Где-то здесь пробегали слоны

Светлана Каплун
    Интересный факт:  учёные до сих пор не ответили, откуда в  русском языке появилось слово «слон»? Из иностранных слов оно никак не выводится. Слон есть только в славянских языках: русский, белорусский, украинский, чешский, хорватский, македонский, словенский, словацкий, сербский, болгарский, боснийский.

     В санскрите «слон» - это gaja, hastin. Хаста – рука, соответственно «hastin» - обладающий рукой. А если предположить наличие ещё одной буковки, которая не всегда звучит? Получится harstin. Догадываетесь, к чему я клоню? Харс-Тин. Тин Всепривлекающий (Живитель, т.к. «Хара» - эпитет Шивы). Как ни странно, Гаджа (Gaja) означает то же самое: «ga» — цель, достигаемая в конечном итоге; «ja» означает место начала, или рождения мира; Гаджа, Гаййа символизирует самого бога. Опс! Гаджа – вахана (животное-символ) бога-громовержца и бога-змееборца Индры, бога войны, возглавляющего девов в их противостоянии асурам! Вспоминаем про Ганешу – человека с головой слона. Ганеша-«Ганапати», сын Шивы неясного происхождения, предводитель небесного войска (ганов) бога Шивы (в ранних вариантах вед Ганапати – эпитет Рудры (Род-ра)). Ему проигрывает спор другой сын Шивы – Сканда – тоже предводитель войска богов, бог войны в индуизме. Рудра же в индуизме превратился в «исчадие ада»,  ведийское божество и одну из форм индуистского бога Шивы, связанную со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей. Получается спор двух братьев  за власть: Ганапати-Рудра и Сканда-Индра. Один из эпитетов Индры - Пурандара (санскр.  pura;dara, purandara — «Крушитель Твердынь»). В русских преданиях известен спор Велеса и Перуна, хотя они и не названы братьями. Зато указывается на старшинство Велеса… Забыла упомянуть, что ваханой Шивы является бык Нандин («счастливый»). Но он не просто животное. Сначала его считали слугой и другом Шивы. Вообще, в индуизме очень всё запутано! Ничуть не меньше, чем у нас или египтян…

    А вот ещё одно подтверждение, что слон произошёл от быка: «Слово «слон» (по-английски elephant) этимологически происходит от первой буквы древнееврейского алфавита — Алеф, что значит «вол»…»  Ну-ну… А я говорю, что русский слон произошёл от оленя: слон, се-лан (это есть – олень). Даже имя такое мужское есть: Сила, Силан, Силантий.

    Давайте-ка посмотрим, что со «слоном» в других языках!

    Olifant – нидерландский.

    Elefant(e) – норвежский, шведский, датский, албанский, румынский, немецкий, венгерский, галисийский, испанский, португальский, итальянский, каталанский.

    Elephant – латынь, английский, французский.

    Заметили, что произошло? Ph заменилось на буковку f. Но дело в том, что h – это особая буковка. Она не всегда читается. Она часто применялась в древности для обозначения особого звучания соседних букв.  Сначало было «Или-пант». «Или» явно присутствует в мальтийском iliunfant, ирландском eilifint, валлийском eliffant.

    А греческое «elefantas» в Гугле-переводчике звучит (на мой несовершенный слух) и вовсе как «Или ван до нас»!
    Кстати, и пАнты (не понтЫ) – это молодая шкурка, питающая растущие оленьи рога и обладающая целительной силой. Вот вам и разница между двумя древнейшими культами: панты (Небесные Лосихи) и понты (Бау-рча), отобразившаяся в языке.

    У латышей «с» переходит в «з, дж» - zilonis. Польский слон со странной буковкой «л» звучит примерно как «сьони», похоже на «сонни, сонце». Или тайское ся-ннн (чя-ннн). А может, это уже китайский «сиам» (се Ам?).

    По-казахски слон – это «пил», очевидно от fil. Так пишется слон на исландском, азербайджанском, таджикском, турецком. А на слух турецкий слон воспринимается как Фив. Не потому ли городов Фивы было несколько (в том числе, это город легендарного Кадма).

    Из общей картины выбиваются литовский dramblys и корейский «ку кей».

    А вот суданский gajah явно в родстве с санскритским gaja и индуистским Гаджой, где «ja» означает место начала, или рождения мира… А теперь послушайте, как звучит слон на армянском: иярр (а ведь это и «year» - год, и Ярр-Бог( правда, слегка смягчённый, картавый)!

    Вот так и получилось, что «Россия – родина слонов»! Да и мамонтов, кстати, тоже… Потому что в западные языки это слово пришло из русского. Правда, опять же ломают голову: откуда оно появилось в русском языке? Опять же, встретила версию про тюрков – даже не стала вдаваться в подробности. Ещё одна версия: есть греческое имя Маммас («сосущий грудь»)… Имя Мамонт (первоначально Мамант) перешло к нам из греческого в родительном падеже (маменькин сынок, значит). В общем то, неплохо… А вот чего нам ненцы говорят?

    На сосьвинском (по названию реки Сось-ва) диалекте манси мамонт – это «махар», где «ма» - земля (Мать-Сыра-Земля…), «хар» - это бык. Но не простой бык! Хор – это самец (бык) оленя. Да и вопрос, какая буква первая: «х» или «гх» ( изъятая из славянской азбуки «гервь» - не изведанное, но проявленное…)?

    На ненецком « мамонт» - это ja hora (Олень земли, бык земли , т.е. отец-оплодотворитель – как ни крути).  И через «ja(r)» мы опять возвращаемся к божественному началу.  Так что Я – это не последняя буква алфавита! В ней спрятано начало начал!

    Но в «ма-хар» и «ма-монт» различается вторая составляющая. Хар и Монт… Причём ненцам явно известно и второе слово: напоминаю название речки Нюдя-Монто-Поепоко-Яха. Хотелось бы «раскопать» значение названия, но пока не получается.

    Зато вспоминается египетский бог Монту (mntw) — это бог города Ермонта, в области которого находились возвысившиеся и ставшие столицей Египта Фивы, которые также почитали и Монту, откуда его традиционный эпитет — «владыка Фив». В фиванском пантеоне периода Нового царства Монту входил в состав триады Амон-Мут-Монту и считался сыном Амона(Ра) и богини Мут(Небо). Первоначально Монту принадлежал к числу солнечных божеств и изображался нередко, подобно Ра, с головой кобчика; но при XIX династии получил характер бога войны. В этом образе он выступает в эпосе Пентаура как покровитель воинственного царя Рамсеса II в битве при Кадеше. Супруга Монту — Тененет  (та самая, что представлялась то с головой львицы, то с фаллосом).

    Интересно, что есть ещё и Хонсу. Хонсу — египетский бог, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут (или Себека и Хатхор), вместе с которыми составлял фиванскую триаду богов, божество луны. Последнее сблизило его с Тотом (прообразом Гермеса-Трисмегиста) уже во время Среднего царства, когда он иногда именовался писцом правды (впоследствии часто встречается сложное божество Хонсу-Тот). Хонсу иногда сопоставлялся с другим божеством — сыном Шу. Это дало повод для сближения с его греческим Гераклом, сыном Зевса. Различались две формы Хонсу: Неферхотеп («Прекрасный милостью») и Ар-сехру («Управитель»).  Вот такие чудеса происходили в Египте! Да и не только там…