В начале было Слово 13

Лидия Лукашина
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА глава 13

1
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2
И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4
встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7
Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8
Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9
Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11
Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15
Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17
Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
18
Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
19
Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
20
Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
21
Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22
Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
23
Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24
Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25
Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
26
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27
И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28
Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29
А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
30
Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
31
Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
32
Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
33
Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
34
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
36
Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
37
Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
38
Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.


                *****КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 13*****

З. Иисус умывает ноги Своим ученикам (13,1-11)

В главе 13 повествование разворачивается в верхней части Иерусалима. Иисус больше не ходил среди враждебных иудеев. Он уединился со Своими учениками в верхней комнате в Иерусалиме, чтобы остаток времени перед предстоящим испытанием и распятием на кресте провести в общении с ними. Главы 13-17 Ев. от Иоанна - одно из наиболее любимых мест во всем НЗ.

13,1 За день до распятия на кресте Господь Иисус знал, что пришел Его час умереть, воскреснуть и возвратиться на небеса. Он возлюбил Своих сущих в мире, то есть тех, кто действительно уверовал. Он до конца Своего земного служения возлюбил их и будет любить их вечно. Но Он также возлюбил их безграничной любовью, что и собирался доказать.

13,2 Иоанн не говорит, какая вечеря упомянута здесь - пасхальная вечеря, Вечеря Господня или обычная трапеза. Дьявол вложил в сердце Иуды мысль о том, что как раз настало время предать Иисуса. Иуда замыслил зло против Господа намного раньше, но теперь ему был подан сигнал для выполнения его грязных планов.

13,3 Стих 3 подчеркивает, кто исполнял обязанности раба - не просто равви, или учитель, но Иисус, сознававший Свою Божественность. Он знал, какое дело было поручено Ему; Он знал, что Он от Бога исшел и к Богу отходит.

13,4 Он осознавал, Кто Он, Свою миссию и судьбу, которая позволила Ему наклониться и помыть ноги ученикам. Встав с вечери, Господь снял с Себя верхнюю длинную одежду. Затем, взяв полотенце, препоясался им, как передником, занимая место раба. Мы могли бы ожидать, что этот случай будет описан в Евангелии от Марка, Евангелии Совершенного Слуги. Но то, что этот случай помещен в Евангелии Сына Божьего, делает его тем более замечательным.

Этот символический акт напоминает нам о том, что Господь оставил небесные чертоги из слоновой кости, пришел в этот мир как Слуга и служил тем, кого создал.

13,5 В восточных странах носят открытые сандалии, что создает необходимость часто мыть ноги. Было общепринято и считалось признаком гостеприимства и любезности, когда раб хозяина умывал ноги его гостям. Здесь Божественный Хозяин стал рабом и выполнил это скромное поручение. Иисус в ногах у предателя - какая картина! Какой урок для нас!

13,6 Петр был потрясен мыслью о том, что Господь умоет его ноги, и выразил свое неодобрение: как столь великий Господь может снизойти к столь недостойному, как он. Вид Бога в роли слуги вызывает беспокойство.

13,7 Иисус объяснил Петру, что Его поступок имеет духовное значение. Мытье ног олицетворяло некое духовное омовение. Петр знал, что Господь выполняет физическое действие, но не понимал его духовной значимости. Однако он уразумеет вскоре, потому что Господь это объяснит. И он уразумеет это из собственного опыта, когда позже, после своего отречения, возвратится к Господу.

13,8 Петр - живой пример крайностей человеческого характера. Он поклялся, что Господь никогда не будет умывать его ноги; здесь "никогда" буквально означает "но не вечно". Господь ответил Петру, что без этого омовения не может быть никакого единения с Ним. Значение умывания ног теперь раскрыто. Так как христиане живут в этом мире, они соприкасаются с грязью. Они слышат мерзкие разговоры, видят безобразные вещи, работают с безбожными людьми, и это неизбежно покрывает грязью каждого верующего. Он должен постоянно омываться, очищаться. Это очищение осуществляет вода Слова. Когда мы читаем и изучаем Библию, когда слышим, что она проповедует и обсуждаем это друг с другом, то обнаруживаем, что она очищает нас от внешних злых влияний. С другой стороны, чем больше мы пренебрегаем Библией, тем больше это злое влияние может оставаться в наших умах и жизнях, не причиняя нам особых беспокойств. Когда Иисус сказал: "Не имеешь части со Мною", Он имел в виду не то, что Петр не сможет спастись, пока Он не омоет его ног, а то, что общение с Господом может поддерживаться только через непрерывное очищающее действие Священного Писания в его жизни.

13,9-10 Теперь Петр впал в другую крайность. Минуту назад он говорил: "Никогда". Теперь он сказал: "Омой всего меня".

У человека, идущего из общественной умывальни, ноги опять станут грязными. Но ему не нужно еще раз полностью омываться, ему нужно только вымыть ноги. "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь".

Существует различие между баней, или купальней, и миской, умывальницей. Купальня символизирует очищение, полученное в момент спасения. Очищение от наказания за грех через Кровь Христа происходит только раз. Умывальница символизирует очищение от грязи греха, которое должно происходить непрерывно под действием Слова Божьего. Есть только одна купальня, но много умывальниц для ног. "Вы чисты, но не все" означает, что все ученики прошли купальню духовного возрождения, кроме Иуды. Он так и не принял спасение.

13,11 Обладая всеведением, Господь знал, что Иуда предаст Его, потому и Он выделил одного из них, как никогда не проходившего через искупительную купальню спасения.

И. Иисус учит Своих учеников следовать Его примеру (13,12-20)

13,12 Здесь сказано, что Христос умыл ноги всем ученикам. Затем Он надел Свою одежду и, возлегши опять, стал объяснять им духовное значение сделанного. Он начал беседу с вопроса. Интересно проанализировать вопросы Спасителя. Они представляют один из Его наиболее эффективных методов обучения.

13,13-14 Ученики подтвердили, что Иисус - их Учитель и Господь, и были правы. Но Его пример показал, что самое высокое положение в Царстве принадлежит слуге.

Если Господь и Учитель умыл ноги ученикам, чем оправдаются они, если не будут умывать ноги друг другу? Имел ли Господь в виду, что они должны буквально мыть водой ноги друг другу? (В Восточных странах есть обычай буквально умывать ноги другим, но это только один из примеров скромного служения.) Учреждал ли Он здесь церковный обряд? Нет, это действие имело духовное значение. Он говорил ученикам, что они должны содержать друг друга в чистоте постоянного общения в Слове. Если кто-нибудь заметит, что брат его увлекся суетой или становится равнодушным, он должен с любовью назидать его согласно Библии.

13,15-16 Господь подал им пример, наглядный урок того, что они должны делать друг для друга в духовном смысле.

Если гордыня или личная озлобленность мешают нам нагнуться и услужить нашим братьям, мы должны помнить, что мы не больше, чем наш Господин. Он смирился, чтобы умыть ноги тем, кто был недостоин и неблагодарен, зная, что один из них предаст Его. Смогли бы вы наклониться и послужить человеку, зная, что он собирается предать вас за деньги? Посланники (ученики) не должны считать себя слишком высокими для тех дел, которые делал Пославший их (Господь Иисус).

13,17 Знать эти истины о смирении, бескорыстии и служении - это одно; но можно знать их и никогда не исполнять. Реальная ценность и благословение в их исполнении!

13,18 Все истины о служении, которым Господь только что учил, не относились к Иуде. Он не был одним из тех, кого Господь пошлет по всему миру с Евангелием. Иисус знал, что сказанное в Священном Писании, в частности в Псалме 41,9, о Его предательстве сбудется. Иуда был тем, кто ел с Господом в течение трех лет и все же поднял... пяту свою на Него, - выражение, указывающее на то, что он предал Господа. В Псалме 41 предатель описан Господом как "мой близкий друг".

13,19 Господь открыл ученикам, что будет предан, чтобы, когда это сбудется, они поверили, что Он обладает истинной Божественностью. "...Вы поверили, что это Я ЕСМЬ". Иисус в НЗ - это Иегова Ветхого. Таким образом, сбывшееся пророчество - одно из великих доказательств Божественности Христа, а также, добавим здесь, и богодухновенности Священного Писания.

13,20 Наш Господь знал, что будет предан и что это может стать причиной преткновения и сомнений учеников. Поэтому Он добавил слова поддержки и ободрения. Они должны помнить, что посланы с Божественной миссией. Им следует настолько сильно отождествиться с Ним, чтобы принимающие их тем самым принимали и Его. Подобно тому как принимающие Христа принимают Бога Отца. Таким образом, близкая связь с Богом Сыном и Богом Отцом должна быть для них поддержкой.

К. Иисус предсказывает, что будет предан (13,21-30)

13,21-22 Знание того, что один из учеников предаст Его, причиняло Господу глубокое беспокойство. Кажется, что здесь Иисус предоставил предателю последнюю возможность отказаться от своего злого плана. Не разоблачая его открыто, Господь показал, что знает о намерении одного из двенадцати предать Его. Тем не менее даже это не изменило планов предателя.

Прочие ученики не подозревали Иуду. Они были удивлены, что один из их числа сделает такое, и недоумевали, кто это может быть.

13,23 В те дни люди во время еды за столом не сидели, а полулежали, опираясь на ложе. Иоанн, автор этого Евангелия, был тем учеником, которого любил Иисус. Он не упомянул свое имя, но не побоялся заметить, что ему принадлежало особое место в сердце Спасителя. Господь любил всех учеников, но Иоанн пользовался Его особым расположением.

13,24-25 Ему Петр сделал знак, чтобы не говорить вслух. Возможно, кивнув головой, он попросил Иоанна выяснить имя предателя. Иоанн, припав к груди Иисуса, задал шепотом роковой вопрос, на который, вероятно, таким же тихим голосом последовал ответ.

13,26 Иисус ответил, что тот, кому Он подаст кусок хлеба, обмакнув его в вино, и есть предатель. Некоторые говорят, что на Востоке хозяин во время еды подает хлеб почетному гостю.

Делая Иуду почетным гостем, Господь оказывал ему Свою особую милость и любовь, таким образом пытаясь призвать его к раскаянию. Другие предполагают, что обычно так подавали хлеб во время иудейской пасхальной вечери. Если это так, то Иуда ушел во время иудейской пасхальной вечери, до того как была учреждена Вечеря Господня.

13,27 Дьявол уже вложил в сердце Иуды мысль предать Господа. Теперь сатана вошел в него. Сначала это было просто предложение. Но Иуда его принял, оно понравилось ему, и он согласился с ним. Теперь дьявол взял его под свой контроль. Как только Господь окончательно показал, кто является предателем, Он велел ему делать это скорее. Очевидно, Он не поощрял его делать злое, но просто выражал печальное смирение.

13,28-29 Этот стих подтверждает, что предыдущий разговор о хлебе между Иисусом и Иоанном другие ученики не слышали. Они все еще не знали, что Иуда собирается предать их Господа.

Некоторые думали, что Иисус просто велел Иуде пойти и быстро купить кое-что для праздника или, поскольку Иуда был казначеем, попросил его дать что-нибудь нищим.

13,30 Иуда принял кусок хлеба, как символ особой благосклонности, а затем оставил общество Господа и других учеников. Священное Писание добавляет значащие слова "а была ночь".

Для Иуды ночь была не только в буквальном, но и в духовном смысле - ночь мрака и угрызений совести, которая никогда не кончится. Для тех, кто поворачивается спиной к Спасителю, ночь будет всегда.

Л. Новая заповедь (13,31-35)

13,31 Как только Иуда ушел, беседа Иисуса с учениками стала более свободной и задушевной. Напряженность спала. "Ныне прославился Сын Человеческий", - сказал Он. Господь находился в ожидании дела искупления, которое Он собирался исполнить. Его смерть, может быть, выглядела как поражение, но все же это был способ привести потерянных грешников к спасению. За ней следовали Его воскресение и вознесение, и в этом всем Он явил величайшую славу. И Бог прославился в делах Спасителя. Его смерть означала, что Он святой Бог, Который не мог терпеть наши грехи, но также и любящий Бог, не желающий смерти грешника; она объявила, как Он, справедливый Бог, все же мог оправдать грешников. Каждый из атрибутов Божественности достиг свой наивысшей точки на Голгофе.

13,32 "Если Бог прославился в Нем - а Он прославился, - то и Бог прославит Его в Себе". (Греческая грамматика (условие первого рода плюс ei в изъявительном наклонении) предполагает, что это истинно.) Бог увидит, что Его любимому Сыну воздается достойная честь. "И вскоре прославит Его" - без задержки. Бог Отец выполнил это предсказание Господа Иисуса, воскресив Его из мертвых и посадив по правую руку от Себя на небесах. Бог не будет ждать, пока восстановится Царство. Он сразу же прославит Своего Сына.

13,33 Впервые Господь Иисус обратился к Своим ученикам, как к малым детям, - с ласковыми словами. И Он поступил так только после того, как ушел Иуда. Недолго уже оставалось быть Ему с ними. Вскоре Он умрет на кресте. Они будут искать Его, но не смогут последовать за Ним, поскольку Он возвратится на небеса. Господь сказал то же самое иудеям, но Он вкладывал в те слова иной смысл. Для учеников Его уход будет лишь временным.

Он придет к ним снова (гл. 14). Но для иудеев Его уход окончательный и безвозвратный. Он возвратится на небеса, и они не смогут последовать за Ним из-за своего неверия.

13,34 В Его отсутствие ученики должны руководствоваться заповедью любви. Эта заповедь не была нова по времени, потому что Десять заповедей учили любви к Богу и ближнему. Но эта заповедь была новой в другом. Она новая, потому что Дух Святой облечет верующих Своей силой, чтобы они могли повиноваться ей. Она новая в том, что превосходит старую заповедь. Последняя заповедовала: "Люби ближнего своего", а новая: "Любите врагов ваших".

Хорошо сказано, что закон любви к другим теперь имеет новую ясность, движим новыми побуждениями и долгом, иллюстрируется новым примером и требует нового повиновения.

Заповедь была новой, как сказано в стихе, и потому, что призывала к большей любви: "Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга".

13,35 Знаком христианского ученичества служит не крест на шее или на лацкане пиджака и не особая одежда. Каждый мог бы изображать из себя ученика таким образом. Истинный признак христианина - любовь к своим братьям-христианам. Она требует Божественной силы, и эта сила дается только пребывающим в Духе.

М.Иисус предсказывает отречение Петра (13,36-38)

13,36 Симон Петр не понимал, что Иисус говорит о Своей смерти. Он думал, что Господь собирается в путешествие здесь, на земле, и не понимал, почему он не сможет идти рядом. Господь объяснил, что Петр пойдет за Ним позже, то есть когда умрет, но не может сделать этого теперь.

13,37 С обычным для него рвением и энтузиазмом Петр выразил готовность умереть за Господа. Он думал, что его собственных сил достаточно, чтобы вынести смерть за веру.

Позже он действительно умер за Господа, но это произошло потому, что Бог дал ему особую силу и мужество.

13,38 Иисус проверяет его "ревность не по рассуждению", сообщая Петру кое-что, о чем тот не знал: прежде чем пройдет ночь, он трижды отречется от Господа. Таким образом Петру напомнили о его слабости, трусости и неспособности, полагаясь лишь на свои силы, следовать за Господом даже несколько часов.


                ***** К ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОКАМ *****

1-17

ЦАРСТВЕННОСТЬ СЛУЖЕНИЯ (Иоан. 13,1-17)
Мы должны рассмотреть этот отрывок всесторонне, но сначала давайте посмотрим на него целиком. Мало других случаев в Евангелиях так открывают истинный характер Христа и Его любовь, как этот случай. Когда мы подумаем, Кем Иисус мог бы быть и что мог бы сделать, величайшее чудо того, Кем Он был и что делал, становится близким и понятным для нас.

1. Иисус знал, что все отдано в руки Его. Он знал, что час Его унижения близок, но знал также, что близок и час Его прославления. Такого рода знание могло бы исполнить Его чувством гордости, а Он при таком сознании силы и славы, которые принадлежали Ему, умыл ноги ученикам. В момент, когда в Нем могла бы проявиться самая высокая гордость, в Нем проявилось самое высокое смирение. Любовь всегда такова. Когда, к примеру, кто-то заболевает, любящая его душа готова оказывать ему самые непривлекательные услуги и делать это с величайшим удовольствием, потому что такова любовь. Иногда людям кажется, что они слишком важны для того, чтобы исполнять какие-нибудь низкие услуги. Иисус не был таким, и хотя знал, что Он Господь всех и всего, умыл ноги ученикам.

2. Иисус знал, что Он от Бога пришел и к Богу отходит. У Него могло бы быть известное презрение к людям и миру. Он мог бы подумать, что Его дело на земле окончено, и теперь Он уже на пути к Богу. Но именно тогда, когда Бог был к Нему особенно близок, Иисус достиг глубин и крайних пределов служения людям. На праздничных пирах рабы умывали ноги гостям. Ученики раввинов прислуживали учителям, но такое служение не пришло бы никому в голову. В Иисусе же замечательно то, что Его близость к Богу не только не отдаляла Его от людей, а наоборот приближала Его к ним. Всегда верно, что тот, кто ближе к Богу, ближе и к людям.

Существует легенда о Франциске Ассизском, в которой говорится, что в юности своей он был весьма богат, и только самое лучшее было достаточно хорошим для него. Во всех отношениях он был аристократ из аристократов. Но ему было не по себе и в душе у него не было покоя. Однажды, проезжая за городом на коне, он увидел прокаженного. Этот человек был весь в ранах и струпьях, и представлял собой ужасное зрелище. В другое время брезгливый Франциск отвернулся бы от него с презрением и отвращением, уж слишком ужасным был вид этого остатка человека, но на этот раз что-то оборвалось в душе Франциска. Он сошел с коня, подошел к прокаженному и обнял его, и в этот момент тот предстал пред ним в образе Иисуса Христа. Чем ближе мы к страдающему человечеству, тем ближе мы к Богу, и наоборот.

3. Иисус знал, что скоро Он будет предан. Такое знание могло вызвать в Нем обиду или даже ненависть, но случилось обратное - сердце Иисуса горело еще большей любовью. Чем больше Ему причиняли боль, чем больше Его унижали и издевались над Ним, тем больше Он любил. Естественно возмущаться злом и огорчаться в ответ на обиды, но Иисус встречал самые ужасные оскорбления, обиды и даже предательство с глубочайшим смирением и любовью.

ЦАРСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ (Иоан. 13,1-17 (продолжение))
Но здесь, мы видим, сказано не все. Если мы посмотрим на описание этой вечери. Лукой, мы найдем такую Фразу: "Был же спор между ними, кто из них должен почитаться большим" (Лук. 22,24). Даже тогда, когда Крест был уже виден, ученики спорили еще о первенстве и авторитете.

Возможно, что именно этот спор и понудил Иисуса поступать так, как Он поступил. Дороги Палестины были не мощеными и грязными. В сухую погоду несколько сантиметров пыли лежало на их поверхности, а в дождь вся эта пыль превращалась в жидкую грязь. Обувь, которую обычно носили люди, была легкой, открытой; это были, как правило, просто подошвы, притянутые к ноге парой узких ремней, то есть самый примитивный вид сандалий. Такая обувь плохо предохраняла от пыли и грязи дорог, и потому перед каждым домом можно было найти сосуд с водою и слугу с тазиком и полотенцем, готового умыть ноги гостям. В собрании друзей Иисуса в тот памятный вечер не было слуг, и потому услуги, которые обычно в богатых домах оказывали слуги, они разделяли между собою. Весьма возможно, что в тот вечер, они так увлеклись своим состязанием кто из них будет большим в Царстве Иисуса, что никто не позаботился о том, чтобы была вода и полотенце для омовения ног у входа в горницу. И потому Иисус Сам поправил это упущение самым ярким и наглядных образом.

Он сделал Сам то, к чему никто из них не был готов, и тогда сказал: "Видите, что Я сделал? Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно есть то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам".

Это должно заставить нас задуматься. Как часто, даже в церквах, возникают неприятности из-за того, что кому-то не дали того места, которого он желал. Как часто даже высокопоставленные служители обижаются, когда им не дают тех почестей, которых требует по их мнению их положение. Здесь урок, что есть только один вид величия: величие служения. Мир полон людей, которые отстаивают свое достоинство в то время, как они должны были бы стоять на коленях у ног своих братьев. Во всех отраслях жизни жажда первенства и нежелание подчинения нарушают порядок вещей. Игрока только один раз не допустили до игры, и он не желает больше играть. Полного надежд политика обошли, не дав ему того места, на которое он думал, что имеет право, и он отказывается принимать место ниже. Член хора не получил желанного соло - и отказывается вообще петь.

В каждом обществе случается, то кто-то при малейшем невнимании к нему либо взвивается во гневе, либо ходит надутый несколько дней подряд. Всякий раз, когда нам захочется думать о нашем достоинстве, авторитете и положении, давайте вспомним Сына Божьего, препоясанного полотенцем, на коленях у ног Своих учеников. Воистину велик тот, кто обладает этим особым смирением, которое делает его одновременно слугой и царем. В произведении "Любимый капитан" Дональда Ханки есть такой замечательный отрывок, в котором описано, как любимый капитан заботился о своих подчиненных после похода:

"Мы знали инстинктивно, что он наш старшина - человек из лучшего материала, чем мы, "кто-то" по праву. Я думаю, что поэтому он мог быть скромным, не теряя своего достоинства. А он был действительно скромным, если можно так выразиться, и я думаю, что можно. Ни одна наша беда не была настолько малой, чтобы он не мог заняться ею.

Когда мы начали ходить в походы, и наши ноги были истерты в кровь и покрыты волдырями, можно было подумать, что это были не наши ноги, а его, так чутко он заботился о них. Конечно, после каждого похода нам проверяли ноги. Так уж полагалось, но у него это не было просто навыком. Он приходил к нам в комнату, и если у кого болели ноги, он склонялся перед тем человеком на колени и внимательно рассматривал израненные от похода ноги, как будто бы он был врач, а потом приписывал лекарства, которые тут же приносились сержантом. Если волдырь нужно было проколоть, он чаще всего брался за это сам, и при этом заботился о том, чтобы это было сделано чистой иголкой, чтобы не занести в рану грязи. Он просто считал, что наши ноги важная вещь, и знал, что сами мы не очень осторожны со своими ногами. Что-то Христово было в этом его обращении с нами, и мы любили и уважали его еще больше".

Именно такого человека, который склоняется вниз, как Христос, люди любят и почитают как царя и памяти о нем не дают умереть.

НЕОБХОДИМОЕ ОМОВЕНИЕ (Иоан. 13,1-17 (продолжение))
Мы уже видели раньше, что в словах евангелиста Иоанна всегда нужно искать два значения: первое - важное, второе - еще более важное. Внешне этот эпизод - явный, незабываемый урок смирения, но тут есть еще кое-что. Здесь есть одно довольно трудное положение. Сперва Петр отказывается позволить Иисусу мыть его ноги, но Иисус говорит ему, что, если он не позволит Ему умыть его ноги, он не будет иметь части с Господом. После этого Петр просит умыть ему не только ноги, но и руки и голову. Иисус же отвечает, что достаточно, чтобы только ноги были умыты. Это предложение, у которого несомненно два значения, звучит так: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что весь чист" (13,10).

Несомненно здесь есть намек на христианское крещение. Слова "если не умою тебя, не имеешь части со Мною" можно тоже выразить так: "Без крещения человек не участвует в Церкви". Обычай был такой, что если человек умылся дома, перед уходом в гости, ему нужно умыть только ноги. Но это значение внешне, а внутреннее, более глубокое, говорит, что только омытые входят в дом. Поэтому Иисус и говорит Петру: "Ты нуждаешься не в обычном омовении тела, которое и сам можешь совершить, но нуждаешься в том особом омовении, которое откроет тебе доступ в дом веры". Этим объясняется и другое, а именно, что когда Петр отказался дать Иисусу умыть ноги, Иисус сказал ему: "Ты не дашь Мне умыть ноги тебе? Знай, что без этого ты потеряешь все".

В Церковь вступают путем крещения, то есть омовения перед входом. Это не значит, что человек не будет спасен, если он не крещен (как, например, разбойник на кресте), но это значит, что если человек имеет возможность крещения, он должен засвидетельствовать свою веру во Христа - своего Спасителя.

18-20

ПОЗОР НЕВЕРНОСТИ И СЛАВА ВЕРНОСТИ (Иоан. 13,18-20)
В этом отрывке ударение ставится на три вещи.

1. Явная жестокость неверности Иуды изображена в красках, которые особенно понятны восточному уму. Иисус говорит знакомые всем слова из псалма: "Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс. 40,10). На востоке есть с кем-то хлеб было признаком дружбы и актом верности. В 2 Цар. 9,7.13 говорится о том, как Давид дает Мемфивосфею, сыну Ионафана (сыну Саула) "есть хлеб за его столом", в то время, как мог легко уничтожить его, как потомка Саула. В 3 Цар. 18,19 говорится о том, как пророки Ваала ели хлеб у стола Иезавели. Если человек, который ел хлеб за столом друга, который доверял ему, предавал его - это считалось актом крайней подлости. Такого рода предательство псалмопевец считал самой горькой обидой и мы читаем: "Посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его. Ибо не враг поносит меня - это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною - от него я укрылся бы, но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой" (Пс. 54,12-14). В мире все еще живет эта острая боль обиды, когда близкий человек проявляет душераздирающую неверность, и многим эта боль хорошо знакома. Само выражение "поднял на меня пяту свою" говорит о жестокости и в иудейском языке всегда употреблялось для описания жестокости. В этом отрывке нет гнева со стороны Иисуса, только глубокая печаль, последний призыв к Иуде и обнажение раны, которую тот нанес сердцу Иисуса.

2. В нем также подчеркнут тот факт, что даже эта трагедия входила в пределы плана Божьего, и что она полностью и безоговорочно принималась Иисусом. Все было так, как Писание предсказало. Не было ни на момент сомнения в том, что искупление мира больно ранит в сердце Бога. Иисус знал, что происходит, знал цену происходящего и был готов принять ее. Он не хотел, чтобы ученики подумали, что Он попался в сплетение слепых обстоятельств, из которых не мог выбраться. Его не убивали, но Он Сам избирал смерть. Но в тот момент они не могли видеть этого и не понимали, что с Ним происходит, но Он хотел, чтобы в будущем они оглянулись, вспомнили и поняли.

3. Этот отрывок подчеркивает не только боль и горечь предательства, но и славу верности. Придет день, когда вот эти самые ученики понесут весть Иисуса Христа во все концы мира. Делая это, они будут не более и не менее, как представителями Самого Бога. Посол не идет от себя, как частное лицо, вооруженный только своими собственными способностями и качествами, но идет, неся славу и честь своей страны на себе. Слышать его, значит слышать его страну, отдавать честь ему, значит отдавать честь его стране. Приветствовать его, значит приветствовать его страну и правителя, который послал его. Великая честь и великая ответственность христианина в том, что Он представляет в мире Иисуса Христа. Мы говорим о - Нем и действуем в Нем и для Него.

21-30

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ ЛЮБВИ (Иоан. 13,21-30а)
Когда мы мысленно представляем себе эту сцену, некоторые явления в ней ярко выступают и привлекают наше особое внимание.

Предательство Иуды показано во всем его уродстве. Он был, надо полагать, великолепным актером и искусным обманщиком. Одно ясно, если бы другие ученики знали о намерении Иуды, он не покинул бы горницу живым. По-видимому, все время хождения с ними он разыгрывал роль милого и верного ученика, обманув всех, кроме Иисуса. Иуда был не только наглым злодеем, но был также вкрадчивым лицемером, и здесь для нас предупреждение: своим внешним поведением мы можем провести людей, но не сможем ничего утаить от всевидящего ока Христа.

Но здесь не только это, и если мы правильно понимаем, что происходило, мы увидим, что Иисус снова и снова, призывал Иуду одуматься. Обратим внимание на то, как иудеи рассаживались у стола. Они фактически не сидели, а полулежали. Стол был сделан из одного низко поставленного толстого куска дерева, а вокруг него были своеобразные кушетки. Стол не был прямоугольным, но имел форму подковы и местом хозяина был центр этого стола. Гости полулежали на левом боку, опираясь на левый локоть, оставляя правую руку для еды. В таком положении голова каждого гостя была почти на груди у соседа слева. Иисус сидел на месте хозяина в центре низкого стола, а ученик, которого Он любил, сидел, по-видимому, по правую сторону Его, потому что когда он оперся на свой локоть, его голова оказалась против груди Иисуса.

Ученик, которого любил Иисус, никогда не называется по имени. Некоторые богословы думали, что это был Лазарь, так как о Лазаре сказано, что Иисус любил его (Иоан. 11,36). Другие думали, что это был богатый юноша, о котором тоже сказано, что "Иисус полюбил его" (Мар. 10,21) и который, будто, в конце концов, решил пойти за Иисусом; третьи предполагали, что это был еще какой-то неизвестный ученик, который был особенно близок Иисусу, а четвертые вообще придумали, что эта личность не была реальной, но идеальной картиной того, каким должен быть подлинный ученик. Но преобладает мнение, что этим учеником был сам евангелист Иоанн. Этого мнения придерживаемся и мы.

Но что заслуживает особого внимания, так это место, которое занимал у стола Иуда. Весьма возможно, что Иисус мог говорить с ним прямо и лично и так, что другие не могли их слышать. Если это было так, тогда только одно место могло быть занято Иудой - с левой стороны от Иисуса, и тогда точно так, как голова Иоанна склонялась к груди Иисуса, голова Иисуса склонялась к груди Иуды. Показательно то, что место с левой стороны от хозяина было самым почетным и давалось самым близким друзьям. Когда ужин начался, Иисус, надобно полагать, сказал Иуде: Иуда, сиди возле Меня сегодня, Мне хочется лично поговорить с тобою". Само это приглашение сесть близко было уже призывом, обращением к совести.

Но это не все. Предложение хозяина принять из его руки особо лакомый кусочек тоже было знаком близкой дружбы. Когда Вооз хотел показать Руфи, насколько он уважает ее, он предложил ей обедать со жнецами и сказал: "Ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус" (Руф. 2,14). Арабы имеют обычай отрывать самый жирный кусок баранины и давать его почетному гостю, что не всегда бывает приятно европейцу, но принимается из вежливости в сознании, что это знак дружбы. Когда Иисус подал кусок Иуде, это тоже было знаком особой дружбы, но ученики даже тогда не обратили на это внимания. Значит, они так привыкли, что Иисус ласково обращается с Иудой, что и в данном случае не придали этому никакого значения. Иуда всегда пользовался дружбой и любовью Господа.

Трагично, что после повторных воззваний к темному сердцу Иуды, предатель оставался твердым в своем решении и не изменил его. Упаси нас Бог от такого равнодушия к призывам любви.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ ЛЮБВИ (Иоан. 13,21-30а (продолжение))
Итак, трагедия разыгралась, несмотря на то, что Иисус повторял Свой призыв, проявляя ласку и нежность в попытке спасти его от того, что он задумал сделать. И тогда наступил решающий момент. "Иуда, что делаешь, делай скорее", - сказал Иисус, зная, что бесполезно откладывать дальше. К чему продолжать бесполезные призывы в атмосфере возрастающей напряженности? Если уж должно это совершиться, пусть скорее совершится.

Ученики же все еще не знали, что происходит, и подумали, что Иисус послал Иуду кое-что купить к ужину, или чтобы он дал что-нибудь нищим. Обычай требовал, чтобы те, у кого было всего в достатке, делились с теми, кто не имеет ничего, и в это время праздника люди больше, чем в любое другое время, делились с бедными. Поэтому ученики подумали, что Иисус послал Иуду дать что-нибудь из его ящика нищим, чтобы и они могли попраздновать Пасху, как все другие.

Когда Иуда принял от Иисуса кусок, сатана вошел в него. Страшно подумать, что то, что было зовом любви, обернулось двигателем ненависти. Но так действует диавол. Он может взять прекраснейшую весть и исказить ее так, что она сделается исчадием ада. Он может превратить любовь в страсть, святость в тщеславие, воспитание в садистскую жестокость, привязанность в бесхребетное самодовольство. Мы должны быть бдительными, чтобы и в нашей жизни диавол не использовал прекрасное в своих низких целях.

Иуда вышел, а была ночь. Была ночь, потому что день пришел к концу, но это не единственный смысл слова ночь в данном случае. Тут была ночь другого порядка. Ночь наступает для человека всегда, когда он уходит от Христа, преследуя свои личные цели. Ночь всегда наступает, когда человек прислушивается к злому, вместо того, чтобы откликаться на призывы доброго. Ночь наступает, когда ненависть гасит свет любви. Ночь наступает, когда человек отворачивается от Иисуса Христа.

Когда мы послушны Христу, мы ходим во свете, но как только мы отворачиваемся от Него, мы вступаем во тьму. Перед нами два пути - во свет и во тьму. Бог даст нам мудрость избирать правильно, ибо мы знаем, что в темноте человек может легко заблудиться.

Комментарий ко второй половине стиха 30 смотрите в следующем разделе.

31-32

ЧЕТЫРЕХКРАТНАЯ СЛАВА (Иоан. 13,306-32)
В этом отрывке четырехкратное прославление.

1. Прославление Иисуса наступило. Напряжение прошло, Иуда вышел, и Крест стал неизбежностью. Крест был Его прославлением. Здесь мы снова стоим лицом к лицу с вечной истиной, что слава приходит к тому, кто жертвует собой. В любом сражении высшая слава принадлежит не тем, кто пережил его, а тем, кто отдал жизнь свою в нем. В медицинской профессии помнят не тех врачей, которые разбогатели, а тех, которые пожертвовали собой ради исцеления других. История преподает простой урок: те, которые жертвовали собой, удостоились высшей славы.

2. Иисус прославил Бога. Послушанием Своим Он прославил Отца. Только послушанием человек может доказать своему лидеру, что он уважает, любит и доверяет ему; послушанием, если нужно, и до смерти. Только послушанием ребенок показывает, что он уважает своих родителей и любит их. Иисус отдал высшую честь и славу Своему Отцу тем, что был послушен до смерти.

3. Бог прославился в Иисусе. Нам может показаться странным, что высшая слава Бога явилась в Его воплощении и Распятии. Нет ничего более славного, чем быть любимым. Если бы Бог держался отчужденно, невозмутимо и равнодушно, и не был бы тронут скорбями и болями человека, люди боялись бы Его, и может быть, восхищались Им, но они никогда не полюбили бы Его. Закон самопожертвования не только земной загон, но и небесный. Через воплощение и Распятие на кресте высшая слава Бога проявила себя вполне.

4. Бог прославит Иисуса. Это другая сторона происходящего. В тот момент Крест был славою Иисуса, но Его ожидало больше, перед Ним было еще Воскресение и Вознесение, а затем и полное и окончательное торжество, о котором Новый Завет говорит, как о Его Втором Пришествии. На Кресте Иисус нашел Свою собственную славу, но наступит и уже наступает день, когда весь мир, вся вселенная увидит Его славу. Возвышение Христа должно было придти после Его унижения, и воцарение после Распятия, терновый венец должен стать венцом славы. Сейчас - путь ко Кресту, но впереди торжество Царя, которое увидит весь мир.

33-35

ПРОЩАЛЬНАЯ ЗАПОВЕДЬ (Иоан. 13,33-35)
Иисус произнес Свою последнюю заповедь перед учениками. Время было коротко и было важно, чтобы они услыхали Его голос именно тогда, потому что Он уходил от них в путь, в который они не могли пойти с Ним. Он вступал на дорогу, по которой должен бы пойти один, но прежде, чем покинуть их, Он дал им заповедь, чтобы они любили друг друга так, как Он любил их. Что это означает для нас, и для наших отношений с ближними? Как любил Иисус Своих учеников?

1. Он любил их самоотверженно. Даже в самой благородной человеческой любви всегда остается элемент эгоизма. Может быть несознательно, но мы часто думаем о собственной выгоде. Мы думаем о счастье, которое можем получить, или об одиночестве, которое постигнет нас в случае, если нас разлюбят. Слишком часто мы спрашиваем себя: "Какая польза мне от этой любви?" Как часто в подсознании сидят поиски личного и желание не столько дать, сколько получить. Но Иисус никогда не искал Своего. Его единственным желанием было отдать Себя ради тех, кого Он любил.

2. Иисус любил учеников жертвенно. Не было предела тому, что Его любовь была готова для них сделать, и куда готова была для них пойти. Никакое требование не было для нее чрезмерным, и если любовь означала Крест, Иисус готов был пойти туда. Иногда мы ошибочно заключаем, что любовь должна приносить нам счастье, и в конечном счете она делает это, но не несет с собою также страдание и может иногда требовать креста.

3. Иисус любил Своих учеников понимающе. Он знал их насквозь. Мы не знаем людей, пока не поживем с ними. Встречаясь с людьми только иногда, мы видим их лучшую сторону, а когда живем с ними, тогда узнаем и все их слабости. Иисус жил с учениками изо дня в день в течении многих месяцев и знал о них все, что только можно было знать - и любил их! Иногда мы говорим, что любовь слепа, но это не так, потому что любовь, которая слепа, не может окончиться ничем иным, кроме печальною разочарования. Истинная любовь смотрит широко раскрытыми глазами и любит не воображаемого человека, а настоящего, реального, любит его таким, каков он есть. У Иисуса достаточно к нам любви, чтобы любить нас такими, какие мы есть.

4. Иисус любил Своих учеников прощающе. Все они оставили Его в трудную минуту, и во все дни Его жизни в теле ни один из них не понимал Его, все они были слепыми и бесчувственными, медленными на учение, слабо соображающими, и под конец оказались еще и явными трусами. Но Иисус не обижался на них. Не было такого недостатка, которого он не мог простить. Любовь, которая не готова прощать, может только завянуть и умереть. Мы жалкие существа, и что-то заставляет нас всегда причинять боль именно тем, которых мы любим, и потому любовь, которая все переносит, должна быть построена на прощении, потому что без прощения она умрет.

36-38

ПОШАТНУВШАЯСЯ ВЕРНОСТЬ (Иоан. 13,36-38)
Какая разница была между Петром и Иудой? Иуда предал Иисуса и имя Иуды связано с ужаснейшим позором, а Петр, хотя и отрекся от Него в трудную минуту с клятвой и божбой, обладает чем-то бесконечно милым. Вот в чем разница: предательство Иуды было преднамеренным и умышленным, и было исполнено с жестокой холодностью. Несомненно, оно было следствием тщательно продуманного плана, и потому до конца не поддавалось самым явным призывам обратиться. Об отречении же Петра можно сказать, что никогда не было ничего менее умышленного, чем оно. Он не намеревался совершить его, но был просто захвачен им в момент слабости воли, хотя сердце его все время оставалось в правильном отношении к Иисусу.

Всегда есть большая разница между грехом, который холодно и умышленно рассчитан, и тем, который совершается нечаянно и не добровольно, поражая человека в момент слабости воли или возбуждения. Всегда есть разница между грехом, когда человек знает, что он делает, и тем грехом, когда человек либо слаб, либо возбужден так, что сам едва знает, что делает. Упаси нас Бог от умышленного причинения боли себе или тем, которых мы любим! В отношении Петра к Иисусу есть что-то трогательно милое.

1. Иисус знал Петра со всеми его слабостями. Он знал его импульсивность, неустойчивость и то, как он был склонен говорить сердцем, еще не успев продумать это головой. Он знал силу его верности так же, как и слабость его решимости, и, одним словом, знал Петра таким, каким он был.

2. Иисус знал Петра во всей его любви, знал, что бы Петр ни делал, он любил Его. Если бы мы только понимали, что часто люди, которые огорчают нас, обижают и разочаровывают, делают это не умышленно, не из глубины души, ибо в глубине души они любят нас. Ведь главное в человеке не его недостатки и слабости, а его любовь. Иисус знал, что Петр любит Его. Мы избежали бы многих обид и трагических разрывов с людьми, если бы помнили, что в глубине души они любят нас, и прощали бы их мимолетные слабости.

3. Иисус знал Петра не только в данный момент, каким он был тогда, но и каким он мог быть. Он знал, что хотя Петр не мог пойти за Ним сейчас, в будущем он пойдет тем де путем мученичества. Христос тем и велик, что Он видит героя в трусливом человеке, потому что видит всего человека и не только сейчас, но и в будущем, видит его таким, каким он может стать в Его руках. Он обладает любовью, которая видит, каким человек может стать, и силою, которая помогает ему достигнуть именно этого.

**************

По матриалам сайта http://allbible.info/bible/sinodal/joh/13/

**************

Внимание! Приведённые выше комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!