Экспертный обзор. София Юзефпольская. Апрель-2015

Большой Литературный Клуб
Мой выбор:

МАРКИНА АННА "Повзрослели, кажется. Лампа под потолком..."
http://www.stihi.ru/2015/04/16/3323 номинатор «Решетория»..

     Стихотворение - пронзившее мне сердце и вызвавшее восхищение мастерством исполнения. Поразили  передача аутентично болевого, обрывочного, мечущегося потока сознания в сочетании с троичной цикличностью стихотворной композиции и  гармонией всей образной системы стиха; ввод реалистических обрывков временных мини-сюжетов, мини-переживаний и образов  в систему мифического времени и пространства   Чувственно  ощутима упрямая динамика:  пробирание мысли через хаос боли, обрывки воспоминаний,  через  таинство уютных бесконечно-округлых временных пространств детства к удушающей реальности взрослеющего восприятия,  через подростковую открытую мятежность бунтующих, но все еще определяющих себя берегом любви вод - к угловому, поросшему грязью, тупиковому одиночеству взросло-реальной жизни и  к открытию открытости дороги как символa неустроенности, потерянности, неопределённости судьбы. Но тут стих делает последний виток и неожиданно возвращает нас - через утрату причастности - к гармонии, к чуду, к миру -  в центр причинности драмы человеческих разрывов и утрат.   И образ лампы, как и дороги, еще раз трансформируется, представ на этот раз в форме хоть и сорванного цветка (любви), но мифически утверждаемого, как солнце,  как недвижимый центр самой жизни, начало начал (как, впрочем, и сопутствующая  и присущая жизни изначальность агрессии  - в образе мальчика). Удивительно объёмное  стихотворение, не теряющее амбивалентности современного сознания и, именно через умелую передачу этой амбивалентности, неоднозначности; выводящее нас к мифическому сознанию, греки бы сказали - катарсису.


РЕГИНА МАРИЦ «наутро, после светлой пасхи»
http://www.stihi.ru/2014/04/25/5348  отборочный тур для резидентов

      Стих - чистый, грациозный, как танец прозрачной волшебной ткани под лёгким дыханием самой поэзии. Он как бы соткан из намёков, полунамёков, обрывков диалогов, монологов, крох сна и прочих мельчайших деталей, недоговорённостей, которые, тем не менее, так точны и всеми узнаваемы,  как,  например,  "пёс в коленях" или косящий на голубей глаз дождя, что просто переносят  в какое-то иное, гораздо более огромное время, и через маленький пробелы - недосказанности - успевают возникнуть картины из  всех пережитых дождей, утр, снов, собачьих и детских любовей. Все  образы - объёмно- интимны, как, например,  состояния уюта в круглом дыме на макушках крыш. Всё маленькое, близкое, чуткое движется, как "огромные бабочки", и кажется, что и сам стих -  тот волшебный поток прообразов жизни, в котором есть все и всё,  - но считать или перечислять все подробности, по порядку - бессмысленно, ибо все  присутствуют в каждом, во всём, в нескончаемом движении и одновременности   - как дыхании самой жизни. До последнего маленького стежка на плече, до отпущения последней боли, до возвращения в границы себя.  Стих - чудо плетения живой ткани поэзии.


ИННА МОЛЧАНОВА «Лучшая память о войне»
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/04/20/382
номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

      Это стихотворение я выбрала не только за честность гражданской позиции, но и за искренность боли, за мастерство в сухих и точных образах и стиле, изобличающих все гордые, а по сути сентиментальные украшательства мерзости войн, обличающие все попытки санктификации, весь ложный пафос  "великих идей" до  их самой "трупной" сердцевины. Последняя строчка -  образно и синтаксически - совершенна, как сама правда.


АНДРЕЙ ШИРЯЕВ «Я вернулся и умер»
http://www.stihi.ru/2015/04/01/1952 номинатор Наталья Крофтс

     Стих представился мне магическим актом погружения в подсознательное,  отменяющим все границы тематических и понятийных  оппозиций.  Смерть/любовь/жизнь/текст/ время/вечность/постель/ песок/молоко/ снег/надгробный камень - пережиты и познаны на уровне интимного проникновения  в пространство бесконечно мерцающих зеркальных отражений и суть едины. Стихотворение щемящей нежности и гибкости, с неожиданной образной системой, с  мягким юмором, с какой-то даже парящей над ощущением трагедийности божественной улыбкой.  После прочтения остаёшься с ощущением того, что взята еще одна вершина в способности стиха интимно и близко для нашего человеческого восприятие  передать живое присутствие в нас и в мире тайны невыразимого.


ЕВГЕНИЙ ВИТКОВСКИЙ «Не понять не постичь не сберечь»
http://www.stihi.ru/2015/04/02/5207 номинатор Наталья Крофтс

      Еще одно стихотворение - чуткое к музыке слова и мира, какое-то тютчевское, образно точное, сострадательное, живое, эмоционально обнажённое - в переплетении  и оптическом увеличении психических, природных и временных пространств.   Язык природы, язык человеческой судьбы, непереводимый в никакие понятийные категории, тревожащий своей непонятностью, имеющей отношение и к душе отдельного человека и  к судьбам цивилизаций,  единящий нас с  глубинными смыслами бытия в своей озвученной необъяснимости. Стихотворение чарует, не отпускает, достигает тех образно-словесных пластов, в которых обнажается магия  стихо-творения, возникновения прото-слова из первоначальной тьмы.