Я горжусь и помню

Нелли Вахрушева
К сожалению, мой дедушка Василий Иванович Колобков, не дожил до сегодняшних дней.
Родился он в  24сентября в 1904 году в деревне под названием «Речки», рядом с которой протекает речка Шоша, вот и деревню назвали просто Речки, это была, да и сейчас есть, небольшая деревушка  в районе Подмосковья и там же дедушка  нашел свое семейное счастье, обвенчавшись с Александрой Матвеевной, моей бабушкой.

Когда началась война  он, как и многие пошел на фронт добровольцем, ему было на то время  37 лет,  семья была многодетная, пятеро  детей.  Старшего звали  Виталий, ему было 11 лет, Александру 8 , Леониду,  около шести,  Валентине, моей тете  4 годика,  Валере не было и года, моя же мама с братом Мишей, появились на свет уже после войны. 
   В 1941  фашисты продвигались ускоренными темпами  к Москве, шли ожесточенные бои.  В одном из отступлений, мой дедушка был тяжело ранен в бою, а его отряд полностью разгромили  немцы, почти никто не уцелел, да и он чудом остался жив, получив тяжелое ранения в живот,  попал в госпиталь, долго лечился и был комиссован.
   Дедушку после госпиталя отправили домой, воевать по состоянию здоровья он уже не мог,  да и был  еще, очень слаб, необходимо было длительное лечение и уход.   На то время больницы были  переполнены  ранеными, мест не хватало, кто мог передвигаться самостоятельно, выписывали.
   Когда он вернулся, бои гремели  совсем близко, фашисты  на подступах к Москве, заняли оборону,  зима выдалась очень холодная, снежная, не привыкшие к нашим морозам немцы стали сдавать свои позиции и в одном из отступлений,  шли, как раз через нашу деревню "Речки".
   Мужчин прятали от немцев, кого в погребе, кого в сарае, немцы рыскали, как ищейки, искали партизан, чтобы расстрелять и тех, кто их скрывал–то же.
   Карательные войска  сжигая все и всех на своем пути, уничтожая мирное населения, никого не щадили, разоряя деревни, мужчин, которые способны были держать в руках оружие, расстреливали не раздумывая.
    Дедушку прятать не стали, да и бесполезно было, все равно нашли бы, так еще хуже, всех бы за укрывательство расстреляли, а так был хоть какой-то шанс выжить.
  Дедушка очень похудел, долгое время не брился, густая брода закрывала большую часть лица,  внешне стал похож на старика. 
   Когда фашисты зашли в дом и обнаружили его лежавшим на кровати, сначала тоже  хотели расстрелять, но  Бабушка Шура и её мама Анастасия,  буквально упали на колени перед фашистами и слезно причитали.

          «Да какой же он партизан!??
           Какой из него вояка? Это наш  дедушка,
          он  уж старый совсем, да и  силы  не те!!» 
 
Тем самым спасли ему жизнь.
Фашисты сутки провели в их доме,  все это время дети сидели на печке и выглядывали из-за шторки, пока они ели и пили, тут же спали прямо за столом.
    Потом немцы всех выгнали на улицу, на лютый мороз.

Помню, как бабушка мне  рассказывала, когда я была еще маленькой.

  «Высокий  немец  подозвал меня и стал рассказывать, на языке жестов, что у него тоже остались маленькие дети, двое, мальчик и девочка, такие же маленькие, как и у неё, потом немного подумав - помолчал, погрузился в воспоминания и после небольшой паузы сказал,  на ломаном русском, что у них приказ, уничтожить деревню вместе с её жителями, стал торопить, чтобы я  выносила вещи,  одежду все самое необходимое, и показал на пальцах, чиркнув спичкой,  изобразив жестами, что-то вроде взрыва. Этот немец может даже и спас нас тогда"
   Говорила бабушка - "Позволил покинуть дом.
   В основном немцы предпочитали бросать гранаты, и сжигать здания вместе с жителями, не давая им выбраться из горящих зданий.
   Рядом стоял дом, в который прилетел снаряд, раздался оглушающий грохот, пламя охватило за считанные секунды деревянное строение, мы, как очумелые бегали, пытаясь спасти скотину, сарай охватило пламя, успели, вынеси, только сундук,  в который положили младшенького  Валерку,   на то время ему было чуть больше годика, швейную машинку, одеяла с подушками,  кое-какие детские вещи.
  Было так страшно, все кричали, плакали, не верилось, что такое может происходить на самом деле,  фашисты пошли дальше, а мы в состоянии  шока, долго стояли и  смотрели, как наш дом превращался в пепелище. Идти было некуда, мало кто тогда уцелел".

Бабушка мне рассказывала про войну, и каждый раз переживала все эти события, как будто заново, возвращаясь в воспоминания, продолжала.

   "На окраине деревни остался  заброшенный сарай, он был сделан из кирпича, вернее только  его стены, крыша выгорела,  укрылись там. 
  Всю ночь проплакали, а чтобы не замерзнуть насмерть, жгли костер, морозы  в ту пору  стояли суровые.
  Все деревни вокруг были выжжены, Василий Иванович, твой дедушка и со старшим сыном, твоим дядей, Виталием обошли все окрестности, в поисках крова.
   Утром, когда стало  светать, обнаружили, что  уцелело одно село, под названием Быково, оно было в низине, почти в лесу, густой дым накрыл эту   деревню  и ее чудом  не заметили,  немцы прошли стороной,  там мы и  нашли спасительный приют».
   
   Дедушка выздоровел,  но на фронт уже не пошел,  пришлось отстраивать деревню заново, мужские руки были на вес золота. Рубили лес, пилили доски с утра до самой ночи, ему помогал старший  сын Виталий, больше из мужской половины почти никого не осталось, ушли в партизаны, многих расстреляли,  остались женщины, дети и старики.

    Я совсем не помню своего дедушку, мне было всего лишь два года, когда его не стало,
только помню рассказы бабушки и мамы, которые всплывают из памяти время от времени. Когда мне было полтора годика, мама привезла меня в деревню, показать внучку родителям, это была моя первая поездка.
Дедушка уже на то время был болен, но все равно без дела сидеть не мог,  стучал в сарае, мастерил все время,  грабли  делал, черенки для лопат, потом запрягал в телегу старую кобылу, возил и продавал их на сельский рынок.
    Было самое начало лета, июнь месяц,  зеленый луг, а на нем, как на ковре, желтые одуванчики. Мама стояла на крыльце и смотрела, как я, еще совсем маленькая бегала, падала, вставала,
все бегом, собирала эти желтые цветы, делая маленькие букетики, в которых было больше травы, чем цветов. Дедушка сидел около сарая  смотрел на меня, курил, а я приносила ему свои цветочные подарки,  он каждый раз брал их и благодарил «спасибо, спасибо» 
      1974 году осенью дедушки не стало, ему было семьдесят лет.
Дедушка был награжден орденом славы третьей степени, медаль за отвагу и медаль за мужество. Я ГОРЖУСЬ своим дедом и ПОМНЮ.



Хочу, чтоб не было Войны!!!
 
Внезапно потемнело небо,
Сравнялось с черною землей,
И был тогда еще неведом,
Путь через мины под огнем.

Пусть под ногами все горело,
Враг жег, стирал с лица земли,
Деревни, города и села,
Но люди выстоять смогли!!

Какой ценой далась Победа?!
Слезами, кровью, всем святым,
Бесценна памяти монета.
Ужасны тяготы Войны!!

Нам не забыть, пройдут столетия,
Стереть фашизма все следы,
Чтоб в МИРЕ жили внуки, дети,
Хочу, чтоб не было Войны!!!

   ****************

Мирное небо над головой,
Бомбы не рвутся и люди не гибнут,
Мамы детей своих крепко обнимут,
Служат  солдаты, вернутся домой.

Мирное небо над головой,
Строятся школы, дома и больницы,
И первоклашки с цветами учиться,
Дружно шагают за руку с мечтой.

МИР на земле, в небе яркий салют,
Птицы вьют гнезда, трава зеленеет,
Солнце лучами своими согреет,
Песни кругом фронтовые поют,

Память сквозь время в сердцах пронесем,
И благодарность за счастье и радость,
Вас ветеранов уж мало осталось,
Низкий  поклон Вам за то, что живем.


Плейкаст «С праздником Великой Победы!!!!»
Дарья Фазылова – Письмо пришедшее с войны