Краткий словарь буддистских терминов

Михаил Попов 5
               

Абхава  - небытие,определенная постоянная практика, направленная на достижение
          небытия.
Аватар -     слово Аватар означает нисхождение; это – сошествие
                вниз  Божественного, т.е. ниже черты    отделяющей   
                божественный мир от человеческого   мира  или состояния.
                Воплощение (инкарнация), нисхождение Божества на землю,
                Божественное откровение или проявление Божества в
                человеческом облике.
 Авеста   -  священные книги  некоторых древних народов Средней Азии,
                Азербайджана, Ирана, составлявщиеся в течении многих веков;
                Ранние части Авесты приписываются древними преданиями
                Заратустре (Зороастру)
Адеша(Адеш) -   голос, побуждение, указание.
Аджняна  = неведение, незнание.
Акарта   -  бездействующий.
Акартанья    -    то, что делать не должно.
Амрита     -    бессмертие,  нектар бессмертия   или питье богов; бессмертное
                блаженство  божественного экстаза.

Ананда       =  восторг, налаждение, блаженство, духовный экстаз;
                Сущностный принцип  блаженства; являющийся той самой
                Истинной природой трансцедентного и бесконечного
                Существования.
Анима      -     «тонкость», одна из восьми сил-способностей (Сиддха) Йога,
                Способность изменять тело, произвольно изменяя его
                Физическую массу и плотность.
Аниша     -     не господин,  подчиненный, раб.
Анна        -     пища, грубая, зримая материя; по своему происхождению
                означает просто субстанцию или существо.
Анрита     -    ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи  (см.)
                в ментальной или телесной деятельности.
Антахкарана- Внутренний инструмент; Ум; ум и витал  в противоположность
                телу.
Ануманта    -  дающий санкцию, разрешающий.
Апана          -  одна из пяти пран (см.) сосредоточенная в нижней части тела,
                Осуществляет руководство низшими функциями, в
                особенности выделительными, выводящими из организма
                все отходы питания и жизнедеятельности; тесно связана с
                с разложением и смертью; дыхание смерти,   поскольку отдает 
                из тела витальную силу.
               
Артха        -    интерес; (один из четырех человеческих интересов);
                материальные,  экономические и другие цели и нужды ума и   
                тела; предмет, вещь, значение-смысл (слова).               
Асакти      -    привязанность.
               
Асана        -    фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха-
                Йоге; йогическое упражнение, направленное на овладение
                Духовными силами и управлением своим телом и умом.

Asmita (асмита) -  в  прямом переводе с санскрита означает «не сметь».  В контексте психотехнической процедуры, о которой идет речь, термином «асмита» обозначается состояние чистого бытия, при котором «Я»  пребывает в нераздельном единстве с буддхи (интеллектом),  в абсолютном подчинении Разуму, которым и обусловлено  проявление  нашей индивидуальности, т.е. нашего Эго.
     В онтологической системе йоги asmita рассматривается как первая стадия трансформации  фундаментального и всепронизывающего сознания (karana citta), которое реализует себя  через сознание-следствие карья читта (karya  citta). Таким образом асмита наряду с десятью органами чувств и соответствующими психотехническими способностями, манасом и  жизненной силой (праной) выступает исходной качественной определенностью  сознания-следствия (карья читта).
  Неодушевленное сознание означало всеобщее, не индивидуализированное сознание пракрити (prakriti), но  впоследствии  пришло понимание мировой души в форме  (mahat, Buddhi), являющихся трансформацией пракрити (первоматерии). Сознание всеобщая функция движения и возникает из опыта бытия. Душа же результат постоянной трансформации этого опыта. Поэтому в Мире нет ничего неодушевленного.В то же время необходимо осознавать, что всякая форма сознания и материи, возникая, продолжает свое существование по инерции, т.е. бессознательно. Ее распад (энтропия), а вместе с тем и трансформация,   происходит тогда, когда инерция заканчивается, а освобожденная энергия-движения проявляет себя в новой форме.
.
Асиддха     -   несовершенный.
Асур (Усура)- божество;

Атмаджняна – знание сущности.

Атман       -    Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего
                существования; Верховная сущность (по отношению
                к индивиду), являющаяся нашей собственной истинной  и
                наивысшей Сущностью.



Аханкара      -     эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает
(Ахамкар,           возможность каждому существу понять (постичь) себя, как
Ахамкара)          независимую личность.

Саттвическая  Аханкара – эгоизм, выраженный чувством добродетели
                и праведности.
Раджастическая Аханкара -  динамический эгоизм.
Тамастическая Аханкара  -  эгоизм, выраженный  невежеством и
                инертностью.
Ашуддха       -  нечистый.
Ащуддхи      -   нечистота.
Брахман       -  В Веданте; Реальность, Вечность, Абсолют, Дух, Высшее   
                Бытие, Единый, вне которого ничего не существует.
                Единственная Реальность, которая является не только
                Материальной, духовной и сознательной субстанцией всех
                Материальных форм, идей и Сил, но и их Источником;
                Единственное или вдохновенное слово, выражающее Сердце
                или Душу;  Сердце; Душа, возникающая из подсознания
                Человека, достигающая Сверхсознательного, а также
                пробуждающая творческие Силы в человеке.
Буддхи   -        разум; интеллект; Воля Ума; Мыслящий Ум; Распознающий
                Принцип Ума и Воли одновременно.
Бхава     -         Бытие.Состояние существа; становление;
                субъективное состояние,опорой для которых служит
                отождествление с уже
                имеющимся психосоматическим опытом прошлых поколений,
                (состояние ума, болезни, желаний, побуждения  страстей,
                реакции чувств, склонности чувств и моральных ощущений),
                эмоциональная природа; общее ощущение.
               
Бхакта     -       любящий, преданный Божественному.
Бхакти    -       любовь и преданность Божественному.
Бхарта     =      поддерживающий, хозяин.
Бхога       -      наслаждение, обладание.
Бхокта     -      тот, кто наслаждается.
Бхрашта    -     уход с Пути Йоги.
Бхукти      -     наслаждение, удовольствие.
Вайратья  -     отвращение; отвращение к Миру, полное пресечение
                Привязанностей и желаний.
Вак            -    Речь; Богиня речи.
Васана      -    мысль или ментальное ощущение, возникающее из Читты.
Веда         -    знание; знание Божественного; общее имя самой древней
                Индийской сваященной литературы: Риг-Веда, Сама-Веда,
                Яджур-Веда, и Ахтарва-Веда, каждая из которых делится на две   
                Части – Мантра и Брахмана.  (Мантра содержит метрические
                Гимны, пение которых позволяет достичь состояние Брахмы).
 

Веданта     =   философская система основанная на Упанишадах, и
                обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся
                (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести
                Даршан (см.) ; конечная цель или кульминация Веды.
Вибхути    -    божественная сила; цветение божественных сил, энергии,..,
                знание о них, о любви, радости, мощной силы Бытия;
                сила Бога в человеке, воплощенная сила Мира или лидер
                человечества.
Вивека     -     проницательность, умение различать.
Виджняна-     идеальный ум; свободный, духовный или божественный разум;
                Каузальная мысль; Истина; гнозис; высший ум;
                Всеохватывающей аспект истинного объединяющего знания;
                Великое всеохватывающее Сознание, особенная
                Характеристика  супраментальной энергии, которая включает
                В себя всю Истину и идею, и цель знания и видит их всех сразу
                В их сущности, всеобщности и по отдельности , и в различных
                Аспектах.
Викара     =    искажение, разложение, деформация; в философии Санкхьи –
                Продукт или производное Пракрити. (см.)
Вишуддха -   чистый; наименование третьей Чакры (см.)
Вриндаван-   место на земле в Северной Индии, где Кришна танцевал
                С Гопи (пастушками); у вайшнавов  - небеса Вечной красоты
                И блаженства.
Вьяна       -    одна из пяти Пран (см.), пронизывает все тело и распределяет
                Витальные энергии по всему телу; от нее зависит  циркуляция
                Крови и распределения сущностной энергии пищи.
Вьякта     =    проявление.
Гхрина    -     сожаление; отвращение.
Гуны       -     качество, характер, свойство; три Гуны – три образа природы.
1. Саттва – равновесие; образ Света, уравновешенности, Мира,
Гармонии,счастья.
2. Раджас – движение; образ действия, желания, страсти,
Кинетическая сила; отражает качество борьбы и усилия,
Страсти и действия.
3. Тамас – инерция; образ невежества, инерционного существования, сила несознательности, неспособности и бездействия.
Даршан     -  видение; самооткровение Божества к своим приверженцам;
                Случай, когда духовная личность Божества позволяет себе
                Быть увиденной; шесть Даршан – шесть систем
                Индийской философии: Пурва-Миманса,Уттара-Миманса 
                (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога.
Двандва   -   двойственность, пара противоположностей.

Двеша    -    непривязанность, отталкивание.
Джива    -    живое создание, существо; индивидуализированный Дух,
                Поддерживающий живое существо а его эволюции от рождения к
                рождению (полный термин Дживатма).
Джняна  -   знание, мудрость, высшее самосознание; сущностный аспект 
                истины объединенного знания; прямое духовное осознавание
                высшего бытия.
Джнята   -   знающий, Господин.
Доша      -    недостаток, дефект, неясность.

Дхарма   -   буквально, -  то, что находится в основе и поддерживает все вещи
                вместе. Закон Бытия, мерило Истины, правило или Закон
                деятельности; коллективная индийская концепция религий,
                поведений, социальных и моральных правил; 
                Самаджа Дхарма – общественный Закон;
                Лаукик Дхарма  =- правила, традиции…;
                Санатана Дхарма – вечный, универсальный Закон Бытия.
                Дхарма –Санкара  - подмена Дхармы одной области, дхармой
                Другой.
Дхаирья  - спокойствие, стойкость.
Индрии   - чувства ощущений; их десять: пять воспринимающих – глаз, ухо,
                кожа, нос, язык; и пять действующих -  пищеварительная, две
                пары двигательных, речевая и детородная.
Ишвара  -  господин, Хозяин, Божественный, Бог.
Кайя-Сиддхи -  совершенство тела.
Кайя-Шудхи – очищение тела.

КАЛИ    -  Мать всего и разрушительница всего, ужасный образ   
                Божественной Матери; Олицетворенная Всеобщая естественная
                Нестабильность бесконечного пространства.
Кали Юга- последняя из четырех эпох. Железная эпоха (см. Юга). Эпоха
                Невежества и отсутствия Истины.
Кальпа   -  Эра или Мировой цикл.
Кама     -   вожделение; Богиня Кама – олицетворенное поле, 
                удовлетворяющее желания всех видов.
Камана  -  желание, страсть;
Канта     -  красивый, желанный.

Карма    -  деятельность, работа, дело или функция человека; совокупность
                наработанных существом  в процессе бытия связей-сил-
                зависимостей, определяющих природу и возможность повторных 
                воплощений и существований души. Различают четыре вида
                кармы: черная, белая-черная, белая и не белая и не черная.

                Черная- карма злодеев; белая-черная – у обычных людей, у
                которых накопление скрытых следов кармы происходит в   
                результате злых и добрых деяний; Белая карма у тех, кто посвятил
                себя подвижничеству изучению и созерцанию природы. Она не
                зависит от внешних средств реализации, так как опирается на
                Разум и не связана с причинением зла. Ни белая, ни черная карма у
                тех, кто полностью устранил все аффекты, отверг все плоды
                добрых дел,  его органы чувств  отвлечены от внешних объектов.
   
Картавья –то, что должно быть сделано; долг.
Кришна  - Божество; Господин Ананды (см.) , Любви и Бхакти, считается 
                одной из десяти инкарнаций бога Вишну, который, проявляя
                единство мудрости и труда, руководит и ведет земную 
                цивилизацию к единству с Божественным, при помощи Ананды,
                Любви и Бхакти.

Ksipta  –    рассеянное, беспокойное сознание, характеризующееся
                спонтанной направленностью на внешние объекты,   в котором
                преобладает  раджас (Движение) и отсуствует какая-либо
                стабильность.
Mudha – (букв. Ослепленное, пребывающее в замешательстве и недоумении).
                На этом уровне преобладает тамас (инерция). Сновидное состояние
                сознания, алогичное в своей сути, в котором отсутствует
                способность к различению  сути объектов.  Направленное  на все
                объекты, оно не задерживается ни на одном из них.

Viksipta – (букв. Рассеянное, разбросанное), т. е. любое состояние
                эмпирического сознания не сосредоточенное и не прекратившее
                репродуцирование своих актуальных содержаний.

ЭКАГРАТА (ekagrata) -  характеризуется стабильной направленностью
                сознания в одну точку, избирательность при этом достигает
                своего предела и лишена аффективного компонента.(т.е. нет
                никакой    оценки,)


Читта-экаграта  - состояние сознания, при котором происходит высвечивание
                объекта таким, каким он существует в реальности.
 Читта – вритти  - Ниродха -  развертка потока сознания  и остановка
                вращения, за счет чего  происходит как бы снятие качественной
                определенности потока Сознания. Такое сознание ничего не
                рождает и потому становится лишенным кармы, так как устраняет
                какие-либо познавательные акты, их содержание и эмоциональные
                мотивации, нарушающие психотехническую сбалансированность
 Сознания. В буддистской психологии Ниродха  - абсолютная, ничем не
                обусловленная дхарма, не имеющая причинной связи, и потому
                позволяющая снять  отождествление  с любым потоком
                Сознания. Кто способен войти в это состояние, тот становится
                способным к постижению истинной реальности и  становится
                неподверженным кармическим следствиям.

Klesa ( клеша) – одно из фундаментальных понятий большинства индийских
                религиозно-философских систем, но наиболее полно
                разработанное в буддийской психологии. Букв. означает 
                мучение, боль, которые и приводят сознание в возмущенное,
                больное  состояние, загрязняя его. Клеша часто переводится как
                страсть или загрязнение., которое  присуще типам личности с 
                эгоцентрированной ценностной установкой сознания, в которой
                «Я» непосредственно соотносится с окружающим миром, что и
                является ложной опорой сознания и прямой ориентацией на
                сансарное (иллюзорное) бытие.



Кумбхака- удержание Праны, путем остановки и задержки дыхания, является
                частью Пранаямы.
Кундалини- свернутая в кольцо и спящая змея внутренней энергии;  вернее
                движения-силы, возникающей в результате резонанса 
                Муладхары (эенергетический центр, расположенный в копчике)
                с центром Земли, достигается особыми практиками.
Лагхима  -   легкость, способность делать тело легким, произвольно
                уменьшая вес – одна из восьми йогических Сиддх(сил).
Лайя       -   растворение, исчезновение, уничтожение  индивидуальной души
                в Бесконечном.
Лила       -    игра, забава, космическая игра.
Липса     -   желание, страстное желание, тяга.
Лобха     -   жадность, алчность, скупость, завистливость.
Майя      -   всестороннее творческое знание, мудрость, существующая 
                исстари, первоначально выраженная в Ведах (см.), а в процессе
                Бытия обманутая  вторичным и производным чувством,
                хитростью, магией, иллюзией; феноменальное сознание; сила
                самоиллюзии в Брахмане.
Майявада – доктрина, считающая, что весь Мир есть Майя, т. е. иллюзия.
Манас    -   Ум;  природный Ум, существующий вне опоры на интеллект
                (Буддхи); воспринимающий Ум.
Мантра   -  священный слог; имя или мистическая формула, интуитивное и
                тайно внушенное выражение в словах, одна из строф Вед,
                открывающие тайную силу и являющуюся источником не
                обычного, но божественного вдохновения.
Марга    -         путь, дорога;
Махакарана -  первопричина.
Махас Патха -  Великий Путь.
Махима  -    «огромность»;  йогическая способность произвольно    
                увеличивать свою физическую  массу и плотность, одна из   
                восьми Сиддх (сил).
Мукти    -    освобождение.
Муладхара- корень; основание сосуда или обиталища; центр физического
                сознания – нижняя чакра, расположенная в копчике, через 
                которую и  реализуется Кундалини;  через этот центр
                осуществляется наша связь с землей, производится питание всех
                наших земных сутей (функций).
Нади      - нервные каналы.
Ниграха  - подавление, обуздание.
Парабрахман – высший  Брахман (см.); Высший. Божественный,   
                Непостижимый.
Парамешвара – верховный Господин.
Правритти   - побуждение к действию и работе; движение вперед и вовне;
                эволюция душу в действии.

Праджна  =    Сущий, находящийся в глубоком сне (Сушупти см.).
                Господин и творец вещей, Хозяин мудрости и знания.
Пракамья  -    абсолютное страстное желание ума и чувства.
Пракрити   -   детальная разработка; Природа, Природная Сила; Душа
                Природы;  исполняющая или действующая сила.

Прана        -    жизненная энергия, жизнь; дыхание жизни;  пять пран – пять
                носителей (проводников) жизненной силы; Прана. Апана (см.)
                Вьяна, Самана, Удана (см.); Прана – универсальная сила
                жизни, имеющая полевое происхождение, связана
                непосредственно с дыханием, действующая в верхней части
                тела и питающая все клетки и системы нашего организма.
Пранаяма   -   управление и контроль информационно материальным
                обменом (ИМО) со средой, циркуляцией витальных токов
                жизненной силы,   с помощью дыхательных упражнений,
                включающих задержку дыхания; благодаря концентрации на
                выполняемом упражнении  и задержке дыхания, ненужные и
                случайные связи  прекращаются, естественные
                неравновесности в окружающей вас среде  разрешаются без
                вашего участия, тем самым сохраняется ваша жизненная сила
                и здоровье.
Пратьякша -   знание того, что есть, опережающее зрение;  непосредственное
                прямое знание; Йоги называют такой орган сознания
                четвертым глазом, когда такая структура развита, становятся
                необязательными условности, особые состояния сознания,
                осознание любой ситуации, получение любого знания 
                происходит  немедленно и беспрепятственно.
Пуруша     -    Субъект; Сознательное Бытие; Сознающая Душа; Душа;
                сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити (см.);
                Сознание или Сознающий, находящийся позади того, кто 
                является Господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся,
                держателем и источникои, санкционирущим  действия Природы.
Пурушотамма – Высший божественный Субъект; Высшее Бытие, которое
                превышает как меняющееся бытие, так и Неизменное;
                Божественное Бытие.
Рага     -          склонность, привязанность к индийской класической музыке-
                Особый вид или стройц звуков или созвучий.
Рага-Двеша -  притяжение и отталкивание, симпатии и антипатии,
                привязанность и непривязанность.
Раджастический – относящийся к качеству действия и страсти  - Раджасу
                (см. Гуны,)
Риши         -    видящий.



Садхак         -   тот, кто получает или старается получить реализацию. Силу;
                Тот, кто посредством практической Саддханы ищет Сиддхи.
Саддхана     -    практика Йоги; практика, посредством которой достигается
                совершенство ( Сиддхи- Силы); духовные и физические
                упражнения.
Сакши         -     свидетель.
Самадхи      -    йогический транс, в котором ум приобретает способность
                выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования
                деятельности в высшее и свободное состояние сознания; в
                Гите – покой, отсутствие желаний, лишенное огорчений
                неподвижность Буддхи в самоуравновешенности и
                самопознании. Samadhi  - сосредоточение, согласно Вьясе,
                есть базовое  свойство Сознания, закономерная особенность
                проявляющая  в той или иной форме (качестве) на всех
                уровнях функционирования Сознания.

Самана       -     одна из пяти Пран; сила , расположенная в центре тела и
                регулирующая чередование Праны и Апаны в месте их
                встречи, уравновешивающая их и являющаяся наиболее
                важным фактором в поддержании равновесия витальных сил
                и их функций; посредник в усвоении пищи.
Самата        -     равенство; равное отношение ко всему; уравновешенность.
Саньяма      -    самоконтроль; отказ и самоотделение; сознательное


 (Самьяма)   -    сосредоточение, концентрация внимания и созерцание
                познаваемого объекта. (Реализованная Самьяма образно
                называется  поцелуем Шивы и Кундалини, свидетелем
                которого является наш Сознающий. Прим. М.П.)


Санкара       -   смешивание, смешение, путаница.
(Самкара)
Санскара     -   ассоциация, фиксированное представление, впечатление,
(Самскара)      привычная реакция, формируемая человеческим прошлым.
Сат              =   бытие, существование; Чистое Существование; все, что
                истинно; справедливость, высшее или лучшее, или
                действительное благо.
Саттвический- относящийся к качество Света и чистоты – Саттва(см. Гуны).
Сатья          -    правда; истина; истина бытия.
Сахасрадала-  (также Сахасрара) тысячелепестковый Лотос, самый верхний
                центр сознания – Чакра (находящийся в головном мозгу).
Свабхава    -    «собственное бытие», «собственное становление»; принцип
                самостановления; природа; реальная природа; сущностная
                природа и присущий самому себе принцип бытия каждого
                становления; чистое качество Духа в присущей ему силе
                сознательной воли и действия; душевный темперамент,
                врожденная натура, сущностный характер.
Свапна     -      сонное состояние; сознание, соответствующее тонкому
                жизненному плану и стоящему за ним жизненному плану.
Сиддха      -     совершенный, полный, законченный; совершенная душа,
                совершенный человек.
Сиддханта  -    заключение; полный логический аргумент.


Сиддхи       -    совершенство; завершение, осуществление целей
                самодисциплины посредством Йоги; необычайные Силы,
                приобретаемые посредством йогической практики.
Стхула       -     грубый.
Стхула Деха-   грубое тело – Прана и физическое вместе.
Сукха         -     счастье.
Сукшма      -     тонкий.
Сукшма Деха-  тонкое тело.
Сукшма Прана- тонкая жизненная сила.
Сундара       -     прекрасный.
Сурья           -     Солнце; Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий
                лучи знания, которое просвещает Ум; душа и энергия, и тело
                духовного света.
Сушупти      -    глубокий сон; сонное состояние; сознание, соответствующее
                Супраментальному плану, присущему гнозису, которое
                находится позади нашего опыта потому, что наше каузальное
                тело или оболочка  гнозиса в нас не развита, его способности
                в нас не активны и мы, таким образом, по отношению к этому
                плану находимся в состоянии сна без сновидений.
Тантра       -       система йоги, которая по своей природе является
                синтетической и имеет начало от великого центрального
                принципа Природы, от великой динамической силы
                Природы; в ведических методах йоги (т. е. Тримарга, см.)
                господином йоги является Пуруша, Сознательная душа, но в
                Тантре это скорее Пракрити, Душа Природы, ее естественная
                Энергия; исполнительная Сила Воли ,благодаря которой
                Тантра-йогин движется к целям своей дисциплины –
                мастерству,соверщенству, освобождению,блаженству;
                методом тантрической дисциплины является  постижение
                Природы   в человеке, в проявлении им Силы Духа.
Тапасья      -     старание, усилие, аскетизм персональной воли, аскетическая
                сила, аскеза; концентрация воли и энергии для управления
                умом, витальными и физическими изменениями, для
                достижения высшего сознания, или других йогических и
                высших целей.
Тригунатита – находящийся позади или выше трех Гун.
Тримарга   -     тройственный Путь:  Знания (Джняна  Йога), Преданности
                (Бхакти Йога) и Труда (Карма Йога).
Удана        -     одна из пяти Пран, сила, движущаяся вверх из тела к макушке
                головы и, являющаяся постоянным каналом связи между
                физической жизнью и более высокой (или тонкой) жизнью
                духа.
Удасината   -   занимающий место выше; высший по отношению к
                физическим и ментальным контактам; безразличный.

Упалабадхи -  опыт, переживание.
Упасана    -     служение, поклонение, преданность.
Хашья       -     активная сторона Сукха, состоит в активном внутреннем
                состоянии радости и веселья, которое не враждебно опыту
                ментального или физического, могущего быть
                потревоженным; по сути принятие результатов любого опыта
                бытия и  йогической практики, как необходимого и полезного.
Чайтанья  -      Сознание.
Чакра        -      колесо, круг, диск;  центр сознания в тонком теле. Ганглийный
                центр в нервной системе; группа Саддхаков.
Чешта       -      усилия разнообразных видов.
Чит           -      сущностной сознание.
Читта        -      основное сознание; вещество ума, основное вещество 
                ментального сознания ; пасивная память; сердце и ум.
Читташиддхи- очищение Читты.
Шакти       -      Энергия, Сила, Крепость. Воля, Мощь; самосуществующая,
                самопознающая, самоосуществляющая Сила Господина,
                которая выражает себя  в деятельности Пракрити.
Шива       -       добрый, благой, »благоприятствующий»,  благославляющий;
                имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина 
                Тапаса; Бог индуистской Троицы; его имя ассоциируется, в
                особенности,   с работой по разрушению  (Очищению
                пространства прим. М. П.).
Шубха      -      свет, наслаждение, благость.
Шуддха     -     чистый, очищенный.
Юга            -    период или эпоха четвиричного мирового цикла; Сатья Юга
                (или Крита Юга) – Эпоха Истины; Трета Юга – Эпоха, в
                которой три части  Истины, а одна часть невежество; Двапара
                Юга  - Эпоха, в которой Истины и невежества  поровну;  Кали
                Юга – Эпоха Тьмы и Невежества, в которой истина не
                принимается. Чатур Юга – все четыре эпохи вместе.
Янтра       -     механизм, средство, инструмент.