Путевые заметки. Горный Крым. Алупка - Исар

Ольга Халабузарь
         Над Алупкой, чуть выше трассы возвышается трапециевидная гора Алупка-Исар или Алупкинская Крестовая (на вершине установлен крест). Она хорошо просматривается с Севастопольской трассы, но на фоне Ай-Петринской стены не производит сильного впечатления.  Сегодня нам туда.
Встречаемся в 11.00 около придорожного ресторана «Шашлычок». Очень вкусное название, но безвкусное оформление – пропустить невозможно. Переходим через дорогу к Алупкинскому лесничеству и углубляемся в лес. Почти сразу в глаза бросается яркий шлагбаум с устрашающим щитом – «Осторожно энцефалитный клещ». Начало июня, мы очень боимся энцефалита, поэтому без молитвы не рискуем нырять под шлагбаум. Молимся, ограждаем детей и вступаем на тропу.  Первые пару минут движемся по горизонтали, а затем начинается не продолжительный, но крутоватый подъем вдоль развалин древней дороги царства Феодоро.  Минут через 15 нам открываются Пастушьи скалы -  оторвавшиеся «дети» горы Вестрон.
        Островерхие  громадные валуны, вперемешку с более мелким камнепадом создают впечатление детской сказки. Тропы к этим скалам нет, но разве можно удержать детский пытливый ум. Через пару минут они уже изучают расщелину в скале,  а в следующее мгновение – уже взбираются на причудливый ствол сосны. Десяти минут нам хватает на осмотр Пастушьих скал, и мы продолжаем путь. Двигаясь вперед по широкой тропе я замечаю тонкую стежку ведущую на вершину небольшой скалы –отторженца. Решаем подняться и посмотреть виды. Подъем занял минуты 2-3. Оглядывая восток, юг и запад, невольно приходит мысль: «И чего ради мы сюда залезли?» Действительно - ничего поражающего взор. Но, обернувшись на север, понимаю, что поспешила с выводом. Ай-Петри открывается с такого ракурса, что нельзя не вспомнить слова Спасителя: «Ты еси камень, и на камне сем созижду церковь свою.»
Потолкавшись минут пять на узкой вершине мини-скалы мы вернулись на основную тропу. Крутых подъемов больше не было. Тропа удобная, с небольшим подъемом. Примерно через пол часа мы вышли на перекресток у молодого ельника: направо – к Хаста Башу, налево – к подножью Исара. Мы сворачиваем влево и через пару минут оказываемся на поляне, увитой плющом у северного подножья Исара. Забыв о клещах,  располагаемся на мягком плюще. Детям не терпится поиграть в мяч. Поэтому пять минут на перекус – и двадцать на игру.
Теперь нам надо подняться на вершину Исара, но с места нашей стоянки тропа не проглядывается. Решаем лезть в гору напрямик. Конечно,  не удобно, – очень скользкая хвойная подстилка, но через пять минут мы уже на тропе, ведущей нас к вершине. Выйдя на ровную поверхность интуитивно принимаем влево – заросли – поляна, чуть правее, опять заросли – поляна – и мы на прекрасной смотровой площадке. Замечательно просматривается Алупкинская Стена, Шаан-Кая, Дива, Панеа, Кошка… И маленькая звездочка – купол нашего храма. Пресвятая Богородице, спаси нас!
  Надолго мы здесь не задерживаемся – впереди еще Хаста Баш. Осмотр развалин крепости оставляю на следующий раз.
Спускаемся с вершины уже по тропке. Выйдя к знакомому перекрестку,  пропускаем поворот на право (мы оттуда пришли) и идем прямо по дороге. Затем тропа делает еще поворот направо и вскоре выводит нас на широкую грунтовую дорогу. Здесь мы поворачиваем влево – Хаста-Баш выше. Дорога идет вдоль сухого русла реки. Заметив трубу – прикладываю ухо – бурлит…Решаем идти по трубе. Поскольку все мы здесь впервые, дороги  никто не знает, а «бурлящая» труба наверняка выведет к реке. По трубе идти удобно, широко и не скользко. Минут через двадцать труба привела нас в охраняемую зону водозаборной станции. Но мы вели себя хорошо (боялись охранника). Детям строго-настрого было запрещено мочить ноги и вообще копошиться у воды. Поднявшись чуть выше по течению и спрятавшись от охранника, мы набрали воды и напились вдоволь. Вода просто ледяная (руки ломило под струей), но и очень вкусная.
 
        Опять вспомнился мой любимый Предначинательный псалом «Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя Господи.»
До истока Хаста-Баша мы не дотянули. Оставили на будущее. Обязательно сходим.
Вынырнув на дорогу, уже никуда не сворачивая, мы начали спуск. Через час грунтовка вывела нас к шлагбауму у трассы, в километре от того места, где начался наш маршрут. Этот последний километр пути оказался самым трудным. Пришлось идти вдоль трассы под палящим солнцем. За эти 15 минут мы устали больше, чем за все четырехчасовое путешествие.