Путевые заметки. Горный Крым. Ялта, Ставри-Кая

Ольга Халабузарь
              Следующий поход решили сделать щадящим. Поэтому выбрали самую живописную, и в тоже время не сложную, Боткинскую тропу. Встретились в 14.00 в Ялте на остановке «Поляна сказок». Решили подняться по Штангеевской тропе (она более приятна для подъема), а спуститься по Боткинской. Для экономии времени пришлось вызвать такси и доехать до водопада Учан-су. Спутники мои ( на этот раз мы собрались малым составом) никогда не были на водопаде и захотели посмотреть.  То, что мы увидели, мало напоминало водопад.  С вершины скалы стекали тонкие бесшумные струйки. В общем - впечатления никакого.  Учан-су очень красив зимой и во время таянья снега, но летом…
               Вернувшись на остановку, мы двинулись вверх по дороге. Слева остается ресторан и за первым поворотом на право уходит добрая, мягкая тропа. Не спеша начинаем подъем. Тропа не сложная, с умеренным наклоном. Дети, уже по привычке, бегут впереди с Мариной Витальевной. Тропа вьется среди высоких, стройных, мачтовых сосен. Дети обнаруживают чрезвычайно старую, пытаются обнять ее. Фотографируем.
                Минут через 15 первая смотровая площадка. Она оборудована скамейкой и железными перилами. Здесь начинается Тарахташская тропа, выводящая на плато. (Обязательно пройдем этим маршрутомпозже). Немного отдыхаем, пьем и любуемся видом. Тропа немного идет на спуск, затем опять поднимает нас и выводит к реке Водоподная. Подъем к реке занимает у нас 35 минут. Даем детям отдохнуть. Побросав рюкзаки, они увлекаются поиском ящериц. Женя очень хочет поймать ящерку. Девочки мои располагаются на берегу. Я же снимаю кроссовки и минут 10 хожу по круглым речным камням. Вода, хоть и холодная, но ноги не стынут.
Через 15 минут снимаемся с места и, не заметив белого маркера тропы, уходим вправо. Крутая, узкая тропка приводит нас к стене скалы Крестовая и к обрыву. Становится страшновато. Возвращаемся к реке, и сразу бросается в глаза белая полоска на дереве (как мы могли ее не заметить?). Нужная тропа уходит влево. С севера выходим на вершину скалы. Дальше тропа идет на спуск. Слева от нас нависающая скала - справа обрыв. Этот 100-метровый участок тропы называют «Чертовым мостиком». Все более или менее опасные участки крымских троп имеют в названии слово Шайтан. Каждый раз мне представляется татарин-первопроходец, который перед опасным участком тропы останавливается, и вытерев пот со смуглого лба, не многозначно произносит: «У-у-у, Шай-тан!» В дождливую погоду здесь можно принять освежающий душ. 
            Женя не сдается! Всю дорогу он заглядывает под камни и кусты в поисках ящерицы. «Матушка, почему нет ящериц?» - «Потому что та, которую ты напугал у водопада, позвонила всем своим и сказала – «Прячьтесь, идет Женя!» Пять секунд он мне верит, но затем возобновляет поиски. Перед нами последний участок тропы. Несколько поворотов с крутыми подъемами – и мы на вершине Ставри-Кая. Девчонки  ахают от восторга. Слава Ти Господи, сотворившему вся!
             На краю скалы, нависающая над обрывом, старая сосна. Я люблю ее с детства. Иду поздороваться, обнять. Девчонки смотрят с ужасом. С трудом уговариваю их хотя-бы подойти поближе. Затем и дети ползком крадутся к сосне, чтобы сфотографироваться.
            Обедаем с прекрасным видом на Ялту. Сквозь сосны проглядывается хребет Иографа. Делюсь планами на будущее. Мы обязательно туда пойдем. У Марины загораются глаза. Она много лет мечтала попасть в пещерный храм Иографа. Радуюсь милости Божией: «Стучите и отверзется, просите и дастся вам». Вслух отвечаю: «Мечты сбываются! Найду проводника и пойдем».
               Через полчаса вступаем на Боткинскую тропу и начинаем спуск. Тропа мягкая, покрыта толстым слоем хвои. Корни сосен, как будто заботясь о нас, уложились в удобные ступени. Спускаться по такой тропе – одно удовольствие. Мы почти что бежим. Периодически останавливаемся, чтобы взглянуть на Ставри-Кая с другого ракурса. Если с трассы на Севастополь она напоминает гордый женский профиль, то здесь мы видим собачью морду.  Нос с большими ноздрями и  длинные уши. Очень  напоминает бассетхаунда.
                Дети бегут по крутым сокращенкам, мы - бережем себя, серпантиним по тропе. Через 15 минут встречаем ручеек слева от тропы. Выше находится родник. Умываемся, пьем, пополняем запасы. Вода не ледяная и чуть сладковатая на вкус. Еще немного, и перед нами мостик через Верхний Яузлар. Ни капли воды – водопад уже пересох. Дети обиженно вздыхают - «Почему нет воды?» Но когда узнают, что через 5 минут будет водопад с водой, прибавляют шаг и через минуту мы их уже не видим.
                Нижний Яузлар оказался более водным, чем Учан-су. Даю детям волю – разрешаю снять башмаки и походить по реке. Здесь мы задерживаемся до ранних лесных сумерек. Тихо, красиво, шелест воды – уходить не хочется.
С места нас снимает приближающийся вечер и память о прошлом походе. Тропа делает два небольших подъема и начинается получасовой спуск. Из леса выныриваем на асфальтированную дорогу, и сразу, здравствуй цивилизация: автомобиль и несуразная, громадная стена дома, зачем-то покрашенная в зеленый цвет. Дорога ведет к Южнобережному шоссе, но я ее не знаю, поэтому увожу всех на узкую тропку.
                С тропы Ставри-Кая открывается иначе. В вечернем свете она выглядит весьма величественно. С грустью и восторгом смотрим на нее. Как хорошо нам было на ее вершине! Благодаря Бога, спускаемся по тропке, выводящей нас прямо к зоопарку. Еще пара минут и мы на остановке, с которой начинался наш поход.
Слава Господу, благодетелю нашему!