Ра Мессерер, звезда немого кино

Зера Черкесова Новеллы
3 мая 2015г.
Сегодня в Вечность ушла Майя Плисецкая.

Моя статья ее памяти:
http://www.stihi.ru/2015/05/03/7048
Почему Майя Плисецкая последняя великая балерина

А потом подумалось:какой была мать Майи-звезда немого кино Рахиль Мессерер?...
Какую роль она сыграла в судьбе великой балерины?
Рахи;ль Миха;йловна Мессере;р-Плисе;цкая (творческий псевдоним — Ра Мессерер) (1902, Вильна — 1993, Москва) — советская актриса немого кино, мать балерины Майи Плисецкой и балетмейстеров Александра Плисецкого и Азария Плисецкого. Супруг — М. Э. Плисецкий.

Родилась 4 марта 1902 года, в Вильно в еврейской семье зубного врача Михаила Борисовича Мессерера и Симы Моисеевны, в которой помимо неё было ещё 9 детей.В 1940 году от второго брака Михаила Мессерера родилась ещё одна сестра Рахили — Эрелла. Все дети М. Б. Мессерера получили библейские имена (Пнина, Азарий, Маттаний, Рахиль, Асаф, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав, Эрелла).

Среди братьев и сестёр Рахили в дальнейшем прославились Азарий, Суламифь и Асаф.

 
---------------------------------
Полный текст большой статьи
см.http://www.chayka.org/article.php?id=2612
Мама Ра. История семьи Мессерер(написано Азарий Мессерер, Нью-Йорк).

Династия Мессерер-Плисецких обширная и имеет страницу в Википедии. Википедийную фотку Ра можно глянуть по статье Рахиль Мессерер-википедия. И почитать по ссылкам к короткой вики статье кого заинтересовало. Там в профиль. Скончалась Рахиль Мессерер-Плисецкая в 1989г. Жена "врага народа". Муж Рахили и отец ее троих детей-Михаил Плисецкий был репрессирован и расстрелян в 1938г.

Здесь воспроизвожу почтовую открытку 1930г.-слева. Что говорит о ее известности тех лет:почтовая открытка!  А справа коллажа-фото из википедии. Я сделала коллаж обеих фоток в профиль и анфас. Очень выразительные глаза! Воистину "библейские", как сказано ниже. И очень подходящие под формат "немого кино". Такие же огромные глаза - у первой звезды русского немого кино Веры Холодной. Это закономерно:вся игра в немом кино-глазами! Хотя Азарий пишет, что и в появившемся вскоре звуковом кино Рахиль могла бы играть в отличие от покинувших кино еврейских артистов из-за акцента после  появления звукового кино. Рахиль прекрасно говорила по русски без всякого акцента, получив дореволюционное образование в пансионах и будучи ученицей известных режиссеров(М.Кулешов, Дзига Вертов,  а в одно время училась с И.Пырьевым, Верой Марецкой и т.д.)Рахиль Мессерер окончила в 1925 году ВГИК (класс Льва Кулешова).

Но здесь хотелось только взглянуть на облик Рахили Мессерер(арт.псевдоним Ра Мессерер) и узнать немного о ее кинобиографии звезды немого кино. Она и играла очень недолго, фильмы ее забыты, но все же мать Майи Плисецкой была Звездой хотя бы и канувшего в лету немого кино, пусть на миг, но страничка в истории кино.
Любой человек и его след на Земле заслуживает чтобы хоть иногда вспоминали...

Буду признательна за ссылки где можно посмотреть что-то из ее фильмов.

Далее цитаты из статьи-я выбрала куски относящиеся непосредственно к артистической биографии и также ее роли в будущей истории балета, которую сыграла забытая звезда Ра Мессерер. Майя Плисецкая была ученицей своего дяди, а его балетной стезе способствовала сестра Рахиль. Так что Рахиль сыграла прямую роль к появлению гения Майи Плисецкой дважды:как мать, и как творительница знаменитой династии. Полный текст статьи почитайте по ссылке выше.

-----------------------------
Далее-цитаты из статьи Азария Мессерер:

По-видимому, Рахиль проявляла большие способности в детстве, потому что ее, несмотря на процентные нормы для евреев, приняли в одну из престижных московских гимназий, которую основала княгиня Львова. Директором гимназии была княжна Львова, так что про гимназисток говорили, что они "учатся у княгини и княжны". Больше всего юная Рахиль любила уроки музыки — она пела в гимназическом хоре — и русского языка. Преподавал русский язык бывший народник, сидевший некоторое время в тюрьме за революционную деятельность. Он ставил ей только отлично по грамматике и дикции. За всю свою жизнь я встретил немного людей, вполне правильно говоривших по-русски. Почти все они учились до революции в гимназиях, и Рахиль была в их числе.

Увы, звуковое кино изобрели уже после того, как закончилась кинематографическая карьера Рахили. Многие актрисы тогда вынуждены были уйти из кино из-за плохой дикции, но Рахили это никак не грозило — она могла бы прекрасно озвучивать фильмы.
...
Рахиль принимала важные решения, определявшие судьбу братьев и сестер. Например, в семье только она знала о страстном желании Асафа заниматься балетом. Отцу он боялся сказать о своих планах, зная, что, при всей его любви к театру, он не одобрит это решение. Рахиль же сказала Осе, так она звала Асафа, — если любишь сильно балет, значит иди в балет. Поступив в частную балетную школу лишь в 16 лет, Асаф добился таких феноменальных успехов, что через два года его приняли в выпускной класс Хореографического училища Большого театра. Именно тогда Рахиль решила, что у ее младшей сестры Суламифи есть все данные, чтобы пойти по стопам Асафа. Она повела Миту, как ее звали в семье, на вступительный экзамен в Хореографическое училище, сшив ей красивую балетную пачку. Так что оба прославленных артиста избрали балетную карьеру вo многом благодаря Рахили.
 
"Карьера Рахили в кино начиналась весьма успешно. Протазанов считал, что её необыкновенная, можно сказать, библейская красота (огромные, печальные глаза, иссиня чёрные волосы и смуглый цвет лица) — восточного типа, поэтому он предложил ей сниматься на главных ролях в новой студии "Узбекфильм", открывшейся в Ташкенте. Там она снялась в фильмах "Вторая жена" (1927), "Прокажённая" (1928), "Долина Слёз" (1929) и других. Эти фильмы имели в свое время большой успех, и печальные глаза Рахили смотрели с афиш многих кинотеатров страны. Роли ее были трагическими. Сегодня эти фильмы могли быть весьма актуальными, так как их главная тема — освобождение женщин Востока от ига мусульманского Шариата. Например, в начале фильма "Вторая жена" Ра появлялась в чадре — покорная, забитая, а в конце фильма, испытав множество бедствий, её героиня решается на бунт против нелюбимого мужа и жестоких родственников. В наши дни, когда по телевизору показывают женщин Ирана и Афганистана, борющихся за свои права, я вспоминаю Ра в фильмах, снятых в Узбекистане.

Нет сомнения, что Рахиль была талантливой актрисой, ее страдания на экране брали за душу. А мне смотреть эти фильмы особенно больно, ибо я знаю, что судьба ей готовила не менее тяжкие испытания, чем у ее героинь.

Помимо Ташкента, она побывала на съемках в Алтайских горах, в Калмыкии и в Киеве, где играла в фильме "Дочь раввина". Стоит отметить, что в то время актеры обходились без дублеров, и Рахиль научилась прекрасно ездить верхом и на мотоцикле. Она вообще много чего умела делать: и ставить спектакли, и танцевать, а главное — принимать смелые решения. Забегая вперед, скажу, что именно смелость и находчивость помогли ей выжить в условиях, казалось бы, гибельных.

После рождения Майи Рахиль некоторое время еще продолжала сниматься в кино и в Ташкенте, и на Мосфильме. Иногда она брала дочку на съемки комедии "Сто Двадцать тысяч". Четырехлетняя Майя побывала и на просмотре фильма "Прокаженная". Она разрыдалась на весь зал, когда увидела, как басмачи бросили несчастную героиню под копыта лошадей. Мать долго успокаивала ее, говоря, что это только кино, что она с ней, но Майя упорно повторяла: "Они же тебя убили!"

Рахиль вынуждена была уйти из кино, когда ожидала второго ребенка, а мужа назначили управляющим рудниками "Арктикуголь" и консулом СССР на норвежском заполярном острове Шпицберген, где он организовал добычу угля. Об этой эпопее были написаны многочисленные статьи и книга известного поэта-футуриста Вадима Шершеневича. Книга эта изобилует драматическими описаниями: корабли пробиваются к Щпицбергену, находящемуся на 78 градусе северной широты, сквозь льды и штормы (пароход "Малыгин" был затёрт льдинами, а буксир "Руслан" обледенел и затонул, немногим удалось тогда спастись). Шахтеры подвергались не меньшему риску, работая в условиях вечной мерзлоты и полярной ночи".

 
 Фильмография

В фильме «Вторая жена», 1927

1927 — «Вторая жена» (Узбекгоскино, режиссёр — М. И. Доронин)

1928 — «Прокажённая» (Узбекгоскино)

1928 — «Долина слёз»(1-я фабрика Госкино, режиссёр — А. Е. Разумный)

1928 — «Земля зовёт» («Дочь раввина», «Крик в степи», режиссёр — В. В. Баллюзек)

1929 — «Сто двадцать тысяч в год» (Межрабпомфильм)

Фильм (название не известно) на тему французской революции. В этой картине Рахиль Мессерер играла французскую цветочницу.

Документальный фильм
 
В 2007 году был снят документальный фильм о Рахили Мессерер «Звезда со стороны»], в котором использованы ленты, сохранившиеся в Госфильмофонде. Производство: ТК «Гамаюн» — режиссёр и автор сценария Фирдавс Зайнутдинов. Оператор Евгений Кутузкин. Текст читает Ирина Апексимова . По заказу телеканала РЕН ТВ. Эфир — телеканал «Культура» 12 сентября 2007 года.
 


 Моя статья памяти Майи Плисецкой:

http://www.stihi.ru/2015/05/03/7048
Почему Майя Плисецкая последняя великая балерина