пушкина убил в 37.
 Данес был внуком графини Варцелебен, бывшей замужем за Мусиным-Пушкиным он приходился родственником Пушкину по материнской линии, приблизительно шестиюродным братом.
Мартынов был  другом Лермонтову, они с детства учились в Петербурге в кадетском корпусе.
 - Мартынов всю жизнь мучился совестью, каждый год в день дуэли, напивался.
Дантес, напротив, никогда не раскаивался, он расценивал убийство Пушкина, как удачный поворот своей карьеры. В отношении Мартынова - не стоит обольщаться:
Дуэль Дантеса с Пушкиным прошла по правилам.
А дуэль Лермонтова  была подлым убийством!
________Из письма Ю.Ф. Самарина:

(с) цитата: «Пишу Вам, друг мой, под тяжким впечатлением только что полученного мною известия.
Лермонтов убит Мартыновым на дуэли на Кавказе.Подробности ужасны.
Лермонтов выстрелил в воздух, а противник убил его,
стрелял почти в упор. Эта смерть(…..)"

Пушкин бросил Дантесу два вызова. Первый вызов на дуэль,  удалось нейтрализовать. Дантес написал Сологубу, секунданту Пушкина, условия примерения:
________(с)…« я женюсь на Екатерине  (родная сестра Натальи Гончаровой), а Пушкин заберет назад свой вызов.
Но я не хочу, чтобы было впечатление, будто я женюсь во избежание дуэли».

Пушкин уступил, принял эти условия, забрал свой вызов и написал письмо:
_________(с)«Я вызвал г-на Жоржа Геккерна на дуэль (….)
И я же прошу теперь господ свидетелей этого дела
соблаговолить рассматривать этот вызов как не имевший места (…)
г-н Ж. Геккерен решил объявить о своем намерении жениться
на м-ль Гончаровой.
У меня нет никаких оснований приписывать его решение
соображениям, недостойным благородного человека».
 Дуэль отменили.
Возможно, через брак с  родной сестрой Натальи Гончаровой у Дантеса были надежды на родственные отношения с семьей Пушкина.
Но сразу после свадьбы эти надежды рухнули.
Дантес приезжал со свадебным визитом, но Пушкин его не принял.
Тогда Дантес послал Пушкину одно за другим два письма, но Пушкин вернул их нераспечатанными.
Он не поехал на свадьбу и не принял молодых у себя.
Натали была только на венчании сестры с Дантесом, что она испытывала?
____________Из письма Натали Гончаровой:
(с) «Позволить читать свои чувства, мне кажется профанацией.
 Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца».

Свадьба Дантеса и Катерины Гончаровой состоялась 10 января 1837 года.
Но через две недели Пушкин послал письмо Дантесу,
равносильное новому вызову на дуэль.
И эта дуэль состоялась у Черной речке.
Екатерина, жена Дантеса, прислала записку Вяземской:
___________(с)  «Наши предчувствия оправдались. Мой муж только что дрался с Пушкиным; слава Богу, рана (моего мужа) совсем не опасна, но Пушкин ранен в поясницу.
Поезжай утешить Натали».

Дантес утверждал, что целился Пушкину в ноги, но случайно попал в живот.
Промахнулся на расстоянии 10-ти шагов друг от друга?!
Позже он оправдывался, что он не знал, каким великим поэтом был Пушкин.

Комиссия военного суда приговорила Дантеса к виселице.
Но царь отменил приговор.
Он приказал лишить Дантеса прав российского дворянства и разжаловать в рядовые солдаты.
Царь сделал еще одну смягчающую поправку:
___________ (с) - «Быть посему, но рядового, как не русского подданного, выслать за границу, отобрав офицерские патенты».

Это был самый благополучный исход для Дантеса.
За эту дуэль ему хотел отомстить младший брат Пушкина - Лев.
Пытался отомстить Дантесу и Александр сын историка Карамзина.
Но Дантес остался жив и спокойно уехал во Францию.
 Жена Пушкина простилась с родной сестрой (женой Дантеса) и больше никогда не написала ей ни единого письма. Никогда ее не видела.

Надо сказать, что русские, жившие во Франции, не пускали убийцу Пушкина
к себе на порог.
Мне это кажется  естественным, поскольку они были дворянами - слово «благородство» тогда являлось определением происхождения, качеством личности, а не анахронизмом, как теперь.
Несмотря на дуэль, Дантес сделал блестящую карьеру, считая, что если бы не поединок с Пушкиным, то он мог бы рассчитывать в России на незавидное будущее командира полка, где-нибудь в провинции.
Вскоре он снова оказался в Петербурге, поскольку был отправлен на дипломатические переговоры с Николаем I .
Убийца Пушкина, разжалованный и высланный, был принят царем, имел с ним продолжительный разговор и царь, полушутливо называя его "господин посол". Дантес успешно «поговорил» с царем, после чего был назначен сенатором, получив
 огромный взлет в карьере.
В сенате он выступал против Виктора Гюго, Гарибальди, затем стал мэром города Сульца и крупным дельцом.
Екатерина Гончарова родила Дантесу трех дочерей - племянницы  Пушкина.
Дантес мечтал иметь сына. Екатерина ходила босиком в часовню,  молила Бога и вскоре родила мальчика. От этих родов она умерла.
Дантес больше никогда не приезжал в Россию и все же за смерть Пушкина его настигло…. ВОЗМЕЗДИЕ
Кара  обрушилась на Дантеса в его собственном доме.
Эта, невероятно странная, буквально мистическая история.
Младшая дочь Дантеса – ее звали Леони-Шарлотта,  кровная племянница Натальи Гончаровой, родилась во Франции, через три года после смерти Пушкина.
Она никогда не имела связи с русскими, не знала русскоязычных родственников.
Я уже говорил, что после смерти мужа, Натали ни разу не встречалась и не переписывалась с  родной сестрой.
Но дочь Дантеса и Екатерины, в отличие от своих сестер и брата, самостоятельно и блестяще выучила русский язык и  всю свою жизнь она посвятила памяти Пушкина.
Она знала наизусть его стихи. В ее комнате вместо распятия висел портрет Пушкина. За эту дуэль, за это убийство, Шарлотта открыто возненавидела отца.
Дантес не мог заходить в комнату младшей дочери. Любовью к Пушкину Шарлотта изводила его, однажды, в лицо прилюдно, она назвала своего отца  УБИЙЦЕЙ!
Дантес избегал встречаться с дочерью даже за обеденным столом.
И все же Шарлотта вышла к гостям, при всех сказала Дантесу :
____________(с) - «Выйдя на дуэль с Пушкиным, Вы целились в сердце русской культуры!»
Взбешенный Дантес кричал на нее, избегал с ней встречь, но не мог это остановить.
Обстановка в его доме была  накаленной.
Своей любовью к Пушкину, Шарлотта доводила отца до исступления.
 Дантес жаловаться, что дочь будто бы поклялась свести его в могилу за дуэль с Пушкиным.
В конце концов, используя свое положение, сенаторские связи  Дантес избавился от дочери самым жестоким образом.
Он упрятал девушку в психлечебницу только на том основании, что его дочь испытывает "ненормальную любовь к покойному дядьке", к русскому поэту Пушкину. Так официально прозвучал диагноз!
 Младший сын Дантеса, Луи-Жозеф – тот самый мальчик, рождение которого стоило жизни его матери Екатерине Гончаровой, отзывался о сестре с большой нежностью, но  не мог остановить отца.
 В год столетия со дня рождения Пушкина,  сын Дантеса Луи, дал интервью газете «Новое время»:
« Знаете ли, что у меня была сестра(... )
Здесь, в Париже, живя во французской семье и обстановке, не зная русских, она изучила русский язык, говорила и писала по-русски лучше многих русских, обожала Россию и больше всего на свете Пушкина!
Она обладала еще одной особенностью русской женщины – любила науку, любила учиться, прошла – весь курс Политехнического института и, по словам своих профессоров, была первой - самой талантливой студеникой.
В ее комнате перед аналоем висел большой портрет Пушкина, на стенах были другие его портреты. С отцом она не говорила после семейной сцены, когда назвала его убийцей поэта».
Никто теперь не может ответить на вопрос, была ли в действительности больна Леония-Шарлотта.
Было ли ей известно стихотворение Лермонтова, где об ее отце, о Дантесе говорилось:

Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в тот миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

Леония-Шарлотта, не слыхавшая в детстве ни единого русского слова даже от матери, сумела настолько постичь «земли чужой язык и нравы», что на нее обрушилось громадное, непереносимое чувство вины за содеянное ее отцом.
Дантесу не нужен был в доме такой «судья» - он скорее готов был признать свою дочь безумной, чем себя  убийцей.

«Пустое сердце бьется ровно,
 в руке не дрогнул пистолет»,

 – писал Лермонтов.
Не знаю, насколько ровно билось это сердце, когда Дантес заключил Леонию-Шарлотту в сумасшедший дом, зная,  в каких чудовищных условиях содержатся там больные.
Она вошла в те стены в возрасте, примерно, лет 25-28  и больше никогда не вышла, умерла там же в заточении, в 48 лет.
Среди современников Пушкина было немало людей, не особенно осуждавших Дантеса, да и сейчас таких немало – люди бывают далеки от сострадания и благородной памяти,  способны понимать только то, что затрагивает их личные интересы.
Но есть и другая правда – народная. И по этой правде Дантес проклят всеми, кому дорог лучший поэт России, и даже своей родной дочерью.

Мой портет Пушкина  здесь.

http://www.stihi.ru/2015/02/10/11664

...И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег…
 Он вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя,-
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.________Э. Багрицкий.
*

         ~<>~~<>~~<>~


Надрыв зимы.Холодный, смурый день.
Сейчас! Сейчас судьба его решится!
Летит на предрассветную сирень
Восхода окровавленная птица.

Колючий снег, метели серый прах.
Дуэль. «Сойтись!» - послышалась команда.
Горячий привкус соли на губах...
Бледнеющие лица секундантов…

Карета, дом… Как холоден диван...
Затих народ, ждут траурную мессу.
Всхлип Натали, глаза застлал туман -
Темна, непроницаема завеса.

Его терзает огненная боль,
В сознании провал… обрывки… фразы...
"Не угасай! Не потеряй контроль!" -
Диктует оглушённый мукой разум.

В последний раз взял зА руку ее.
Мелькнула мысль: она не виновата!
То черных сплетен вьется вороньё -
Бескрылые завидуют крылатым.

Им не нужна свобода,  долг и честь!
Но выстужены жизненные силы.
О, как безбожен рок!  Безбожна месть
У края нераспаханной могилы.

Дыханье обжигает нашатырь.
Обуглен снег алеющего цвета...
Обнимет Святогорский монастырь
Прощальным звоном русского Поэта.


        ~<>~~<>~~<>~
_Санто, Ваши портреты поэтов просто бесподобны! А Пушкин - это вообще шедевр. Я его себе всегда таким и представлял. В учебниках он почему-то всегда ментор, а тут!!! :)))
Сергей Клино.
Время: 15:29 

____ Славно, Сережа!
Потому я и рисовал сам,  хотел видеть не то, что мне показывают, а своего ПУШКИНА!
Он был  во многом был для меня духовным ориентиром - внутри себя я  жил с ним, опирался на него.
Да хоть история о Бояринове, главное  лицо в которой, именно Пушкин.
Вспоминать  эту дружбу не просто, в ней  было немало диких сцен, в том числе мордобой, суд и позорное увольнение с работы. Это случилось из-за женщины.
Скажу более, не просто из-за женщины.
А из-за жены Пушкина!
И сейчас, когда прошли годы, чувствую, как он скучает по мне.
Ищет  возможной встречи.
Но не хочу. Нет сил на эту работу, которая называется «дружба с Бояриновым».

У него была сногсшибательная любовница!
Признаюсь, увидел ее – смертельно застонал.
Ранила мгновенно – пронзительно.
Ее звали – Наташа Пушкина.
Нет, не однофамилица, а прямая наследница по линии Гончаровой.
Праправнучка, может еще пару «пра», но суть не в этом, а в том, что она была вылитая, вылепленная из алебастра – Гончарова, будто сошла с камеи.

В юности я писал портреты женщин разных эпох, которые меня очаровывали.
Окружал себя ими, таким образом формировал свое отношение к женщине, поведение.
В ту пору личико Гончаровой в рамке висело у меня в комнате.
Я думал о ней, не соглашался с Мариной, с ее оценками, и с Ахматовой тоже.
Они не жалели ее, а ведь она осталась вдовой – девочка с детьми.
Какие гулянья? – Когда от 19 до 24 – родила 4 детей?! (Сашку, Машку, Гришку и Наташку.)
Токсикозы, корсеты, кареты, духота, кормление грудью – не шутки!
Изумлялся, что лучшие женщины моей эпохи внутренним отношением, в какой-то степени, позиционировали себя как «жены Пушкина!» Они ревновали!
Он волновал их!
Не Лермонтов – мальчик, не Маяковский – нежный буян – ну, может, любовник! Не Есенин – вспышка, приключение! Но Пушкин – как муж – да!
Я говорю об этом, чтобы была видна в кажущейся неадекватности моих дальнейших действий внутренняя связь и своего рода закономерность.

Бояринов ее привел ко мне как пациентку.
И при первой встрече, первом взгляде вся та эпоха рванулась ко мне.
Тонкое лицо – антропологическое сходство с Гончаровой.
Она была замужем за известным ювелиром, который окучивал жемчугами и изумрудами жен послов и других звездных женщин.
На ювелира наехало КГБ (много знал).
Там допросами его свели с ума.
Потом, больного, выплюнули из своих капканов.
Его жену там тоже держали, проводили с ней работу.
От всего пережитого у нее возникли голоса.
Приказы раздавались в ушах.
Голоса звучали в голове и диктовали ей:
– Иди на дорогу, ляг под машину! Иначе умрут твои дети!
Она дважды чуть не погибла под колесами.
(Я не знаю, что это за психотропное оружие, но сначала ей звонили по телефону, а потом уже работали голоса без звонков.)

Гончарова была такой родной, что у меня не возникло мысли о том, что совсем не знаю ее. Она быстро попала под мое влияние.
В конечном итоге, я мог владеть этой женщиной как угодно.
Но не мог.
Я был женат. Она была больна.
Но острее желания, по внутреннему ощущению, было чувство какого-то живого приближения к Пушкину!
Сдвинулась связь того понимания, что она его потомок!
Я к ней отнесся, скорее, как к его женщине. Дико и алогично то, что не как к женщине Бояринова! Или ювелира! – Что, по крайней мере, соответствовало действительности.
А как к женщине – Пушкина!!!
В чем это было выражено?
В том, что поймал себя, в момент, когда зверски подумал о ней, на чувстве, что оскорбляю этим именно Пушкина.
И так замучился от несуразицы всей полифонии, что спросил Бояринова, (хотя знал, насколько он циничен, обычно старался избегать):
– Когда ты спишь с ней, тебе не кажется, что ты оскорбляешь Его?!
– Кого? Ее мужа? – захохотал он. – Да плевать я на него хотел!
– Меня ошпарило… (на Пушкина плевать?!!)
– Знаешь, какова она в постели? – раззадорился Бояринов, как раздвигает свои нож…
– Не надо!
– Да ты только послушай, она так берет в ро…
– Заткнись!
– Да она дает в…
И хрясь! – Я сломал его очки, захирячил прямо в очки – буквально вдавил их.
Бояринов взвыл, взвился – он не моя весовая категория – физически гораздо мощнее.
Мы сцепились. - Где? – В клинике, в его кабинете – завотделением психиатрии и кандидат наук.
Кулак у него больше моего лица.
И когда кулак этот полетел мне в лицо, я сдвинул голову, и Бояринов с размаху рукой вломился в медицинский шкаф.
Такой глухой звук – пыхх – и откуда-то сверху посыпалось хваленное непробиваемое стекло.
Не понял, как провалился вдавленный Бояриновым в шкаф с медикаментами.
И он бэ покалечил меня, медведина, но, по счастью, на шум зашла санитарка и подняла крик.
У нее был натуральный культурный шок.
В психушке два врача дерутся в кровь, которая на белых халатах мг... – произведение искусства.
Нас разняли санитары (как положено в психбольнице).
Был товарищеский суд.
Нарушена врачебная этика, и в таком духе.
Это была его карьера, а не моя, я только подрабатывал дежурствами, основная моя работа была в кремлевке.
А Бояринов строил в этой клинике свой ашрам. Он по-настоящему любил психиатрию и карьеру.
На суде, когда речь зашла об увольнении под статью, он стал таким белым, что я только в прозекторской видел подобные лица.
И перед тем как нас должны были осудить по протоколу, я встал и публично принес извинения. Признал вину и ушел из больницы.

Шел по улице, как в темноте, так тяжело было унижение.
Но я неправ!
Он не мальчик. Это его дело, как он относится к женщине. К тому же она его любовница.
Его! – а не моя. Он привел ее ко мне, как пациентку, он обратился ко мне как другу, как коллеге за помощью.
А я его воспитывать, чуть глаза не вышиб.
В общем, я шел и со всех сторон был себе противен.
Просто невыносим – кругом неправ, до тошноты.

И вдруг меня схватили за рукав.
Бояринов догнал прямо у метро.
Догнал и схватил:
– Я сволочь! – заорал он. – Прости!
– Да пошел ты!!!
– Дай мне по роже! – бесновался Бояринов. И стал мотылять моей рукой, старясь ею  ударить себя.
Я пытался противостоять, но болтался, как марионетка в его медвежьей лапе.
(Он на Довлатова похож – такие же объемы форм и степень обаяния личности.)
Никак не мог вырваться, это стало просто смешно – я первый не выдержал!
– Да отвали ты уже!
Но Бояринов затащил меня в своей охапке в какой-то погребец на Площади Ногина.
И мы там пили до ночи, читали стихи, пели и обнимались.
В итоге я взялся за лечение Наташи Гончаровой.
Хотя Бояринов более сильный психиатр, у него выше квалификация, но он не мог ею заниматься, потому что спал с ней. Ни одного сеанса не довел, покрывал ее, как голодный верблюд!
Я запретил себе об этом думать.
Первый гипнотический сеанс провел с ней спокойно.
После чего понял, что без ее ювелира не обойтись.
Именно он раздражитель, он ее «психоделико» провокатор.
Бояринов привел ювелира ко мне домой, так как я потерял его клинику.
А мое отделение специализировалось на терапии, а не психиатрии.
Я работал с ювелиром 4 часа.
Он начал с того, что он Первооткрыватель Мира и Первый Воин Земли.
Он разговаривал свысока со мной.
Я призвал на помощь "сказки" Блавацкой и Папюса и повел разговор с небес.
После первого сеанса ювелир (гигантский бородач – Муромец) сказал Бояринову, что это я – Первый Воин и Первооткрыватель, а он второй!
Бояринов рассмеялся:
– Нет, не справишься с ним! – Он безнадежен!
– Ты неправ!
– Как неправ? Я его послушал – ты же не продвинулся ни на шаг!
– Напротив, я перешагнул бездну!
– Каким образом?
– Он признал, что я первый воин земли, а он второй!
– Ну да, он же больной!
– Неважно, важно то, что теперь он слушает меня, он меня слышит!
Я стал его лечить незаметно для него, потому что учился у него ювелирному мастерству.
Не думал освоить это дело, просто хотел поставить его в привычные условия, где он, на автопилоте понимая что делает, более органично б усваивал (во время физических действий) мою программу, вправляющую в его сознание свои правильные паззлы.
Это было непросто.
Вы удивитесь, но мне надо было вытащить из его головы Бога!
 И поставить туда его самого.
Разрушить схему: Я – Бог – Жизнь. Сократив, соединить цепь: "Я и Жизнь"
Я хотел убрать, в его диалогах с собой, посредника.
Поменять его самосознание.
Так же, как я меняю состав крови при раковых заболеваниях.
Он постоянно разговаривал с Богом! (Впрочем, как все остальные люди.)
И, естественно, как все остальные, трактовал понятие души. Надо было разобраться с этими вопросами.
Душа?
Откуда происходит?
Куда уходит?
Потому что душа – это связь с Богом.
А пробиться к нему через Бога я не мог, несмотря на должность Первооткрывателя, которую, он мне смиренно уступил.
Я не мог пробиться к его сознанию через Бога, потому что Ювелир вкладывал Богу нужные ему ответы и реакции!!!
При этом – Нота Бене! – сам он – ни за что не отвечал!
Бог – сказал. Бог – думает. Бог – осудит. Бог – поможет.
ЭТО – ТУПИК.
Через это – не перешагнешь - авторитарность, и все. Ветряные мельницы.
Нет человека, нет его ответственности. Не с кого спросить.
– Так угодно Богу!
И я начал с души!
Но это уже другая история. Вот вам и Пушкин в теме глубоко личное.
Время: 22:52


*~<>~~<>~~<>~*