О Гюнтере Грассе

Валерий Шувалов
            Во вторник, 14 апреля 2015 года, в мире не было практически ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не откликнулись на смерть выдающегося немецкого писателя Гюнтера Грасса, скончавшегося накануне в больнице Любека. Вот лишь некоторые, наиболее характерные отрывки из комментариев, посвящённых его памяти.


ФОЛЬКЕР ШЛЁНДОРФ, режиссёр (Neue Zuercher Zeitung): У него было большое сердце - как в любви, так и во гневе. Он был другим - не таким, каким представляют в мире немецкого писателя. Он затмевал всех остальных. Это был голос, который был слышен как в своей стране, так и за её пределами. Он знал, о чём говорил, и прекрасно отдавал себе отчёт в том, какую реакцию могут вызвать его слова. Пишущая машинка была его "жестяным барабаном", на котором он виртуозно играл во славу читателей и своей страны, патриотом которой он был несомненно.

THE WASHINGTON POST (Вашингтон): Автор "Жестяного барабана" и нобелевский лауреат, Гюнтер Грасс был моральной совестью Германии XX столетия. Он был неудобным автором, открыто говорившим об исторической вине своей нации, об искуплении этой вины и о лицемерии. Иногда он больно "кусал" своих соотечественников, за что его прозвали "оводом". Он выносил на широкое обсуждение то, что иные предпочли бы замести под ковёр. За свой яркий роман "Жестяной барабан", повествующий о дьявольском карлике как символе моральной деградации в нацистской Германии, он по праву удостоился Нобелевской премии по литературе, хотя нашлись и "святоши", которые заклеймили этот роман как порнографический.

THE TELEGRAPH (Лондон):  И всё же что-то в нём разочаровывало. И это было даже не его явно запоздалое признание, что он служил с 1944 года в войсках СС. Ещё большее разочарование вызывало, пожалуй, то, что  сердитый полемист возобладал в нём над креативным писателем. Разумеется, политика столь же необходима для писателя, как и воображение. Однако по-настоящему талантливые произведения появляются лишь тогда, когда и то, и другое находятся в состоянии некой гармонии. Именно это и можно было наблюдать в его первом романе "Жестяной барабан", явившимся его самым большим триумфом. Было бы лучше, если бы он посвящал больше времени написанию больших романов, чем сиюминутной политической полемике.

THE IRISH TIMES (Дублин):  Как можно охарактеризовать Гюнтера Грасса? - Он романист, поэт, художник, скульптор, нобелевский лауреат, свидетель, комментатор, полемист, путешественник, хроникёр, диссидент и ещё многое другое. Неоценим его вклад в наше понимание одного из самых жутких эпизодов в человеческой истории. До последних дней он оставался реалистом, обладавшим отличной памятью, полным иронии и решимости бороться с собственными демонами. Он заставил нас задуматься, и его литературное наследие высечено в камне, как скульптура...

THE NEW INDIAN EXPRESS (Дели):  Вспоминают, как однажды Гюнтер Грасс зашёл в один из книжных магазинов Калькутты, где он стал свидетелем того, как поэты самозабвенно читают свои стихи о цветах, птичках и плывущих по небу облаках. Когда его спросили, что он думает об индийской поэзии, он осторожно отвечал, что, по его мнению, она находится в зачаточном состоянии...

DER TAGESSPIEGEL (Берлин):  Грасс олицетворял собой образ насвозь идеологизированного двадцатого столетия. Его выступления находили отклик, общественность жаждала услышать его критический голос. Но время всё расставляет по своим местам: уйдёт политическое тщеславие на темы дня и останется - литература.

DER SPIEGEL (Гамбург):  История Гюнтера Грасса - это история Федеративной Республики Германии, а история Федеративной Республики - это история Гюнтера Грасса. Он критиковал капитализм, атомную энергию, воссоединение Германии. Однако неверно было бы утверждать, что Грасс был оппортунистом, у которого не было собственного мнения. Он был и остался до конца социал-демократом по своим воззрениям.

HAMBURGER ABENDBLATT (Гамбург):  Он был одним из тех, кто в своих книгах разговаривал с миром, с историей, с самим собой; кто верил в то, что в спорах можно изменить действительность к лучшему. Ушёл один из последних представителей военного поколения, свидетель времени...

BADISCHE ZEITUNG (Фрайбург):  Не удивительно, что чем старше становился Гюнтер Грасс, тем чаще его слова наталкивались на непонимание. Тот, кто ангажирует себя столь публично, неминуемо становится уязвимым и его начинают судить по его же собственным меркам... Не обязательно было любить его, но нам будет недоставать его критического голоса.

F.A.Z. (Франкфурт-на-Майне):  Со смертью нобелевского лауреата Гюнтера Грасса подошла к своему завершению целая эпоха. Однако многое из того, чем мы обязаны ему, останется. Он был писателем масштаба Габриэля Гарсия Маркеса, Салмана Рушди или Джона Ирвинга. А его знаменитый роман "Жестяной барабан" можно по праву поставить в один ряд с такими произведениями, как "Страдания молодого Вертера" Гёте, "Эффи Брист" Теодора Фонтане, "Будденброки" Томаса Манна, "Берлин Александерплатц" Дёблина или "Человек без качеств" Музиля.
Теперь, когда не стало Гюнтера Грасса, в качестве наиболее выдающихся германских писателей остаются лишь Мартин Вальзер и Ганс Магнус Энценсбергер.

DIE PRESSE (Вена): Грасс был самым оригинальным и в этом смысле самым выдающимся писателем послевоенной Германии. Он был возмутителем спокойствия, однако своим статусом он завоевал себе право на ошибки. В своих произведениях он создал предпосылки для коллективного сознания у немцев, включающего в себя чувство вины и меру ответственности. Но он был слишком ангажирован и к тому же сам не безгрешен. Между тем, в философах и писателях мы ценим прежде всего их концептуальную и художественную дистанцию и холодный, непредвзятый взор.