Поэзия размытых форм

Алекс Роршах
Раньше, когда я был поменьше, меня раздражали песни, в которых не было четкого смысла, а ясность строк заменялась расплывчатыми фразами и нагромождениями из слов, которые в обычной речи показались бы лишенными смысла. Я считал, что это делается от того, что нет таланта. Рифма подбирается наобум, лишь бы окончания были созвучны.

То же самое относилось и к стихам, да и к прозе в отдельных случаях. Подобную "неясность" часто можно наблюдать и в изобразительном искусстве. Есть целые течения, придерживающиеся правил хаоса. Многочисленные картины с фракталами, намешанными красками или не связанными на первый взгляд деталями; скульптуры, за которые глаз цепляется только потому, что совершенно непонятно, что же автор хотел показать; инсталляции из мусора или других совершенно нетипичных материалов... Все это для меня было показателем некого безумия или жалких попыток привлечь внимание общественности хоть чем-нибудь. Джаз, кстати, я тоже относил к "недоискусству". Сложные импровизации, требующие поразительного мастерства и чувственности, казались мне каким-то безвкусным набором звуков.

Однако и в хаосе есть порядок. Он не такой, каким мы привыкли его видеть. Это другой порядок. Его не всегда можно увидеть, но практически всегда можно почувствовать. Этот порядок отражает скорее определенный образ мышления, чем какие-то физические вещи.

Со временем, по мере своего развития, я начал осознавать былое заблуждение. Чем глубже я погружался в творчество (не только в поэзию), тем более понятными для меня становились принципы этих расплывчатых фраз, форм и звуков.

Я стал понимать, что, чем меньше конкретики и точности (даже, скорее, жесткой определенности) в строках, тем больше смысла читатель или зритель будет вкладывать в них самостоятельно. Он заполнит их именно теми красками, ассоциациями и образами, которые близки только ему. Для каждого смысл написанного услышанного или изображенного будет собственным, неповторимым и неоспоримым. Проще говоря, это дает волю воображению. Все мы любим фантазировать, представлять и создавать. Поэтому такой фундамент для каждого, в ком сильна жила творца - благодать. Это как конфета для ребенка - очень сложно устоять перед соблазном попробовать.

В этот и есть секрет большой популярности размытых форм. В некотором роде, это даже преимущество хаоса перед порядком.

По этой причине большую популярность имеют сюрреалистические картины, психоделика, орнаменты, хиты таких исполнителей как МАКСИМ, например. Именно принцип порядка в хаосе, на мой взгляд, снискал славу Сальвадору Дали, многим поэтам, импрессионистам и поп-музыкантам.

Как бы странно это не звучало, но людям нравится безумие, нравится отличие от нормального. Теперь я намного лучше осознаю, что творческое начало неотделимо от сумасшествия, ибо сумасшествие – ключ к оригинальным идеям.

Мне очень нравится одно из многочисленных определений сумасшествия. Оно звучит так: «сумасшествие – это неспособность передать свое мироощущение другим людям». В точку, не правда ли? Такое определение не только помогает понять суть сумасшествия, но и способно поменять представление о сумасшедших. Их можно начать воспринимать не как душевно больных, а как других, иначе мыслящих.

Теперь я нахожу там, где ранее видел только мусор, целину для творчества. И начинаю понимать, почему некоторые перечитанные во второй или третий раз книги и пересмотренные фильмы часто открывают новые грани. Правильнее будет сказать, что не произведения открывают новые грани, а их потребитель открывает новые грани в себе, что помогает совсем иначе воспринимать смысл или даже вкладывать свой собственный совершенно новый смысл, который изначально автором не был вложен.

Все это делает искусство для меня более интересным, чем точные науки вроде математики или физики, где формула – есть формула с четким конечным смыслом, а у каждой переменной или постоянной есть четкое конечное значение с единственно возможной трактовкой. Для творчества в точных науках нужно уметь видеть суть вещей и природу явлений и быть вне системы, иначе ничего нельзя изменить по определению. Я говорю о кардинально отличных взглядах. Яркий пример – Ньютоновская физика, на смену которой пришли идеи Эйнштейна, объяснив то, что не укладывалось в теорию Ньютона. Альберт Эйнштейн смог увидеть мир иначе и смог объяснить свою систему взглядов другим людям.

В искусстве же все это не так важно, достаточно иметь хорошее воображение.

 
С саду ключистых зинных Лимб
Живут старинные ракстроты.
Их жизнь принадлежит другим,
Они зависят от охоты.

Местами сам сей населен
Воинственным народом Кхотов.
Манукой люд сей умудрен,
И много Сниг средь них и Лотов.

Имирской расы Кхот слуга.
И было раньше так и будет.
Ракстрот имиру навсегда
Обиды древней не забудет.

Война – извечный спутник сада,
Он помнит множество кровей.
На крови противостояний
Лимб цвет и ярче и пышней.