Любви моей ты боялся зря. - Новелла Матвеева

Сан-Торас
Сокращенный диалог о любви - новые стиши.

*Рецензия на «И жи, и cлё... i love - любовь!» (Сан-Торас)

А ты ушла надев перчатки,
Схватив потомства мелюзгу.
Твой  синий плащик на подкладке
В моем качаецца мозгу! 

Мне было довольно того, что гвоздь остался после плаща.
Любил в молодости девочкам напевать.
Алексей Малышев 5   27.02.2015 14:31 


*И я про этот же гвоздь...
Лина Чирко   27.02.2015 15:07 

*...Ну, раз Вы о гвозде, то я тож о гвозде...
в новелловской гвоздичной теме:

~<>~~<>~~<>~

Любви моей ты боялся зря, не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя, встречать улыбку твою.
И если ты уходил к другой иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой плащ висел на гвозде

А потом только гвоздь, а потом только след...
 так пронзителен ее плащ, потому что «Любви моей ты боялся – зря» –
… не обременю собой, не востребую...
- не такой  человек.
А дальше рассказывает, какой она человек. Но не словами-характеристиками,
а образами – выводами, в этом и есть прелесть ее стиша.
«Не так я страшно люблю!» – цепляться, требовать, приставать? - нет
«Мне  довольно видеть тебя»…
 душа –  воспарит от малого дуновения.

И если ты уходил к другой
Иль просто был неизвестно где –
Мне было довольно того, что твой
Плащ весел на гвозде.

Довольно что ты есть, не претендуя на целое...
Но он и этой малости  убоялся.
Снял плащ - ушел.

Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.

В просторах ее духа любая малость обретает величие смысла… ..
Ожидание живо… Но не сбылось... Осталось только слушать ветер…

Туман, и ветер, и шум дождя...
Теченье дней, шелестенье лет...
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.

Пронзительность ее переживаний, передается не прямыми словами:
«Люблю, Хочу, Жду, Желаю» – а другими, в которых нет слова ЖДУ, но все в них –ожидание.
-  чувство не названо, но присутствует, дотронувшись до каждого. -  Метафоричный гвоздь далек от ассоциаций с любовью и в то же время  вбит в нее
по самую шляпку.
Она скрывает чувство - но что может острее привлечь внимание, чем то, что сокрыто?
... не назвав вещи своими именами, Новелла очертила силуэты образов и вызвала их в сознании.
Как импрессионисты, казалось бы, отрывочными мазками создают картину, кот. складывается в зрачке зрителя в единое полотно.
Новелла не навязывает оголенное чувство - ( мне больно, я плачу), но из ее  ассоциаций каждый  извлекает свое - это и есть сопричастность с поэтом.
___В  стихах, на контрасте столкновения противоположных сил:
 ее статичность и его динамика, в смысли –  она всегда на месте - это он где-то носится,  попадание в суть чувств!
Ее парадоксальный гвоздь, кольнул каждое чуткое сердце!

Когда ж и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра, –
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.

Неугасима любовь, способностью пылать от малости и пламенеть от следа.
Она, которой больно, – не бежит, не прячется от любви.
Он, которому почти все равно - бежит - опасается.

 След стерт, под кистью старого маляра… Но, она видит за НЕ видимым - сущее.
Придает значение тому, в чем никто не может узреть значения.

И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь...
А что я с этого буду иметь?
Того тебе – не понять.

Финал –  торжество морального превосходства! –  сквозь скрипок плач –  сохраненное достоинство и гордость.
Ему не понять. Он не имеет  душевного резервуара, чтобы  вместить представление о глубине ее  масштабов.
 - Нельзя в стакан влить бидон.
Все, что больше стакана не вливается - переливается через край, т.е. -  не существует.
 Цистерна –   не может быть осознана стаканом, для него она - НЕ представляема.
Разница между духовно сложным и простым, богатым и бедным в том,
 что Меньший объем не способен вместить Больший – только наоборот.
Поэтому - Лит.Героиня, не вызывает жалость, как та, которой пренебрегли.
 - ОНА  прекрасна –  жалок, скорее ОН  - в этом  заключена красота и глубина ее простых строчек.
Величие души  в контрасте с  убогим бытом - плащ не на вешалке, а на гвозде – это разруха, жизнь в вечном ремонте.

Теченье дней, шелестенье лет –
Туман, ветер и дождь...

Шелестенье лет…  Значит Годы проходят,  лета шелестят, а след от гвоздя остался, выходит героиня  живет:

В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму,
Куда несет нас рок событий.
С.Есенин.

Если гвоздь торчит, значит, и полочки с книжками кривые, и вода капает из крана, и трубы ржавые… и сыр завернут в газету …

 
*Санто у Вас, наверное, утро?
На мой взгляд, и этот гвоздь говорит не о перманентном ремонте в доме ЛГ Новеллы.
Этот образ нужен, чтобы показать контраст между убожеством мира внешнего и богатством внутреннего…
 - об этом Вы писали, цитирую:
 "Потому что и эта малость в богатстве ее духа обретает величие смысла… и по человечески - надежду, что когда-нибудь… а вдруг… и снова плащ на гвозде..."

И если события страшнее нет, чем из стенки вынуть гвоздь, значит, героиня ничего не хочет менять и надеется сохранить хотя бы память.
Память - не так уж мало!
Никакие роскошные апартаменты для нее не заменят того главного, тёплого, счастливого, что происходило в этой квартирке, где плащ висел на гвозде...
Это одна из самых сильных вещей о неразделенной любви. И не гвоздь это, вбитый по самую шляпку.
"В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне".
Лина Чирко   27.02.2015 21:01 

*…  Ну, мг...роскошными апартаментами я бы так уж не пренебрегал - быт не главное, но существенное:

"Любовная лодка разбилась об быт"… это Маяковский в яблочко выстрелил.

А  гвоздь документальный - я выяснял, знчт увидел, почувствовал болевую точку, что называется по существу.
- никогда, например, американец такой образ не опишет - это надо видеть, жить с этим, такой гвоздь не придумаешь.
... я выразил, что думал и Вы тоже - мы не совпали - это не  условие задачи, мы обменялись впечатлением и славно - уважаю Вашу точку зрения.
Сан-Торас   27.02.2015 21:35   

*Я тоже, Санто. Я обожаю Ваши глубочайшие "разборы" стихов, тонкие и умные.
Лина Чирко   27.02.2015 21:40   

*Бывает, хорошо почитать мнения других.
 В молодости, когда пел эту песню, представлял кисейную барышню на даче в Переделкино. Песня здорово торкала. Всю жизнь пытался понять женщин.
 Понял под старость, что ничего не понял.
Гормональный фон у них постоянно меняется. Спасибо за беседу.
Алексей Малышев 5   28.02.2015 12:29