Майя Плисецкая

Валерий Шувалов
            Известие о смерти на 90-м году жизни легендарной российской балерины Майи Плисецкой, пришедшее из Германии ближе к вечеру 2 мая 2015 года, было воспринято как гром среди ясного неба как в самой России, так и во всём мире, причём не только любителями балета. О смерти одной из величайших балерин XX века стало известно со слов её мужа, композитора Родиона Щедрина, который проинформировал об этом директора Большого театра Владимира Урина. Причиной смерти стал обширный сердечный приступ: врачи пытались сделать всё возможное, но оказались бессильны.
            Майя Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Её отец был расстрелян при Сталине в 1938 года, причём о дате смерти он узнала лишь спустя более полувека, в 1989 году. Её мать также обвинили в предательстве и этапировали в сталинский концлагерь, находившийся где-то в казахских степях. В своей книге "Я, Майя Плисецкая" она вспоминала, что её тётя, Суламифь Мессерер, которую все звали просто "Мита", взяла её на воспитание и не отдала в детский дом для детей "врагов народа".
            Именно тётя Мита привела юную Майю в балетную школу при Большом театре, где она сразу же обратила на себя внимание удивительной пластичностью движений. По окончании балетной школы в 1943 году, когда ей было всего 18 лет, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, где она проработала до 1988 года. Она стала не только гордостью ведущего театра страны, но и фактически его визитной карточкой.
            В конце декабря 1949 года ей была оказана честь танцевать на концерте в Большом театре в честь 70-летия Сталина. На том концерте, состоявшемся после торжественного заседания, на котором, среди прочих, присутствовали Берия, Молотов, Хрущёв, Микоян, Мао Цзедун и другие коммунистические бонзы того времени, Плисецкая, по её собственным воспоминаниям, танцевала с полной отдачей, но боялась пуще огня посмотреть в глаза Сталина, который восседал в своей царской ложе и благосклонно аплодировал ей.
            Как отмечает интернет-издание Газета.ру, теперь кажется, что у Плисецкой вообще не было периода ученичества. Она вышла на сцену и едва ли не сразу была увенчана всеми мыслимыми лаврами и шумным признанием. Фактически она сама строила свой репертуар, чего в Большом театре до неё никто не мог себе позволить.
            Тем не менее, вплоть до 1959 года ведущая балерина Большого театра оставалась невыездной. В том  году Хрущев милостиво разрешил ей выехать на гастроли вместе с труппой Большого в Соединённые Штаты, где она имела ошеломляющий успех. В 60-е годы она вместе с кубинским хореографом Альберто Алонсо, который был личным другом Фиделя Кастро, и своим мужем Родионом Щедриным поставила на сцене Большого "Кармен-сюиту". Как позже вспоминала сама Майя Михайловна, высокопоставленные культурные чиновники попытались тогда воспротивиться этой постановке, называя её "чуресчур эротичной".
           Как пишет в номере от 3 мая американская The New York Times, ссылаясь на слова самой балерины, она танцевала на многих больших и малых сценах мира, но сцена Большого театра была ей милее всех остальных. Среди наиболее запомнившихся публике ролей были "Умирающий лебедь" Сен-Санса, Одетта-Одилия в "Лебедином озере" Чайковского (в этой роли она выступила в общей сложности 800 раз!), Аврора в "Спящей красавице", Кармен в "Кармен-сюите" и другие. Навсегда останутся в памяти балетоманов и знаменитое "Болеро" Равеля в постановке Мориса Бежара, и её сценическая интерпретация "Дамы с собачкой" Чехова.
           Ей посвящали свои стихи многие поэты, в том числе Андрей Вознесенский. Знаменитый кинорежиссёр Сергей Параджанов увековечил её образ в своих коллажах, а не менее знаменитый французский кутюрье Пьер Карден делал для неё костюмы к спектаклям и даже посвятил лично ей несколько своих коллекций. В 1962 году она танцевала в Белом доме для президента США Джона Кеннеди и настолько очаровала "первую леди" Жаклин Кеннеди, что та подошла к ней после выступления и сказала: "Вы - Анна", имея в виду великую русскую балерину Анну Павлову, уехавшую из советской России и скончавшуюся в возрасте 50 лет во время гастролей в Гааге в 1931 году. С 1988 года Майя Плисецкая стала директором Испанского национального балета, получив впоследствии испанское гражданство (в Испании её до сих пор называют "русско-испанская балерина").
           Известный французский хореограф Морис Бежар называл Плисецкую "последней живой легендой" балета. Однако, несмотря на это, сама Майя Михайловна относилась к своей профессии и, в частности, к славе с известным чувством юмора и без малейшего пафоса. Она не раз говорила, что "довольно ленива" и не любит много репетировать: может быть, именно поэтому она и сохранила свои ноги и смогла танцевать заглавные роли дольше всех остальных своих коллег по ремеслу. На вопросы о том, как ей удаётся столь удивительным образом сохранить свою фигуру, она неизменно отвечала: "Меньше жрать надо!" Сама она признавалась, что не просто очень любит, а обожает сыр, и поэтому, когда он исчез с прилавков московских магазинов во второй половине 80-х годов, она очень переживала по этому поводу.
            Ради своей карьеры она вынуждена была отказаться от деторождения, о чём никогда не жалела. "Я буду танцевать до тех пор, пока мне будут поступать предложения", - говорила она.
           Майя Плисецкая неоднократно и в достаточно острых выражениях высказывалась о различных аспектах советской реальности. В 1991 году она переехала вместе с мужем на постоянное жительство в Мюнхен, хотя и приезжала регулярно в Москву и Петербург. По словам Родиона Щедрина, она будет похоронена скорее всего у себя на родине, в России.
           20 ноября этого года, в день, когда Майе Михайловне Плисецкой исполнилось бы 90 лет, в Большом театре состоится грандиозный гала-концерт в её честь.