Фрагмент занятия
К концу учебного года семиклассники немало знают о русском языке, как о
науке. Поэтому используем эти знания, повторяя разные разделы. Здесь приоритет
имеет занимательность, наблюдение над языком. В общем, дидактика.
Есть такие слова, из которых можно вычленить несколько, убирая про одной букве
(звуки не имеем в виду). Классический пример - слово Победа.
Мы взяли другое: срубили.
Тут и морфология - глагол со всеми его признаками, и фонетика с транскрипцией,
и, конечно, орфография (приставка С даже перед звонким эР).
А потом - состав слова в небольшом простеньком стишке.
Дерево срубили.
Весь день рубили -
Красоту убили.
Топорами били.
Им приказ дан, или
Топить нечем ли.
Я смотрел в окно и...
В следующих классах получат знания о синтаксисе простого и сложного предложения.
Об их видах. (Здесь же и неопределённо-личные, и безличные, и определенно- личное)
Ну как упустить воспитательный момент!
Конечно, предложили закончить предложение последнее.
Ответы порадовали: почти все написали, что было грустно от такой картины - срубленное дерево.
Осталось время - можно и дальше поговорить на эту тему.
С таким фрагментом одного из занятий придётся выступить на заседании городского методического объединения.
Будут ли так же единодушны в своих мнениях (о моих методах) коллеги?..