2 Тур Обзор Марты Журавлёвой

Временные Хроники
Уважаемые авторы!
Лично для меня поставленная задача оказалась бы очень сложной. Я люблю живопись (правда, других эпох и других жанров), и мне вполне симпатична эта картина Куша, но вот на написание стиха она бы меня вряд ли вдохновила…
Так что восхищаюсь вашими стихами и радуюсь вашей фантазии… Браво!

А что касается судейства… Я надеюсь, все мы понимаем, что цель судьи - не столько поставить оценку стиху (и уж тем более автору, что абсолютно невозможно), сколько разделить стихи на те, которые понравились больше и те, воспринимать которые что-то помешало.
«Десятки» я поставила тем стихам, которые вызвали реакцию «Ах!». (Да, это чисто субъективно – тут по-другому никак)
Не все написанное мной в замечаниях повлияло на оценку – в любом случае оценить я могу только общее впечатление. Где-то оно расшифровано лучше и полнее, где-то «двумя словами»... Очень надеюсь, что сказанное поможет увидеть стих «со стороны», что всегда полезно – даже в том случае, если вы со мной не согласитесь.

Прошу прощения за задержку обзора – работа не позволила написать его быстро. Но ничьих отзывов я еще не читала, здесь только собственные впечатления.

С (пока что еще)  дважды мартовской улыбкой и пожеланием творческих успехов,
Марта



1. Ветер перемен

Оценка 9

Стих понравился.
Замечания, совершенно не повлиявшие на оценку:
- понятно, почему плен душный, непонятно, почему сладкий (речь-то о «горьком»!)…
- «Я уйду, а время-стрелки  повернутся вспять» - наверное, все-таки «повернется». Проверила в интернете, вот что пишут:
«Род сложносоставных слов типа бабочка-адмирал, диван-кровать, кафе-ресторан, закусочная-автомат обычно определяется по слову, которое выражает более общее понятие: красивая бабочка-адмирал, новая закусочная-автомат. Если понятия равноценны, то род определяется ПО ПЕРВОМУ  из них: удобное кресло-кровать, новое кафе-ресторан». (Род – и, видимо, число тоже)



2. БЕЗ ЗАМКОВ

Оценка 8

Изложение показалось несколько путаным. Бывает сложность стиха, идущая от сложности мысли, а бывает просто речь-головоломка, которую надо распутывать. Например,
«Сколько б ролей ни сыграл и одежд ни надел,
Только одной изо всех до безумия просто (чему одной? Роли? Одежде? Заметьте, на картинке «учиняющая беспредел» и вырывающаяся на свободу рубашка…)
Душу его обнажить, учинив беспредел»…,   
По всей видимости, имеется в виду, что обнажить душу может «только одна женщина»… Но речь построена так, что это так же «скрывается за закрытой дверью», как и душа описываемого мужчины. Надо вернуться, перечитать, чтобы восстановить пропущенные связи и понять это.
А почему «единственной любимой»обязательно надо «учинять беспредел»?..
Какие лестницы и дороги имеются в виду – не поняла.
Вывод красивый, но спорный. (Получается, что только взаимная любовь способна возвысить мужскую душу, правильно ли я поняла?) 
Ну, а если про Бога («Вряд ли Господь постучится в закрытые двери»)
– почему бы Ему в закрытые двери не постучаться? (Вроде бы, Он именно этим тысячелетиями и занимается…)
Тем более, что получается странная логика… Бог не постучится, но «та самая» женщина не только постучится – она все перевернет,  устроив «беспредел». И при этом возвысит мужскую душу к небесным пределам. И, заметьте, это ей Бог поручил, который Сам не способен  (или, еще интереснее, не желает!) стучаться в закрытые души…
Как-то мне не совсем уютно от проникновения в такую суть стиха… (Возникает ощущение, что слово «Бог» используется автором исключительно «для красоты»)
А вот сама интерпретация картины, вИдение в ней мужского рвения к любви и свободе показалось убедительным.



3. Дом…

Оценка 8

Очень горький стих про то, как рушится дом и жизнь его хозяйки… Много выразительных строчек: «Под руинами сгинул  доверчивый  мир», «друзья призывают к борьбе  за него,  но предательством выжжено всё», «Жизни линия вдруг превратилась в  пунктир» и др.
Не сразу поняла начало. Строение третьей строчки родственно строению второй. И хотя там стоит точка, при первом прочтении не совсем ясно, ЛГ мечтала о том, чтобы в доме был уют и звенели детские голоса (это мечты)? Или она хотела, чтобы был уют – и вот, в результате ее стараний все начало сбываться, в доме зазвенели детские голоса (это реальность)?
«Создавая уют, настроение в нём, чтобы в доме царили тепло и любовь.
Детский смех  колокольчиком дом оживлял и, казалось,  что счастье нашло тут приют». Точка почти «не работает» и это «чтобы» словно переносится на следующую строку.
Что-то напрягает в первой строке – наверное, не возьмусь объяснить что именно («строила дом, подбирая приятную гамму цветов»).
«Пробелы потерь» - показалось «слишком». (Сравните с «пробелами образования»)
Возможно, не стоило бы повторять строчку «А она так старательно строила …  дом…» в конце –  это уводит в сентиментальность (которая в стихе и так присутствует: муж бросает не просто жену, а беременную жену, дети смеются именно «колокольчиками» и т.д.).
Мелочи, к которым можно придраться, есть (скажем, «торнадо прошел по судьбе! Время вышло»: однокоренные глаголы «прошел» и «вышло» в одной строке) – но не хочется.



4. Прозрение

Оценка 4

Мне всегда становится как-то неловко, когда при стихотворном описании картины напрямую говорится о том, какой именно автор ее создал. Словно при этом в стих врывается какой-то чуждый поэзии жанр, и стих обретает нечто журналистское. Мне кажется, лучше просто передавать ощущение, рожденное картиной – это будет лучшим признанием художнику в чувствах.
«Пьянящий март всем голову вскружил»… В общем-то об этом говорилось уже много раз… Поскольку люди сильно отличаются друг от друга, лучше бы избегать говорить сразу о «всех» или делать это крайне осторожно. У меня есть знакомые, на которых весна действует угнетающе, есть безразличные к смене сезонов… (Почему бы не сказать «Пьянящий март мне голову вскружил»?)
«Пытаюсь свой излить весенний пыл
На полотно, что создал мастер Куш»… Пыл изливается именно на полотно? (Скажем, не на бумагу?) То есть стих пишется прямо на полотне?
«Кружение головы» в двух соседних четверостишиях – многовато…
«И всю неделю не могу уснуть» - здесь тоже, как мне кажется, перебор. (Впрочем, как и в выборе названия, как и во многих утверждениях. «Лежит печать раздумий на челе» - так о себе говорить, как мне кажется… не совсем удобно)
«И с высоты познанья бытия»… Вот так вот запросто: посмотрел на картину – и все тайны бытия, как на блюдечке, да? Ну «слишком» это, понимаете?
«Им не понять уход на зависть всем»… Все будут завидовать, что родным и друзьям не понять ухода их близкого человека из жизни?..
Много сомнительных строчек и утверждений. То Душа (свободная) в безграничный космос улетает, то она же (пойманная) на крючке картины бьется.
В общем, что именно хотел сказать автор, до меня так и не дошло…



5. "Пожар"

Оценка 10

Умно, талантливо, интересно. Живой ритм, хорошие рифмы, нетривиальные образы.  И интонации такие… "играющие" - ими словно сглаживается драматизм говоримого, в речь вносится ирония... Впечатление яркое.
Немножко «споткнула» строчка «Два клинка крошили грани, превратив друг друга в пилы» (Один клинок может превратить другой в пилу? Это как?)
«Только старые рубашки, надуваясь парашютом»… - Много рубашек стали одним парашютом? (Видимо, лучше «парашютами»?) Я бы посоветовала автору сказать «старая рубашка», затем - «машет», «пробует».
 «за моей душою следом, отвергая напрочь тело,
то, что в пламени пожара продолжает дальше тлеть»… В пламени пожара что-то вряд ли может тлеть, скорее оно будет пылать. Толковый словарь:  ТЛЕТЬ - 2. Гореть, сгорать без пламени; еле поддерживать собой горение. Сырые дрова тлеют. В золе тлеют угольки.
Достоинства стиха настолько сильны, что перекрывают все указанные мелкие шероховатости. Посылаю респект автору!


6. Ссора

Оценка 8 

«Весь дом завален был Его вещами», «Оживший дом зовёт Его упрямо»… Я не совсем поняла, почему слово «Он» написано с большой буквы. Мне кажется, лучше бы с маленькой… (Для любящей женщины он, конечно, «Бог», но все же… )
 «И вторили о прошлом беспощадно». «Вторили» = «отвечали». (Не очень удачное слово).
«Она боролась: прятала, сжигала,
Носила в церковь - раздавала нищим»… Трудно представить, что у мужчины было так много вещей, что сжигание и раздавание нищим не помогло от них избавиться. Они возвращались?…
«В измену сердце не хотело верить,
Напоминая лучшие моменты,
Сопротивлялось мыслям о потере,
Вело себя шальной любви агентом». После глагола «хотело» использовано деепричастие «напоминая». Затем снова появляются глаголы. Такой вариант трудночитаем. :Наверное, лучше было и дальше пользоваться деепричастиями
«В измену сердце не хотело верить,
Напоминая лучшие моменты,
Сопротивляясь мыслям о потере,
Ведя себя шальной любви агентом».
«Оживший дом зовёт Его упрямо -
Подставить плечи и спасти от сплина». Это дом хочет подставить герою плечи? Я так понимаю, что плечи дома где-то возле крыши – героя там поселят?..   Наверное, подразумевается, что дом призывает хозяйку спасти мужа от сплина? Но ведь тогда он зовет не «Его», а «Ее»?
«Нанизывала чувства, словно бусы» - непонятно, что имеется в виду.



7. МУРАВЬИ

Оценка 9 

Стих понравился своей неординарностью, оригинальностью. Романа Глуховского я не читала, но стих вполне понятен. Хотя и не во всем. Например, «Те, Кого Нет» - это, видимо люди (уничтоженное человечество? – ну раз «Кого Нет»…) . Зачем же тогда все эти призывы «Людей истребим»? Они уже истреблены… Муравьи хотят уничтожить даже память о людях, все их вещи? Да, понятно. (Просто так бы и говорить))
Что еще показалось странным… Если кого-то призывают действовать решительно, причем немедленно, его обычно не осыпают таким количеством эпитетов («Мои милые, чёрные, гибкие», «Мои ловкие, гладкие»). С большим количеством характеристик скорее уговаривают сомневающихся. Если действовать надо срочно, тут не до «сладостей».
«Весьма голубая», «Муравьи, до всевластия падкие»  - понравился юмор (он в целом в стихе очень интересный – тонкий, почти незаметный, но… «с привкусом»)
Есть мелкие придирки по речи, но стих показался интересным.



8. Какого сюра

Оценка 7

Все, конечно, здорово, но все это скорее про «сюр вообще». Конкретно этой картины (Куша) я в стихе не увидела.
А в целом… Возможно, замысел автора интересен, но у меня внутри совершенно не откликнулось – скорее, возникло недоумение от такого странного использования известных строчек… 


9. Жди под часами!

Оценка 8

«Сорочку строчу – получается парус» - замечательно! И по смыслу, и по фонетике..
 «Погрязла в текстиле, как в душной перине»,..  Можно ли погрязнуть в перине?.. (Ну и в текстиле тоже?)  Словарь: «ПОГРЯ;ЗНУТЬ: 1. Глубоко погрузиться во что-н. вязкое. "Колёса погрязли в глине" 2. перен. Окончательно предаться чему-н. отрицательному неодобр.."П. в разврате" (ни одно значение не подходит…)
«Стучала машинка: он лучший, он лучший…» - понравилось!
«Своё Зазеркалье построим мы сами.
Надейся, любимый, и жди под часами!»… Не совсем понятно, любимый будет строить Зазеркалье вместе с героиней или «ждать под часами»? Или сначала одно, а потом другое? Соседство строчек вводит недопонимание.Идея рубашки для Гулливера – очень интересно. А вот при чем тут Зазеркалье – не поняла. Это синоним «иного мира»? Еще непонятно, какого роста Гулливер (видимо, большого не только в переносном смысле, но и в прямом – раз рубашка такая огромная). А какого роста героиня? Или она вырастает вместе со своими мыслями о Гулливере, как Алиса у Кэрролла? (Такого типа объяснения, наверное, в стихе и не хватает – и для полноценного понимания того, что такое «Зазеркалье», и для объяснения «гулливеровости-лилипутовости», и для связывания темы Гулливера и темой Зазеркалья)



10. Ангел- Хранитель

Оценка 9

Интерпретация интересная. И необычная, поскольку ткань у автора этого стиха не вырывается из дома, а наоборот, покрывает, защищает его.
Вот «кренделек-Ангел-Хранитель» - покоробило. (Перестаешь верить, что автор говорит серьезно, это интонации стеба)
 «вихрем-смерчем» - мне кажется, вполне хватило бы и одного из этих слов.
«грёзовый плен» - по-моему, не очень удачно…
«и укрыл кровлю мантией синих небес» - трудночитаемо.
Порадовали рифмы, особенно в первом четверостишии. 


11. На часах пятнадцать сорок

Оценка 10

Достаточно абсурдно для соответствия картине и достаточно осмысленно для того, чтобы быть хорошим стихом.
Много прекрасных находок. («Ты живёшь, не зная страха. У тебя сверчок за печкой», «Окна пялятся без шторок . Но теория побега превращается в улитку или дыма завиток...»,  «Если б знал, как я мечтаю быть сверчком иль той же розой, пальцы ласковые трогать не обломанным шипом», «И несут по небу бризы не обстриженных ягнят...» и др.). Теплейший привет автору!
(Кстати, на часах там 16:44))


12. Я жила принцессой заколдованной,

Оценка  8

Рассказ о мечтах как-то незаметно перетекает в рассказ о реальности. Героиня мечтала о встрече – и тут же «каждый вечер ведет в другое измерение». То есть встреча уже произошла, да?  Конечно, «летопись» тут необязательна, но мне как-то не хватает если не самого пропущенного звена, то хотя бы намека на то, что оно было.
«Я жила принцессой заколдованной,
Но ждала и в нашу встречу верила»… Почему «НО»? Разве заколдованные принцессы не могут ждать и верить? (Как-то мне кажется, что они по жизни только этим и занимаются…))
«Облака сплетаются колечками» - не представляю.
Ну и, конечно, вопрос – бывают ли паруса над пристанями? (Разве пристани куда-то плывут, используя силу ветра?)
Это не придирки, стих понравился – в частности, смелостью рифм,


13. Зарево

Оценка 9

Очень люблю такие фонетические «вкусности» - «зареванное зарево», «баба на бобах», «грело-горело» и др.
Не поняла согласования в строчках «Мне не быть тобою брошенной,  Словно птица в небеса!» (Возможно, неправа, некогда искать в правилах, но мне почему-то хочется прочесть «Мне не быть, словно птицЕ»?)
Смысл не сразу поняла. Сначала показалось, что ЛГ не стала любимой («Коль не стала баба ладою - Оставайся на бобах»). Потом оказалось, если я правильно прочитала, что она сама бросает «своего хорошего»? («Мне не быть тобою брошенной»). Может, стоило сказать «Коль не стал для бабы ладою»?
Ну… Жестковатое, конечно, содержание, но девушка предупредила, что с характером… («Я не зря слыву отчаянной»)
Что там «пел хороший мой о подаренных часах» - осталось полной загадкой…



14. Горит!

Оценка 10

Очень понравилась неоднозначность стиха – его можно воспринимать совершенно по-разному… Располагает к размышлениям…
Необычна идея «вовремя уйти» (рядом с «костром рябины красной»), прекрасны обращения к пальцам и галстуку,
Мое «ах» соседству следующих строчек –
«Что – время? Линия, пунктир,
Условный график бытия…
Упс… Быть не может – без пяти!!!»
В стих вложено что-то очень живое, что цепляет.
А вот концовки не поняла… Если ЛГ «вылетел из дома» (я так поняла, «тела»), значит, он уже «снаружи»? А чего должна ждать рябина? (Ув.автор, пролейте, пожалуйста, ясность, мне очень интересно!)) Поиграйте в «Спросителя» - побудьте «Отвечателем»!))



15. Приключение Гулливера. Сюрреалистическое

Оценка 9

Ну… Как-то не показался мне дом «инопланетным»… Хотя про бухту за облаками и купание волн в солнце понравилось!
Стих, как я поняла, про Джонатана Свифта? Интересная система сравнений! (Например, «безвестный остров светится звездой…»)
Споткнулась здесь: «чрезмерно, видно, всё у великанов: прозрение и сердца доброта»… - .Может ли «чрезмерным» быть прозрение?
«Он мыслил и писал почти абсурдно,
так не похож на нас, а, значит, плут!» - понравилось.
А вот зачем нам (в сноске) рассказали про сюрреализм – загадка… Этого кто-то не знает?..
К тому же, в этом стихе скорее символизм, чем сюрреализм, ибо его «парадоксальность» совсем не ради себя самой – здесь единая система взаимосвязанных образов (небо-море, дом-корабль, остров-звезда и тд), какой же это сюр?



16. Аквамарин

Оценка 6

Извините, автор - все очень запутанно, а распутывать желания не появилось... Цельного впечатления не возникло.
Много «моментов». Капля (ну, или рубаха) что-то «пробуравила»?.. Кома как-то связана с морщинами?..  «Ипостась»… И т.д.
«Что ему та капля аквамарина» - кому,  дому? По смыслу скорее холсту, а по речи получается, что именно дому…



17. Мне тесен дом...

Оценка 8

«Расшатанные стены»??? (Такое бывает? Ой!))
0чень грустный стих, очень грустный вывод… (Надеюсь, еще никто не послушался?))
Тесен дом, тесен город, тесен мир… Конечно, никакое «шагнуть» тут не поможет – проблема глубже…
Душевная тоска передана очень ощутимо. («Кольцом сжимает душу пустота, Прикинувшись толпой тысячелицей»)
Есть мелочи, которые, возможно, стоило бы подправить. Например,
«МНЕ тесен город – улицы, дворы…
Сплетение дорог, крадущих время.
И ТЫ уже как будто «вне игры»,
Хотя бредешь по городу со всеми»
Мне кажется, резкость этого перехода от «мне» к «ты» может быть сглажена, если сказать
«ГДЕ ты уже как будто «вне игры»,
Стих отзывается. Но рубашка и прочие детали картины, к сожалению, никак не проинтерпретированы. В этом смысле стих самостоятелен и с картиной почти не связан.



18. Сюрреализм Владимира Куша               

Оценка 6

«Над миром царила всегда пустота,
И редко - межзвёздная пыль» - трудно согласиться, но как хорошо сказано!)
«Но кто-то сказал, загляните в себя,
Там есть, что не в силах понять.
Тут вспыхнул раскол, разгорелась борьба,
И вещи ушли воевать» - (и во многих других местах) очень «рваная» речь, много пропущенных слов, нужных для понимания и хорошего восприятия в целом. Да и по смыслу непонятно. Заглянуть в себя предлагалось вещам? Или все-таки людям? Почему же тогда воевать отправились вещи? И о каком расколе речь?
«боги не спят…  мы чувствуем пристальный взгляд…» - тогда уж, наверное, «взгляды», если этих «богов»  так уж много?..
«ЗАВАЛИТЬ»  (по словарю) – это 1. Наложив, забросав чего-н., наполнить, загромоздить. "З. яму песком".» Можно ли завалить дверь комодом?
Один из возможных выводов интересен: занявшийся ворожбой в какой-то момент обнаруживает, что его «нет»…
А вот концовки я (почти) не поняла. Кому-то удалось, занимаясь ворожбой, остаться крылатым? А от чего это зависело? (Простое везение? Тогда это  менее интересно)



19. Пуговка 
               
Оценка 9

Хороший стих! Очень «женский»!
«И цвела рубашка возле кресла
Как кусочек неба на полу...» - замечательно!
А картина Куша – это обобщенный образ воспоминаний?)
 


20. Буйство красок! Взрывается синий!

Оценка 6

Не поняла, как небывалая красота Земли связана с отбрасыванием засовов. (Кстати, по-моему, отбросить можно замок, а засовы, будучи «задвижками», отодвигаются)
«Солнечный ветер» - это как?
О какой витрине речь? Почему она рядом с парусами?
(Очень много возникает вопросов, всех не перечислишь)
Рифма «народ-паром» очень слабая (в отличие, скажем, от отличной «без слов-с веслом»)