Личность и искусство

Валерий Шувалов
            Выходящая в Берлине влиятельная газета Die Welt поместила в номере от 3 мая 2015 года пространную статью Melanie Suchy, посвящённую памяти скончавшейся накануне в Мюнхене в результате тяжёлого сердечного приступа блистательной российской балерины Майи Плисецкой. Основное содержание статьи сводится к следующему:
            Рыжеволосая, она сразу же бросалась в глаза и привлекала к себе внимание. Она могла станцевать всё что угодно; в ней было нечто харизматичесое и даже электризирующее. Шестнадцать лет ей отказывали в поездках на Запад, и лишь после её гневного и патриотического письма тогдашнему советскому лидеру Никите Хрущёву с неё был снят запрет на выезд. После этого она стала не просто известной, а знаменитой во всём мире, что было на руку коммунистическим вождям, которые мечтали возродить славу отечественного балета, известную ещё с царских времён. Однако надо отдать дань мужеству Майи Плисецкой: она исполняла на сцене роли, не все из которых были по вкусу чиновникам от культуры. Однако они, скрипя зубы, вынуждены были терпеть её вольнодумство. Больше того, они постоянно награждали её орденами, медалями и различными премиями.
            Она танцевала не просто великолепно, но и на удивление долго, что удаётся далеко не всем балеринам: в конце концов, своему телу не прикажешь. Здесь нужны и крепкие мышцы, и незаурядная воля. Всё это и многое другое имелось у неё в достатке.
            Плисецкой удалось сломать традиционные стереотипы о классическом балете, в котором женщины выступают в качестве изумительно красивых и грациозных, но несколько слабых существ, нуждающихся в постоянной поддержке своих партнёров. Она привнесла некую силу в исполняемые ей на сцене женские образы. И это было очень в духе времени. Так, её Кармен с гордо поднятой головой, не боящаяся показать своё обнажённое колено, - это уверенная в себе женщина, не терпящая никаких возражений. Её сексуальность - это нечто большее, чем просто женское заманивание (keine weibchenhafte Verlockung).
            Она владела балетной техникой с безукоризненным совершенством, причём самые трудные элементы её партий казались удивительно лёгкими и воздушными. За всем этим несомненно скрывался колоссальный и кропотливый труд. Нужно не просто быть гибкой на сцене, как ивовая веточка, говорила она. Необходимо ещё и отдавать себе отчёт в том, зачем ты на сцене и что ты хочешь сказать зрителям. Если этого нет, никакие технические трюки не помогут.  Танец должен изображать живого человека во всех его ипостасях, со всеми его страстями, страхами, моментами счастья, противоречиями и разочарованиями.
            Её коронным номером в течение долгих лет был "Умирающий лебедь" Камилля Сен-Санса. До неё это "соло со смертью", длящееся менее пяти минут, столь же блистательно, хотя и несколько в ином ключе исполняла в начале прошлого века незабвенная Анна Павлова.
            Майя Плисецкая была удивительная женщина, личность которой нельзя отделить от её искусства, ибо они были слиты в ней воедино.