Избр. В мастерской природы

Юрий Николаевич Горбачев 2
  1.Первоначало

  Как цвет черемуховой грозди,
  что просится наружу,
  так из первоначала звезды,
  большого взрыва.Не нарушу...

  Ведь в каждой почке - млечный космос,
  выдавливыемый желаньем
  преодолеть бесцветья косность,
  чтоб стать цветенья оправданьем.

  23. апрель 2010 г.

  2.Сотворение.

  Вода играет по кюветам  в ответе за заветы льда,
  и грезя  грозами и  летом, течёт куда-то не туда.
  Торосов льдистых Нотр-Дамы.  Красы весенней макияж.
  И облака, как Бог с Адамом, на фреске Микельанджело.

  Бурлят речушки  поверх дамб пращёю на плече Давида
  и всепрощение  светлых дум – подобье нежности болида,
  который синевой болит  на   каждой пяди трещин  фрески,
  а присмотреться - перелит  в хрусталь  Паоло и Франчески.               

  Так мрамор размягчив в стекло, по склону  гонит ветер  пряди               
  и  налегает на весло, как Тициан  в музее Прадо,
  чтоб сделать жизни новый слепок,  и смерть навек  перебороть,    
  пусть даже на лесах ослеп, увлекшийся  Буонаротти.

  23., апрель, 2010 г.

  3. Левитация

  Акутагавы Рюноскэ  две опушившиеся вербы
  у перелеска на мыске, как бы свеченье новой веры,
  и весь околок – светлый храм –полубуддийско-православный,
  на хорах веток- Сим и Хам и плачь зигзицы Ярославны.

  От белокаменных колонн, берестяные эти песни,
  в венчанье  царственных корон  псаломно-неизбывной выси.
  И грач-монах, чтоб наяву нам  доказать наличье Бога,
  вдруг левитирует  – и звук его молитвы хрипл немного.

  И  Ангелы плакучих  ив  - в  разливы инока  Рублева
  глядятся.  Золотистый нимб   сияет над крылом любого.
  И небо , словно батискаф,  на нас глядит в иллюминатор,
  как мы с усердьем   бодхисаттв, парим , как будто авиатор.   

  23. апрель.20010 г.   

  4.Божественное
               
  Листок –по форме –материк,  прожилки, как ручьи и реки.
  О, как же надо натореть, чтоб опровергнуть смысл науки!
  Край крылышка у мотылька-ну тот же край материка,
  чья тут работала рука? Неужто это Ватика…

  Кем всё-таки  планеток  чётки нанизаны на нить орбит?
  Неужто же в бореньях с чёртом, перо гусиное скрипит?
  Неужто- космонавт-монах и монастырь его - орбита?
  И он там молится за нас, метеоритом недобитых?

  Мы смотрим друг на друга с ним. О, как он мне необходим   
  в его нимбозном шлемофоне. На фоне инфузорий я –
  прям  ну обсерватория!  А взять совсем иной масштаб-
  и вот я слаб, как будто шваб, как учит нас история.      

  23 апрель. 2010 г.

  5. Ката-строфическое

  Ничего не оставлю на завтра, я и так уже весь опоздал,
  говорят, что вчера  динозавры не попали в аэровокзал.
  Долбануло их метеоритом. Вот и всё.И прощай мезозой.
  Даже не поболели плевритом вместе с очень большой стрекозой.

  Нам нужны были аэрофлоты. Но курнул как-то трубку вулкан,
  стал  из третьих он первым пилотом и послал всех к позорным волкАм.
  Вэлком. Вот вам отель –Недофорния. Вот вам бронтозавриха-зима.
  Неужель в вертухаевой форме я, в Туруханске сошедший с ума?

  Что мне делать с вулканами этими? С астероидами - табле…,
  что нам Бог посылает  - столетьями, на подобии ветров Рабле.
  Чтобы враз излечить от клыкастости, чтобы снизить метаболизм,
  чтобы снова не обрюхатели мы мезазойно-назойливым «измом»…

  24. апрель. 2010 г.

  6. Батальное

  Весны  лихая  кинопроба. Как лошадь дохлая –сугроб.
  О, битва рыцаря   у гроба – и сколько тут ни кинопробь,
  а все ж для остроты сюжета нужны ландскнехтовые ели,
  и солнца  щит, как бы прожектор, пока  дрозды не подоспели.

  И тракторист одонкихотел. И  сеялка его – доспех.
  Грачи по  следу как пехота, чтоб тут же закрепить успех
  сраженья радости с хандрою, коль обозначился прорыв,
  и древоточец за корою пошевелился.И обрыв   
         
  реки , как ров, который  мощным напором прорвалА  вода 
  как бы молитвою всенощной , ну а без этого -беда.
  Такое полотно батальное, в котором –стрелы-тальники,
  лежит поверженной проталина, и ей подняться не с руки.

  Ну а в другом-то павильоне  шедевр снимает Эйнзенштейн,
  на пролетарьев миллионы, как нехороший Франкенштейн
  в доспехах мрачного тевтона, тонул среди обломков льда,
  а Чингисхана бы потомок, топил его – и без труда.    

  Какое буйство половодья! В угодьях согр, собой прикрыв,
  в угоду что ли воеводе? Иль  партизанщины нарыв?
  То не Дениска ли Давыдов между лосинами берез?
  Он простоватится  для вида, а  в общем по–бретёрски борз.

  По синим ментикам  предлесья  ив золотистые   шнуры,
  готовятся к атаке листья  из-за холма , из-за горы. 
  Ещё чуть-чуть и в наступление пойдут сморчок и первоцвет,
  вот это будет исступление, так   - лишь Ослябя с Пересветом…      

  Да ведь и Санчо не ослаб, и облаком меж облаками
  крушит  копытами  осла  крушины  камни великаньи. 
  Не с мельницами-ветряками, не с карликами – норовил!
  В лаборатории  с алхимиками Апрель ту кашу заварил.

  И вот, хрустя по насту валенками,  явился из других миров,
  копьем ударил в лопасть ломкую – с размаху -  бумс!-   и будь здоров!
  Как крик стрижей,  звук междометий, как подмалёвочный акрил…
  Старик заржавленный заметил – в микроб сходя –благословил.

  25.апрель.2010 г.ночь уже.

  7. Античное

  За сараем сырая земля и сугроб, как скульптура античная,
  начинаю, как Фидий,  с нуля, с глыбы мрамора - дело привычное.
  Как построить мне мой Парфенон?  Все засыпано крошкой паросскою.
  Откидаю – ка снег от колонн, отдохну на крыльце с папироскою.

  Дам  свободу ручью –это Тибр. Вот такая теперь теорема -
  мы сюда – из прогорклых квартир, чтобы вроде Ромула и Рема
  к отощавшей природе припасть, завоеванной нами, как даки,
  что осталось нам-чтоб не пропасть, после  столь изнурительной драки?

  Вот из норки – на свет муравей – и, как эллин, – по греческой фене.
  Тоже ведь  сотворить  норовит, храм богини - небесной   Афины.
  Я за заступ - а он - поперек. Здесь и форум его,  и акрополь,
  Ну  а я то, мой гречески бог, думал это лишь грядка укропа!

  Я  другую начну чуть в сторонке  для рассады  садовой   клубники,
  лишь копну- и наткнусь на обломки погребенной  под лавою Ники.
  О  природа, ты словно  в Помпее, удобряешь живущих отжившими,
  сон паслена   иль клена пропеллер пробуждается в прахе слежавшемся.
      
  Я закончу фасад и фронтоны, коптели, ступени,   алтарь.
  Кроны яблонь, как будто фонтаны, на смородине –струны кифар.
  Стану Врубеля    Паном,  и в хоре  с муравьями, жуками,  травой,
  заиграю на флейте для Хлои, волосатясь лесной головой.

  25, апрель. 2010 г.

  9. Дедуктивное
   
  Вот эта льдина – линза Холмса,  вода - дум дедуктивный ход.
  Глядит со дна  «Цыганка»  Хальса. Она пропажа и находка.
  Ведь холст был вырезан из рамы и вывезен невесть куда,
  и вот из льда – подобья храма - его вдруг вымыла вода.

  К чему  реке такая кража, такая фона глубина?
  Сквозь подмалевку  макияжную   никак не донырнуть до дна.
  Вникать  в игру блескучих глазок? Что может быть, скажите, хуже,
  когда у галечника гладкого такое  декольте из кружев?

  Хруст битых стекол. Шпага ветки. Водоворт , как юбок взмах.
  Здесь подрались из-за красотки. И пены- шум. И пробка, взмыв,
  по небу –полиэтиленовой крылатой  чайкой -  и чулок
  волны сползает и не лень его, тянуть, пока летит чирок.   

  Куда несет вот эту люстру? – подобие пчелиных сот.
  Обыщется  хитрюга   Лейстрид, а не найдет таких красот.
  Вот изумруды и брильянты, и ваз  хрустальных  хоровод,
  так ледоход играет в фанты, хотя уже и  староват.               

  Инфанта ты или царица, в короне  самоцветных льдин,
  быть может, это только снится, но я твой  пылкий   паладин!      
  Истает лед – сто лет  как будто  прошло, чтоб тут же позабыть...
  Лишь неба голубой  карбункул  у  селезня реки - в зобу.

  26.апрель.2010 г.

  10. Хмельное

  Гуляют воды по оврагам, как будто бы во фляге брага,
  овраг играет как гармонь - меха навыверт  буераков,
  и только «пуговки» затронь – начнется по деревне драка.
  - Не торопи телегу, конь!  Закончим антимонии,
  ведь ходит солнце посолонь не для твоей симфонии!
  Ты кучерявый гармонист. Я  кучер , муж Любавы.
  А ну –ко, брат, посторонись  - оно не для  забавы...

  Такое чудное кино! В окно – к  молодке томной,
  как бы в бокал твоё вино – любовник вероломный.
  Он как сиреневая ветвь  та, что о раму шоркается,
  какой ещё такой  завет– за ситцевою шторкою
  за ветром -парусом корветным  надутой линзой выпуклой?
  Вода  бушует по кювету, как будто море вытекло.
   
  Взгляни в подзорную трубу – вот берег с индианками!
  И пальмы , словно бы табу –исподом наизнанку,
  нас ждет тропических страстей неслыханная роскошь,
  дочь Монтесумы на постель крадется, словно кошка.
  Там в храмах идолы  богов  ночами оживают,
  когда вода , как кровь с клыков, струится  дождевая.

  И если бросим якорь здесь, чтоб шлюпом в пляж уткнуться,
  нас ждет  неслыханная месть: нам больше не проснуться!
  Нам не присесть уже к окну - с плетнем, гармонью,  кипенью
  черёмух, пенивших  волну по повеленью шкипера.
  Так сдвинь плотнее паруса линялой задергушечки,
  веди в дремучие леса под палубные пушечки,
  туда, где, словно Змий, лианы в объятьях полусонные,
  сжимают гибкий стан Дианы - далекой Амазонии.

  24-28. апрель 2010 г.