Пять дней средь сияющих вершин Кавказа

Валентина Карпова
Пять незабываемых дней, проведённых среди гор Кавказской гряды на запад от Эльбруса, двуглавую вершину которого видели лишь издалека в виде особой его милости к нам, чужакам, имевшим дерзновение (вовсе не наглость, нет!) забрести по неведению, или, скорее, любопытству, в царство застывшего в камне времени! Не претендую на общность точки зрения уже потому, что путешествие было хотя и массовым (огромный туристический автобус), но сложилось для каждого туриста по-разному, что вполне логично и объяснимо вследствие того, что являлось наиболее привлекательным для отдельно взятого человека. Автор этих строк будет говорить только о своих собственных ощущениях и переживаниях, о том, что увидел и запомнил его взгляд, вместило сердце, душа...

Начну с того, что мне, жительнице средней полосы России, всегда хотелось увидеть и побывать на море, в горах, увидеть весеннюю цветущую степь... Этим жадинам (гурманам!), моим глазам, постоянно чего-то не хватает, им постоянно нужна подпитка свежими и, лучше бы, отличными от привычных, впечатлениями, зрелищем или созерцанием чего-то такого, чего они ещё не видели, не впитали в себя если и не навсегда, то уж, по крайней мере, надолго!

Первая остановка на маршруте - Пятигорск. Здесь всё пропитано, всё дышит литературным и просто человеческим гением Лермонтова. Он всюду! Его присутствие зримо в названиях улиц, площадей, населённых пунктов и даже игрушечно-красивых мосточков в городском парке! И это - удивительно! Удивительно уже потому, что у нас (ближе к Москве) всё же более часто упоминаем Пушкин, а не Лермонтов. Как-то так вот сложилось, даже без какого бы то ни было сравнивания между собой этих людей, что, конечно же, даже просто в теории невозможно уже и потому, что талант как явление вообще уникален! Но и тем не менее...

Домик, где он жил... Другой, где принял вызов от Мартынова... Место дуэли... Памятная стела... Я бродила по улицам, чуть отстав от общей группы, и почему-то не замечала современных зданий, асфальта под успевшими когда-то устать ногами, тревожно оглядываясь по сторонам, словно ожидая какой-то неожиданной знаковой встречи, боясь что-то пропустить, не заметить... Временами за спиной явно слышалось шуршание тяжёлого шёлка, наброшенного по тогдашней моде пышными складками на жёсткий кринолин - платья для утренней прогулки и даже, вроде бы,  шёпот, приглушённый смех, обрывки фраз, но, обернувшись, всякий раз оказывалось, что это насмешка почти неуловимого ветерка, который самым бесстыдным образом вот так шалил с моим вдруг обострившимся воображением... Но даже и после того, как "раскусила" коварность затеянной им игры, я позволила ему её продолжить, а поскольку он не ведал, что раскрыт, то предоставил мне уникальнейшую возможность пребывать как бы в двух временных срезах одновременно!

Да, я смотрела на современный Пятигорск, но видела совершенно другие улицы и дома, слышала совершенно другие звуки, вдыхала отличные от сегодняшних ароматы! Это было настолько удивительно реально, если не сказать больше! Таинственно, волшебно, и так мистически ощутимо, что появись из какой-нибудь сбегающей к подножию горы Машук улочки сам Михаил Юрьевич верхом или же в пролётке, я бы, наверное, нисколько тому и не удивилась!

Машук... Внушительный и какой-то обстоятельный, но при этом "одомашненный", что ли... Возвышается над городом, как заботливая наседка, собирающая под свои крылышки дома и домишки, тесно поспешившие прилепиться к надёжности и прочности горы, полагаясь на её защиту от чего бы то ни было. Далее по маршруту будут ещё горы... Много и разных, но эта какая-то "своя", что ли, мирная, не своенравная, укрощённая...

Вот про Домбай так не скажешь! Совсем другая красота: строгая, суровая, не допускающая даже мысли о каком-то заигрывании с ним, фривольности... Ему не доверишься, не расслабишься... чревато... Горы-исполины когда-то явно нехотя расступились, образовав совсем небольшую по своим размерам долину, которую, словно острым кинжалом, рассекает поперёк шумная, бурлящая, берущая начало где-то там, значительно выше, среди ледников, говорливая река...

Человек, конечно же, тут же воспользовался подаренной ему ни за что возможностью смотреть, любоваться, но вряд ли так, как не возражали бы сами горы, быстро приспособившись использовать природную красоту к своему личному обогащению... И вот уже отелям, гостиницам и прочим строениям того же направления тесно стоять рядом... И одни люди берут деньги (и совсем немалые!) за то, что природа предоставила всем даром... А смотреть, конечно, есть на что! Поросшие хвойным лесом склоны, сверкающие в лучах солнца покрытые не тающими снегами вершины, то являющие себя на всеобщее обозрение, то торопливо скрывающие своё "лицо" облаками, как плотной фатой стыдливой невесты... Всё это непременно и сразу же завораживает взгляды, особенно тех, кто в горах впервые! И ничего, что трудно дышать, что каждый шаг сквозь преодоление чего-то в тебе самой... Это всё отступает на второй план, представляя из себя просто досадную помеху при осуществлении твоей мечты - знакомству с горами! И ты досадуешь на свой возраст, немощи, так неожиданно, вдруг, заявившие о себе, не понимая того, что они всего лишь следствие, тогда как собственно причиной является как раз то, что тебе крайне не показано долгое пребывание среди таких высот, как ни обидно это сознавать. Облегчённо вздыхаешь, сердясь на саму себя, когда твой автобус (наконец-то...) начинает движение вниз, в мир привычный и комфортный для организма и систем его жизнеобеспечения... Но душа... Душа рвётся туда, где вольно раскинув мощные крылья, задумчиво парят хозяева здешних небес - орлы! Она парит вместе с ними и осталась бы там навсегда, но сердце ещё не готово расстаться с нею, взывает, и та, подчиняясь, возвращается в свою тесную телесную "обитель"...

Короткая передышка и с первыми лучами проснувшегося солнышка ещё одно направление в маршруте: Карачаево-Черкесия. КЧР... Это опять же горы, долины, просторные, уже начинающие покрываться разнотравьем, горные плато, глубокие ущелья и каньоны с шумящими, словно поющими на неизвестном языке, многочисленными водопадами и стремительными, не глубокими реками с названиями трудно воспринимаемыми непривычным слухом... Тиберда, Муруджу... и вдруг - Аликоновка! Оказывается, жил в этих местах когда-то очень давно гордый свободолюбивый князь Али Конов, который сумел жизнью своею заслужить то, что его имя оставила за собою вот эта горная река, заставив окружающие племена принять и согласиться с её решением, что было, конечно, весьма не просто!

Дорога медленно, но неуклонно заставляет туристический автобус вновь подниматься всё выше и выше в горы, по склонам которых мирно пасутся бессчётные стада коров, отары овец, табуны лошадей... Множество больших и совсем небольших сёл, казачьих станиц, деревень и аулов, население которых многонационально по своему составу. Есть чисто мусульманские, есть христианские, есть смешанные. Приятно поразило решение глав религиозных общин одной  из станиц, в которой есть и православный храм, и мусульманская мечеть: по их обоюдному призыву жители высадили между культовыми зданиями тысячу кустов роз, являя тем самым полное уважение и терпимость, понимание и желание пребывать в мире и согласии по крайней мере ещё  одну тысячу лет! Конечная цель сегодняшнего вояжа - плато Бермамыт с его Медовыми водопадами! Но это тема отдельного рассказа, поскольку красота и море впечатлений от увиденного там достойны более подробного описания!

И напоследок - Кисловодск с его великолепным парком, галереей нарзанов, цветущей медово-жёлтой форзицией и зарослями привычной взгляду черёмухи, роскошной архитектурой и морем улыбок навстречу! Вкуснейшими пончиками в кафе города под совсем не южным названием "Снежинка".

Пять незабываемых дней средь сияющих вершин Кавказа, наполнивших взгляд красотою пейзажей, теплотою человеческого общения, вкусом свежего айрана и только что приготовленных хычинов, сладко-медового от ослепительных улыбок юных горянок чак-чака!

Пять дней пребывания среди сказочно-правдивых легенд и преданий, гортанных напевов стремительных рек и речушек, задумчивой безмятежности озёр под внимательным взглядом недремлющего аксакала - Эльбруса! Мы уезжали... Но он разрешил нам приезжать вновь!

На всё воля Божья...