Рассуждения о Николае Алексеевиче Некрасове

Зоя Слотина
Писатель, художественная проза, поэт, стихи, – сейчас эти понятия меня сильно занимают. Я хочу понять их не умом, а сердцем. Стыдно  или нет - не знаю, но долгое время  я не болела стихами. Мне милее и ближе были  понятия из инженерного лексикона. Я любила не поэзию, не музыку, не художественную литературу в целом, а мне нравились некоторые книги, некоторые песни, некоторые стихи. Я любила творчество некоторых композиторов, писателей и поэтов.  Музыку  и  композиторов  я  сейчас  обсуждать не буду. Я упоминула это в связи с тем, что всё это относится к искусству, и всё это некоторым образом  взаимосвязано.
Томики   любимых  авторов у меня  хранились в книжном шкафу  и   довольно часто  я ощущала непреодолимое желание  перечитать понравившиеся  произведения, как будто спешила пообщаться с интересным мудрым и приятным мне человеком.
И только сейчас, когда снизошло на меня желание выражать свои мысли в стихах, в прозе, я задумалась о природе художественных текстов,  в частности о природе стихов. Я стала почитывать лекции и  рассуждения  профессионалов  обо всём, что связано с художественным  словом. Сейчас, когда позади долгая  жизнь,  мне кажется, что я стала лучше понимать и чувствовать  моих любимых авторов. Я никогда не любила и не люблю копаться в личной жизни  людей,  в том числе и известных  писателей, поэтов.  Достаточно изучить их творчество. Но знакомство с  личностью  творческого человека, с обстановкой и обстоятельствами, в которых он жил, позволяет глубже понять  мысли, которые он нам подарил. Потому я интересуюсь жизнью любимых авторов.
Со  школьной  скамьи Некрасов был моим любимым поэтом.  Про него писали и говорили, что он русский поэт, писатель и  публицист, революционер-демократ, классик  русской литературы, что его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идилии  и трагедии крестьянства. Я повзрослела,  у меня  появился жизненый опыт, и когда я познакомилась с жизнью поэта, то стала смотреть на него и его творчество по-другому.  Некрасов стал для меня  учителем  жизни,  мудрым наставником в творчестве.

Для начала важно  уточнить кем и какими были родители поэта, от кого он получил первые сведения о жизни, которые участвовали в формировании его личности. Николай  Алексеевич Некрасов происходил из дворянской  некогда богатой семьи  Ярославской губернии, но дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние.  Отца поэта  поручика   Алексея Сергеевича  (1788—1862 ) не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам он  тоже неудачно играл в карты. 
Что такое офицер царской армии того времени? Это человек постоянно рискующий своей жизнью.  Сохранить свою жизнь он мог имея великолепную физическую подготовку и сильных, ловких вымуштрованных солдат в подчинении. Такую форму можно приобрести и сохранить при постоянных долговременных тренировках.  Как говорил Суворов: тяжело в учении, легко в бою. А бои-то были рукопашные, офицер впереди грудью на копья и шашки и только сила собственных рук, добрый конь и шашка его защита. Россия много воевала и потери были немалые.  Сама жизнь заставляла офицера  быть суровым, грубым, безкомпромиссным  человеком. 
В те времена  телевизора,  радио,  кино, тем более интернета  не было. Развлечения типа балов, театра  очень большая  редкость. Чем воину заняться после каторжной физической нагрузки? Как отдохуть, отвлечься, отпустить напряжение?  Всего доступнее и азартнее  карточная игра. Воин, как спортсмен  знает, что частое принятие алкоголя не допустимо из-за потери формы, значит отдых нервам игра. Игра – ожидание везения,  подарка судьбы ни за что, нечаяная радость. Но с другой стороны  игра – испытание выдержки, ума  в большей степени, чем удачи.
Сейчас  весь мир во что-нибудь играет. Компьютерные игры, казино, бега, спортивные игры и так далее. Весь человеческий мир во что-нибудь играет. Занятия наукой – тоже азартная  игра, но чрезвычайно полезная для человечества.  Даже войны  не необходимость,  а игра. В средние века французские короли воевали с английскими королями и  с испанскими королями  (кстати своими родственниками), просаживали в этих  войнах  баснословные капиталлы, которые могли бы использовать с большой пользой для себя  и заканчивали войны, так сказать, вничью, оставив горы трупов на поле боя. Люди всегда играли, играют и вероятно будут играть. Вот и отец поэта играл,  в основном проигрывая.   
Алексея Сергеевича полюбила Елена Андреевна Закревская (1801—1841), красивая и образованная дочь богатого арендатора Херсонской губернии. Родители Елены Закревской не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за малообразованного,  да ещё небогатого  армейского офицера, что вынудило Елену в 1817 году вступить в брак без согласия родителей.  Их    брак  был по любви. Значит было что-то обаятельное неотразимое в отце поэта.   
Вспомним,  как  воспитывали  девочек в богатых семьях. Девушка должна была кушать как птичка мало, её затягивали в корсет, чтобы она выглядела как  нимфа. В ней  культивировали детскую  наивность, инфантильность  и неприспособленность к  трудностям. Невеста для дворянина, прошедшего страшную школу войн, кровавых сражений, испытаний на стойкость  должна быть ангелом, мимолётным видением  и гением  чистой красоты,  должна пробуждать в нем нежность, заботливость и, конечно,  должна покоряться ему во всём.
Никогда Алексей Сергеевич не принебрегал женой. Она родила от него 13 детей. Это в течении 26-и лет жизни то беременность, то роды, то кормление грудью ребёнка. А дети ещё и умирали. Счастливая  жизнь сильно похожая на кошмар. Да, был грешок , муж здоровый мужчина пользовался услугами своих молодых и крепких  девок крестьянок, когда жена не могла разделить с ним супружеские радости. Дело-то житейское, помещик  не видел в этом ничего плохого.  Природа требует, общественная мораль позволяет. У него же не было постоянной любовницы. Он любил жену. Дети  у  крестьянок рождались, но не были соперниками его законных детей. 
 Вспоминая о детстве, поэт всегда говорил о своей матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды.  Ну да, так оно по сути и было. Где-то я прочла, что отец Некрасова устраивал оргии с развратными крестьянками. С ума сойти, какое богатое воображение у  современных исследователей жизни поэта!  Что мог себе позволить нищий помещик, заядлый игрок?  Наверняка, мерзавчик водочки, пару солёных огурцов, миску квашеной капусты и чугунок отварной картошки,  а ещё мог потискать крепенькую крестьянку без комплексов. И это оргии?  Он работал с крестьянами, иначе пошёл бы по миру.  Ещё  он работал исправником, начальником уездной полиции. Когда он инспектировал свой уезд, то брал сына Николая с собой, показывая реалии жизни.
Таким образом,  мать образованная поэтическая натура  знакомила сына  с возвышенными мечтами, а отец знакомил с прозой жизни. Может  быть поэтому, когда поэт 17-летним юношей  не послушал  отца и не пошёл на военную службу, а отец отказал  ему в  материальной поддержке, он выстоял, не пропал, сам вылез из нужды. Позже, став  богатым  человеком,  он  вернул отцу их родовое имение,  поддержал  материально  племянников.
Возвышенное воспитание матери призвало его к творчеству, а преземлённая реальность показанная отцом,  наделила его трезвым мышлением. Отец воспитывал сына стойким для военной службы. Он не мог позволить ему  продолжение учебы.  Подготовка к гражданской службе требовала   денег, которых не было. Некрасов определился вольнослушателем на филологический факультет  в Петербургский университет.
Лихое времечко он переживал.  Работы найти не мог,  хозяин солдат, у которого он снимал комнату выкинул его больного поздней осенью в непогоду на улицу. Нищий его пожалел притащил в какую –то ночлежку,  а там он нашёл занятие - за копейки писал прошения. Потом писал статейки в газету о проишествиях,  забавные рассказики   и играл в карты. У него есть стихотворение того периода:

И скучно, и грустно, и некого в карты надуть
В минуту карманной невзгоды...
Жена?.. но что пользы жену обмануть?
Ведь ей же отдашь на расходы!
Засядешь с друзьями, но счастия нет и следа -
И черви, и пики, и всё так ничтожно.
Ремизиться вечно не стоит труда,
Наверно играть невозможно...
Крепиться?.. Но рано иль поздно обрежешься вдруг,
Забыв увещанья рассудка...
И карты, как взглянешь с холодным вниманьем вокруг,-
Такая пустая и глупая шутка!.

Надо отметить, что поэт отлично играл в карты и выигрывал.  Он так играл, что с ним садились играть богатые сановники и проигрывали  ему крупные суммы. Для того, чтобы удачливо играть, нужно было иметь светлый холодный ум, незаурядную память и быть  хорошим  психологом. Удача идёт к тому, кто знает как её привлечь. Вот я, например, как возьму карты в руки, так чувствую, что глупею. Мне вообще противопоказано играть во что-то. Зато, если я не играю, а работаю, то чувствую  какой-то прилив сил.
Некрасов был хорошим бизнесменом. Он умел вести издательские дела так, что мог хорошо платить авторам. Он умел общаться с людьми с пониманием,  поэтому талантливые авторы охотно переходили в его журнал.  В его журнале печатались   литераторы разных убеждений и разных жанров, стилей, поэтому число читателей всегда было достаточно большим. Каждый находил для себя интересный материал. И журнал распродавался хорошо. Как он обходил трудности от цензуры, как он удерживал авторов – это его секрет. Я думаю, что он не был лишён дипломатических способностей.
Творчество Некрасова началось с неудачи. Он за свой счёт издал сборник своих ранних стихов и получил разнос от Белинского. Книги его не покупались. Людям  интересно  то,  что им близко, что их всегда волнует. Ранние стихи не нашли отклика в сердцах читателей.  Некрасов  скупил  почти  все выпущенные на продажу книги и сжёг их.
Поэт заплатил за свою неудачу по полной программе, но он умел учиться.  Он понял, что рифма,  ритм,  красота  словосочетаний  в стихе желательны и  чаще всего необходимы, но не это определяет  ценность стиха, а он хотел не самолюбования, он хотел  быть нужным людям. И стал не просто нужным, а даже  близким  другом, потому что  писал не просто о чём-то,  он писал  с мягкой  нежностью  и  сочувствием  о  людях, чьи судьбы были предопределены  экономическим состоянием российского общества  того времени. Он писал  о человеческих переживаниях, которые с тех пор мало изменились. Он некоторым образом воспитывал, предостерегал людей.

Любое произведение исскуства, от которого не веет отчуждением, холодным равнодушием, окрашенное воображением автора вызывает эмоции. Картины  художника сочитанием красок и формы могут пробудить эмоции огромной силы. Я не могу забыть  впечатления от картины  Семирадского «Танец средь мечей». Я, тогда молоденькая студентка,  долго стояла около картины, мне казалось, что я слышу музыку, я переживала за танцовщицу, я ненавидила жестокость  зрителей и настолько ушла в свои переживания, что в памяти надолго  осталась картина дописанная  моим  воображением.
Но настоящий  удар в сердце я получила при первом знакомстве с картиной Левитана «Над вечным покоем». Эти картины мне стали необходимы.  Если бы я была достаточно богата, то обязательно  любой ценой приобрела  хотя бы копию этих шедевров. И держала бы их перед глазами. Каждый раз, как взгляну на них, сердце замирает.  Мысль о красоте мира, о краткосрочности жизни, жгучая благодарность создателю за подаренное счастье жить и желание не терять напрасно время и многое многое другое, что невозможно объяснить, всё это переполняет меня.
Конечно, у меня много любимых картин, которые я готова созерцать много  раз. Кажется,  не так уж много цветов  в распоряжении художника, а какая большая сила заложена в их оттенках и сочетаниях. Как меняется сюжет  от разной раскраски формы, сколько дум рождается.  И как они открывают для нас, казалось бы,  привычный  мир.
Музыкальное  произведение без посредничества конкретного образа сразу будит бурю  эмоций. Бог знает ,что воскрешает музыка в памяти. Но возникают переживания невероятной силы. То,  что нравится, хочется ещё и ещё раз пережить. Эти переживания могут доставить ни с чем несравнимое удовольствие.  Как сказал Пушкин в «Каменном госте»: «Из наслаждений жизни  одной любви музыка уступает.»  С этим не  поспоришь. А в распоряжении музыканта  не так уж много разных звуков.  Волшебство создают люди. Магия в руках человека.  Музыка дарит очищение души от рутинных надоевших будней. Такие переживания меня охватывают в церкви. Сорок  лет назад я была в Таллине и забрела в костёл во время службы. Органная музыка звучала так прекрасно,  что я с непередаваемым наслаждением  плакала. Мне показалось, что я заново родилась для новой более чистой прекрасной жизни. До сих пор я помню те счастливые минуты. Я обожаю музыку Моцарта, Чайковского, Свиридова, Шопена, Паганини  и т.д.  Да разве всех композиторов, которые украсили нашу жизнь, перечислишь?
А стихи сочетают в себе красоту  музыки и проникновенный  конкретный сюжет, окрашенный  восприятием автора.  И если конкретный сюжет  близок читателю, то он вызывает сопереживание, он пробуждает ассоциативную память. Если стих хорош, то- есть в нём хорошее сочетание звуков, есть ритм, рифма, то  он омоет душу эмоциями и непременно внесёт изменения в настроение и даже в личность читателя. Стихам дана большая  власть над людьми.
Когда людям хочется многократно обращаться к  определённым стихам, тогда  автор нужен людям. Его произведения, как наркотик, становятся необходимыми, его стихи хочется иметь всегда  рядом, поблизости, под рукой. Тогда томик стихов, как лекарство, лежит на прикроватной тумбочке, своим видом ласкает глаз и душу.  Сила воздействия стиха на человека много сильнее  воздействия картин и музыки. Творчество Николая Алексеевича Некрасова тому является примером.
Никогда поэт Некрасов не был революционером.  Он никогда не призывал к перевороту,  к насилию,  к беспорядкам, которые отягощают и даже отбирают жизнь. Он призывал к пониманию, к сочувствию. И сам  умел  понимать и сочувствовать. Он был демократ,  в смысле радел за жизнь и благополучие народа. Не знаю, понимал  ли поэт,  чувствовал ли, что благополучие зависит от уровня развития науки  и степени внедрения достижений  научной мысли полезных людям. Но мы понимаем, что ни войны, ни разноцветные революции, ни оппозиции, вставляющие палки в колёса в движение общества к прогрессу, не улучшат жизнь людей.
Ранние стихи  Некрасова были красивы и на мой непросвящённый взгляд  достойны внимания, но я бы не хотела их постоянно перечитывать и запоминать.  Понятия не имею почему. И сегодня, читая стихи современных авторов, я встречаю красивые замысловатые стихи, но от них веет равнодушием, отстранённостью, рассуждением вообще, также как от ранних стихов великого поэта. 
Читаю и читаю последующие стихи Некрасова, мысленно вглядываюсь  в их невероятно глубокие сюжеты,  которые  можно  развернуть  до полнометражного фильма. Я понимаю, что они вызывают  яркие многоплановые чувства  и мысли от первой «безусловное сопереживание с литературным героем»  до философского  смирения «что поделаешь, так устроена жизнь», но не понимаю как это делается.
Более ста лет отделяют нас от того времени, а стихи мастера до сих пор актуальны, потому что так устроена жизнь и  её следует  также  достойно  прожить.