Растерзав о скалы платья
в клочья водяных пылинок –
о базальтовые латы
гималайских исполинов
(в упоеньи рыб – о льдину
бейся сколько силы хватит) –
ток речистой Сарасвати*
прорывается в долину.
Кто поставит ей плотину?
Пенной платины палаты –
к ним всходили властелины
рода Панду*2 – исполать им –
зная – подвиг их оплатит
из криниц глоток единый –
даже с илом или тиной,
если губы чуть прихватят.
По росинке, с малых капель
собираются потоки.
Источая пряный запах
осеняет их ашока*3.
Пламя утреннего шёлка
ждёт достойного эстампа,
воспаляя жаркий тапас*4
риши*5, нижущего шлоки*6.
Сколько сотен лет прошло как
Брама с Меру*7 море пахтал?
Донесло нам эхо слога
о деяниях махатмы.
Познаваем Словом Атман*8
выводящий нас к порогу
пониманья сути Бога –
постепенно, поэтапно.
Строки веды на санскрите,
перевитые попарно –
совершенство юги*9 крита*10,
завершение самсары*11.
С их рожденьем, джатисмара*12
разрывает цепь событий
(жертвой блага – позабыть их!) –
на санскрите – нити кармы*13.
Слово – дар и, вместе, кара.
Из каких-то там наитий,
словно тесто на опаре
жар души растёт – избыть ли
ту сладчайшую из пыток,
что дана тебе недаром –
для неё ты только тара –
донести и прочим выдать.
Веды. Древний их создатель
вел беседы с Махадева*14.
Скажешь, что умел низать лишь
звуки, нитями продев их?
Подтвердите, рифмы, (где вы? –
оступиться мне не дайте) –
он калечен словно Да'йтьи*15
в их борьбе с Великим дэва.
Кто слова собрал в напевы
словно Рама воинов рати?
Чьи слова услышав, ревность
ритмом призвала сковать их?
Перебрать лишь жизни хватит? –
сколько листьев на деревьях?
Видно он ведёт издревле
род от чрева Сарасвати.
01.11.2010
___________________________________________________
* Сарасва́ти – одна из главных рек ведийского Семиречья. Изначально, богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия Са́ра́свати (санскр. – «богатая водами», букв. перевод – «текущая река») была персонифицированной формой этой реки, но позднее развила независимую от неё идентичность и роль.
*2 Братья Пандавы.
*3 Ашока (лат. Saraca asoca) – вид растений рода Сарака (Saraca) семейства Бобовые (Fabaceae).
По легенде, под этим деревом родился Будда Гаутама. В переводе с санскрита название дерева означает «беспечальное и снимающее печаль», питьё воды, которой были омыты листья дерева, в Индии считается защитой от горя.
*4 Тапас (санскр. Tapas, «тепло», «жар», «истязание», «аскеза») – в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип, лежащий и в основе мироздания, и в основе религиозного благочестивого поведения. Традиционная философия Индии утверждает, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над всем миром. В основе механизма действия тапаса лежит закон кармы, утверждающий равновесие причин и следствий. В соответствии с этим законом, перенесённые аскетом мучения должны быть компенсированы равноценным количеством счастья.
*5 Риши (иногда рши; санскр. – «провидец», «мудрец») – мудрецы в индуизме, которым боги открыли ведийские гимны.
*6 Шлока – древнеиндийский санскритский эпический стихотворный размер. Состоит из тридцати двух слогов. Представляет собой двустишие со строчками по 16 слогов, каждая из которых в свою очередь состоит из двух полу-строк по восемь слогов каждая.
Шлоками написаны великие произведения древней и средневековой индийской литературы: «Махабхарата», «Бхагавата-пурана», «Нараяниям», «Брахма-самхита» и многие другие.
*7 Меру или Сумеру «благая Меру» — священная гора в космологии индуизма и буддизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Её вершину Мандара или Мандаранчал, описываемая в индуистских священных текстах Пуранах, в истории пахтанья Молочного океана, девы и асуры использовали как мутовку, а змея Васуки — как верёвку.
*8 Атман (санскр. «самость, дух», высшее «Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность. Абсолют, осознающий своё собственное существование.
*9 Юга (санскр. yuga, букв. «пара», «ярмо», лат. iugum) – в космологии индуизма – мировой век. Индуизм называет четыре юги, сменяющие друг друга циклически в указанной последовательности: Сатья-юга или Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга.
*10 Крита-Юга (Сатья-юга – Дом Солнца) – “совершенная”, или “законченная” юга.
*11 Сансара или самсара (санскр. «переход, череда перерождений, жизнь») – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии.
*12 Джатисмара – “помнящий рождение” памятующий о прошлой жизни. Душа (джива) после смерти переносится, рождается заново в определённом теле и при определённых обстоятельствах которые являются результатом остатка её кармы.
*13 Карма, Камма (санскр., пали kamma – «причина-следствие, воздаяние», от санскр. karman – «дело, действие, труд») – одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон.
*14 Великий дэва – эпитет Шива. Его именуют такими эпитетами, как Бхава (Сущий), Махадева (Великий Бог), Шарва (Лучник, Стрелок), Пашупати (Владыка существ), Угра.
*15 Дайтьи – в индуизме – раса великанов, которые наряду с данавами были противники девов, сражавшимися с ними из-за зависти.