Отклик на статью Джек Лондон. Мартин Иден

Марк Акравин
Это отклик на статью Килуновского Дмитрия "Джек Лондон. Мартин Иден"
http://www.stihi.ru/2015/01/09/4211
отклик, который из-за своего объёма оформлен виде отдельной статьи.

"Мартин Иден" – замечательный роман. Я прочитал его много лет назад, как и другие произведения Джека Лондона, и эти произведения навсегда отпечатались в моей памяти. И хотя произведения Джека Лондона ориентированы скорее на юношескую аудиторию, недавно я перечитал этот роман снова. Вы вдумчиво описали свои впечатления о романе, и мне захотелось высказать некоторые свои мысли и впечатления, потому что Ваши рассуждения вызвали у меня живой отклик в душе.
Действительно, Мартину помогло добиться поставленной им цели две вещи – его непоколебимая вера в себя и в свои силы, и неукротимая любовь к Руфь, которую он боготворил, и готов был приложить любые усилия, чтобы добиться её. И он добился своей цели стать известным и выдающимся писателем, несмотря на то, что всё было против него: отчаянная нищета, в которой он жил, непонимание и часто враждебность окружающих, неверие в него всех, включая его возлюбленную. Но окружающий нас мир соткан из парадоксов, и вот один из них: когда Мартин своим талантом, каторжным трудом, неимоверными усилиями и лишениями добился материального благополучия, всеобщего признания и славы, это перестало быть ему нужным. Перестало быть нужным по нескольким причинам.
Во-первых, его возлюбленная отреклась от него, так и не поняв его душу, поверив лживым наветам репортёра-борзописца, поддавшись давлению общественного мнения и своих родных. Вы пишете, что Руфь нельзя упрекнуть.
Не могу с этим согласиться. Если бы она не отреклась от Мартина несмотря на все испытания, несмотря ни на что, он бы не потерял свою любовь – ту движущую силу, тот огонь, который горел внутри и вдохновлял его. Но Руфь не смогла подняться над своей мещанско-буржуазной средой ради любви к Мартину. И как мне кажется, не смогла, потому что её любовь не была такой всепоглощающей и жертвенной, как у Лиззи Конноли, которая готова была отдать свою жизнь ради Мартина. И то, что Руфь пришла затем к Мартину, уже не могло ничего изменить – было слишком поздно – Мартин был уже в глубокой депрессии и надломлен душевно. И кроме того, обратите внимание на то, что Руфь была неискренна с Мартином, сказав, что пришла к нему на свой страх и риск, без ведома своей семьи. На деле же из романа очевидно, что пришла она с ведома семьи, и пришла потому что Мартин стал богат и известен, и его общественный статус неимоверно вырос.
Вторая причина того состояния, к которому пришёл Мартин, на мой взгляд, достаточно проста:  тяжелейшее время каторжного труда и лишений, недоедания, сна по 4-5 часов в сутки истощили и надломили его психику и нервную систему, спровоцировав состояние глубокой депрессии. Возможно, если бы Руфь не отреклась от него, его любовь – этот огонь, который горел внутри него, помог бы ему избежать этого состояния или дал ему силы, чтобы преодолеть его, но этот огонь угас...
Третья же причина, на мой взгляд, более глубока. За время самообразования и писательского труда Мартин настолько развил свой интеллект и обогатил душу, что стал одним из выдающихся умов своего времени, видя многие пороки и болезни того общества, в котором жил. Он был крайним индивидуалистом, придерживался теории сильной личности, своего рода социального дарвинизма, перенося теорию Дарвина с её естественным отбором в чистом виде на человеческое общество. Себя он считал такой сильной личностью, и получив признание и славу, мучился вопросом: почему он и его труды вдруг стали пользоваться таким всеобщим признанием общества, в то время как раньше, во времена отчаянной нужды его писательского труда, то же самое общество, те же самые журналы и издательства отторгали и его, и его труды ? Ведь он был и остался тем же Мартином ! Этот вопрос превратился для него в навязчивую идею, и не находя ответ на него, он потерял почву под ногами, он потерял критерий оценки, веру в людей и объективность их мнения, и главное – он потерял веру в себя. Поистине "многие знания рождают многие печали".
Парадокс заключается и в том, что Мартин перерос интеллектуально и духовно то общество, расположения которого он так искал, с которым познакомился в доме Руфь и перед которым вначале испытывал благоговение. Он поставил себе цель подняться до их уровня, чтобы добиться Руфь, но развив свой ум и обогатив душу упорным самообразованием и писательским трудом, он ясно увидел их обывательский склад ума и мещанскую ограниченность.
Парадокс заключается и в том, что сами философские убеждения Мартина на практике оборачивались иллюзией, ибо вступали в прямое противоречие с его поступками,  у Мартина была добрая и благодарная душа, и несмотря на свои философские убеждения, диктовавшие "естественный отбор", он помогал ненавидевшим его мужьям своих сестёр, купил дом и молочную ферму своей доброй, прозябавшей в нищете домохозяйке Марии, он великодушно прощал и порой помогал даже тем людям, которые в своё время оттолкнули его или причинили ему зло, включая даже того репортера-борзописца, из-за статей которого он потерял свою возлюбленную...
И наконец, последнее. Мартин не верил в Б-га. И исповедуя теорию сильной личности, в наступившую тяжёлую полосу потеряв уверенность в себе, ему не на что было опереться. Если бы он верил в Б-га, возможно, это было бы для него тем духовным стержнем, который помог бы ему пережить тяжёлые времена, стало бы тем неисчерпаемым источником духовных сил, из которого он мог бы черпать веру и надежду на лучшее. Но у него не было этого источника. Кроме того, если бы Мартин верил в Б-га, то это, возможно, изменило бы его мироощущение и отношение к людям: он понимал бы, что всё в этом мире происходит по воле Всевышнего, что сам он, Мартин, несовершенен, и не испытывал бы чувства превосходства по отношению к другим людям, философски, более терпимо  относясь к человеческому несовершенству, к человеческим слабостям, недостаткам и порокам. Впрочем, если бы его вера и жизненная философия была иной, он не был бы тем Мартином. Но он им был.
И все вышеперечисленные причины привели его к печальному концу его жизни.

К сожалению, этот замечательный роман был во многом автобиографичен для Джека Лондона. И это очень грустно, потому что он мог бы написать ещё много удивительных произведений.
Кстати, этот роман, на мой взгляд, не вполне типичен для автора.
Хотя в другом его романе  – "Морской волк" уже в другом герое – капитане корабля Волке Ларсене, прослеживаются те же самые философские идеи, которые Джек Лондон вложил в Мартина. Но если Мартин добр душою и исповедует свои идеи лишь философски-отвлечённо, то капитан Волк Ларсен живёт по этим законам, законам сильной личности и естественного отбора. И хотя он сам является сильной личностью, это тоже приводит его к печальному финалу.

Есть и другой сильный роман Джека Лондона – "Маленькая хозяйка большого дома", который также заканчивается грустно. По сути основная идея этого романа, наверное, в том, каким мучительным и невыносимым порой бывает человеческий выбор. Выбор между людьми, без каждого из которых уже не представляешь своей жизни...

Но у писателя есть и немало замечательных, наполненных доброй энергетикой романов, история героев которых оканчивается гораздо более счастливым финалом, например: "Время не ждёт", "Лунная долина", "Смок Беллью", "Смок и Малыш", "Лютый зверь"...Если не читали – думаю, Вы получите удовольствие от их чтения. И конечно, у него есть удивительные рассказы, в том числе один рассказ с заложенной в нём идеей, в чём-то противоположной "Мартину Идену" – это рассказ "Любовь к жизни".
В целом же идея многих вещей Джека Лондона состоит, наверное, в том, что каждый человек, если он упорен и настойчив, может найти в этой жизни свою "лунную долину"...И любовь – это то, что часто помогает ему в этом...

23-24.01.2015