Рецензия на поэтическое творчество Веры Володиной
На днях я ознакомилась с творчеством Веры Володиной, прочитав около
100 её стихотворений разных лет (2006 – 2014), проследив динамику творчества от ранних произведений с грубыми нарушениями правил силлабо-тоники до последних миниатюр, напомнивших мне поэзию японскую.
Главная отличительная черта её поэзии, как и всякой поэзии, - не ритм, не рифма, а поэтическое мироощущение, проявляющееся в образном мышлении поэта. Уже ранние произведения Володиной привлекают своей яркой метафоричностью:
- Выжатым солнцем упала на душу Помпея;
- Маска – сэкондхэнд повседневности;
- На сердце растегнуть последнюю пуговицу;
- Кістлява осінь ревіла в небесах землі;
- Ходять за мною думки, наступають на п,яти;
- Поцілую ніч у тім,я та й зверну собі за ріг.
В стихах Веры привлекают уже названия: « Прошу, возродите во мне революцию», «Не бальзамируйте, пожалуйста, любовь», «Одичавшая боль любви» и т.п.
Тематика стихов разнообразна: от космических тем (разговоры с Богом) до социальных (о нерадивых депутатах), но основная тема - поиски своего места в жизни («Как же мне одиноко среди вашей толпы!»), любовные страдания и житейская неустроенность лирической героини (ЛГ):
Искупалась в огненной воде твоей любви.
Обожжённая, ушла я в мир агоний,
Где душа по-прежнему горит,
Только без тебя. Ты – посторонний.
Кредо автора (ЛГ):
Я не дерзкая, я отважная.
Среди хлама обычных дел
Я ищу что-то истинно важное –
То, что Бог во мне видеть хотел,
а также:
Я обрела способность сердцем слушать,
А значит, дар творить, дарить, любить!
Версификационная корявость ранних стихах Володиной – не только от невладения формой, ( а это легко исправимо!), но и от максималистского убеждения: «Я не приемлю слащавой напевности»,которое идеально перекликается с цветаевским: «Я не верю стихам, которые льются, рвутся –
да!». Максимализм молодости помогает страдающей ЛГ вырваться к свету, её оптимизм заразителен:
Не сломилась, хотя…
Иногда прогибают.
Эх, как пули свистят,
А я жизнь обнимаю!
Стихам поэтессы присущи цвет и звук. Как живописна эта строфа:
Может, там деревья синие
И зелёный небосвод,
А в оранжевых туманах
Мир души моей живёт.
Замечательный пример звукописи (аллитерация на С-З):
Дома тихо. Зима. Замело зелень глаз.
Лёд врезается в синие травы.
То кристаллики слёз, разъедая атлас,
Убивают иллюзий отраву.
К сожалению, Володина грешит глагольными рифмами, от которых надо по возможности избавляться, оставляя их только в случае необходимости. Но иногда в её поэзии мелькают отличные ассонансные рифмы, которым можно позавидовать, вплоть до авторских (улица – пожульничать, чули – вулик, притулок). Иногда замечаешь у Веры афористичные строки: «Жаль, в этом мире мало осталось/Запаха счастья и вкуса любви»,» «Взять невозможно счастье, тающее на блюдце».
О поэзии Веры Володиной последних лет хочется говорить отдельно. Похоже, поэтесса нашла себя. Во-первых, нашла свой язык. Будучи изначально двуязычным автором, окончательно перешла на украинский. Во-вторых, форма стихотворений стала отточенной, ушли длинноты и декларации, метафоры оригинальны, берут за душу –«цепляют». Особенно интересной мне кажется миниатюра с вариациями, из которой даже трудно выбрать лучшую. Цитирую её базовый вариант:
Зачепилась гойдалка за зірку,
Очі втратили зелень.
Назбираю для збірки
Небес восковий терен.
Достойное место в поэзии Веры занимает тема психологии творчества:
Таріль сонячна
Візьму промені –
Тай до зошита,
Увіллю у вірш
Душу соняха.
Особенно показательны вот эти строки:
Я така важка і неспроможна
Ухопити з неба олівця…
Плачу віршем розпачно-тривожно
На біленьку тишу папірця.
Характерно также и стихотворение 2014 года, написанное ровно год назад:
Сиділа в «Степу».
Збиралась базікати віршиком,
А поки вслухалась, як володіють словом
Брати і сестри Віктора Погрібного.
Згодом і мене запросили до слова.
Базікаю віршиком,
А хочеться вибухнуть Словом!
Хочется пожелать автору, нашедшему себя в поэзии, не растерять себя, а наоборот – приумножить достигнутое. И – «взорваться Словом!»