Мои школьные учителя

Алевтина Афанасьева
               
Посвящается моим учителям
Доскинской средней школы
               
               Мои школьные учителя…, я помню их всегда. И  сейчас, когда я намного старше их – прежних, мне особенно хочется запечатлеть все в памяти, чтобы будущее не стерло  тот прекрасно-мимолетный отрезок жизни, называемый детством.
               Мои учителя … Детские воспоминания о них, ко мне приходят прежде всего, как об очень красивых людях. Их лица приветливы, с ясным открытым взглядом, излучающим внутренний свет и силу духа. Мы – их ученики подсознательно чувствовали это. Наше уважение к ним было естественно разумеющимся долгом.
                Все учителя, без исключения, были безупречны  своим внеш-ним видом. Сейчас я понимаю, что  их безупречная внешность – это естественное выражение внутреннего состояния, души. С нами они всегда были честны, справедливы и правдивы. Знаю, что эти качества остались с ними навсегда. Они не демонстрировали, не насаждали их в нас силой или убеждениями. Наши старшие наставники жили честно и правдиво, без лжи и фальши. А мы впитывали эту правдивую жизнь всем существом и верили им.
                Кто-то может возразить мне, вспомнив о вере в комсомол и т.п. Это все было и мы так же честно выполняли порученное нам. В то время  иного нам и не было дано. Не мне судить всех и вся. Но запе-чатлеть память о людях, о каждом из которых можно сказать, что это ЧЕЛОВЕК с большой буквы, считаю своим долгом и перед ними и пе-ред будущими поколениями…
               Будучи школьниками, конечно, мы шалили и не всегда слу-шались своих учителей. А внезапная отмена уроков из-за сильных мо-розов или болезни учителя, повергала нас в восторг, и мы радовались возможности побегать по улице на весеннем солнышке или покататься на лыжах, ледянках и коньках в тот же трескучий мороз, совершенно не задумываясь о причинах отмены уроков. Мы были детьми и этим все сказано. 
Школа наша находилась в 4,5км. от нашего поселка и добирались мы до нее туда и обратно на небольшом школьном автобусе в несколько рейсов. Посадка в автобус была связана с давкой и очередью. Мальчишки непременно стремились всегда и всюду вперед. Кто-то хо-тел успеть до уроков списать не выполненное домашнее задание, а кто-то просто занять удобное сидячее место в автобусе, чтобы не стоять целых 15 минут в толкучке по тряской дороге. Но в этой-то автобусной толкучке всем и всегда было весело…
            Школа, школа – замечательная пора детства. Это - узнавание жизни, приобретение не только школьных, но и человеческих, лично-стных знаний.
Это — старт перед самостоятельной взрослой судьбой, которую каждому придется преодолевать без подсказок школьных учителей. Самому принимать решения, ответственность или отвергать не при-емлемое и сопротивляться не предвиденному.
Будучи детьми, мы тогда даже и не думали об этом, у нас была своя школьная жизнь и все в ней мы были одним целым организмом.
Мои учителя… Самым старым моим учителем мне помнится учитель по домоводству (для девочек, у мальчиков был урок труда).  Первый урок в 5 классе по этому предмету запомнился  и полюбился мне навсегда. Он был не обычен тем, что проходил не в классе. Наша старенькая учительница собрала своих учениц и усадила вокруг себя на зеленой молоденькой травке под весенним припекающим солнышком на пригорке,  за спортивной площадкой, у не пересохшего еще тогда озерца.            
Легкий весенний ветерок, ласковое солнце и плавный голос учитель-ницы поселили в наших детских сердцах тепло, ласку и любовь. Мы усердно записывали в тетрадях, разложенных  на коленках, начальные азы швейного мастерства… Не буду спорить со своей памятью, но почему-то кажется, что я слышу эти слова учителя: «Наш первый урок вы запомните на всю жизнь…» Потом было еще много интересных уроков. Выполняя домашние задания, мы  самостоятельно готовили борщи, рассольники, выпекали хворост и печенье, учились шить не-замысловатые предметы одежды… Благодаря этим урокам мы усвоили ведение домашнего хозяйства, которое без всяких сомнений при-годилось каждой из учениц. А некоторым указало и путь в выборе профессии.
Низкий поклон доброте Вашего сердца, наш старый и добрый учитель по домоводству Евдокия Степановна…
Одним из  наших классных руководителей (их было несколько в нашем классе из-за разных обстоятельств) был участник Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. – Квашенко Виталий Григорьевич. Он преподавал нам географию. О наше шаловливое детство! Как нам не хотелось слушать на уроках эти скучные, учебные фразы, да еще и кому-то у доски отвечать домашнее задание, которое многие старались лихорадочно прочитать на переменке…Но со звонком на урок, все учебные фразы вылетали из головы. Учитель с указкой входил в класс. Все тихо сидели опустив головы в учебник, с замиранием в сердце – кого сейчас вызовут к доске? И каждый (за исключением, наверное, отличников) надеялся на чудо. Думаю, что надежда на чудо тогда была многочисленная, поскольку оно сбывалось… После вопроса учителя о теме заданного домашнего задания, вдруг самый находчивый, смелый и решительный мальчик (а их, не сомневайтесь, было много) неожиданно для учителя спрашивал:
— Виталий Григорьевич, извините, пожалуйста. В прошлый раз Вы начали нам рассказывать о взятии крепости, остановились на самом интересном и обещали обязательно рассказать нам.
Учитель внезапно ненадолго сдвигал свои густые, черные брови, затем быстро их расправлял, проводил рукой по волнистой седеющей шевелюре таких же густых волос и выправив плечи, стройным шагом заправского военного шел к доске. Он начинал чертить на доске схему военного сражения, в котором участвовал сам и с вдохновением рас-сказывать нам о взятии неприступной крепости. Весь урок учитель рассказывал нам о военных баталиях, вспоминая свою молодость и отчаянную храбрость своих друзей… Звонок на перемену отрывал его от воспоминаний и он задавал нам на дом учить два параграфа гео-графии. О, наивная детская хитрость! Конечно, наш учитель в тот мо-мент все понимал и прощал нас.
Низкий поклон, Вам – наш добрый учитель географии Виталий Григорьевич. Спасибо, что Вы вернулись целым и невредимым, про-шагав всю войну, не ожесточились и не озлобились на ней и поселили в наших сердцах доброту и отвагу своего сердца…
О каждом учителе память моего сердца хранит только светлые воспоминания. Я рассказала  о самых старых своих учителях, отдавая дань их возрасту и жизненному опыту.
Но первым классным руководителем в 5 классе у нас была учи-тельница немецкого языка – Альбина Николаевна Офицерова. Класс был разбит на две группы, я училась у нее. В другой группе учитель-ницей была Маргарита Викторовна. Как я уже сказала, все учителя мне запомнились прежде всего своей красотой. Каждая черта лица обеих учительниц была красива. У Альбины Николаевны тогда были короткие вьющиеся светло-русые волосы, все понимающие глаза и ямочка на щеке. Она была справедливо строга к ученикам, не вы-учившим уроки. Нам было интересно в классе, благодаря нашему классному руководителю мы узнали настоящее искусство. Мы ездили всем классом в городской театр на оперу «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро». Оба спектакля поразили меня до глубины души. Я долгое время рисовала  озеро с камышами и восходящим солнцем между двух гор (декорация одной из сцен спектакля). Чарующая му-зыка балета и сцена дуэли в опере, с падающим на сцену снегом, за-помнились мне навсегда. Потом были интересные поездки: в старин-ный городок Арзамас, по местам Аркадия Гайдара (чье имя носил наш отряд), в музей Пешкова в тогдашний город Горький. А еще Альбина Николаевна организовала в школе детский Клуб Интернациональной Дружбы (КИД), в котором мы ставили спектакли на немецком языке, переписывались с учениками из Германии (ГДР). Письма и фото моей немецкой подруги Петры Кизиветтер я храню по сей день. Переписы-валась я с ней 3 года. Я писала ей на немецком языке, а она отвечала мне на русском. Это было узнавание другой страны, другого образа жизни. Какое детское счастье было получить из далекой незнакомой страны посылку с гостинцами. Вкус незнакомого тогда молочного шо-колада удивил и запомнился на долгие годы. 
Низкий поклон Вам, наш бесценный любимый классный руково-дитель Альбина Николаевна, за не забываемое детское счастье, по-даренное своим ученикам, за Ваше умение и желание делиться сча-стьем и радостью.
У другой учительницы немецкого языка – Маргариты Викторов-ны была красивая высокая прическа из темных мелко вьющихся волос. Она была всегда безупречно красиво одета, с прямой осанкой, тонкой талией и неизменно на шпильках. По воспоминаниям ее последующих учеников, она не изменяла себе: прямая осанка и дамский макияж оставались с ней, не смотря ни на какие годы.
Низкий поклон Вам, Маргарита Викторовна, за Вашу безу-пречность и  преданность своему учительскому долгу.               
Воспоминания мои об учителях еще напоминают мне о том, что  наставники наши не считали нас несмышлеными детьми. Для них мы были прежде всего такими же людьми, как и они. С их стороны к нам не было никакого заискивания или снисхождения на наш возраст. Разгильдяйство, неопрятность в одежде, хулиганство в действиях или словах были просто не допустимы и пресекались нашими наставниками всеми мерами.
Своей сдержанностью и строгостью мне вспоминается наш учи-тель по черчению и физике - Ростислав Сергеевич Шабуров. Его светло-серый костюм, короткая стрижка светло-седеющих волос, строгий взгляд из-под тонкой металлической оправы очков, выправка, твердый голос – весь его облик внушал уважение и трепет. Он был честен, строг и справедлив. Подмеченная им халатность в какой-либо из домашних работ, были с таким тонким юмором охарактеризованы одним словом, произнесенным вслух, что смеялся весь класс и он вместе со всеми. Чтобы не быть осмеянным в следующий раз, приходилось думать, прежде чем срисовывать у соседа заданный на дом чертеж или списывать домашнее задание. Так мы учились думать самостоятельно и выдерживать первые жизненные уроки.
  Может быть только одной Вашей строгости не всем нам хватило на нашу дальнейшую самостоятельную, взрослую жизнь… Но своим примером Вы показали, что такое честь, достоинство, совесть, ответст-венность за свои поступки.
Низкий поклон Вам, Ростислав Сергеевич, за Вашу прямоту, честность и справедливость,  посеянные в наши детские сердца.
Своей безупречностью, красотой, умом и справедливостью, очень хорошо и отчетливо помню учителя математики – Галину Михайловну Сидякину. На встрече одноклассников «30 лет спустя» в 2007 году я увидела все тот же незабываемый образ своего учителя. От нахлынувших чувств я не могла остановить слез. Это было мое воз-вращение в то далекое, милое детство, к незабываемому и любимому учителю. От той ученицы общего со мной мало что осталось, но мой учитель помнит меня ту, прежнюю, робкую и застенчивую девочку с косичками, помнит всех своих учеников.
Низкий поклон Вам, Галина Михайловна, за Вашу память сердца, за тепло Вашей души, за участие в судьбах Ваших учеников, за непрерывную связующую нить между всеми нами.
Вы помните все наши школьные успехи и сегодняшние достижения. Своим жизнелюбием, прямотой, энергией вы зарядили нас на многие годы. Знания, полученные от Вас – бесценны, они помогли многим получить дальнейшее образование и профессию. Я преклоняюсь перед Вашим трудолюбием и жизненной силой.
Другим моим учителем русского языка и литературы была - Та-мара Ивановна  Заколодная. Ее гладкие, темные волосы, мягкий карий взгляд, стройный стан были завораживающе красивы. Помню, что уроки ее были интересны, рассказывала она увлеченно. Одно из моих сочинений в 8 классе она прочла вслух всему классу, потом сказала, что плакала дома над ним, когда проверяла наши тетрадки. Тема сочинения была простой «О маме». Оно до сих пор хранится у меня с отметкой учителя -5. Наверное, тогда мою молодую учительницу по-разили в сочинении мои не детские слова, которые я услышала когда-то в песне: «Все на свете могут наши мамы, только не умеют не ста-реть…». Мальчишки, конечно, остерегались ее указки, т.к. она не спускала им нерадивость в учебе и пресекала всякого рода подсказки и шпаргалки. Вместе с Тамарой Ивановной в школе работал ее муж – Владимир Гаврилович. Эта пара была для нас примером. Они были талантливой, красивой, веселой парой и их семейный союз длился всю жизнь. А две их красавицы дочери учились в нашей школе и мы любовались их длинными косами  и их изящной красотой.
Спасибо и низкий поклон Вам, Тамара Ивановна и Владимир Гаврилович, за Вашу любовь друг к другу и к нам, своим ученикам, за честность отношений и тепло, подаренные своим ученикам, за пробужденную в нас  любовь к родному языку и русской поэзии.
В нашей Доскинской школе образование было не формальным получением знаний и не борьбой за хорошие отметки. Но получить 2 или 3 было просто стыдно перед учителем и своими одноклассниками. Не всем давалось все легко и не у всех было все гладко с учебой. Понятно, что учеба – это труд, а трудиться не всегда хочется, тем более детям. Не все дети были приучены к труду и в своих семьях.
Очень отчетливо помню обязанности в своей семье. Мы с сестрой каждую субботу вместе делали уборку в квартире и по очереди ходили к бабушке, убираться в ее доме. Не помню, что бы мама, поручая нам что-то сделать, твердила нам по нескольку раз. Как воспитатель до-школьного возраста (она была им всю свою трудовую деятельность на одном месте), она по-видимому владела методами нашего воспитания. Однажды, я «схалтурила» с мытьем полов и протерла их влажной тряпкой. После маминого прихода мне пришлось их перемывать за-ново, по-настоящему, чтобы все щели между половицами были сы-рыми. В дальнейшем я старалась все делать аккуратно и не только с мытьем полов. Это тоже был урок, только в семье.
Удивление моей одноклассницы, когда она  приходила ко мне домой и заставала в любой день нашу квартиру в полном порядке и чистоте, было мне не понятным. Иначе и быть не могло, так нас при-учили с сестрой с детства. Письменный стол, этажерка, вещи, книги, одежда – все должно быть в чистоте и лежать на своих местах. Белые воротнички и манжеты к школьному коричневому платью мы приши-вали самостоятельно.
Горячей воды в кране тогда не было и мы умывались утром ледяной водой. Однажды, это было в 7 классе, мой сосед по парте спросил, по-чему у меня шея, как у жирафа? Тогда, в этом возрасте, девочки и мальчики начинали проявлять свои симпатии друг к другу. Я с недо-умением и замиранием сердца, с надеждой на комплимент (хотя это слово еще не было мне знакомо), проясняю для себя:
 —  Как у жирафа, такая же длинная?
И когда, услыхав ответ, что она такая же в пятнах, я чуть не сго-рела от стыда. 
Прибежав домой после школы, я с ужасом увидела в зеркале свою прекрасную лебединую серую шею в светлых подтеках от воды. С тех пор холодной воды для меня не существовало. Я стала обтираться ею каждое утро по пояс. Это тоже было уроком тогда для меня. Позже, учась после 8 класса, в техникуме мы с подругой в студенческом отряде «на картошке»  плескались каждое осеннее утро в лесном ручье чуть не до заморозков, пока нас не остановили в приказном порядке.
И еще хочется рассказать, как учителя развивали в нас чувство взаимопомощи и поддержки друг к другу. Я уже говорила, что учились у нас в классе не все на хорошо и отлично, т.е. не все были «зуб-рилками». Кто-то бегал на футбольном или хоккейном поле, кто-то просто не хотел ломать голову над непонятными задачками или в семье были совсем не подходящие условия для учебы. Вспоминая себя, дома после школы я всегда засыпала с книжкой в руках, где бы в этот момент ни находилась, по-видимому в силу хрупкости организма.
Так вот, в нашей школе было организовано в каждом классе так называемое шефство. К каждому отличнику или более сильному уче-нику (шефу) был прикреплен отстающий ученик (подшефный). Они вместе делали уроки у кого-нибудь дома и шеф нес ответственность и за своего подопечного. Нередко, это шефство перерастало в дружбу и как уж тут подвести своего шефа-друга, не выучив уроки? Были так же организованы рейды по проверке домашних заданий.
Группа из 2-3 сильных учеников проверяла выполнение уроков 1 раз в неделю, неожиданно навещая дома любого ученика, не зависимо от его  успеваемости. Результаты этих проверок оглашались на общих классных собраниях и таким образом выявлялись отстающие или ле-нящиеся ученики, с которыми далее проводилась воспитательная ра-бота. Успеваемость класса, подтягивание двоечников лежала не только на учителях. Ядро  класса, его активные ученики чувствовали от-ветственность за успеваемость остальных одноклассников.
Без сомнения, все эти воспитательные меры давали тогда поло-жительные результаты по успеваемости. Сейчас, по прошествии лет, могу сказать, что уже тогда в ком-то из нас закладывались черты ли-дера, предводителя, руководителя или ответственного исполнителя  своего дела.
В нашем классе были отличники – сильные, сообразительные и не ленивые ученики. Среди них не было заносчивых или зазнаек. Списывать домашнее задание они не давали, но объяснить или помочь выполнить его чувствовали уже своей обязанностью. Были конечно и исключения из общих правил. Как не дать списать решение задачи своему закадычному другу, если он накануне  не пропустил в ворота ни одной шайбы противника? Так познавалась дружба. Став старшеклассниками дружба познавалась и в отношениях между де-вочками и мальчиками.
Школьные симпатии перерастали в настоящую крепкую дружбу, свя-зывающую нас и по сей день.
Однажды, я получила записку от мальчика из параллельного класса с предложением дружбы. Он был симпатичным, веселым маьчишкой, но, случайно узнав, что он дружит со своей одноклассни-цей, я написала ему в ответ отказ с пояснением в том, что «на чужом несчастье – счастья не построишь»…От мамы я часто слышала пого-ворки, пословицы, которыми  ее речь была ярко насыщена. Еще совсем не разбираясь в сложностях отношений, эта, услышанная когда-то от мамы поговорка, помогла мне поступить правильно в тот момент, да и во все последующие моменты жизни.   
Взрослые…, как нам хотелось стать такими же быстрее, мы ста-рались подражать Вам!
Дети! Не торопитесь  быть взрослыми! Запомните свое дет-ство, купайтесь в нем, не спешите… Эти мгновения безоблачного счастья не повторятся наяву никогда, только в памяти…
Взрослые, помните себя детьми… Будьте достойным примером для своих сегодняшних детей, не повторяйте ошибок своих родителей, чтобы Вашим детям не было больно или досадно, как Вам когда-то за своих.
В моем детстве для детей была свобода пространства. Нам было тесно в квартире и мы не сидели у телевизоров (компьютеров тогда не было). Мы свободно передвигались по поселку и его окрестностям. Бе-гали по футбольному полю, купались в пруду в поселке или на озере в Подземлянках или в деревне Крутец (в 1,5 км), куда шлепали босыми ногами по бархатной пыли мимо кукурузного поля, утоляя голод сладкими молочными початками.    
Мы рвали полевые цветы в посадках у железной дороги, собирали их в многоярусные букеты и устраивали соревнования – чей красивее.
Во дворе нашего дома, вернее на задворках - возле домиков-погребов, мы ставили театрализованные представления для родителей и малы-шей.
Моя старшая сестра Людмила со своей подругой Светланой организо-вала постановку «Золушки». Главная роль досталась мне, наверное, по родству. В этом спектакле мне так же навсегда запомнились внут-ренние ощущения. Сестра играла роль феи, и момент, когда Золушка, получив подарки, обняла ее, всколыхнул во мне неподдельное чувство дочерней любви к матери, которое сохранялось на многие годы… Свои проблемы, личные переживания  я всегда доверяла своей старшей се-стре. Да и сейчас, поддержка или просто общение между нами необ-ходимо обеим, как воздух.
Так вот о свободе в пространстве…Мы были не ограничены и пе-редвигались самостоятельно. Это прививало нам физическую закалку, самостоятельность и храбрость.
О физической школьной закалке тоже хочется отметить. Физ-культура в нашей школе была поставлена на отлично. Зимой – обяза-тельно лыжи и спортзал, весной и осенью – бег, прыжки и т.п. на школьном стадионе.
Орлов Станислав Сергеевич научил нас профессионально ка-таться на лыжах и этот вид спорта стал для меня любимым, достав-ляющим радость и удовольствие и сейчас. Работая на Московском шинном заводе и участвуя в зимней лыжной спартакиаде, я (неожи-данно для себя) заняла призовое место, по-видимому еще и за то, что прошла всю дистанцию в несколько км., не срезая и не уклоняясь от намеченной цели. Кто знает, как сложилась бы моя дальнейшая тру-довая деятельность, если бы я согласилась принять, так же поступив-шее потом неожиданное приглашение участвовать в тренировках для следующих соревнований…
Благодарность моя и поклон Вам, Станислав Сергеевич, за наше физическое развитие,   за учебу в достижении поставленных целей прямыми путями.
Кроме физкультурных занятий для всех классов была организо-вана военно-полевая игра «Зарница». Мы соревновались между клас-сами в школе, лучшие затем участвовали в районных соревнованиях. Все было по-настоящему. В отряде были командиры, разведчики, связные, санитары, рядовые, повара и т.д. У каждого отряда была своя песня и речевка, под  которые мы ходили строем и учились военному делу.
Наш отряд, как лучший принимал участие в трехдневном рай-онном соревновании в лесу. Мы играли в войну: искали противника в лесу по компасу, одевали противогазы, выносили раненых и перевя-зывали их.  А так же спали в палатках и ели из котла подгоревшую на костре кашу. Я была связным и передавала сигналы флажками азбукой морозе. Было так здорово, азартно и весело…В конце соревнований, мы все сидели ночью у огромного костра, искры которого уносились вверх к звездному небу…Все дружно  пели песни и нам так не хотелось разъезжаться.
На этой игре мы выполняли (как нам казалось) все без помощи взрос-лых и чувствовали себя полезными, приносящими пользу. 
Спасибо Вам, наши наставники, что давали нам знания не только из школьных учебников, но и знания суровой военно-полевой жизни. В моей юности я не слышала от сверстников, что кто-то не хочет идти в армию, просто потому что не хочет и все. Восемнадцать лет -  начало взрослой жизни, ответственность за все человек несет сам. Ни учитель, ни родители… сам и только сам, человек отвечает за свои поступки.
Служба в Армии – серьезный жизненный шаг, этот поступок ну-жен Родине, нужен самому человеку. Мы – девчонки, провожали своих одноклассников в Армию, плакали, переписывались, ждали их воз-вращения…
Письма, полные чистой юной любви сохранены мной, как бес-ценный дар тех времен. Переживания разлук и радость встреч…Что может испытать на прочность ношений, как не разлука? Она помогала определить настоящие  наши чувства или придуманные. Возвращение наших одноклассников со службы – был для нас огромным праздни-ком.
Пройдя испытания на прочность,  создавались семейные союзы.
Мы вступали во взрослую жизнь. Увы, не у всех это вступление было безоблачным. Некоторых из нас ждали превратности судьбы, которые без поддержки близких (родных и друзей) юному человеку были еще не по силам. Не только в счастье и удаче познается дружба и любовь.
Родные, друзья, не пренебрегайте доверием, дружбой и любовью своих близких. Кто, как не мы сами - поддержка и опора друг другу?!
Мы окончили школу и у каждого начались свои уроки жизни. Каждый из нас преодолевает их в силу своего духовного взросления, начало которого было заложено в нас всеми Вами, дорогие, любимые, бесценные, уважаемые наши учителя  и просто ХОРОШИЕ ЛЮДИ.
                март 2013г.