4 тур Обзор Bor G

Временные Хроники
1. В автобусе

Шестистопный ямб с внутренними рифмами на конце четвёртой стопы. И всё это помещается внутри автобусной толчеи. Все рифмы, как внутренние, так и оконечные – мужские. Т.е. акцентированные, отсекающие стопы как осколки от какого-то камня. В принципе неплохо. Рифмы бы поточнее местами.

Оценка – 8

2. Одни дома

Ещё один ремейк старой как мир истории «волчара позорный ответит за козла». Со сказочным подтекстом, но с реализмом (где-то даже социалистическим реализмом) по сути. Задумка неплохая, но исполнение немного подкачало. Во всяком случае, на 16-строчном пространстве стиха рифмы, например, «умыт-спешит», «смышлён-Армагеддон» зияют совершенно несуразными пятнами.

Оценка – 6

3. Ещё раз про любовь

Был такой старый фильм, по-советски банальный, с таким же названием, с Дорониной в роли стюардессы и Александром Лазаревым в роли влюбленного физика с именем, созвучным торговой марке львовских телевизоров «Электрон». Тот фильм был гораздо длиннее, чем этот стих. Но почему-то до сих пор кажется менее нудным и менее банальным. Почему-то кажется, что даже на 12 строках можно было разместить что-то более впечатляющее. А не только вызывающую сомнения рифму «опять-миновать» и подспудные вопросы окружающих (из серии «гусары, молчать!»), возникающие после фразы «тебя узнал я до конца».

Оценка – 6

4. До-ре-ми!

Бодрый такой, задорный четырёхстопный хорей. Симпатично исполненный. Звёзд с неба не хватающий, но на это и не рассчитанный. Что с улыбкой подтверждает кот в последней строчке, задорным «Мяу… мя-я-яя…» обозначая рифму к «сыновья»

Оценка – 8

5. О мимозах

Стихотворение раскрывает схему цветочного бизнеса в северных районах. Однако (видимо, для конспирации) в эту схему внесены определённые неточности (ибо в нынешних условиях везти мимозы из Грузии экономически не выгодно, так как откаты на таможне и транспортные расходы перекроют возможную прибыль), впрочем, это вторично. К достоинствам стиха можно отнести отсутствие ожидаемой рифмы «розы-морозы» (хотя на фоне рифмы «розы-несерьёзно» как-то подумалось, что уж лучше были бы «морозы»). Но это всё компенсируется рифмой (причём в самом начале) «морозно-мимозу». Впрочем, с самого начала, после «алы зори», неумолимо ожидались «белы розы», «седы ночи» и «розовы вечера» – и отсутствие оных можно также отнести к достоинствам стиха. Так что в комплексе так на так и вышло. С улыбкой. Где-то даже «с теплом».

Оценка – 6

6. Не маните меня, мостовые

Как уже не раз писал, анапест (даже короткострочный, трёхстопный) – это страшная сила. В умелых руках. Здесь в принципе выписано достаточно неплохо. До самой высшей оценки не хватило какой-то изюминки и чуть большей точности некоторых рифм.

Оценка – 9

7. А если объявить весну всерьез?

Стихотворение о том, как сегодня, в шесть-ноль-шесть, без объявления весны (потому что её объявят завтра) попытаться впихнуть невпихуемое под прокрустово похрустение ударениями и звуками, т.е. использовать шестисложное слово «безоговорочный» в ямбовом размере и попытаться это выговорить. Ну, и ещё о высочайших указах с подтверждениями, пятирублёвыми скидками пенсионерам и криками «ура» (не хватает только восхищённых представительниц массовки, бросающих в воздух то ли чепчики, то ли другие предметы туалета). Рифмы «снеговиком-начнём», «продаёт-ход», «всерьёз-принёс» как-то в этом смысле не выпадают из общего дискурса. Но в принципе ничего...

Оценка – 7

8. "Правдолюб"

Симпатичная стилизация. Аллюзии и ассоциации – уместные и достаточно стильные. Рифмовка АБААБ и трёхстопный амфибрахий – под стать этой стилистике. Чуточку «уток» и «улыбайтесь» выбиваются из общей рифмовки.

Оценка – 9

9. Лимонницы

Что-то весеннее есть в этом стихе. Разумеется, с учётом «северного коэффициента». В рамках которого если «март/апрель» – это «дублёнки/шубы», то впоследствии непременно будет «тополиный пух, жара, июль» вместо того же в конце мая. В принципе, неплохая зарисовка. Немножко статичная, блёклая – но это под стать климату, наверное.

 Оценка – 8

10. Одна улыбка

Весьма неплохо. С технической точки зрения практически нет замечаний, разве что рифма «ладья-твоя». Пятистопный ямб со схемой рифмовки АББА реализован вполне бодро, с нужной долей душещипательности. Улыбка присутствует, в качестве того самого пресловутого ружья, которое незаметно как бы находилось на сцене всё действие, а в самом конце попыталось выстрелить.

Оценка – 9

11. Апрель спешил на встречу с Мартом

Встретились как то братец-март с братцем-апрелем, немного выпили за встречу, то-сё, короче, неувязочка вышла, ущерб до сих пор подсчитывают. Дело житейское. А сгоняли бы к костру в лесу, нарвали бы подснежников вместо этого – городскому бюджету было бы легче, да и не очень одетая дева улыбалась бы на плакате, а не из разбитого окна третьего этажа. Я уже не говорю про автобусный парк и состояние электросетей. Такой вот стих по заказу МЧС. Выписан в меру, как надо.

Оценка – 8

12. Было или грезится?

Такая вот получилась томная любовная лирика. С обильными вкраплениями элементов флоры: жимолость, донники, мята, жасмин и т.п. Получилась как бы «Греческая смоковница», если выбранные места в замедленном повторе просматривать под музыку «Болеро». После всех томных нежностей рифма «милости-милые» взбодрила ожиданием чего-то вроде «малости-малые», «старости-старые» или «гадости – гады вы», но вместо этого предстала перед взором умилительная строчка «было ли или грезится», после чего сознание переключилось на ожидание чего-то вроде «стало ли или аль то ли». Но вроде обошлось.

Оценка – 7

13. Где поют мельницы?

Пока лучший стих из представленных. Требующая чёткой рифмовки схема АБВГАБВГ в трёхстопном анапесте – и рифмы не подкачали. И задумка. И содержание. И реализация. И исполнение под стать.

Оценка – 10

14. Автобус

Неплохо. Весьма неплохо. Можно было бы прицепиться к мелочам, например, рефренная концовка вместо ожидаемой коды или развязки сюжета – но не буду. Может быть, эта «перекличка» второй и шестой строфы предназначена для того, чтобы подчеркнуть пролонгированность счастливого автобусного сюра. Хотя я бы всё же развил бы сюжет. Например, маршрутка пришла (в смысле, приехала) вечерком. Но не одна, а с кузнецом (т.е. с автослесарем), чтобы там и благословил. Впрочем, автору виднее.

Оценка – 10

15. Осторожно, окрашено!!!

Ну, не знаю. Я бы ещё строчки 4 дописал. Чтобы «книга Бабеля» как-то ожила, чтобы то ли Беня Крик шагнул со страниц этих «Одесских рассказов», то ли одесский колорит как-то ещё себя проявил. Но, в принципе, и так можно. Даже, наверное, высшая оценка будет таки уместна. Чтоб я так жил...

Оценка – 10

16. В пути

Какая классная вещь. Наверное, лучшая вещь на данном конкурсе. Как вкусно всё написано. Можно ещё много говорить об этом стихе – но, наверное, не стоит. Чувствуется рука мастера (пока неизвестного).

Оценка – 10

17. Апрельский ветер

После серии очень хороших стихов – все недостатки этого вылезают буквально как тараканы на хлебные крошки. Нет, в целом неплохой стих. Но не более. Ряд слабых рифм, затянутое изложение, невнятное содержание. Можно было бы постебаться над землёй в роддоме и плачущим от этого снегом – но, право, не стоит.

Оценка – 7

18. Ах, как же меня достали

После прочтения данного стихотворения возникает по сути один вопрос – а откуда, собственно, лирического героя достали? Судя по связности изложения – из какого-то весьма непростого места. Почему-то вспомнился фильм «Особенности национальной охоты», когда сильно пьяный не сильно взрослый медведь вёл себя не очень адекватно, впрочем, как и другие участники действа. Видимо, данный стих – это своеобразный ремейк тех событий.

Оценка – 5

19. Конферанс

Конферанс получился достаточно банальный по содержанию и несколько дёрганый по ритмике из-за множества длинных слов, брошенных на хорейный ритмический размер. Разве что рифмы, хоть и не шикарные, но хоть как-то вытягивают этот стих.

Оценка – 7

20. Сон о сакуре

В этом стихотворении довольно самобытный ритмический рисунок. С виду вроде пятистопный анапест, с рифмовкой АББА и чередованием мужских и женских рифм. Но не совсем. Ибо четвертая стопа этого анапеста усечена до ямбовой. Вот такая картина получается:
--!--!--!-!--!
--!--!--!-!--!-
--!--!--!-!--!-
--!--!--!-!--!
И в результате волшебный анапестовый размер получается каким-то натужно-дёрганым. Ну, автор выбрал такой размер, он о чём-то думал. Раз пришёл к усечению одной стопы – значит, в этом есть смысл. Но если невиданная своими непредсказуемыми согласованиями инверсий строчка «ею прежде невиданный нежных вишен наряд» ещё как-то ложится на этот размер, то в последней, например, строфе (да и ранее, во второй, в третьей) – местами слова почти осязаемо цепляются друг за друга и изворачиваются в своих ударно-безударных па-де-де. А ведь при классическом анапестовом размере всего этого вполне можно было бы избежать.

Оценка – 7