О дождях и о порошах, о зиме и о весне

Галина Клинкова
…О дождях и о порошах,
о зиме и о весне.
М. Агашина
(«Подскажи словечко»).

Исследовательская работа: "Времена года в лирике Волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной".

На звуковой дорожке в этом же материале в Избе - Читальне:  песня «Осенняя грусть…» (Отдельные строфы стихотворения М. Агашиной «Выйду к речке, тонкой веткой хрустну…»). Поёт Юрий Визбор. Музыка: Борис Полоскин.

Одна из вечных и прекрасных тем искусства – природа. Нет поэта, душа которого не отозвалась бы на проявление живого её мира, любой её поры. Все времена года проходят перед нами в стихах и Маргариты Константиновны Агашиной. Они для неё не просто четыре тройки месяцев, следующих друг за другом и объединённых  по принципу сходности примет, а нечто большее…

Наиболее поэтическое, светлое, животворящее время по календарю природы – это весна. Упоённостью жизнью, радостью и счастьем веет от посвященных ей строк. «Стихи о детстве», датированные 1948 годом, дышат молодостью, рвущейся из школьного возраста. Это подчеркивается метафорой из первой строчки третьей части

И прибегал зелёный май!..
И мы бросали дневники!
И в роще около реки
Тебе кричала я:
- Поймай!

Подруга Агашиной Тамара Жирмунская вспоминает: «Очаровало меня… её стихотворение с такой знакомой, стыдливо - подростковой просьбой:

Мальчишка мой
Мальчишка мой!
Поймай мне майского жука!..

За ним вставало многое: начало лета – в природе и жизни лирической героини, раннее девичье лукавство, возможно, дружба, перерастающая в любовь…»

В добром, оптимистичном стихотворении «Дочке» поэтесса говорит о приметах весны, начиная с выразительного приёма сравнения, близкого к фольклорному, - обращается к девочке: «ты вся, как полдень мартовский, ясна». И дальше солнечная, будоражащая, окрыляющая душу на добрые дела, картина юного времени года раскрывается перед читателями просто и узнаваемо: весна с могучим размахом сил (на Волге лёд ломает) и ласковая одновременно («скользит лучистым зайцем по стене»), лиричный «плывёт весенний тёплый вечер», и, разливаясь, куда хочет, «непокорна вешняя вода». М. К. Агашина, как всегда, удачно использует олицетворение:

Весна зовёт и отправляет в путь,
врывается в подъезды и квартиры.
И тем, кто молод, не даёт уснуть.

И скольких их, бессонных и счастливых,
сегодня сердцем чувствуют весну…

В третьей и девятой строфах последние две строчки, несколько видоизменяясь, проходят рефреном, выражая главенствующую мысль  - восклицание: «Какое это счастье - весенний ветер, рвущийся в лицо!»

Во вступлении к поэме «Моё слово», в стихотворении «На Аллее Героев» ключевое слово «весенних» строчек – «жизнь».

Всегда сильнее чувствуешь в апреле,
Как всё на свете жадно хочет жить!
Как всходит в землю брошенное семя
И оживают талые поля.

* * ** * ** * *

А сегодня – весна!
Оживают сады…

Даже у сирени, посаженной в «зимний февральский заснеженный день», «отогрелась душа на апрельском тепле»… Художественный троп – олицетворение создаёт трогательность этого образа.
Жизнь неразделима с высшим человеческим чувством – любовью:

И мокрая любимая земля
всегда ещё любимей в это время!..

(«Моё слово»).

Перечитываю эти две строчки и понимаю, как усиливает чувство поэтессы, выраженное в них, повторение форм одного и того же слова с корнем – люб -.

В стихотворении «Песня» М. Агашина рассказывает:

Только-только утихнут морозы –
Зеленеют за Волгой леса,
И в тюльпанах, как девичьи слёзы,
Засверкает степная роса.
Мне недолго за рощу собраться,
Чтобы вешних тюльпанов нарвать
и по-нашему, по-волгоградски,
их лазоревым цветом назвать.

Проникновенно звучит в этих словах светлая, тихая, окрашенная грустинкой, привязанность к дорогой земле, ее цветочному убору. Тональность стиха, по сравнению с более ранними на «весеннюю» тему, сдержаннее, нет прежнего ликования, ощущается зрелость возраста, нерадужность женской судьбы. Сравнение росы со слезами так прозрачно.

О лете Агашина писала по - особому. Приметы его в некоторых стихах ярко представлены. Например: «Вишня зацвела!», «вьются пчелы над петуньей синей. Голубь набирает высоту».

(«Отшумел веселый летний ливень»). Стихотворение наполнено чувством любования происходящим в природе, радостью, счастьем…
Маргарита Константиновна делает философский вывод:

Человек становится красивей,
если рядом видит красоту.

Вдруг ему становится дороже
Все родное, близкое навек.
Человек без этого не может,
так уж он устроен, человек.

Нестерпимая знойность как визитная карточка нашей местности тоже отмечена не раз:

…проклятым полымем паля,
Жгло хлеба засушливое лето
И от боли трескалась земля…
(«Хлеб -47»)

И там, где настоем полынным
Дыханье твоё обожжёт…

Стихотворение М.Агашиной «Август» насыщено динамикой, оно полностью посвящено перечислению примет этого времени года. Причём, месяц представлен олицетворенно, он озорник.

Поздний август пришёл без оглядки,
задохнулся, устал, заспешил.
Он осинам бордовые латки
на зелёные листья нашил.

Сделал беспорядок на колхозных лугах («разметал... молодые крутые стога»), «под еловые сизые лапы побросал сыроежки и грузди», «взбудоражил» реку, «приподнял и размыл берега»...Стихотворение читается легко, создаёт настроение приподнятое, жизнерадостное.

В заключительной строфе яркий пример олицетворения («жернова захлебнулись зерном») и строчки:
на дороге буксует машина,
до отказа груженная льном,

иллюстрируют итоги страдной поры – наличие богатого урожая.

В одном из «летних» стихотворений – «Сорок трав» М. Агашина не просто словесно рисует картину проливного дождя, который зарядил с утра и -
Тучи черные – стеной,
она подтверждает примету народного календаря:

спокон веку не бывает
без грозы иванов день.

Речь идет о дне Ивана – Купалы. Он приходится по новому стилю на 7 – ое июля. Поэтесса приводит слова бабки:

- Нынче в ночь мы шли, бывало,
сорок трав в лугах искать…

Как, бывало, я нарву –
под подушку ту траву!
Как, бывало, загадаю,
так и будет наяву!...

По народным представлениям, различные виды растений наполнялись в это время необыкновенной магической силой, становились волшебными, ритуальными травами. Этот момент в стихотворении Маргарите Константиновне был необходим как логический переход к рассказу о том, что происходит в жизни лирической героини (самой поэтессы). У нее трудная любовь, и доверяет она только своему сердцу:

Что творится в этом сердце!
А тебе и ни к чему.

Ей так хочется взаимности, что для этого б она

…сто сорок трав нашла!
…не только луг колхозный,
…всю землю обошла…

Но нет такой силы, которая могла бы принести счастье:

У тебя тяжелый нрав –
не помогут сорок трав…

После этой вставки интимного, личного, характера идут заключительные строфы кольцевой композиции с темой летнего грозового дождя. И так трогательны последние строчки:

Вдалеке шумит гроза.
На колодце сушит крылья
золотая стрекоза.

Лирика М.К. Агашиной философична. Любое стихотворение заставляет задуматься о жизни. Особенно осеннее. Осень...

Вот и август уже за плечами.
Стынет Волга. Свежеют ветра.
Это тихой и светлой печали,
Это наших раздумий пора.
(«Вот и август уже за плечами… »)

На фоне чистых всходов озими и «наливных плодов» садов:

Вдруг впервые почувствуешь годы
и решаешь, что жизнь прожита…

От грустной мысли в первой части стихотворения поэтесса переходит к оптимистичному рассуждению о том, что «за августом в окно стучится золотая пора сентября». А это – «яркое празднество бабьего лета», которое всегда сопровождается

неотступною верой в груди
в то, что лучшая песня не спета
и что жизнь всё равно впереди.

О поре бабьего лета М. Агашина говорит в разных стихах и по – разному. В «Бабьем лете»:

Сентябри в народе грустно
Бабьим летом нарекли…

Со второй строки ее лирическая героиня начинает удивляться:

до рассвета над рекою
Не смолкает смех девчат!

на уплясанной поляне
туфли – лодочки плывут!

И так поют, что деревья, например, старая береза «дрогнет» и «вспомнит молодость свою!». Продолжая использовать олицетворение, поэтесса подводит итог происходящему:

Выйдет на небо луна,
но не знает и она:
то ли это бабье лето,
то ли девичья весна!

Стихотворение, названное по первой строчке, «Ах, бабье лето – слезы на полсвета!» красноречиво повествует о любви – верном, гордом чувстве женщины с непростой судьбой. Агашина строит поэтический текст по принципу психологического параллелизма: картина природы соответствует картине человеческой жизни, состоянию души.

И горько хорошеют зеленя…
………..
И первый снег хозяйничает снова.
И снегу не противится трава.
А вот из песни выкинули слово,
а песня эта все – таки жива.

Неотъемлемый признак и весенней, и осенней поры – «треугольники косые» серебряных, седых птиц – журавлей. Они «упрямым клином… врезаются в сердца». Эти гордые, уставшие птицы «поют – чтоб не заплакать. Они летят – чтоб долететь». Агашина находит редкое, верное определение в стихотворении «Журавли» для чувства, живущего в этих птицах, - «безудержная любовь, которой тесно на земле!». Она поддерживает в тяжелом, длительном пути, спасает.

И вдруг один вздохнул устало
И начал падать тяжело.
Но где – то рядом трепетало
Родное серое крыло.

На исходе последних сил журавль «схватил …взглядом» цепочку вытянутых тел и то крыло, что «все билось рядом». Дальше Агашина ставит друг под другом ассиметрично две строчки, употребляя авторский знак «тире» между союзом и глаголом, чтобы подчеркнуть силу спасающего чувства:

И – не упал.
И – долетел.

В заключение рождаются строки, выстраданные несложившейся любовью, одиночеством в судьбе самой поэтессы:

Они всю жизнь летают рядом,
А это –
больше чем любовь.

Яркая примета осени – деревце с гроздьями пламенеющих ягод, её любимое дерево.

Рябина! Чья же ты судьбина?
В кого красна и высока? («Рябина»).

Эти риторические вопросы сразу настраивают читателя на ассоциации с образом женщины. Причём, женщины не очень счастливой в личной жизни, но гордой, полной достоинства, притягательной силы щедрого внутреннего тепла и света:

И всё кого-то согревает,
кому-то издали горит.
А то, что горько ей бывает,
про то она не говорит.

Удивительно по силе эмоционального настроя стихотворение «На огромной клумбе у вокзала…» Осенью всё увядает, умирает в природе. Маргарита Константиновна пишет всего лишь об одном цветке:

Поздняя ромашка замерзала,
Трепеща на высохшем стебле.

Выгибала тоненькое тело
и сопротивлялась, как могла.
Словно до последнего хотела
Быть хоть каплей летнего тепла!

Привычный для поэтессы выразительный приём олицетворение помог создать образ одухотворённый. И мы воспринимаем его опять же как человека. Это женщина сильная духом, стойкая в жизненной непогоде. И вместо, казалось бы, естественной грусти, печали по уходящей жизни в стихотворении звучит не реквием, а гимн торжествующей жизни, ветром наклонённой к земле ромашке. Ведь «в сердце врезалась не жалость - маленькое мужество её».

Всего лишь один мазок в картине жизни природы вызвал появление у М.К. Агашиной таких искренних поэтических строчек – убеждение:

На бессмертье я не притязаю.
Но уж коль уйти – не тосковать,
Так уйти, чтоб, даже замерзая,
Хоть кому то душу согревать.

Осень – пора уборки урожая. Во многих стихах М. Агашина говорит об этом. Например: «Хлеб». «В городе славы солдатской» в мирный день голубой продолжается бой. И люди «одолели страду великой любовью к земного труду».

Стихотворение «Шестнадцать строк об октябре», предпоследнем «осеннем» месяце очень своеобразное. Его ритм к концу становится всё взволнованней, напоминает биение сердца человека в унисон хода его мыслей. Последняя строфа состоит из коротких односоставных и двусоставных нераспространённых предложений. Поэтесса использует приёмы и олицетворение, и аллегорию для выражения своих мыслей о жизни, возрасте, любви…

…иней на заре
Прошёл по листьям сединой.

…брошен на песке
обломок лёгкого весла.
…молодость прошла.

Дубовый лист упал в траву.
Песок остыл. Ручей продрог.

В этих шестнадцати строчках так явственно, хотя и скрыто под художественными средствами, пульсирует, бьётся, болит хранимая до наступившей осени жизни не названная конкретно – любовь. Страдающая в разлуке («шестнадцать строчек о тоске»), но торжествующая, что подчёркивается восклицанием: «А я живу! Шестнадцать строк».

Многие стихиМ.К. Агашиной похожи на лирические песни традиционного песенного фольклора. В них тоже выражены переживания героини, которой кажется, что окружающий мир принимает участие в том, что её тревожит. Например:

Осенью всегда бывает грустно,
Даже если не о чем грустить…

Подойду к красавице рябине,
Руку ей на шею положу,
по какой единственной причине
я грущу сегодня, расскажу…
(«Выйду к речке, тонкой веткой хрустну…»)

Зима – холодные месяцы. Главный признак этого времени года, конечно, снег. В стихотворении «Письмо»:

Первый снег летит, едва заметен
в золотой, отжившей век листве…

Подруга М.Агашиной писательница Инна Гофф рассказывала о дне, который остался в памяти поэтессы и затем, через годы, отразился в стихотворении. Учась в Литературном институте, они ушли с лекций, приехали в Останкино. Бродили по пустынному парку, собирали в букет опавшие листья. «Деревья ещё хранили остатки обранства, но было уже всё как-то разорено, печально…Вдруг подуло откуда-то, набежали облака, посыпал снег, понеслись, полетели листья…»

И вступают с ветром в поединок,
гордые холодной красотой,
два дождя: серебряный – снежинок
и кленовых листьев – золотой.

Вторая часть стихотворения представляет собой обращение (явно к мужу Виктору Урину, жившему за границей). Слова о дрезденской летней красоте природы в октябре помогают поэтессе не сказать открыто о любви адресату письма, маскируя это патриотическим чувством. Но она прорывается в гордой, полной женского достоинства фразе с восклицанием об июльских там цветах:

Пусть цветут!
Тебе они чужие…

Так откровенно сквозит здесь печаль…

Трогательно пишет М.К. Агашина о первом снеге в другом стихотворении – «Снова снег за моим окном». Употребляется олицетворение: «смеясь, снег ласкает воротники». Поэтесса обращается к нему как к живому существу, близкому человеку, другу – на «ты». Просит у него помощи – в первой и заключительной строфах. Она хочет избавиться от боли неразделённой любви:

Научиться забыть о нём
И не видеть его во сне!

Просит участия, разделить тоску, согреть, успокоить задыхающееся в разлуке сердце песней о времени, когда всё оживает и радуется…

Ну не тай! Ну побудь со мной.
Спой мне вьюгами - о весне…

Доверительно - отчаянно, умоляюще звучит обращение к стихии природы в последних строчках стихотворения:

Очень холодно мне одной.
Помоги же мне первый снег.

Холодные дни не утоляют боль от неразделённой любви.

…а ты опять забыл о том,
что я тебя люблю.

* * ** * ** * *

…по жребию судьбы
опять ночей не сплю
из-за того, кто позабыл,
что я его люблю.
(«Зима спокойна, а потом завьюжит к февралю…»)

Когда снега много – это радость в «зимних» стихах Агашиной. В очерке «Спасибо за счастье, люди» (1970г, рукопись хранится в Волгоградском областном архиве, опись №23) поэтесса писала: «Белый снег – это всегда красиво! Это с детства родное. От этого всегда замирает в груди и вспоминается что-нибудь прекрасное. А ещё под этим белым снегом – с детства родным и прекрасным – дремлет озимь, будущий хлеб, без которого нет на земле счастья…)

Стихотворение «Всё падает, падает с неба…» перекликается содержанием с этой цитатой:

…Пуржит и пуржит на ходу.
Давно уже не было снега
такого, как в этом году…

Дороги, кусты и заборы
заносит за десять минут.

Снежное великолепие рождает настроение торжества, оптимизма…

Давно уже не было снега
такого, чтоб за сердце взял!

Чтоб так серебрился лучисто.
Чтоб так замирало в груди –
тревожно, и больно, и чисто,
как будто вся жизнь впереди.

Много снега и в стихотворении «Метелица». М. Агашина вспоминает случай, когда над станицей разразилась пурга и замело дороги. Тогда девчонки, которые ждали письма от своих любимых, вышли с лопатами на железнодорожные пути, чтобы освободить подход поездам.

Поэтесса говорит и о том, как «Зима на Волгу льдами двинулась…»(название стихотворения). Она идёт от Красной Слободы, становится «всё ближе, всё заметнее». Школьники играют в снежки, а суда на любимой ею реке работают, жизнь не остановилась:

И день и ночь, обледенелые,
Снуют по Волге катера.

…словно летние
басят буксирные гудки.

Яркой иллюстрацией отношения Агашиной к зимней природе как к живой является стихотворение «Запаздывали первые морозы…» С материнским нежным чувством рассказывает она о сирени и берёзах, которые в декабрьское тепло, не дождавшись морозов, налились вешним соком. Они – живые существа с человеческими чувствами – «наивны и просты»

Теперь им долго плакать на дороге,
болеть, дрожать, отогреваться вновь,
как девочке, поверившей тревоге –
большой и так похожей на любовь.

Грустное стихотворение «Накануне Нового года» написано белым стихом.

У меня одной в Новогодье
всё не так, как у всех на свете…

Щемящим чувством одиночества вдали от любимого человека, отсутствием счастья веет от него…

Наливают полные рюмки,
чтобы счастье было полней…

* * ** * ** * *

У меня вместо полной рюмки –
неполученное письмо.

Но было и - «Встать у ёлки, подумать о многом…»

Я о чём-нибудь очень хорошем
в эту ночь вспоминаю всегда…

Предстоящая праздничная дата давала поэтессе возможность «на сто лет загадать вперед». Это всё так оптимистично и реально:

И становятся рядом со мною
Люди, книги, дороги, дела –
всё моё, всё такое родное,
без чего мне и жизнь не мила!

Святой зимний месяц для М.К. Агашиной – февраль. В одноимённом стихотворении поэтесса говорит, что метелицы опять кружат над площадями Волгограда. А город стоит «великий, светлый, молодой».

Он потому велик и светел,
Что в час бессмертья своего
его таким «в огне, сквозь дым и пепел» увидели молодые солдаты-защитники, отдавшие за это жизнь.

И ты к Мамаеву кургану придешь второго февраля.

Февраль-февраль. Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.
(«Второе февраля»).

Времена года в лирике М.К. Агашиной, её зимы и лета, вёсны и осени – это сама её жизнь, калейдоскоп её чувств. Предельно искренние, радостные и счастливые, а больше – грустные строки её стихов.

Перед материалом, наверху, помещена картина «М. Агашина» московской художницы Аиды Лисенковой – Ханемайер.

Поэтесса изображена в профиль, на переднем плане справа, почти во всю высоту холста, на фоне панорамы Города. Светло-зеленая листва белоствольной березки за спиной. Вдали перед ее глазами – широкая гладь Волги, небо в облаках, чайки… В центре полотна - скульптура Родины-матери на Мамаевом кургане… Картина наполнена всем тем, что так трепетно любила и чем дорожила М. Агашина. Вольно лежащие полуроссыпью скромные васильки и ромашки в ее руках навеяли мне строки из воспоминания«Березка» Татьяны Батуриной: «Маргарита Константиновна принесла на мой юбилей большой букет полевых цветов– радужный, прозрачный. При этом сказала: «Такой и должна быть судьба поэта – естественной, природной, долгой - долгой на своей земле…»