Жертвы собственного невежества

Коргамбаев Жарасбек Нургельдиеви
Жертвы собственного невежества

Интересно, люди живут слепо, часто не задумываясь даже над элементарными вещами. Совершенно себе не представляя, что с ними завтра произойдет, хотя с каждым такое происходит постоянно. Поэтому в их жизни все возникает неожиданно. Поразительно стремление человека к его собственному благу. Ослепительно! А неожиданное всегда потрясает. А потрясения - это яд, который мгновенно образовывается в нашем организме. А при длительных переживаниях организм человека вообще не освобождается от ядовитой желчи, постоянно его отравляющей. Иногда за один день у кого-то поседеет голова и резко упадет здоровье, случаются инсульты и инфаркты. От нервного срыва скончаются и миллионеры.. Но речь здесь идет не о том, что имеет отношение к нашему обществу, к государству и т д. Мало ли какие неожиданности здесь выкидывают чиновники. Это система. Люди уже давно привыкли к неожиданностям в поведении чиновников, организованных в этой системе. И хотя люди очень зависят от них, но их жизнь всегда протекает в конкретных жизненных сферах. Речь идет о непосредственных отношениях, складывающихся в семье между мужчиной и женщиной, между родителями и их детьми. Я не знаю, чего там дети ждут от своих родителей, но родители от своих детей, например, ждут многого. Верят наивно своим мечтам. А что касается женщин, то они, по-моему, уже давно перестали ждать чего-то от своих мужей. Например, героизма, славы, богатства, доброты и любви. А чего мужчины ждут от своих жен, даже не знаю. Боятся, наверное, их гнева или прозрения. Умудряются обманывать. Но продолжительность жизни людей сокращается в полной зависимости от того, оправдываются их ожидания и надежды или нет. Ведь на самом деле не существует никакого старения, заложенного природой в генотипах человека. Они рассчитаны на долгую и здоровую жизнь. А вот люди себя уничтожают сами, а потом придумываю и создают стереотипы. Я старая, я устала, надо уступать место молодым. Никто из моих четырех родителей никогда не понимали, от чего они уставали и почему они так рано умерли в 60-70 лет. Лишь мой родной отец прожил на свете 84 года, и четвертая мама - 94 года, так как они были спокойными людьми, не вступавшими в конфликт с другими и любившими людей.

Вот еще пример:

И природа, и общество как-то странным образом связали людей, чтобы они жили только вместе. Совсем не разумно? А может быть, еще люди неразумны и не понимают разумные связи, которыми их наделила природа и общество с самого начала образования цивилизации. Все возможно. Но они друг без друга не могут жить - это истина. И пока до человека дойдет эта истина, он уже состарится, размышляя в одиночестве о своей поистине горькой судьбе. И вот старик и старуха, взявшись за руки, размышляют о своем одиночестве и бренности того мира, в котором они прожили вместе. И, как это ни странно, их размышления уже никому не нужны. Я не буду толковать о многих других связях, объединяющих людей, чтобы они жили спокойно и счастливо до самой настоящей старости, которая наступает не в сто лет. Возьмем просто семью как самую естественную форму объединения людей, где как раз и возникают множество неожиданностей, потрясающих их и в наше время стремительно сокращающих жизнь людей. Буквально на днях к на, пришла одна пожилая женщина и просила нас помочь найти удобную одномнатную квартиру, чтобы жить самостоятельно. Мы удивилась знакомой. У нее был большой двухэтажный дом с огромным двором, где стояло несколько иномарок, четверо детей и внуки. Жили они небедно и имели все. Недавно она похоронила мужа. С того дня начались ее мучения. Она всем своим материнским сердцем почувствовала, что в этом доме она уже больше не нужна и ее дальнейшее пребывание в нем грозить ее здоровьем. Конечно, мы подыскали ей хорошую квартиру. Но это же не решение вопроса.

Человечество не могло бы сохраниться и развиваться, если бы на каком-то этапе была подорвана семья. И она не могла бы воспроизводить себя. Предположим, что женщина, которая обратилась к нам, прожила на свете достаточно долго и не без смысла. Но ведь ее дочери и сыновься уже не сохранят семью до возрастов собственных родителей, а может быть, вовсе и не смогут ее создать. Я не говорю о внуках этой женщины, которая разуверилась в богатстве и избрала одиночества. Существует точный отсчет, с которого начинается распад семьи и завершается жизнью не более двух-трех поколений. И это далеко не индивидуальная задача, а вопрос государственной важности. Разве здесь можно винить эту женщину или их детей, воспитанных в этих условиях. И распад этот начинается именно с того самого момента, когда в семью проникли деньги.

Я до сих пор помню, когда мои дети стали зарабатывать деньги и когда мой внук уже в первом классе стал иметь карманные деньги. Запомните, с того самого момента, когда ваши дети стали зарабатывать деньги, а внуки иметь карманные, ваша судьба уже предрешена, если вы не понимаете, что это значит. Уже пора, чтобы каждый относился сознательно к деньгам, чтобы жить не слепо и умирать, став жертвой собственного невежества, которое вашу жизнь наполняет неожиданностями, медленно вас убивающими. Вы будете жить ровно столько, сколько вам отпустят ваши дети, которых вы воспитали, чтобы они продолжали ваш род. У мужчина проживет ровно столько, сколько ему отпустит жена или женщина. А люди думают, что жизнь им отпускает бог.


 Среди вопросов, которые часто задают мне, есть такой: а как деньги ослепляют человека? На этот вопрос я отвечаю на протяжении всех своих работ. И все же они вновь и вновь возникают. Очевидно, здесь скрыт корень всех вопросов. Как ослепляют человека деньги? И в то же время было бы странно думать, если бы мы знали, как ослепляют нас деньги. Это как раз известно каждому грамотному человеку, умеющему думать. И дело не в том, что мы не знаем, как ради денег люди убивают друг друга или ими как вполне законно порабощают друг друга. Насколько человек бесчеловечен в деньгах, это было известно и древним грекам, и китайцам, и египтянам. И эта история тянется с древних времен. Не будем трогать эволюцию этого вопроса и представим себе простую картину, известную каждому. Вот красивая девушка из бедной семьи теряется в догадках в выборе себе жениха, и предпочтение отдает богатому, состоятельному мужчине. А бедного она отвергла. Что здесь мы должны видеть? Какова психология этой девушки, выросшей в бедной семье и выбравшего богатого жениха? Обычная социальная психология, построенная не на эмоциях и чувствах, а на потребительском отношении. В совместной жизни возникает человеческая сторона этого вопроса. И на основе нравственных конфликтов у девушки возникают другие представления о своем муже. И она начинает сожалеть о бедном парне, претендовавшего на ее руки.

Что это за отношение у этой девушки к мужчинам, к жизни вообще? Чисто потребительское, в котором она просто преследовала выгоду. И она, конечно, выгодно вышла замуж и свободно потребляла, но нравственно оказалась опустошенной и продолжала жить внутренне тем, кого она отвергла ради богатой материальной жизни, которую они могли бы создавать сами вместе. И она почувствовала другую ценность жизни в конфликтах между богатством и бедностью. Я говорю «почувствовала». Потому что дальше чувства потребительское сознание не идет и в итоге остается с мечтаниями о любви, о хорошем отношении к себе, которого она здесь не найдет, в лучшем случае воспевает ее поэтически и обличает бесчеловечность.

Не все поколения живут материальным благополучием как высшей ценностью. Как главной целью жизни. В жизнь вступает молодое поколение,  для которого оно теряет смысл как главная ценность, руководящая жизнедеятельностью. И в силу вступает любовь как высшая ценность, которая, как я уже заметил, только чувствуется в конфликтах. Какая женщина в средних веках воевала со своим мужем и шла ли вообще такая речь между мужчиной и женщиной в рабовладельческом обществе? Они возникли только сегодня, и нравственное развитие, охватывающее каждого, происходит только сегодня. Деньги – это не бумага, не золото и не серебро, деньги – не бриллианты, а общественные отношения. Деньги – это всеобщее богатство, созданное человечеством, в котором скрыто энергия общества. Маркс определял деньги как всеобщего эквивалента товарного мира потому, что деньги были обликом капитала и приводили его в движение. А сегодня они стали обликом человека. И этим ослепили его, закрыв перед ним весь мир и его красоту, которая прежде всего заключена в человеке. А кто такой богатый мужчина? Ведь ясно из сказанного Марксом: человек персонифицирует капитал, значит он персонифицирует богатства.

Сегодня деньги – не только потребительская стоимость, потребительская психология стала психологией денег. Человек персонифицирует деньги. А это психология впервые людей запутала, разрушила их ориентацию, подняв в ранг высшей ценности страсть обладания и жажду наживы. Тем эта психология обострила все внешние потребности целой массы людей и расстроила мировосприятия человека, вытолкнув его из моральных отношений, выработанных исторически, в отношения выгоды и голого расчета. И Человек, преданный стихии денег, действительно вдруг ослеп. Он уже превращается в дикаря. Разве не парадокс, когда такой высококультурный человек не видит перед собой ничего, кроме богатства материального мира, ничего кроме потребления, когда люди друг к другу подходят с точки зрения выгоды и расчета.И не случайно для красивой девушки, мечтавшей о богатстве, жизнь потеряла смысл. И если такое происходит в момент, когда интенсивно складывается духовный мир людей и они  смутно осознают нечто совсем другое в своих чувственных восприятиях, то мы видим только ослепления в полном смысле этого слова, только за которым может последовать прозрение как результат отрицания этого ослепления.