3 Тур Обзор Bor G

Временные Хроники
1. Язык поэтов и богов

Язык хороший. Местами сочный. Разумеется, не многим избранным понятен. Вхожу ли я в число этих избранных? Видимо, если и вхожу, то местами. Долго думал над тем, чьи катастрофы подразумеваются во фразе «их катастроф» – вмятин (душевных, любых), рентгенов, дождя (или его языка), ветров (или их посула), «Я» (которое обретено кем-то из ранее перечисленных)? И связаны ли они как-то с не менее загадочными «Им» в последней строфе, которым надлежит (в каком-то непонятном наклонении) последний вздох, как стих, начать? Причём начать строго по команде, как только приходит какая-то законспирированная нЕбыть (вот так, с большой второй ударной буквы «Е» – но всё равно в словарях не обнаружено). А потом ещё попытался представить, как это можно вздох начать. И остановиться. И при этом не кончить (вздох, в смысле – гусары, молчать!). Такой вот язык поэтов и богов получился.

Оценка – 6

2. Не ошибусь и впредь

Вспоминается старенькая песенка Окуджавы:
Просто вы дверь перепутали,
Улицу, город и век.
А в данном стихе лирический герой не перепутал, не ошибся. Точно нашёл сначала материк (не промахнулся, молодец), потом пустой двор, прокуренный подъезд, тугой замок – и (о счастье достижения цели) вожделенную однокомнатную бездну. Казалось бы, такой Карфаген должен быть разрушен – но нет, это касается только сна. А вот «свой крест» должен быть снесен, причём отнюдь не в ближайший ломбард, а к подножию Голгофы (непонятно, почему к подножию, а не собственно в район возвышенности, но это уже несущественно в данном дискурсе). Да, и не совсем понятна ссылка на советское издание книги Лео Таксиля «Забавное Евангелие» с пересчетом 30 сребреников в рубли и копейки по курсу 60-х годов. Для понимания этого моего непонимания – вот эта цитата из той книги:
«Спустя пять минут Иуда получил свои тридцать шекелей, или сребреников. Шекель, или сикль, стоил тогда один франк двадцать пять сантимов, что примерно соответствует нынешним двадцати пяти копейкам. Следовательно, господа бога нашего Иисуса современники оценили в семь с полтиной».
Вместе с тем, исполнено качественно и вполне в соответствии с исходной цитатой.

Оценка – 8

3. БАЗИЛИО

Совершенно душещипательная история о неразделённой любви какой-то (судя по всему) всё же дамы, а не наоборот (хотя полной уверенности нет, но оставим), которая пребывает в состоянии когнитивного диссонанса (то ли с крыши, то ли на колени). А объект чувства – это что-то среднее между напарником лисы Алисы из «Буратино» и «капо де тутти капи» сицилийской мафии из Палермо. Более конкретному пониманию не способствует ни Маяковский со своим эпиграфом, ни собственно автор со своим стихом. Клавиши и пульт под замком – это вообще из серии наказания ребёнка с запретом пользоваться компьютером и телевизором. Такой вот детектив с котятами (ибо всё же крыша изначально присутствует). Хотя написано весьма неплохо.

Оценка – 8

4. Раздумья

Это почему у лирической героини были такие раздумья, про ненужную вещь, брошенную на свалку? Это потому, что у «едва подросших шалунишек» велосипеда не было. Вот и пришлось пребывать в раздумьях. И даже рифмовать «сложно-тревожно». А вот теперь, уже с велосипедом – совсем другое дело. И даже почтальон Печкин не нужен, разве что в виде мультика.

Оценка – 7

5. ***

Если Е.Евтушенко признаётся в эпиграфе, что и сам ранил «совсем невольно нежностью небрежной на ходу», то триединым действием «...сказать, что люблю. Поцелуй. Реверанс» можно сразу убить наповал. Только представьте себе эту картину. В лицах. И не в цирке. Причём все это происходит в процессе вышивания. И объект для вышивания, судя по всему, находится на жертве. Причём жертва при этом безмолвствует, ибо ей, скорее всего, в зубы дали нитку («чтобы мозги не зашить»). И ей остаётся только демонстрировать «задумчивый взгляд, нежность трепетных пальцев». Конечно, когда вышивка идёт прямо по коже, пальцы непроизвольно будут дёргаться. И всё это – лишь расплата за то, что показалось. Что «тебе всё равно». Будем надеяться, что медицинская помощь несчастному будет оказана своевременно.

Оценка – 8

6. ВЕЧЕР

Как там было у классиков, у Ильфа и Петрова: «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился…»
Вот и здесь такая же благодать. Вечер повеял не откуда-то, а со Вселенной (чего мелочиться). А из тумана вышел не месяц, а целый монастырь. Месяц же (в образе луны) на это обиделся, и (теперь уже она, луна то бишь) прожгла поляну и заболоченный пустырь (видимо, эти два объекта находятся рядом, разделяющих их деревьев же не обнаружено). Хотя нет, отважный зверь ломает сучья (с деревьев, значит), но почему-то ношею забот (видимо, зверь-экстрасенс). И т.д. и т.п., вплоть до «моста древесного» (а топят тогда, видимо, углём деревянным).

Оценка – 6

7. Праздничный ужин

Цитата из Гомера не просто присутствует в качестве эпиграфа. Она ещё и является как бы примером правильной расстановки ударений. Гекзаметр – это по сути тот же дактиль:
!--!--!--!--!--!-
Понятно, что можно обходиться без рифм, но чередование ударных и безударных слогов надо бы соблюдать. А с этим в стихе как-то не очень.
К плюсам стиха можно отнести рецепт той ароматной густой подливы, которая так пикантно стекает «с шеи могучей на грудь» в предпоследней строчке.

Оценка – 6

8. ***

Это не простая любовь, а поэтическая. Настолько сильная, что месяц достаёт серп (видимо, при этом отбрасывает молот), режет облака, жмётся к звездам, а последние с перепугу сыплются с неба, причём прямо во двор. В общем, всё строго по цитате из Пушкина. Хорошо написано. Складно.

Оценка – 8

9. «Слышащим – привилегии, ищущим – тихий скит»

Этот феерический поток нечеловеческой мудрости так и тянет продолжить. Где-то так:
Видящим – привидения,
Лезущим – по рогам.
Выпившим – без падения,
Клиника – дорога.
Логика – только ложная,
Палками – по пятам.
Детям всем – по мороженым,
Бабам всем – по цветам.

Можно и дальше. Но не стоит.

Оценка – 5

10. Август

Наверное, всё же не стоит путать понедельник с пятницей. Оно понятно, что душа завсегда праздника хочет. Вот только если процесс «выпить с августом мёда чарку, закусить переспелой грушей» начать прямо с понедельника, то могут быть недоразумения на работе, вплоть до увольнения по статье за прогул. И поди потом доказывай, что, дескать, август и «разве может быть лето скучным». А так (если начать всё же в пятницу) стих ничего. Бодрый, задорный, летний.

Оценка – 7

11. Старик

Правильный стих. Пафосный. Патриотический. Настраивающий на нужный лад. Вроде бы. Только какие-то мелочи не дают до конца настроиться на этот самый нужный лад. Ну, почти как современные «штатные ветераны» на мероприятиях, которые ни по возрасту, ни по виду, ни по набору орденских планок, ни по другим мелочам совсем не тянут на настоящих героев той войны. Так и в этом стихе. Я уже не говорю про штампованные, избитые фразы. Это такое, это бывает. Лучше не нашлось. Но вот это «почти ровесник века». Какого века? Если двадцатого, то стопятнадцатилетний возраст где-то на высокогорного долгожителя тянет. Ну, «почти», но не настолько же. Дальше, «горячая граната». Как это горячая, от чего? Граната – не пирожок, её не надо нагревать перед употреблением, да и сама она не греется в бою, разве что в горящем танке, но тогда она ещё и взрывается. Потом вот это: «а за стеклом беспечно отплясывали двое». Понятно, что нужна была рифма к «собою», но если отплясывали двое, то это уже не дискотека, а приватный танец, за которым (получается) дедушка подглядывал.
Ладно. Правильный стих. Пафосный. Патриотический. Пусть будет...

Оценка – 7

12. Храните мысль!

Неплохо. То ли басня, то ли притча. То ли старый анекдот про программистов и сисадминов, где повторяется фраза «потому что мысль». Нет, действительно неплохо написано.

Оценка – 9

13. Боюсь

Хороший стих. Душевный. Складный. Даже ритмичный. Но тут вот какая штука. Если уж рифмовать – значит рифмовать. Если не рифмовать (как, например, Илья Резник в своих «Старинных часах») – так уж так, чтобы никто этого не заметил, но везде не рифмовать. А если середина на половину – то сущее недоразумение получается.

Оценка – 5

14. Дарует солнце «вешний поцелуй»...

Ямб, конечно, съедает и длинные слова, в 4-5 и более слогов. Но всё же этим желательно не злоупотреблять. Здесь же до «повитухиной волшбы» и «мордочкАми» я ещё как-то крепился, но «взъерошенный и подшофе, счастливый» – меня добило окончательно.

Оценка – 6

15. Попугай

Достаточно аутентичное раскрытие содержания мысли из эпиграфа. Во всяком случае, гораздо симпатичнее предыдущих попыток. Не менее качественно исполнено в виде стиха. Не такой бы банальный финал – могла бы быть и высшая оценка.

Оценка – 9

16. О мобильном рабстве

По сути, к стиху только одно замечание. Смешивать чай (сиречь, «Файф ‘О Клок») с пивом чередующимся образом – не самый лучший вариант с точки зрения состояния печени, почек и всей последующей цепочки внутренних органов. В остальном же...

Оценка – 10

17. Розовый мир

Хороший стих. Весенний. Жизнеутверждающий. Созидательный. Гнездостроительный. Дождь в различных своих профессиональных ипостасях (сантехник, дворник, читатель) не даст соврать.

Оценка – 8

18. Дороги

Наверное, лучший стих на конкурсе. По полноте и глубине содержания, по многогранности и многоплановости, многослойности, по соответствию цитате-эпиграфу, просто по своим литературным качествам. Особенно вот эти строчки:
Что толку в самом ценном бриллианте,
который рук огранщика не знал?
Понятно, что бриллиант – это уже огранённый алмаз. Если он не знал рук огранщика, значит его огранка производилась на станке с компьютерным управлением, а не вручную. А такие бриллианты (при тех же товарных качествах) всё же ценятся специалистами в меньшей степени, они как бы «души не имеют», ибо руки огранщика их не касались. И это действительно ставит в один ряд с отрицанием того, о чём толкуют древние скрижали.

Оценка – 10

19. Одиссея

Вот, совсем другое дело. Гекзаметр-дактиль вполне ритмичный (небольшой вторичный сбой при попадании двухсложного слова на два безударных слога «приплывёт тУда розовым», но это мелочи). И даже рифмы есть. И аура гомеровских текстов, и лёгкая недосказанность – всего в меру.

Оценка – 8

20. Что выросло, то и выросло

Доходчиво. Ёмко. Понятно. По делу и по цитате. Немножко скомкано, но это, видимо, от неловкости. Действительно, чтобы втиснуть многосложные слова в весьма непростой ритмический рисунок с чередованием дактилических и мужских рифм:
-!--!-!--
-!--!-!
нужна изрядная ловкость. Здесь автору не везде удаётся с этим рисунком совладать. И чётная строчка порой выглядит так:
-!-!--!
А нечётная, соответственно, так:
-!-!--!--
В принципе тоже можно, такое себе единство и борьба противоположностей в виде амфибрахия и ямба, пожирающих друг друга. Но как-то эти перебои всё же ловятся на слух. Однако содержательная часть всё же является превалирующей.

Оценка – 9