Пасха

Игорь Плохатнюк
Сегодня, друзья, я предлагаю вашему вниманию следующую (24-ю) главу из книги вестницы Божьей -
Елены Уайт, под общим названием "Патриархи и пророки".

(Эта глава основана на книге Исход 11-й главе и Исход 12:1-32)

"Когда египетскому царю было впервые предъявлено требование об освобождении Израиля, его также предупредили
и о самой страшной язве. Моисею повелели сказать фараону:
"Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне
служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего!" (Исход 4,22-23).

Хотя и презираемый египтянами, Израильский народ был удостоен Богом стать хранителем Его закона. Пользуясь особенным
благоволением и преимуществом, израильтяне занимали выдающееся место среди других народов, как первородный сын среди
своих братьев.

Наказание, о котором Египет был предупреждён в самом начале, должно было быть последним. Бог - долготерпелив
и многомилостив. Он нежно заботится о существах, сотворённых по образу Его. Если бы потеря скота и урожая привели
Египет к покаянию, дети не пострадали бы, но народ продолжал упорно сопротивляться Божественному повелению,
и последний удар уже был готов разразиться над ним.

Моисею под страхом смерти было запрещено снова являться к фараону; но предстояло объявить последнюю волю Божью
упрямому монарху, и Моисей снова пришёл к нему с ужасными словами: "Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди
Египта, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца
рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота. И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого
не бывало и какого не будет более. У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пёс языком
своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. И придут все рабы твои
сии ко мне, и поклонятся мне, говоря: "Выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь!". После сего я и выйду"
(Исход 11,4-8).

До приведения в исполнение этого приговора Бог через Моисея указал Израильскому народу путь из Египта, особо
предупредив о том, как избежать грядущего суда. Каждая семья - сама или вместе с другим семейством - должна была
убить ягнёнка или козлёнка "без порока" и пучком иссопа покропить кровью "на обоих косяках и на перекладине дверей
в домах", чтобы ангел-губитель, проходя в полночь, миновал это жилище. Они должны были ночью вкушать испечённого
ягнёнка с пресным хлебом и горькими травами, как Моисей сказал: "Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша
на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня!".

Господь сказал: "А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской,
от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд... И будет у вас кровь знамением на домах, где вы
находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю
Египетскую!".

В память великого избавления все грядущие поколения Израильского народа должны были ежегодно праздновать этот день.
"И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное
празднуйте его!".
Соблюдая этот праздник во все последующие годы, они должны были рассказывать детям историю своего великого
избавления, как повелел Моисей: "Это пасхальная жертва Господу, Который прошёл мимо домов сынов Израилевых в Египте,
когда поражал Египтян, и дома наши избавил".

Впредь любой первенец - и от людей, и от скота - должен был принадлежать Господу и только ценой выкупа мог снова
стать собственностью человека. Так Израиль выражал свою признательность за то, что его первенцы, которые
по справедливости должны были бы разделить участь первенцев Египта и погибнуть, благодаря искупительной жертве
оказались спасены от смерти. "Все первенцы - Мои, - говорит Господь, - в тот день, когда поразил Я всех первенцев
в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои!"
(книга Числа 3,13).

Установив служение в скинии, Бог избрал для служения во святилище вместо первенцев Израилевых колено Левия.
"Ибо они отданы мне из сынов Израилевых, - сказал он. - Вместо всех первенцев из сынов Израилевых... Я беру их Себе!"
(Числа 8,15-16).
Однако весь народ должен был в знак признания милости Божьей по-прежнему вносить выкуп за первородных сыновей
(Числа 18,15-16).

Пасха не только напоминала об освобождении народа из Египта, но и символически указывала на великое избавление,
какое совершит Христос, освобождая Свой народ от рабства греха. Жертвенный ягнёнок символизирует собой "Агнца Божия",
в Котором наша единственная надежда на спасение. Апостол говорит: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1-е Послание
Коринфянам 5,7). Нужно было не только заколоть ягнёнка, но и окропить его кровью косяки дверей. Так и Христос пролил
Свою кровь ради каждой души. Мы должны верить, что Он умер не только за весь мир, но и за каждого из нас.
Искупительная жертва предназначена нам всем.

Иссоп, употребляемый для опрыскивания кровью, был символом очищения, его использовали для очищения прокажённых
и тех, кто осквернился прикосновением к мёртвому телу. Псалмопевец в своей молитве так и говорит: "Окропи меня
иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега!" (Псалом 50,9).

Ягнёнка надлежало готовить целиком, ни одной кости его нельзя было ломать, как и ни одна кость Агнца Божьего,
Который умер за нас, не должна была быть сломана. Это символизирует полноту жертвы Христа.

Мясо ягнёнка предназначалось для еды. Верить во Христа только для того, чтобы получить прощение грехов,
недостаточно - мы должны постоянно получать от Него духовную силу и пищу через Его слово. Христос говорит: "Если
не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий
Мою Кровь имеет жизнь вечную!" (Евангелие от Иоанна 6,53-54). И объясняя значение этого, Он сказал: "Слова, которые
говорю Я вам, суть дух и жизнь!" (Евангелие от Иоанна 6,63).

Иисус принял закон Своего Отца, воплотил Его принципы в Своей жизни, проявил Его дух и показал его благотворное
влияние на сердце. Иоанн говорит: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели
славу Его, славу как Единородного от Отца" (Евангелие от Иоанна 1,14). Последователи Христа должны на собственном
опыте пережить это. Они должны слышать и воспринимать Слово Божье, чтобы оно стало жизненной действенной силой,
руководящей всеми их побуждениями. Силой Христа они должны уподобляться Ему и отражать в себе Божественные качества.
Они должны есть плоть и пить кровь Сына Божьего - в противном случае в них не будет жизни. Дух и жизнь Христа должны
стать духом и жизнью Его учеников.

Ягнёнка нужно было кушать с горькими травами в память о горечи рабства в Египте. Так, желая приблизиться ко Христу,
мы должны делать это с раскаянием в сердце, помня о наших грехах. Употребление пресного хлеба также имело большое
значение. Когда устанавливался праздник Пасхи, было ясно указано на то, чтобы никакой закваски не было в доме в это
время, что строго соблюдалось всеми иудеями. Так и те, кто желает принять от Христа жизнь и пищу, должны избавиться
от закваски греха. Апостол Павел так писал Коринфской церкви: "Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым
тестом... ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою
порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины!" (1-е Послание Коринфянам 5,7-8).

Прежде чем получить свободу, порабощённому народу надлежало проявить свою веру в то, что великое избавление
совершится. На их домах должен был быть знак крови и следовало обособиться от египтян, собравшись с домочадцами
у себя в домах. Если бы израильтяне пренебрегли хотя бы чем-нибудь из данных указаний, если бы они, например,
не позаботились отделить своих детей от египетских или, убив ягнёнка, не помазали бы его кровью косяки дверей,
или осмелились выйти из дома, они не были бы в безопасности. И они могли от всего сердца верить, что сделали всё
необходимое, но эта искренность не спасла бы их. У тех, кто в точности не исполнил бы всех указаний Божьих, погибли
бы первенцы от руки губителя.

Повиновением народ должен был проявить свою веру. Так и всем, кто надеется спастись заслугами крови Христа, следует
понять, что они сами должны предпринять усилия, чтобы получить спасение. Несмотря на то, что только Христос может
искупить нас от заслуженного наказания, мы сами должны избавиться от греха, повинуясь Господу. Человек спасается
верой, а не делами, однако вера должна проявляться посредством дел. Бог отдал Сына Своего, чтобы Он принёс Себя
в жертву умилостивления за грех, Он явил миру свет истины, путь жизни. Он дал человеку особые возможности,
предписания и преимущества, и теперь человек должен воспользоваться этими спасительными средствами, он должен
оценить и использовать всё то, что предусмотрено Богом для его спасения, - верить и повиноваться всем Божественным
требованиям.

Когда Моисей повторил Израилю Божьи постановления относительно их избавления, "преклонился народ и поклонился".
Радужная надежда обрести свободу, страшное известие о надвигающемся на их притеснителей наказании, бесчисленные
заботы и хлопоты, связанные с поспешным выходом, - всё это на время было забыто и только чувство глубокой
благодарности к Милосердному Избавителю наполняло их сердца. Многие египтяне были обращены к познанию Бога евреев,
как единого истинного Бога, и теперь они умоляли позволить им укрыться в домах израильтян, когда ангел-губитель
будет проходить по стране. Они были радушно приняты и обещали впредь служить Богу Иакова и выйти из Египта вместе
с Его народом.

Израильтяне повиновались Господним указаниям. Быстро и тайно они приготовились в дорогу. Собрались все семейства,
закололи и испекли на огне пасхального агнца, приготовили пресный хлеб и горькие травы. Каждый отец как священник
своей семьи окропил кровью косяки дверей, и двери домов были заперты. Поспешно и в молчании был съеден пасхальный
агнец. В благоговении народ молился и бодрствовал, и сердце каждого первородного, будь то зрелый мужчина или
маленький ребёнок, трепетно билось, объятое невыразимым страхом. Отцы и матери сжимали в объятиях дорогих первенцев,
думая о том ужасном наказании, которое разразится этой ночью. Но ни к одному жилищу сынов Израилевых не приблизился
ангел смерти. Кровь - знак защиты Спасителя - была на дверях, и губитель не вошёл к ним. В полночь "сделался великий
вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было бы мертвеца", всех первенцев в стране, "от первенца фараона,
сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота" поразил
губитель. По всей обширной земле Египетской уничтожили гордость любой семьи. Душераздирающие вопли и крики плачущих
наполняли воздух. Царь и его придворные с побледневшими лицами и с дрожащими руками и ногами застыли, поражённые
ужасом. Фараон вспомнил теперь свои слова: "Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не
знаю Господа, и Израиля не отпущу!"

Теперь его надменная гордость смирилась в прах, и он призвал Моисея и Аарона ночью и сказал им: "Встаньте, выйдите
из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы;
и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня!".
Царские вельможи и народ понуждали израильтян скорее выйти "из земли той; ибо, говорили они: мы все помрём!"
(Исход 12,31-33)."

                ********