Ермак. Легенда о сибирском конквистадоре 12

Юрий Николаевич Горбачев 2
 Загадки и отгадки

 Однако, так ли легко было, бросив кличь, собрать под знамена отряд  для завоевания зауральских земель, если  проводимая летом 1580 года мобилизация в связи с боевыми действиями на западных рубежах проходила с трудом? «Косили» от службы отпрыски дворянских родов, холопы ударялись в бега отнюдь не за тем, чтобы прибежать к Ермаку. Но все-таки на этом «восточном фронте» собралось достаточно сил, чтобы совершить удивительный подвиг присоединения Сибири к России. Отгадка такого легкого рекрутирования людей вполне  может состоять  в том, что разочаровавшись в помазаннике Божьем –Грозном, тогдашние пассионарии «произвели на свет» некую  монархическую альтернативу – народного царя-атамана. 
 
К тому же, выходя со своими предложениями на казачий круг, бывалый атаман всерьез позаботился о финансовой поддержке со стороны Строгонова. Все-таки снаряжение подобных экспедиций, судя хотя бы по посадке в долговую тюрьму Писарро, было делом недешевым, хотя, конечно же, бюджет затеи русского конкистадора был  куда более щадящим.
 
Успеху Ермака  при агитации сторонников могло способствовать и то, что он руководствовался не только прагматическими интересами; в нем жил и дух первооткрывателя. Что там - за горизонтом? Это религия всех  «флибустьеров и авантюристов», готовых и  на Библии поклясться, и амулет-оберег на шею нацепить, и просчитать свою выгоду, но главным остается неодолимое стремление преодоления пространства. Вот чем «туристическое агентство» Ермака очень сильно отличалось от армейского призывного пункта. Не по сходным ли причинам и алчный до золота  Писарро, отклонившись от основной цели путешествия, спустился с Анд, чтобы совершить открытие  Амазонки? Вряд ли его спутников  восхищали  колибри , анаконды, секвойи, так же как казаков не удивить было глухарями, лосями, «кедрачами» и прочей впечатляющей экзотикой местной фауны и флоры… И всё же вдохновивший кончившего виселицей романтика Рылеева Ермак углублялся на Восток не только для того, чтобы завоевать, но и познать неизведанное. Искал Золотую бабу, нашел сибирскую Амазонку-Обь. 
 
Испанская  корона наделяла Колумба титулом «вице-короля» Вест-Индии( правда потом этот вице-король был обвинен во всех грехах и свергнут). Снаряжавшая Дрейка в его грабительские походы и «кругосветку» вслед за Магелланом, английская королева Елизавета I учредила с ним конфессию на паях, нисколько не гнушаясь тем, что имеет дело с отпетым разбойником.   В определенной мере чего-то подобного удостоился и Ермак, получив в дар от Ивана Грозного шубу, доспехи и кубок. Это было легитимизацией своебразного вице - царства Ермака и уж во всяком случае отнюдь не шутовско-сиюминутного вице- губернаторства.
 
Его авантюра была не просто военным путешествием, это было и торгово-экономическое предприятие. Уральским Строгановым пришлось потратиться на снаряжение экспедиции атамана так же, как и снаряжавшему Писарро в первую экспедицию  панамскому меценату из влиятельных служителей церкви Эрнану Луке. Испанский монарх тоже вложил деньги в предприятие Колумба отнюдь не только для того, чтобы убедиться в верности картографических гипотез Тосканелли. И согласился повторно финансировать предприятие дона Кристобаля  лишь тогда, когда получил в качестве доказательств его прибыльности золото, жемчуга и живого аборигена. Даже помиловав, уже разжалованного вице-короля, король метрополии готов был выплатить ему гонорар в монетах, но не поделиться властью. Солидный куш сорвала на авантюре Дрейка Елизавета  I и не желала делиться награбленным с предъявившими ей претензии португальцами.

«Проходящие» по историческим источникам 600 соболей, которых  положил  Иван Кольцо к трону Ивана Грозного и поступивший на государеву службу «сибирский индеец»- из лояльных русскому царю татарских князьков, конечно же, лишь мизерная часть тех сокровищ, которые  потекли в царскую казну в связи с деянием, совершенным Ермаком и его соратниками. И кто знает- не оказался бы Ермак Тимофеевич при триумфальном возвращении из Сибири в Москву, если бы не был сражён в бою, в распоряжении заплечных дел мастеров Малюты Скуратова? Ведь, обретя харизматическую  популярность, он  покусился на  власть, дарованную Ивану Грозному самим Богом? Да и царь-батюшка переменчив был в настроениях. Это «двоевластие» не получило развития из - за  героической смерти Ермака. Но именно популярность вице-царя-атамана стала залогом успеха многотрудного похода. То, чего не мог дать «административный ресурс», сделала   персонифицировання в  Ермаке Тимофеевиче   Аленине вера в  доброго мужицкого царя.  Понятно, в противовес злому.