Экономика или хрематистика?

Александр Аникеев
       ХРЕМАТИСТИКА  (от греч.хрематиотика — обогащение) - это термин, который придумал Аристотель для того, чтобы обозначить учение  об обогащении и в некоторой степени отделить это учение от учения о ведении домашнего хозяйства семьи или общины для своего благополучия, то есть от экономики. А хрематистика это учение скорее для классового общества, о том, как  получать прибыль, как накапливать денежные или материальные богатства и это учение часто связано со скрытой или явной эксплуатацией, с ростовщичеством и спекуляцией при торговле, с обманом и мошенничеством,  когда накопление богатства становится для человека самоцелью, сверхзадачей, когда человека в стремлении к этой цели не останавливают никакие нравственные и человеческие принципы, когда богатство для него становится фетишем или идолом, которому он поклоняется.

       А  роль экономики Аристотель видел в создании средств, необходимых для поддержания и развития хозяйства при удовлетворении насущных потребностей всех людей общины, для стабильного развития самого человека, его семьи и всего общества без всякой жажды наживы и привилегий. В таком обществе все живут как одна семья, каждый занимается своим ремеслом в общем деле увеличения благосостояния всей общины свободных и честных людей. Деньги при этом являются только инструментом, который обеспечивает удобство для честного обмена разными продуктами производства между людьми при разделении труда в процессе развития как самого общества, так и его социально-экономических отношений, если прямой продуктообмен по тем или иным причинам оказался уже не удобным.  Значит ЭКОНОМИКА это учение о ведении хозяйства для удовлетворения необходимых для жизни потребностей человека или общества при гуманизме, равноправии и взаимопомощи людей для жизни в общине и о том, как правильно вести в ней хозяйственные отношения для развития общества и равномерного обеспечения каждого всем необходимым для своего благополучного развития.

     Оба эти учения в цивилизованном мире очень сильно переплетены, связаны между собой и многими не только не разделяются, но и сам термин ХРЕМАТИСТИКА оказался многими просто забыт. Именно поэтому потребовались науки, которые бы связывали социально-экономические взаимоотношения граждан и политику, и такими науками в разных обществах получила развитие либо политэкономия, а кое-где в сочетании применявшегося понятия "экономика", традиционно означавшего "управление домашним хозяйством", со словом "политика"  привело к созданию и такой новой науки, как "общественное управление делами государства". Но сегодня социальное развитие потребовало уже развитие такой науки, которая называется "государственное и муниципальное управление", именно поэтому появилась потребность в производственно-муниципальном менеджменте. Но вернёмся к хрематистике.

    
     Хрематистика рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег становится основной целью деятельности (например, ростовщичество, спекулятивная торговля), но когда деньги начинают выступать в качестве богатства и целью становится их накопление, теряя своё предназначение как средство обмена, то Аристотель относится к деньгам резко отрицательно.  А так как хрематистика расположена в одном ряду с экономической деятельностью, то люди часто принимают её за саму экономику, но это уже  не экономика, так как хрематистика не следует природе развития высоких человеческих качеств, а часто направлена против других людей, на их эксплуатацию и унижение более богатыми и хитрыми людьми, против которых часто бунтуют и которых, бывает, убивают обнищавшие от ростовщичества и униженные кредитным и наёмным рабством люди в отместку за грабёж и унижения.

      Современные экономические школы не выделяют хрематистику в отдельное учение, а рассматривают через политэкономию такие отдельные экономические категории, как «капитал», «прибыль», «рентабельность» в рамках общей экономической теории.  Именно поэтому миропонимание любого человека строится на лексике,  в отличие от мировоззрения, которое строиться на основе чувственно-образного восприятия. Соответственно этому можно сказать, что отсутствие термина аналогично отсутствию явления, так как осмысленно-логическая деятельность человека базируется на миропонимании, то есть оперирует понятиями. Поэтому когда нет понятия, то кажется, что нет и явления.

      В своих работах Аристотель резко выступал против всего того, что сегодня является нормой в буржуазном капиталистическом  обществе. Поскольку хрематистика учит процессам накопления богатств и объясняет такие термины, как прибыль, рентабельность, доходность, выгода и пр, то в рамках хрематистики общественная польза - это лишь вторичный или сопутствующий эффект.
      Хрематистика построена на эксплуатации одной группы людей другими и не преследует ту справедливую цель, при которой право на труд должно каждому гарантировать и право на необходимые средства для жизни от  всей их производимой обществом массы, как это происходит с деньгами, по количеству и квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике.   А значит хрематистика и сами деньги становятся причиной многочисленных злоупотреблений в  обществе и отличным условием обмана и эксплуатации людей.

      В рассматриваемом примере наглядно показано, что вначале слово ХРЕМАТИСТИКА выходит из употребления, а затем из предметной области экономической науки "исчезает" как бы само собой и то явление, которое  ХРЕМАТИСТИКА описывает как отдельное от экономики понятие и это явление называется стремлением к непомерному обогащению одного человека за счёт других людей. 


     Именно поэтому агрессию населения от закабаления и порабощения на экономическом уровне часто стараются снижать фактологическими и идеологическими методами через временную необходимость потерпеть ради будущего благополучия, либо через административно-силовые структуры посредством извращённых законов, науки, знаний или через религию.





              ДАЛЬШЕ МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ, ДАЛЬШЕ ДЛЯ СОВСЕМ ТУПЫХ И ДЛЯ ТЕХ, КОГО СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ГУМАНИЗМ И РАВНОПРАВИЕ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ!!!



       Часто ХРЕМАТИСТИКА  в трудах Аристотеля определяется как "наука наживать состояние",  а ЭКОНОМИКА  как "наука о ведении домашнего хозяйства", где он противопоставляет хрематистику экономике, и не считает ее частью экономики. Он выделяет хрематистику, как науку или учение, которое не является необходимым в обществе, относя к ней стремление наживать богатство в торговых спекуляциях и считая это вредным для развития общества.  "Сообразно с природой человек обеспечивает своё благополучие извлечением пользы от разных предметов, плодов и животных.  Такое извлечение пользы может быть двояким: с одной стороны, оно относится к области торговли, с другой — к области домохозяйства, причем последнее обусловлено необходимостью и заслуживает похвалы, обменная же деятельность по справедливости часто вызывает порицание, как деятельность, которая часто не обусловлена необходимыми  причинами и часто бывает устроено на обмане."    Об экономике он пишет: - "К практической стороне умения наживать состояние относится усвоение опыта в деле приобретения разных полезных в хозяйстве предметов, плодов и животных, какие из них наиболее полезны, где и каким образом можно приобрести их; например, при приобретении коней, коров, овец, равно как и прочих домашних животных, нужно быть опытным в знании того, какие из этих животных представляют наибольшую пользу, какие из них в каких местностях имеются, так как одни из домашних животных родятся в изобилии в одних местах, другие — в других; затем, нужно быть осведомленным относительно земледелия,  плодоводства, в пчеловодстве и относительно других плавающих или летающих животных, oт которых можно получить себе пользу и выгоду."…
   
     Аристотель полагал, что если хрематистика расположена в одном ряду с экономикой, то люди принимают её за саму экономику, но хрематистика не преследует справедливость в социально-экономических отношения, а направлена на эксплуатацию и на пренебрежение многими человеческими и  гуманными принципами. На неё работает ростовщичество и наёмное рабство, что по понятным причинам презирается и осуждается многими людьми, так как всё это черпает свою прибыль либо из самих денег, либо узаконенным грабежом через прибавочную стоимость,  а не посредством честного перераспределения производимых благ при помощи денег получаемых от количества и квалификации труда, ради чего они и были изобретены человечеством. Деньги должны облегчать такое перераспределение через честную торговлю по стабильным ценам, но именно деньги увеличивают  ростовщический процент и ведут к эксплуатации, поэтому этот вид обогащения самый извращённый.
     Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появляется представление о возможности почти безграничного накопления денег и имущества, якобы, абсолютно не мешая кому-либо, создавая в сознании людей определённый фетиш из денег и товаров, полагая, что именно деньги дают богатство, силу и власть, но именно бесконтрольное накопление денег обладает античеловечной силой, сильно мешают развитию справедливости, солидарности и сплочению народа.  Сколько у банкиров кредиторов??? А у водочных королей любителей выпить??? А у спекулянтов своих покупателей???  А сколько клиентов у сутенёров, у торговцев оружием, наркотиками, дефицитом, и прочее???  Имея такие деньги они уже скупают квартиры, спекулируют ими или сдают втридорога. Покупают высокие должности и награды, скупают недвижимость за рубежом и открывают бизнес там…  А сколько "благодарных зрителей" оплатили необъятные хоромы в России и за рубежом нашей творческой интеллигенции, наших "гениальных" актёров и артистов, этих "народных любимцев",  которые никак не насытятся?  О продажности полиции и других контролирующих органов и заикаться не стоит... Стоит ли перечислять весь негатив, который приносит бесконтрольное накопление богатства???  Именно поэтому Аристотель предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно и очень опасно для стабильного развития общества.

    

     Аристотель считал, что главный отрицательный элемент хрематистики - ростовщичество или как сейчас это называют "кредитно-финансовая система". Он был убеждён, что когда деньги становятся условием роста количества самих денег, а не производства новых  товаров для всё более полного и равномерного удовлетворения потребностей населения по количеству и квалификации труда каждого,  то начинается развращение общества. А когда само государство становится таким ростовщиком, то общество обречено на распад и уничтожение как от внутренних противоречий, так и от противоречий с другими государствами.


     Аристотель полагал, что всякую прибыль человек может рассматривать с двух точек зрения -  либо только для своей пользы, либо как это помимо пользы для себя может отразиться на интересах общества. Можно утверждать, что сейчас почти никто из предпринимателей или бизнесменов не рассматривает свою прибыль кроме как для свой собственной пользы и его мало интересует как это отразится на тех людях, с которыми он живёт рядом или на окружающей природе.
 
    И ещё Аристотель не сомневался в том, что в основе экономики обязательно должна быть нравственность. Экономика  буквально — это правила ведения хозяйства для удовлетворения своих потребностей, своей семьи или общины, общественная хозяйственная деятельность при производстве,  распределении  и потребление необходимого для благополучной жизни и развития членов общества. Экономика им рассматривается как весь обрабатываемый человеком окружающий мир, этот мир для людей есть среда их обитания и все должны жить по единому закону для благополучия и развития всего живого и неживого.  Нравственность, как и справедливость, категория не материальная, ее сложно измерить и оценить, потому в хрематистике она отсутствует, как отсутствует и в марксистско-большевистской теории. Отбрасывая нравственность и справедливость хрематисты отбрасывают саму человечность, поэтому для них вместо людей появляются человеко-часы, койко-места, трудодни и прочие обесчеловечивающие условности в социально-экономической жизни людей.


      А теперь обратимся к БИБЛИИ.

      Когда  Аристотель  ростовщичество называл эксплуатацией, то это же осуждает и Библия, ибо когда Бог давал Адаму наставления и благословения еще в Эдемском саду, то власть ему была дана над всем сущим, но не над человеком.  Поэтому, если в рамках хрематистики возможно использование самого человека, то в рамках экономики используется труд человека, а не он сам. Исходя из этого можно констатировать, что Бог разрешил человеку быть экономистом, но запрещает быть хрематистом. С точки зрения хрематистики человек это лишь приложение к рабочему месту. Разве это не богомерзко? Как можно человека, ради которого умер Сын Божий Иисус, рассматривать в качестве приложения к чему-то?

     Еще цитата из Библии коринфянам 8:13
    Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.  Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, чтобы не имел лишнего, а кто мало, чтобы не имел недостатка. А разве для общины это не справедливо?

      Этой  равновесной  системой по Библии Бог возлагает ответственность людей друг за друга. Почему же так сказано?

Ответ мы находим в другом отрывке
1коринфянам 12
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где было бы тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно.

     Бог, создатель всего, рассматривает общину как тело, где всякий человек как член общества находится не только в иерархической зависимости друг от друга, но еще и в состоянии взаимной ответственности. Бог знает, что есть люди не способные сами о себе позаботится, подобно тому как есть части тела которые нуждаются в заботе более сильных частей.

     Господь сделал одних сильными и быстрыми, но не исключительно ради успеха их, но ради успеха тех, кто их окружает.  Но сильные часто на протяжении своей жизни не слышали и не слышать не хотят об ответственности, которую Бог возлагает на всякого сильного.  В обществе такая тема, как ответственность друг за друга, часто вообще не поднимается. Учебники по экономике нигде не ставят в качестве основного вопроса - какую пользу мы принесем обществу. Общественная польза, изменение мира к лучшему это вопрос побочный, второстепенный или просто сопутствующий деятельности бизнесмена.
 
     Но чем больше сила тем больше ответственность согласуется со словами из Библии Римлянам 15:1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Бог знает, что в обществе не много сильных и не много благородных(1Кор1:26) и рассматривает сильных как ответ на проблемы этих не сильных и не благородных.

      Но лишенный понятия ответственности бизнесмен начинает воспринимать мир иначе, для него налоговая полиция становится монстром, ибо он не видит за налоговыми отчислениями при капиталистических отношениях пенсию старушке или зарплату пограничнику охраняющему страну. Может быть бизнесмен и видит, что люди созданы разными, но уж точно считает себя особенным. Свой талант - делать деньги, он рассматривает как способность исключительно для своей пользы, а окружающую его среду вместе с окружающими людьми многие видят как источник возможной прибыли.

      Но Бог учит нас тому, что Земля есть место обитания всех людей и все ресурсы на планете отданы человеку лишь на время его жизни и всякий даст отчет Богу за то, как он распоряжался тем, что было у него. У сильных и способных Бог спросит - какую пользу и какое благо принесла твоя сила и талант для мира? Насколько ты сделал мир лучше?  А сильные скажут - но Господи, я делал только свой мир лучше, я служил только себе и лишь иногда интересам других.  И Господь ответит - потерял ты награду свою в вечности, все что мог ты уже получил живя на земле в роскоши. Будь доволен тем, что вообще смог попасть в число спасенных от адского пламени.

      Основная ошибка большевиков в том, что всё то, что призводил народ, а это заводы и фабрики, дворцы культуры и спорта, школы и институты, электростанции и механизмы, детские сады и жилые дома даже в то время чаще всего служили не тем людям, кто это строил, а тем, кто за это ЗАПЛАТИЛ ДЕНЬГИ!  Большевики  не позаботились о том, чтобы всё это всегда служило тем, кто всё это строил и производил,  чтобы каждый имел право пользоваться всем этим, как и зарплатой, от количества и квалификации своего труда, преумножалось и потомкам доставалось! Поэтому такое наследство после падения власти большевиков почти совсем перестало служить трудящимся по справедливости, а было передано в руки частных собственников и стали для них средством обогащения, обирая нуждающихся в этих средствах. Не удивительно , что термина ХРЕМАТИСТИКА нет в Советском Энциклопедическом Словаре.

       А частные собственники часто вообще не рассматривают окружающий мир как подпадающий под их личную ответственности, ибо часто они не несут вообще никакой ответственности за грабёж населения и разорение природы, поэтому полностью и без остатка служат только своим интересам и мир вокруг таких людей не становится лучше.

       Именно поэтому стоит задуматься о том, как изменить этот мир, чтобы право на труд каждому гарантировало право на все необходимые людям социальные блага от их общей массы относительно равным  количеством от относительного равенства рабочего времени как количества труда, а качеством по квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике по производству  необходимых обществу благ и оказанию услуг для благополучия каждого и защиты своих интересов от посягательств кого-либо на право жить по этим законам и каждый нёс свою долю ответственности адекватно получаемой доли средств для жизни! Сегодня контроль качества любой производимой продукции и качества труда  вполне допускает подобную экономику.  А зарплата пропорционально труду никогда и нигде не сделает жизнь справедливой, ибо ДЕНЬГИ ещё нигде и никогда не гарантировали ДЛЯ ВСЕХ достойные труда условия жизни, они всегда определяют ЧАСТНЫЙ характер присвоения благ теми, у кого достаточно денег или власти для такого присвоения, в ущерб тех, у кого не достаточно того или другого.

       Кстати, деньги, даже пропорционально труду, многим дают не свободу, а зависимость от них, поэтому такие зависимые от денег как труд, так и жизнь перестают давать людям ощущение свободы от своего труда на благо общества, ибо очень многим не позволяют иметь от общества необходимые средства для жизни достойно своего труда, а значит отсутствует и законное право на необходимые КАЖДОМУ члену общества эти средства для жизни, если нет соответствующих законов!!!
        А какая может быть социальная справедливость и свобода в таких условиях, кроме буржуазной свободы, которая часто обеспечивается только для тех, у кого власть, капитал и административный ресурс, чья жизнь почти не зависит от добросовестности труда???

        А превращение частной собственности на средства производства в общественную или государственную собственность, не делает необходимые средства для жизни достоянием всего народа.  Изменяется только характер собственности средств производства, а способ распределения социальных благ сохраняется прежним – через рынок!!!   А говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе и равноправии всех при рабстве!!!!!   А при МОНОПОЛИИ капитала, т.е. при КАПИТАЛИЗМЕ, где ещё нет МОНОПОЛИИ ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ, именно деньги и позволяют богачам лишать население многих благ на законном основании посредством рыночного и финансового террора.  Поэтому обобществлять необходимо не СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, а НЕОБХОДИМЫЕ КАЖДОМУ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ!!!!!   И В ЭТОЙ СТАТЬЕ  ЕСТЬ МЕХАНИЗМ ТАКОГО ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ!!!  Хотя ОЧЕНЬ МНОГИЕ теоретики по реализации идеи создания общества равноправия и социальной справедливости теоретизировали на эту тему, но лучше усовершенствованного общинного хозяйствования пока ничего не придумано...   Обычно новое – это хорошо забытое, но талантливо усовершенствованное старое и это необходимо понять всем, кто стремится к равноправию, гуманизму и социальной справедливости. Простое всегда надёжнее сложного и этот механизм ДО СИХ ПОР работает во многих социально развитых странах, сохранивших общинный способ хозяйствования на современной технике и прогрессивных технологиях!!! Только в нашей стране никто этого не хочет видеть...


     В Швейцарии один из сторонников прямого народовластия Раймонд Брогер в своей программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия их община самоуправления совершенствуется и процветает, не меняя существенно формы своей жизни,  а только их совершенствует на основе равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни.  Народ Швейцарии вперёд ведёт убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого, что не может быть свободы ни у личности, ни у государства без дисциплины и честности, без диктатуры закона и без его беспрекословного соблюдения. Что при демократии  только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, но он не может ежеминутно участвовать в управлении государством, поэтому неизбежны какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом!!!
     Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей народа, задача правительства исполнять закон для  социального благополучия населения страны и для снижения возникающих социальных напряжений.  Действовать так, как действовало бы разумное народное большинство, если бы знало во всех деталях все требования экономики для удовлетворения своих насущных потребностей. А это становится всё более трудно при растущих государственных нагрузках. Поэтому именно демократическая система как раз и требует не столько сильной руки, сколько чёткого пути, по которому могла бы следовать государственная машина управления, направлять её по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…   
     А ведь Швейцария единственная страна в мире с прямым народовластием и с самым высоким уровнем жизни населения по равноправию и справедливости!!!  Что, в России мозгов не хватает, чтобы с такими природными ресурсами жить не хуже???       Определяя условия процветания социально развитых стран можно увидеть, что  плохо трудиться на своём рабочем месте чревато большими проблемами именно для тех, кто трудится плохо! И когда каждый начинает  понимать, что лучше трудиться хорошо, чтобы хорошо жить, то именно тогда процветают и страна, и добросовестный труженик!!! Когда каждый понимает, что благо всей страны это есть и его личное благо, что если он будет плохо работать, то очень плохо его стране не будет, но очень плохо от этого будет ему самому и именно в таких условиях каждый подсознательно больше будет "думать о Родине, а потом о себе."  А в СССР не были созданы такие условия для людей, чтобы люди думая о Родине знали, что и родина их не забудет.  А разве сейчас есть для каждого такие условия???
     И пока не будет таких законов и механизма их соблюдения для решения социально-экономических  проблем при создании справедливого социального общества как саморазвивающейся системы для самосовершенствования, саморегулирования и самоуправления при развитии социального благосостояния всего населения, до тех пор не будет такого общества.  Именно ради увеличения благосостояния и улучшения жизни КАЖДОГО члена общества революционеры шли на эшафот и на каторгу, чтобы право на труд определяло и право на необходимые каждому социальные блага по достойным человека нормам от количества и квалификации своего труда на рабочем месте в общественной экономике, сохраняя рынок вне социальной сферы.
     Без оформленных законом социальных гарантий и без механизма их  внедрения никакие перестановки в правительстве для решения этой проблемы без мощного репрессивного аппарата власти НИЧЕГО НЕ РЕШАТ.   Никакие реформы, кроме тех, что направят народ в  русло для его объединения за такие законы, не улучшат жизнь народа, поэтому в России и нужны лидеры, которые будут за такие реформы.

       Сегодня в России ответственность за жизнь обездоленных должна лечь на плечи прогрессивной партии, но разве в России есть партия с такими целями, чтобы право на труд каждому гарантировало и право на жизнь достойную труда???  Отсутствие такой политической партии доказывает нежелание народа брать на себя политическую ответственность как за своё благополучие, так и за положение дел в своей стране, целиком перекладывая ее на своих избранных представителей, которые "почему-то" неизменно оказываются демагогами, ворами и прохиндеями. Все мы знаем, что по прутику ломать легче, что необходимо единение народа, но лишний раз убеждаемся, что знать, как надо делать и делать, как знаешь - разные вещи.

       Добавлю, что идеалом социалистического хозяйствования являются полунатуральные хозяйственные отношения, когда отменяется рыночное распределение необходимых КАЖДОМУ социальных средств для жизни в виде норм на благоустроенное жильё, качественных продуктов для сбалансированного питания, фактуры на добротную одежду , сохраняя рынок вне социальной сферы.  В этом случае право на труд гарантирует и право на необходимые каждому средства для жизни количеством по нормам от их общей массы для благополучия каждого, а качеством по квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике по производству необходимого для нормального развития как страны, так и каждого его гражданина.

       
       Именно такая экономика оформленная законодательно есть естественная хозяйственная деятельность по производству всего необходимого для жизнедеятельности и потребления населением для своего нормального развития. Такая экономика включает и рынок, и обмен, но только вне необходимых норм и вне социальной сферы в рамках, необходимых для удовлетворения  потребностей человека и развития общества. Пределы этой деятельности тоже естественны,  это благоразумное и не расточительное потребление без насилия как над природой, так и без эксплуатации людей со стороны кого бы то ни было.

     Поэтому следует позаботится о том,  чтобы была создана уравновешенная  экономика, а не грабительская хрематистика. А когда будет определённый  порядок в социально-экономической жизни людей на основе гуманности, равноправия и социальной справедливости, то не потребуется и больших забот о человеке, ибо в таких условиях даже люди, слабые и неспособные сами смогут решить свои проблемы, если такой закон будет их защищать и не нужно будет просить милостей от начальствующих прохиндеев на своё нищенское существование.  Закон суров, но это ЗАКОН и нарушивший его должен нести суровое наказание независимо от должности. А если стало вдруг кому-то плохо, то кому как не сильным и смелым встать на их защиту?  Иной раз такая защита приходит из нестандартных источников и примером может быть Япония. Когда во время крупного землетрясения был почти полностью разрушен один из городов и люди остро нуждались в воде, в пище и лекарствах, то японская якудза (мафия) взяла на себя ответственность за водоснабжение и обеспечение помощи пострадавшим жителям.


   Всего 100 лет назад все блага создавались только за счёт силы людей и животных. При этом в семьях было по несколько детей. Роскоши не было, сутками не работали, но основные жизненные потребности удовлетворялись почти полностью. Свободные крестьяне могли обеспечивать сносное существование своей многочисленной семьи и всей общины  примитивными средствами производства того времени.

    Сегодня благодаря электричеству, современным машинам и технологиям, один человек может производить в сотни раз больше продукции, нежели наши предки. При этом большинство семей редко имеют более двух детей, а многие не имеют их вовсе. Не надо быть математиком, чтобы быстро подсчитать, что при таких раскладах, мы можем обеспечивать себя всем необходимым, работая всего по одному дню в неделю. Либо, если оставить 40-часовую рабочую неделю, давно должны были построить «земной рай».

     Однако, нам твердят, что для достойной жизни надо много работать. Большинство так и делает, почти не имея свободного времени, и при этом, не купаясь в роскоши. Возникает вопрос –в какую же «чёрную дыру» утекает энергия и время простых граждан? Открою Вам «тайну» - всё поглощает жадность власть и богатство имущих!  Жизненные силы человечества превращаются в астрономические банковские счета хозяев этой жизни. Эти капиталы уже не послужат на благо простых граждан, а трансформируются в роскошь элиты и в их неограниченную власть над бедным людом.

 А  надо сделать так, что если кто хочет лучше жить - надо лучше работать, повышать квалификацию!  И тогда можно требовать улучшения условия жизни! Не больше работать, а лучше! Ведь восьмичасовой рабочий день никто не отменял и если человек будет работать больше, то он будет больше уставать и едва ли его труд от усталости будет производительнее и плодотворнее.

    Поэтому, как бы не совершенствовались средства производства и технологии, хоть в десятки, хоть в сотни раз - лёгкая и приятная жизнь не настанет. Простым гражданам всё равно останется лишь необходимый минимум, за который придётся отдавать почти все свободное время и энергию. А прогресс цивилизации будет продолжать служить  капиталу богачей, всё более их развращая.
 
      Только смена вектора экономической деятельности населения с хрематистики на экономику, то есть с прибыли и конкуренции на вектор справедливого и сбалансированного удовлетворения потребностей населения по принципам гуманности, равноправия и социальной справедливости в соответствии с возможностями страны можно изменить сложившуюся на сегодня социальную ситуацию в России.

       А это значит, что только когда будет закон, при котором право на труд будет гарантировать каждому право на необходимые социальные блага от их общей производимой в обществе массы относительно равным количеством от относительного равенства рабочего времени, а качеством по квалификации труда для благополучной жизни, а не только на зарплату пропорционально труду без всяких социальных гарантий, позволит вернуть народам надежду на справедливую экономику!  Но без механизма обеспечения такой законности всё это УТОПИЯ! И только объединённый в свою партию народ для реализации такой цели может организовывать экономику для своего благополучия.

          Конечно, то, что здесь предлагается, не сделает всех поголовно честными, порядочными и счастливыми, да и возможно это только в стране, где люди живут сплочённо, всегда готовы прийти на помощь друг другу, где правительство заботится о своём народе, но такое устройство общества без сомнения не только позволит ликвидировать нищету и обездоленность среди честных и трудолюбивых людей, но и богатых не обидит, ибо всё, что будет вне социальных норм остаётся на рынке! А при условиях прямого народовластия повышать нормы необходимого при развитии экономики общества! А разве только это не стоит воплощения в жизнь подобного устройства общества?

            Только люди лишённые чести и совести будут против такого устройства и можно сделать вывод, каких людей объединяет Российская Федерация, если они не объединяются  в свою политическую партию против народной нищеты и бесправия.


      А это для информации -

      http://www.stihi.ru/2015/09/29/3028

      http://www.stihi.ru/2013/08/10/2567