Взгляд из-за кулис Счастливые часов не наблюдают

Клуб Слава Фонда
ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС КОНКУРСА
"СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСОВ НЕ НАБЛЮДАЮТ"
АВТОРА НАТИКО

…Однако счастье измеряется часами, а жизнь – годами. Могут ли стрелки часов совпадать? И что такое – счастье?
Напомним анонс к конкурсу:
«Конкурс посвящён проблеме времени. Это размышления о том, как правильно расходовать своё время, как не упускать его понапрасну,  В стихотворении может просто употребляться слово "время" или иные слова, так или иначе связанные с данным понятием: минута, секунда, часы и т.п.».
Итак, займемся исследованием времени, и не будем забывать, что счастье – это когда тебя понимают. Постараемся понять, что хотели нам сказать наши Авторы.
Любой объёмный текст легче читать частями. Так вот в первой части будут счастливые минуты, во второй – те стихи, которые все-таки «убили» время, не дав ему ни малейшего шанса, а в третьей – фантазии на тему…

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

В СТИХОТВОРЕНИИ №55 «SEKUNDA!» - пожалуй, самый оптимистичный финал. Все, кто держит в руках перо и ищет рифмы, оценят. Приводим полностью:
Я в тщетных поисках удачной рифмы
Провел безрадостных, мучительных полдня!
По радио вещали про тарифы,
Моей поэзии корабль несло на рифы,
И стыл на кухне борщ из-за меня!
И слово-то обычное – секунда!
Не год, не месяц, просто дребедень.
Какая-то паршивая секунда!
Ничтожная, нелепая секунда,
И вот тебе – секунда съела день!
Не выкинуть слова из мудрой песни –
Не думай о секундах свысока!
Никак – хоть лбом об стенку бейся,
Хоть позвони знакомой поэтессе –
Хоть прогляди весь пол до потолка!
И вдруг, когда на счет пошли мгновенья,
Когда иссяк словесности запас,
И я готов был спать, сраженный ленью,
Меня вдруг посетило вдохновенье,
Как будто бы открылся третий глаз!
Я вспомнил то, как говорят французы,
Последний – он всегда ударный слог!
И, сбросив устаревших правил узы,
Я рифму точно, словно шарик в лузу,
Загнать в свое стихотворенье смог!
Повеяло от строк парижским шармом –
Произнося с прононсом “ Cекун-дА”!
Я завершаю с неподдельным жаром,
Я горд собой - мой день прошел недаром,
Поэзия моя – не ерунда!
Можно только радоваться – и находке, и мягкому ненавязчивому юмору, и живости, да и тому, что действительно, это время было потрачено недаром!
Аплодисменты, господа.

СТИХОТВОРЕНИЕ №47 «ВРЕМЯ» можно считать «программным» для этой подборки стихов:
      Время – художник, скульптор, гравер,
       Кистью владеет и стекой.
       С ним невозможно вести долгий спор –
       Время мудрей человека.
(…)
Время диктует и границы жизни, и границы памяти. Что остается? Только подчиниться, считает Автор. Но вряд ли человек согласится сдаться на милость Времени так просто… 

СТИХОТВОРЕНИЕ №42 «ЧАСЫ» - оптимистичное и оригинальное, неожиданное и для кого-то «узнаваемое»:
Назначал он обычно даме
Свидание под часами.

И было приятно дамам:
Часы у него над диваном.
Собственно, самое лаконичное стихотворение, практически афоризм. И жизненное. Не будем его разбирать или критиковать – порадуемся за человека.

СТИХОТВОРЕНИЕ №1 «КАПЛЯ» - тоже способ распорядиться своим временем со знаком «плюс». Принять его, как данность. Как в песне из знаменитого кинофильма «Служебный роман»: «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать»…
Прими всё то, что видишь: жизнь мала,
Чтоб ей успеть сложиться по-иному...
Скрипит сосна. По свежему излому
Стекает тёплой каплею смола.

Пройдёт немало времени, пока
У ног твоих взамен смолы пустячной
Из-под волны, небрежной и прозрачной,
Сверкнет янтарь, застывший на века...
Слух ловит здесь созвучие – звуки «л» и «с», «л» все-таки больше. Напевные стихи, с глубоким смыслом. Этому Автору время – не враг, а надежный союзник. Оно само сложит все, к чему Автор стремится, все надежное и незыблемое, как янтарь – к его ногам. Нужно только немного подождать…

А вот этот человек явно тоже нашёл, как правильно распорядиться своим временем… В сноске к СТИХОТВОРЕНИЮ №68 «ИЕРУСАЛИМСКИЙ СИНДРОМ» есть пояснение, что вышеозначенное нервное расстройство возникает у тех, «чья хрупкая психика не выдерживает восторга и потрясения от встречи с Вечным Городом». Собственное, всё стихотворение – выражение этого восторга. Стихотворение приводим целиком, потому что своими словами этот восторг передать сложно:
Есть понятие в психиатрии:  Иерусалимский синдром*.
Этот диагноз, наверное,  у меня.
В этом  Городе сердце горит огнем,
В этом  Городе ночи важнее дня.

Запах вечности въелся в твои холмы,
Свет Луны затекает в твои врата.
Песнь Песней важнее, чем все псалмы,
А разлука страшнее, чем свист хлыста.

Прорастаю тобой, как плющом, с головы до пят.
Становлюсь твоей частью, в текущей, как мед ночи.
Даже грешник в ладонях твоих хоть немного свят,
Прикурив от горящей в ночи и в душе свечи.

Я бреду вдоль по Яффо**, вот-вот прозвенит трамвай.
Это значит, кончается ночь и идет рассвет.
У тебя и у Бога не требую: «Дай мне, дай!».
Ни почета не требую, ни монет.

Ты позволь мне мой Город  снова дышать тобой,
Город белый вознесшийся в небеса,
Блудным сыном себя ощущать, что пришел домой
И свернул у колен твоих паруса.
Ещё одно пояснение: «Яффо** - центральная улица Иерусалима».
В общем, я тоже испытала свою долю восторга, как во впечатления прохожего искусно вплетены библейские образы. От себя скажу, что очень трудно передать ощущения человека, который в реальности оказался там, где происходили некогда легендарные события. Но Автор это ощущение всё-таки уловил и передал.

В СТИХОТВОРЕНИИ №12 «ЛИК НА ВОДЕ» - минимум иллюзий. И время – круги на воде, мелькнувшее на мгновение лицо.
Вообще сказать, чтобы стих был до предела мастерски отточен – я бы не утверждала. В нём достаточно «шероховатостей», хотя рифмы и ритм выдержаны, но работа «тонким пером» чувствуется не всегда. Впрочем, самый главный признак того, что стихи состоялись – завершённая мысль. А она здесь раскрыта полностью. От едва мелькнувшего на воде овала лица Автор ведёт нас к безграничности мира и Вселенной, потом – его изменчивости:

Нынче ты – властелин, завтра – чей-то вассал,
Нынче - трон, завтра – смерть и погост…
Просыпается Вечность в песочных часах
И встаёт предо мной в полный рост,

Жизнь так призрачна! В ней не ищи никогда
Постоянства для глупой души!
Мне сегодня об этом сказала вода,
Мне шептали о том камыши!
Иллюзий Автор не испытывает и не внушает. Но в финале стихотворения он снова показывает лицо на воде:

Мы везде! Мы нигде! Как понять волшебство
Нашей бренной и хрупкой земли?
Но в хрустальной воде (на мгновенье всего)
Вдруг проявится ангельский лик!
Может быть, это мгновение – и есть главный смысл огромного и изменчивого мира? Главное – уловить это мгновенье…

Кстати, о мгновениях… Вот СТИХОТВОРЕНИЕ №26 «МГНОВЕНИЕ ВЕСНЫ».
В весеннюю безоблачную даль
Я устремляю взгляд завороженный.
И вижу я нежнейшую вуаль
Берёзовой листвы новорождённой.
На мой взгляд, стихи несколько перегружены излишней восторженностью. Как-то Автор-посетитель Иерусалима передал эту восторженность глубиной взгляда, переплетением эпох и времён, Песнью Песней царя Соломона. А Автор стихотворения №26 использует просто превосходную степень слов: «нежнейшая вуаль, взгляд завороженный, недолог век у этой красоты, неповторимой, сказочной и зыбкой». Нет, я понимаю, что по-другому не скажешь, но такое чувство, что одно и то же определение просто повторяется на разные лады. Если честно, я тоже не знаю, как описать нежную берёзовую зелень, едва проклюнувшиеся листочки и «невесомо-лёгкую дымку». Пейзажи – не мой жанр, сразу признаюсь. Могу только молчаливо созерцать – это я умею. Только, на мой грубый слух, если сравнивать два этих «восторженных» стихотворения, то «Иерусалимский синдром» - 3D-изображение с эффектом присутствия, а «Мгновения весны» - талантливая, но просто фотография.
Приятно встретить «звукопись», вообще эта строфа добавляет стихотворению и напевности, и философичности:
Ласкает солнце кружево ветвей,
Лес наполняя и теплом, и светом.
Листва вокруг всё гуще, всё темней,
Весна, взрослея, переходит в лето.

Природе это чудо по плечу,
Трудилась над пейзажем не напрасно.
За классиком воскликнуть я хочу :
«Остановись, мгновенье, ты – прекрасно!»
Вот в последней строчке, собственно, уже не просто фотография, а смысл этого сложного изобразительного искусства. Хорошие стихи – как хороший фотоаппарат: тоже фиксируют мгновение. И это тоже – способ победить время, сохранив его отдельные, самые выдающиеся моменты.

СТИХОТВОРЕНИЕ №66 «ЖИЗНЬ БЕЖИТ, КАК ШАЛЬНАЯ» - мне очень понравился приём разбивки на строки в этом произведении.
Жизнь бежит, как шальная, вот так и пройдет незаметно!
Только листья шуршали, и осень сводила с ума,
А уж ветер в лицо, и январское утро без света,
Всю  до самых костей пробирает холодный дурман.
Впрочем, что обижаться, ведь это - всего лишь зима.
В суматохе забот не заметна времен быстротечность:
Грязный тающий лед там, где снега жила белизна,
Верба в почках пушистых, а спавшая речка
Раскидала покров надоевший… И мне - не до сна!
В куртке жарко и тесно, а что вы хотите - весна!
Пятая строка – как решительная точка в конце каждого катрена. А в целом – жизненные стихи о смене времён года, и мало кто не разглядит за ними смены времен года в жизни человека… Но Автор всё равно не теряет надежды, ведь за зимой все равно придет весна, а там и лето, и все повторится:
Не распутан клубок нерешенных вопросов, а совесть
Упрекает в ошибках: ей жалко потраченных лет.
Прячу нос в воротник, стынут пальцы, кончается  повесть,
Тихо падает снег и не тает - знакомый сюжет…
Это просто зима, не конец…  И трагедии - нет!

У СТИХОТВОРЕНИЯ №14 «СКВОЗЬ ЗЕРКАЛА» есть один серьёзный недостаток. Его написала не я. Шутка, конечно, но здесь действительно чувствуется мастерская отточенная работа. Красиво, образно, глубоко…
Уставший  ветер тихо спит на крыше,
На гривах снов – ночные кружева…
Летят года – невидимо, неслышно,
Добавив боли в строки и слова;

И чуть заметней патина как будто
В порталах чутко дышащих зеркал…
Туда б уйти, доверившись чему-то –
Да в Зазеркалье  - грани острых скал,

И ранят душу нынешнестью горькой,
Не позволяя крылья распахнуть…
О, расскажи, тебе досталось сколько
Мечей и стрел,  проникших  молча  в грудь?
Слово «молча» чуть натянуто. Острие, наверное, какой-то звук всё-таки издаёт, совсем уж молча не бывает – или враг зубами скрипнет, или «жертва» охнет. А вот слово «нынешнестью» - очень необычно. Удачный пример словотворчества. Настоящее время, вполне реальное, со всем грузом ошибок и несбывшихся снов – в одном слове.
В стихотворении нашего уважаемого Автора нет надуманности, образы красивы, лиричны и логичны, но одно слово действительно может выразить больше, чем несколько фраз.

А ты идёшь – по струям Водолея,
Ты – там,  внутри, в зеркальных витражах …
И отраженья множатся, смелея -
И проступает надпись на ножах;

Лиловых  лезвий отблеск гасит свечи
На той тропе, где ты – сквозь стон зеркал,
Как сквозь осколки бед, расправив плечи,
Уже готов взойти на пьедестал…
Пьедестал в финале мне кажется выскочившим «ниоткуда». Кажется, не предполагался он. В мире, состоящем из острых ножей и мечей, из зеркал, которые готовы вот-вот рассыпаться на острые осколки, пьедестал – откуда? Но раз уж есть пьедестал, значит, есть и победители, а победителей, как известно, не судят.

СТИХОТВОРЕНИЕ №20 «ТАЛИСМАН» - тоже о счастье. Толстой говорил, что каждая семья счастлива одинаково, а несчастна по-своему. У нас наоборот. «Оптимистичные» стихи разнообразны, а «пессимистичные» - похожи и замкнуты на одной мысли: время для человека – величина конечная. Ну и что – говорит Автор этого стихотворения. Как будто нет способов и в этом случае идти в ногу со временем…
На  чердаке,  в  шкатулке  из  муара, 
Среди  безделиц,  фотографий  старых,
Попались  мне  карманные  часы –
Дух  времени!  В  них  никакой  красы,
Архаика – по  нынешним  понятьям.
Но  глаз  от  них  не  в  силах  оторвать  я.
Лишь  осторожно  крышечку  открыла –
И  сразу  память  детство  возвратила.

 Незримый  мостик  увлекал  туда,
 Где  папа  жив  и  мама  молода.
 И  до  мгновений  время  жизни  сжато.
 Дворцом  казался  милый  дом  когда-то.
 Груз  лет  прошедших  сбросили  весы.
 Заводит  папа  старые  часы:
 «Послушай,  Птичка,  как  они  поют!»
 К  нему  я  на  колени – тут-как-тут.

 Слетались  эльфы  вмиг  со  всех  сторон –
 Ах,  как  прекрасен  серебристый  звон!
 По  дому  будто  добрый  дух  летал –
 Чудесным  был  тот  папин  ритуал!
 Цепочка,  крышка  с  вензелем  «Шерманн».
 Часы  он  прятал  бережно  в  карман...
 Но  замер  Кайрос*-бог,  когда  внезапно 
 В  потусторонний  мир  ушёл  мой  папа.

 …Немало  лет  промчалось  с  той  поры.
 Мой  дом  наполнен  смехом  детворы.
 Но  чувствую:  в  прозрачной  вышине,
 Как  в  детстве,  папа  сказку  дарит  мне.
 А  за  окном  сменяет  ночь  зарю.
 Часы  в  день  свадьбы  внуку  подарю:
 Пусть  их  положит  в  маленький  карман,
 Хранит  покой  семейный  талисман…
Вот он – пропуск в бессмертие: небольшие карманные часы. Кстати, пояснение Автора: *Кайрос – древнегреческий бог времени. А живёт он в папиных часах… Нет сомнения, что внук передаст их своим детям, а те – внукам, и пока будет продолжаться род, будут жить эти часики, обрастая новыми и новыми легендами.
Мне нравятся сюжетные стихотворения, рассказанные истории. Здесь всё уместно: и найденная игрушка, и история отдельно взятой семьи, и нотка драматизма, и оптимистичный светлый финал. Рифмы достаточно просты, ни сложностей, ни экспериментов нет, сюжет тоже достаточно прост и незамысловат, но всё вместе создаёт сказку о «простых волшебных вещах». И время побеждено – его же оружием.

СТИХОТВОРЕНИЕ №28 «ТОРОПИМ ВРЕМЯ» - о счастье, которого, если сильно ждать, можно так и не дождаться…
Торопим жизнь, года, минуты...
Свиданья... Дочке завтра в сад...
Скорей бы школа... Свадьба... Внуки...
И, вдруг, ба-бах —  нам пятьдесят!
Мы «завтра» ждем!  Какой-то встречи,
Зимы, весны... Опять весны...
«Сегодня» - очень быстротечно,
Не удержать, как наши сны...
Когда-нибудь бессонной ночью,
Уже не веря докторам,
Взгрустнём, и абсолютно точно
Поймём, что всё уже  - «вчера»!
А это значит - надо каждый
Обычный миг, и час, и день
Беречь, хранить, как самый важный,
И жизнь окажется длинней!
Безусловно, верно, важно и жизненно. Ещё бы подработать чуток…

Вот еще стихотворение «на лицо ужасное, доброе внутри». СТИХОТВОРЕНИЕ №40 «ЖИЗНЬ КОРОТКА И ВРЕМЕНИ НЕМНОГО». Товарищ Автор, ударение в слове «началось» - ну никак не на втором слоге, «нача'лось». А по ритмике Вашего стихотворение предполагается именно это ударение. Дальше – ерунда, мелочь, конечно, «чтобы» пишется слитно. Но, опять-таки согласно ритму стихотворения, возникает новый ритмический сбой, прочтите сами, «чтоб» в одной строке и «чтобы» в другой крайне неудачно:
И надо постоянно торопиться,
Чтоб многое осмыслить и понять,
Что бы влюбиться и не ошибиться,
И максимум увидеть и познать.
Мысли – тоже привычные, «общие места», как сказал бы Базаров из тургеневского романа «Отцы и дети». Но финал мне понравился, он оптимистичен, жизнеутверждающ и обнадеживающ для всех, кто считает, что «его поезд ушел». Не беда – подождем самолет, на крайний случай яхту.
Но и спешить не очень то желаю,
Как правило, от спешки ждать беды.
Кто урожай досрочно собирает,
Тот вечно ест незрелые плоды.

СТИХОТВОРЕНИЕ №60 «ВЕЧЕР» - о том, что ещё можно делать со Временем.
Созерцать.
   Свежеет. Гаснет день.
                Лучей последних свет
Червонным золотом верхушки осыпает.
Уже исчезла тень.
                Сад в тишину одет,
Молчит загадочно, чего-то ожидает.

   Под бисером росы
                склонил головку мак
И гривою пион мне в пояс поклонился.
Минуты ли, часы
                проходят... Как пятак,
Легко за горизонт диск солнца закатился.
Стихотворение оборванно, точки тут нет. Жалко, финал подкачал. Если бы продолжить ещё один катрен в том же духе, то созерцание заката плавно бы перетекло в созерцание рассвета… А пейзажные зарисовки тут хороши! Мне понравились.

СТИХОТВОРЕНИЕ №69 «СЕРЕНАДА ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ» - очень светлое.
Время просыпается песком
На твои горячие ладони...
Льётся, льётся с неба молоко -
Звёздное, тягучее, парное.

Хочешь тишины? Бери да пей -
Сладкая, малиновая... Хочешь,
Я на память подарю тебе
Тихий неумолчный колокольчик,

Чтобы он твою заговорил
Нелюбовью раненую душу...
Падай навзничь - и смотри, смотри,
А потом закрой глаза и - слушай,

Как неутомимо и легко,
Словно ничего о нас не зная,
Время просыпается песком -
Видно, Бог в песочнице играет...
Время – не враг, оно просто сыплется, впрочем, песку так и положено. Это люди наделили его мрачными свойствами и заключили в песочные часы.

НЕ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

СТИХОТВОРЕНИЕ №23 «УБИТО ВРЕМЯ» - о, какое предупреждение, какой текст, какие слова! Очень грозные, достойные того, чтобы быть выбитыми на камне перед всеми учебными заведениями, ведомственными учреждениями и проч.:
Убито время, похороны завтра.
Но "завтра" нет, как нету и "вчера".
И для одних жизнь стала - вечный завтрак,
А для других - мрак ночи без утра.

Мой вывод прост, как ноль, как бесконечность:
Кто время убивает - канет в вечность. 
Афористичный финал, можно было бы оставить эти две строки, обойдясь без «завтраков» и «мрака ночи», но какое же без них нагнетание страстей?
Блестяще читается первая фраза. Тоже достойна быть отдельным афоризмом. Особенно если учесть, что «завтра» действительно никогда не наступает… Следовательно, экзекуция откладывается, можно притупить к изучению остальных стихов. Автору – вива за афористичность.

Из СТИХОТВОРЕНИЯ №19 «КОЛЕСО ВРЕМЕНИ» хотелось бы выдернуть цитату:
мы пытались дойти, до себя, как до полюса,
а его презирали, боялись и тратили –
и в золе деревень, и в огне мегаполиса –
прометеи, икары и просто каратели.
А оно не давалось, по роду, для племени,
но икалось не всем, а лишь только доверенным,
за удачу, за нас, за свободу от бремени,
соблазняя не прошлым, а будущим временем.
«Икар» и «икалось» - такие разные и такие похожие, и рядом… Автору близка игра слов. Смотрим дальше.
Разумеется, речь идёт о времени, и колесо времени продолжает крутиться:
Снова всех заметёт. Не порошей – конторою.
Время ставок, друзья, удобряйте капустою.
Не смутишь, не сметёшь, не заменишь кон Торою,
Кришной, Буддой, Конфуцием иль Заратустрою.
Времена наступают другие, но времени
не хватает всегда, чтобы в зеркало пялиться.
На неделе – повестка доросшим до стремени.
Пятниц больше семи, но все горькие пьяницы.
Лирический герой явно – запанибрата с вечностью, накоротке с пророками. А вот загадку времени не знает и не стремится узнать. Играет словами, собирает образы в предложения, научные знания – в космические тюбики. Примерно так и Шерлоку Холмсу достаточно знать, куда побежал преступник, и вовсе не обязательно разбираться, вертится ли земля вокруг солнца. Автору тоже неважна природа времени, откуда оно берётся и куда уходит. Он только знает, что колесо времени ВЕРТИТСЯ. Этого достаточно.

СТИХОТВОРЕНИЕ №3 «ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ» - и урок, и укор, и констатация невесёлого факта.
Хоть мы разного рода и разного племени,
Но живём несуразно – не в ногу со временем,
Неразумно, бесцельно и без сожаления,
Бесполезно бесценные тратим мгновения.

А мгновения эти, как листья осенние, –
Облетают и падают к нашим ногам,
Ну а мы беззаботно шагаем по времени,
А оно беспощадно шагает по нам…
После первого прочтения фразу «А оно беспощадно шагает по нам» я почему-то восприняла как оборванную. Почему-то по инерции хотелось так и продолжать ритм, заданный в начале: «племени – времени – сожаления – мгновения»… А стихотворение рррраз! – и оборвалось. Но на самом деле – красивая финальная точка.
Я бы придралась к началу фразы «Ну а мы беззаботно шагаем по времени». Такое чувство, что начало фразы просто заполняет ритмическую нишу, выглядит излишним наслоением союзов и частиц. Может, подработать этот момент, чтобы сделать афоризм более отточенным? Потому что финал афористичен, в духе древних мудростей, изречений, «максим», цитат, четверостиший Омара Хайяма – тему времени и он не обходил…
Долю «менторства» в стихотворении вообще считают недостатком. Действительно, большие мы уже – чего нас учить? Но если мы веками читаем стихи о времени и никак не поймем, как с ним обращаться – не грех и повторить…

СТИХОТВОРЕНИЕ №10 «ОСЕННИЙ БАЛ» я просто процитирую, поскольку просто красиво. Говорить или добавлять что-то не хочется, пусть кружится самостоятельно в ритме вальса:
Любовь на исходе, не верить - наивно,
И месяц ущербный крут.
В пустых переулках и зябко, и дымно:
Осенние листья жгут.
Последние листья тоски и ненастья,
Их ветер шальной сорвал.
Не выпита радость тревожного счастья,
И срок оказался мал.
Короткого лета, средь волн и рапсодий,
Промчался девятый вал.
И царствует снова в душе и в природе
Осенний прощальный бал
Любовь на исходе, и день на исходе.
И месяц ущербный крут.
А нам не хватило рассветных мелодий,
И, может, пяти минут…

Говорим «время», подразумеваем «грусть». СТИХОТВОРЕНИЕ №18 «ВОТ И ВРЕМЯ» настолько же безнадёжное, насколько мастерское. Игра слов, образов – на высоте. Но выхода, как и полагается в хорошем «ужастике», именуемом жизнью, нет.
Вот и время ПОДВОДИТЬ итог. Может, ПОД СТАТЬЮ ИЛЬ МОНАСТЫРЬ.
Сматывает снасти шапито. Клоуны остались не в чести.
Вот и МЕСТО огласить указ. Я – НЕ МЕСТНЫЙ, "понаехал тут".
За границей брошенных проказ – прокажённой памяти редут.
Каждая строчка цепляет взгляд, но не каждый образ я могу «перевести». Вот в данном случае честно не поняла, как «шапито» может «сматывать снасти»: наверное, в данном случае клоуны остались, но без цирка не котируются. И «брошенные проказы» с «прокаженной памятью» в моем понятии тоже не стыкуются. Впрочем, если хорошо напроказить – потом будет мучительно больно, что мог бы напроказить и больше...
От небольшого ёрничания моё восхищение тем, как Автор владеет словом, меньше не становится. Я уже читала эти стихи в другой подборке и даже анализировала, если память мне не изменяет, а она мне не изменяет – кому она, кроме меня, нужна, такая склеротичная?
Вот и двери, давят на порог. Три окна – там поле, море, лес.
Рядом перекрёсток трёх дорог, свалка счастья на полях чудес.
Ключ утерян много лет назад. Впрочем, и не заперто давно.
Но идти, куда глядят глаза – поздно, и не тянет, и темно.
Аллюзии в данном случае не к Буратино, а к нашему убеждению, что счастье запросто валяется на «полях чудес», и можно, не напрягаючись, раздобыть и повернуть золотой ключик в волшебной двери, и счастье само на голову свалится. Только ключик сперва надо найти, и за дверью побегать – ан «поздно, и не тянет, и темно». Вот так и приходит разочарование в том, существует ли на самом деле Дед Мороз…
Вот и всё. Осталось подписать – нет, не кровью и не приговор –
пачку накладных на паруса (алыми не стали до сих пор).
Я бы на покой не променял, но на волю – духу нет и сил.
Вот и всё в итоге про меня?.. – Боже сохрани и упаси.
Автор просто расстреливает один за другим все мифы о простом и сказочном счастье. Лирический герой никак не может простить им того, что они так и не сбылись, «алыми не стали до сих пор»…

Это время не свернуть в дугу. И БАРАНИЙ РОГ допит до дна.
Я, по правде, больше не могу. Потому что ложь не спит одна.
На каком забытом рубеже: не пытался, не бывал, не жил?
Вот и завершается сюжет. Тухнут, рассыпаясь, миражи...
Кто бы сомневался… Отдельно хотелось бы отметить многозначие выделенных слов, стихотворение читается, как ребус. А итог этого ребуса, впрочем, так же грустен, как и само стихотворение:
Нас попросят выйти дружно в сад, из себя, тихонько семеня.
Вот и раздаются голоса. На арене. Те же. Без меня.
Мне трудно помыслить свой обзор без этого Автора. Смелость обращения с образами, игра слов и бесконечный пессимизм – уже «фирменные». Впрочем, автор сверкающей алыми парусами сказки-феерии, Александр Грин, в жизни был печальным человеком, флегматиком по темпераменту, с угрюмым выражением лица. А Антон Палыч Чехов, чьи драмы и рассказы нельзя прочесть так, чтобы не проникнуться жалостью к человеческой натуре и пессимизмом, был «живчиком», любил и не боялся жизни и верил в человека, а не в сказки. По стихам нашего Автора трудно сказать, это разочарованный романтик, жизнерадостный прагматик или умный циник, но Словом он владеет отлично, а это – знак поэтического качества.

СТИХОТВОРЕНИЕ №8 «ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ» на первый взгляд легкомысленно. Рифмы не всегда отточены, есть «притянутые». И история незамысловата. Кавалеру приходится вписываться в график чересчур занятой дамы.
       Не звони мне в
       двенадцать
       и в три не звони!
       Почему ты такой
       бестолковый?
       Прости!
       Ты же знаешь,
       как я занята!
       Не проси!
       Время нашей любви -
       от пяти до шести.
В конце концов ему это надоедает, а барышня задаёт сакраментальный вопрос:
       Чем же время занять
       от пяти до шести?
За внешним легкомыслием стоит страшноватая, пугающая современная пустота. Жизнь по графику – среди неотложных дел, телефонных звонков, и поездок – тоже по графику. Эта лирическая героиня никогда не махнёт рукой на существующий порядок вещей и не укатит с любимым на море. И принц на белом коне за ней не прискачет – а вдруг в график не уложится или подъедет не вовремя? Не человек, а некий продукт цивилизации, в этой «жизни по расписанию» нет места романтике и самой жизни, но, наверное, многие из нас именно так и живут.

СТИХОТВОРЕНИЕ №59 «РЕКА ВРЕМЕНИ» - в этом месте я вспомнила Данте Алигьери. Помните? «Земную жизнь пройдя до половины…». А тут – пройдя почти до половины весь список конкурсных стихотворений, я наконец-то встретила «Реку времени» в ее самом «полноводном» образе.
   О, времени река, твой нрав непредсказуем.
Ты постоянна лишь в движеньи - в этом суть.
Извилин берегов не повторяют струи,
Но сколько ни кружить, им вспять не повернуть.

  И каждое мгновенье меняет ход событий:
То - омут, заводь, дно, а то - бросок вперёд
И с высоты со скал из маленьких укрытий.
И снова вдруг покой...  И это всё пройдёт.

   Течёт река времён изменчивым потоком,
Не дав нам постоять, мгновенье отдохнуть.
И «Книга перемен» из мудрости Востока
Гласит: «Изменчив миг». Удел наш - только путь.
Последнюю строчку я бы переделала, чтобы усилить афористичность. Слово «наш» мешается, как «слогозатыкательная» добавка, избыточное уточнение. Возможен вариант:
И «Книга перемен» из мудрости Востока
Гласит: «Изменчив миг». Но бесконечен путь.
Возможен другой вариант. Это приблизительно, главное – без добавочных слов, создающих избыточный смысл и только говорящих о том, что у Автора остались лишние детальки при сборе телевизора. А телевизор-то показывает!

СТИХОТВОРЕНИЕ №17 «ПОСЛЕДНИЙ ДОЖДЬ» - наполовину мистическое. Если изучить историю жизни некоторых выдающихся людей (Моцарта или же Янины Жеймо, знаменитой Золушки), то говорят, к ним приходил некий Черный Человек. Мерещился ли он им, или кто-то пугал впечатлительную творческую натуру, но примерно такой же незнакомец постучался в дверь нашего очередного лирического героя. Ну и, разумеется, не к добру…
По крыше стучал надоедливый дождь,
И будто бы чьи-то шаги
Послышались, кто-то встряхнул макинтош,
Тяжёлые снял сапоги.

И чайник поставил на плитку – промок
В дороге ночной. Бормоча,
Он молвил: “Не спи, время жалко, браток!
Давай сигареты и чай.”
(…)
Спросил я: “Ты кто?”, - в резком голосе дрожь.
“И как просочился сюда?”
А он отвечал: “Я последний твой дождь.
Мы вместе уйдём в навсегда.”
Зацепила взгляд рифма «его – икон», она построена исключительно на созвучии гласных, но при некоторой придирчивости её можно считать приблизительной. Рифма «дождь – макинтош» понравились мне больше, чем «дождь – дрожь», которая напрашивается. «Чай – бормоча» - тоже достаточно удачно. Вообще работа со словом чувствуется, и связный, философский рассказ о смысле жизни как о путешествии «в дождь» тоже нравится. Рассказ в стихах не часто удаётся. Этот создаёт эффект присутствия, интригу, держит в некотором напряжении, а неоконченность в финале заставляет думать.
Наступает конец отпущенному времени, приходит такой незнакомец и строго спрашивает: каким богам молишься, почему икон в доме нет, почему чай не заварен, сигареты не на месте, стакан не вымыт, огонь не горит? На что ты, мол, время тратил, человече? Не хочешь ли прогуляться в дождь?
Правда, нашему лирическому герою попался достаточно человечный человек дождя, он тоже мокнет, мёрзнет, сил «Всех вас провожать» не хватает, и покуда он греется и перекуривает, есть немножко времени подумать. Финала у этой истории нет, его надо додумывать, но вряд ли незнакомец всё бросит и побежит домой за спичками. Конечно, он доведёт задуманное до конца, потому что время для него и его спутника уже не имеет решающего значения.   

А это – злободневное. Очевидно, Автору хотелось отразить все эти приключения «летнего» и «зимнего» времени и часа, который гоняли туда-сюда по циферблату. СТИХОТВОРЕНИЕ №9 «БЕДНЫЙ ЧАС» - о том, что и время однажды попадает в суровые рамки…
искажённое пространсво,
искажённые часы,
обижая постоянство,
мы повесили носы;
отнимая, прибавляя
бедный час туда-сюда,
ветки голые рыдают,
возмущается вода;
стынут скорбные утёсы,
руки скрючены в локтях,
нерешённые вопросы
бьются стрелкой на часах...
Если бы ещё все проблемы решались так же легко, как стрелки на часах переводятся…

Завершить эту часть, в высшей степени грустную и безнадежную, хотелось бы современным СТИХОТВОРЕНИЕМ №50 «МАЯТНИК». Можно ли поэтизировать «ОБЛОМ»? Оказывается, можно!
качает маятник часы
дождинок стук и миг слезы.
качает маятник весы
кому облом, кому призы.
качает маятник меня,
то обижая, то маня.
а время может лишь – вперед,
и не торопится, не ждет,
и мной играет в «чёт и нечет».
А мне ему ответить нечем.
Вообще-то Автор ответил – этим произведением. Такой вот облом…

МИГ ИЛЛЮЗИЙ

Соотнести это стихотворение с одной из придуманных мною рубрик у меня не получилось. В СТИХОТВОРЕНИИ №2 «СРЕДЬ ВЕЧНОСТИ НАМ ОТПУСКАЕТСЯ…» время – не друг и не враг. Оно просто есть, и, по мнению Автора, пусть оно будет. Автор мне представляется неким Профессором из сказки «Двенадцать месяцев», который искренне рад, если зима происходит зимой, весна – весной, и всякому месяцу в календаре – своё место. Стихотворение глубоко философское, и в нём есть какое-то очарование, которое приковывает к нему внимание даже при том, что, собственно говоря, Америки Автор явно не открыл. Мы всё это знаем и так, и моё «внутреннее согласие» читателя – на стороне Автора.
Средь вечности нам отпускается крохотный миг,
И время уходит, дороги не зная обратной,
И, вновь расставаясь, мы бездной ладоней своих
Спешим зачерпнуть быстротечную воду объятий.

И всходят цветами созвездья на наших полях,
А птица летит, и пустой остается застреха.
Великим сокровищем праху даруется прах,
И верности ищет душа, как магнитная стрелка.
Образ «вновь расставаясь… спешим зачерпнуть воду объятий» - явно о любви. Куда же без неё, если речь идёт одновременно о времени и о счастье? Но она здесь неявна, но она всюду, как солнце за облаками: его не видно, а светит и греет. «Великим сокровищем праху даруется прах» - в них нет ни обречённости, ни иллюзии. Всё очевидно: для смертного человека нет высшей награды, чем другой смертный человек. Это не мрачная фраза, это просто Автор так интересно оформил свою глубокую, по сути, центральную мысль стихотворения.
Высокие стихи. Слова общие, но создаваемый образ – отнюдь не «общий», а у каждого свой. И любовь – не иллюзия. Даже если все мы смертны – это единственное оправдание «отпущенному нам времени». 

Вот это стихотворение – СТИХОТВОРЕНИЕ №54 «ЛУЖИЦЫ» я не поняла. Точнее, я чувствую, что Автор пытался сказать мне что-то интересное. Подобная ритмика с укороченной строкой при полусказочном содержании завораживает:
Заросли голубым стеклом
Лужицы…
Сетка трещин – и все в пролом
Рушится.

И скрывает от глаз метель
Снежная
Дальний берег и древний кремль
С вежами,

Вернисаж антиквар-новодел
С мисками,
Исчезают фигурки людей –
Призраков.

И жгутом времена горят –
Скручены:
Вон троллейбус, а вон отряд
Лучников…
Почему полусказочным, если речь идёт об исторических моментах? Ну, во-первых, всё, что было давно – для нас имеет статус «преданий старины глубокой». А во-вторых, действительно, что-то похожее на сказку есть во всём этом. Мы никогда не задумываемся, как красивы наши дворцы, как нарядны были наши предки, гоняемся за мушкетерами и шевалье со шпагами – а представьте себе русскую княгиню или богатыря в кольчуге, а терем может поспорить с древними роскошными дворцами (благо что о гигиене у русских было понятия больше, нежели у предков Д'Артаньяна). Наша история очень красива.
Есть в стихотворении и лирические, и серьёзные, и комические образы:
Закипает под крышкой бульон
С кошкою
Срочных дел, что опять на потом
Сложены.
Но это не образы, а призраки образов. Общий смысл от меня ускользает, пазлы никак не складываются. Что хотел сказать Автор? Вот финал стихотворения:
Все стирая, метельный заряд
Катится…
Дальний берег… весна…пять лет…
Платьице…
Всё это – отражение, воображение, видение… в зеркальцах лужиц? Неужели ребёнку в пять лет может такое присниться наяву? Чай, не Шурик из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Вот эта оборванность мысли, отсутствие явного финала и хоть сколь-нибудь логического завершения меня и сбила. А начало – заинтриговало. Очень интересна не «заморская» история, а собственная, и связанные с ней образы… Очень интересен образ маленькой девочки (наверное), заглядывающей в тонкий ледок, в котором мелькают образы давнего прошлого. Когда-то люди воевали, умирали, стреляли, защищали, обороняли, а сегодня пятилетний ребёнок льдинки рассматривает. Вершина исторической цивилизации пяти лет от роду в платьице, Алиса Селезнёва нового времени. Но что она там увидела – я так и не поняла. Образов было столь много, что всё это провалилось в тонкий разбитый ледок, а жаль. Ничего не завершено, непонятно, но задумка крайне интересна! 

СТИХОТВОРЕНИЕ №24 «КРАЙ НЕСБЫВШИХСЯ СНОВ» - собственно, не о времени. Времени здесь нет – оно остановилось. А Автор явно очень любит сказки тысячи и одной ночи…
Не пускают ветра поднебесные горы,
Воротник облаков прячет змейки дорог,
А в долине, внизу - белокаменный город,
Утопает в садах незнакомый восток.
Шёпот горной реки, громкий крик муэдзина,
Усыпляющий зной… и опять тишина.
Словно фильм игровой, но застыла картина.
После солнца ночами колдует луна.
В чёрном небе – как золото, россыпью - звезды.
Остановлено время в прошествии лет.
А с туманом рассветным рождаются грёзы,
Дарят в сказочный город счастливый билет.
Терпкий вкус миндаля, виноградные гроздья,
И летящий узор голубых куполов
Зазывают и манят случайного гостя,
Заплутавшего в крае несбывшихся снов…
Тоска по сказке, дальним краям, которые, разумеется, должны быть наполнены всяческими чудесами, по ушедшему детству – всё есть в этом стихотворении. И даже если в новостях Восток сегодня – это войны, противостояния и линия фронта, в сказках он по-прежнему наполнен чудесами. Собственно, об этом и стихотворение…

В СТИХОТВОРЕНИИ №21 «НЕКРАСИВАЯ» - тоже сказка, только европейская, про «гадкого утёнка». Собственно, и стих не без изъянов – кое-где сбой ударений («Ты, наивная, еще не знаешь…»), кое-где – нестыковка рифмы: «твои – любви» это не рифма.
Всем  красивым  девушкам  на  свете
Тайно  ты  завидуешь  сейчас.
Только  невозможно  не  заметить
Добрый  свет  твоих  печальных  глаз

(…)

Время  пролетит,  как  в  детской  сказке:
Из  «утёнка  гадкого»  ты  вдруг
Вырастешь  принцессою  прекрасной
И  затмишь  красою  всех  подруг!

… Если  где-то  проводить  бы  стали
Конкурсы  душевной  красоты,
Высшую  ступень  на  пьедестале,
Безусловно,  заняла  бы  ты!
Кстати, тема «некрасивой», противопоставления душевной красоты и внешней неброскости есть у Заболоцкого, стоит ознакомиться. Но в жизни чаще всего бросаются на «обёртку», а не на содержание.

Вот – тоже о красоте: СТИХОТВОРЕНИЕ №25 «СРЕДИ СЕРОСТИ СКАЛ».
Среди серости скал цвета стылой полыни,
Я нашёл, что искал: образ нежной богини.
Тонкий профиль, глаза с неземной поволокой,
В пол струится коса, выбивается локон,
Незнакомый цветок – в непослушные пряди,
Золотой поясок – на воздушном наряде.
Грациозна, стройна, так юна и красива…

То недавно волна – в час морского прилива
Из дремотных глубин, скрежеща от натуги,
Как Нептун – исполин, от безделья и скуки
Притащила кусок и швырнула на берег,
Он зарылся в песок.
                Неподвластное время
Из обломков дворца Атлантиды ушедшей
Расплавляет сердца взглядом лучшей из женщин…
То ли сотворение Афродиты, вышедшей, как известно, из морской пены, то ли каменная статуя древней цивилизации… Но, действительно, взгляд красавицы – сильнее времени. Вообще красота, как говорила Фаина Георгиевна – страшная сила.

СТИХОТВОРЕНИЕ №27 «ПОЧТИ ПО СКАЗКЕ» - да, редко заголовок так точно бьет в цель, как здесь… Сюжетные стихи, со всеми достоинствами и недостатками жанра. С одной стороны, упрощенные рифмы, минимум эксперимента и «новаторства» («бриллианты – музыканты», «дам – сам»), всё внимание уделяется сюжету. Но, с другой стороны – динамика, действие и неожиданный финал. Вообще финал – соль таких сюжетных стихов. Посмотрим, что же приготовил для нас Автор…
В разгаре бал. Сверкают бриллианты
На платьях и причёсках знатных дам.
Играют вдохновенно музыканты.
Принц у дверей меня встречает сам.
 
Бросает в жар от пристального взгляда.
Взяла бокал…пригубила…хвалю…
Веду себя, как будто, так и надо
И мило улыбаюсь Королю.
Разумеется, сказка – о Золушке: где ещё время играет такую решающую роль? Едва ли не главное действующее лицо – дворцовые часы… И наша героиня тоже строго выполняет наказ феи, только вот сбежать ей не удается, в современной сказке принц бегает быстрее, и момент превращения из принцессы в замарашку происходит на его изумленных глазах:
Не мне тягаться силами с судьбою.
Что Принц сейчас с презреньем скажет мне?
………………………………………………..
«Любимая, я рядом, что с тобою?
Опять сегодня плакала во сне…»
Вот так, ненавязчиво – и со вкусом.

СТИХОТВОРЕНИЕ №53 «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ» - знаю и Автора, и стихотворение. Сочинялось на конкурс по творчеству братьев Гримм. Стихи легки на помине – помнится, упоминались в обзоре предыдущего конкурса…
По узким улочкам сеет дождь,
Часы отбивают время.
Ну кто бы думал, что ты дойдешь
До замети в город Бремен?
Надежда вряд ли твоя хитра:
Пусть бюргер пятак уронит…
«Я нынче летом пойду играть
На скрипке у стен Сорбонны!»

Где кот, осел и петух, и пес?
Осели считать доходы?
А ты куда же? Ужель всерьез
Все веруешь в дух свободы?
Зима. Венчает квадрат двора
Созвездие Ориона…
«Я нынче летом пойду играть
На скрипке у стен Сорбонны!»
(Слово «всё» немножко царапнуло, не разберу, уместно или слог в строке заполняет… )
Сказал приятель: «Пусть я осел,
Но с музыкой вновь на площадь?
Есть крыша, стены, очаг и стол –
Хоть раз поживу, как лошадь!
(Ну да, у всех свое счастье – одни хотят как люди, другие – как лошадь, смешно, удачный оборот! Вообще такие юмористические моменты в лирическом тексте – как изюминка в кексе, плюсик)
К чему от голода помирать
Грядущим куском вороны?
А ты – как знаешь, иди играть
На скрипке у стен Сорбонны.»

Опять гоняет пузатый страж,
И вновь недоволен пастор:
«Какой-то взгляд у тебя не наш –
Не жадный, хмельной, не рабский…
О чем мечтаешь, былой Вагант,
О золоте иль короне?»
«Я нынче летом пойду играть
На скрипке у стен Сорбонны!»

Но вот и в Бремен придет весна,
Скользнет мотыльком по коже.
«Я выжил, господи, даль ясна,
Мир светел и я все тот же!»
И только время не станет лгать –
Виски сединою тронет…
Пускай. Я летом пойду играть
На скрипке у стен Сорбонны.
Привела целиком, по ходу пьесы – со своими небольшими ремарками. Разумеется, время здесь – не главное действующее лицо, но оно явно отступает перед упорством лирического героя. Хотелось бы отметить рефрен – две последние строки. Разумеется, и бременским музыкантам надо творчески расти – из Бремена в Сорбонну, почему нет...

Мастерская работа. Не «временная», а «вневременная».

Стихотворения, принявшие участие в обзоре конкурса "Счастливые часов не наблюдают"

55 http://www.stihi.ru/2014/08/07/8277
 47 http://www.stihi.ru/2014/08/18/3394
 42 http://www.stihi.ru/2014/07/20/4457
 1 http://www.stihi.ru/2013/08/05/302
 68 http://www.stihi.ru/2014/08/04/7956
 12 http://www.stihi.ru/2013/06/08/3283
 26 http://www.stihi.ru/2012/12/23/3336
 66 http://www.stihi.ru/2012/02/16/2243
 14 http://www.stihi.ru/2012/09/04/8549
 20 http://www.stihi.ru/2012/08/23/9554
 28 http://www.stihi.ru/2013/04/21/5007
 40 http://www.stihi.ru/2014/03/20/10174
 60 http://www.stihi.ru/2014/06/16/8870
 69 http://www.stihi.ru/2014/02/13/6374
 23 http://www.stihi.ru/2014/08/04/4065
 19 http://www.stihi.ru/2012/01/24/52
 3 http://stihi.ru/2013/02/01/1720
 10 http://www.stihi.ru/2013/09/07/5284 
 18 http://www.stihi.ru/2011/01/02/4103
 8 http://www.stihi.ru/2008/08/19/4041
 59 http://www.stihi.ru/2013/04/19/8670
 17 http://www.stihi.ru/2014/07/25/6276
 9 http://www.stihi.ru/2010/04/15/157 
 50 http://www.stihi.ru/2013/11/01/6134
 2 http://www.stihi.ru/2013/08/06/9228
 54 http://www.stihi.ru/2014/02/27/9902
 24 http://www.stihi.ru/2013/09/18/6548
 21 http://www.stihi.ru/2012/05/06/5749
 25 http://www.stihi.ru/2011/02/03/6320
 27 http://www.stihi.ru/2013/12/18/7886
 53 http://www.stihi.ru/2014/08/18/3843

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО