По конкурсу - Про погоду

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2015/01/02/3129 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/02/15/7711 - Итоги конкурса

Завершился конкурс с соблазнительным названием «Про погоду». Почему соблазнительным? На какую страницу ни зайди, непременно наткнешься на нечто про погоду: кто из нас про нее  не пишет, когда сочинять очень хочется, а сказать нечего?

Это мне так казалось, пока я конкурс не объявила! Заявки действительно шли - за месяц, отведенный на прием, приняла 161 заявку. Принимала всё - никому не отказывая, а вот когда начала формировать пакет для голосования (как и было сказано в объявлении: он предполагался быть собранным из 70-и произведений без видимых ошибок стихосложения и точно по заданной теме!), начались открытия.

Открытия не только для меня. Многие участники конкурсов «Про погоду» и «Пейзаж» по сей день не поняли, что НЕ ВСЕ их принятые заявки пойдут на голосование: кто из нас имеет привычку читать то, под чем мы пишем отзыв? Мы и стихи-то толком не читаем, когда оставляем отзывы своим знакомым авторам, а уж условия конкурса - и подавно… Зачем????  Разве не достаточно одного названия конкурса?

Да что там условия приема… Сколь я ни бьюсь, чтобы хотя бы вид заявки соответствовал установленному:

всё в столбик (а не в строчку, сплошняком) и без пропусков строки,
название стихов - без кавычек (а все их старательно вписывают!),
не забывать указать адрес почты (без лишних пояснений рядом типа «адрес почты: …..»)

- ничего не помогает! Не читают участники моих просьб и подробных разъяснений, а ведь правильная запись так экономит мое время приема и оформления заявок… Да плевать всем на моё личное время - авторам и своего-то не жаль!!

Что форма заявки не та - это ладно, перебьюсь: это ведь только мне одной нужно, но, оказывается, что  условия приема - тема и жанр конкурсных стихов - не особо участникам интересна…  А ведь именно эти подсказки организатора конкурса есть прямой путь к успеху на конкурсе! Увы. В качестве заявки на участие подают то,  что только отдаленно напоминает название конкурса, потому что главное - подать заявку, а там… вдруг повезет? Где-то может и повезёт, а вот на Ликбезе - нет.  Тем более, на такой выигрышной теме, как погода и при приеме без ограничения числа заявок…

То, что стихов с недочетами исполнения (рифмы, ритм, лексика) будет много, я ожидала. Их отсеивать было несложно. Но никак не ожидала, что люди иногда не  понимают, О ЧЕМ ИХ СТИХИ.

И тут начались мои открытия. Оказывается, многие авторы совершенно не различают, что такое - стихи про погоду, что - про пейзаж (описание картинки местности), что - про конкретное время года, а что - вообще про всё другое, где в одной  строчке или в одной строфе в произведение случайно (для заполнения ритма или ради украшения!) залетело нечто про дождь или про снег, или про то, что ЛГ было «холодно» и «ветер дул». Не различают авторы этих тонкостей темы!

Особенно этот симптом «неразличения» начинает вылезать, если стихи когда-то уже побеждали на конкурсе по совсем другой теме: как же можно упустить шанс еще раз снять сливки со своего прежнего успеха! Главное ведь не мастерство и не проникновение в интереснейший мир литературы, а …число личных побед! Нет, последняя фраза - это не мое мнение: я как раз за мастерство, а не за сомнительные победы, но такие, как я, на сайте - в меньшинстве…

Чтобы не быть голословной, сразу приведу парочку примеров отличных стихов, поданных на конкурс про погоду, но написанных совсем не про погоду:

№1
Выйду в снежную глушь, на поля за излучиной старицы,
И останусь один на один с угасающим светом,
И потухнет за мной огонёк запорошенной станции,
Словно спичка в руке, и ещё раз мелькнёт рикошетом.

И сомкнётся покой над землёй, засыпающей походя,
И расступится небо до крайней, отчаянной шири...
Что здесь делают люди, какие подушные подати
Платят Богу они за своё пребывание в мире...

Тишина... И темнеет вдали за дорогой расхожею
Невысокий пролесок, неровный, как в записи нотной,
И мерцают снега – изнутри – под луною раскосою,
И колеблется искра холодной звезды полуночной...

Пейзаж - вижу, философские размышления - вижу, а где здесь про погоду?

Или №2:
Спустишься на речку зимней ранью,
Нарушая скрипом тишину, -
Зорька нежно розовою тканью
Укрывает бледную луну.
Гаснут звезды искры осыпая,
Над рекой клубит морозный пар,
Тьма - старуха, молча отступая
прячется, угрюмая, под яр.
Выплывает солнышко иконой,
Согревая душу и стожок
За рекой... А ты пешнёй гранёной
Пообколешь проруби ледок
Синекровный, почерпнёшь водицы,
Да с ведра на маковку - хло-бысь!
И летит душа родная птицей
Над тайгой в таинственную высь...

Пусть другому в церкви златозвонной
Батюшка с души счищает ржу,
Я же здесь, по тропке занесённой,
Напрямую к Господу хожу.
Никаких посредников не надо -
ОН и я, да прорубь - алтарём...
И душа, на краешке оклада
Ясной зорьки, плачет с глухарём.

Как вы думаете, если я вне этого конкурса скажу данному автору, что он написал стихи «про погоду», он на меня обидится? Я бы на его месте обиделась. Даже если бы мне сказали , что они про «зиму» или «про зимнее утро» - обиделась бы! Глубже их тема и больше. Не надо было автору «совать» их, куда ни попадя….

Или №3:
Ноябрь к концу. И ты считаешь годы-
Блеск седины волнует на висках.
Не верь ему – все врет прогноз погоды,
До холодов нам далеко пока.
В глаза мои шальные загляни-ка,
Увидишь – не прописан там покой.
А мои губы пахнут земляникой –
Веселой теплой ягодой лесной.
Забудь свои заумные советы.
А серебро? Так пусть себе блестит!
И, вопреки прогнозам, будет лето,
И будут травы спелые цвести!

У меня язык не повернется обозначить тему этих стихов «про погоду». А автору - нормально…

 А разве эти стихи всего лишь «про погоду»?
№4:
Заблудившись в чужом лесу
кривотолков и странных мнений,
не заметишь - принявших суд,
чувств, поставленных на колени.
Через заросли злобных слов,
не увидишь далёких радуг,
не поймёшь, что пришла любовь,
та, которой уже не надо.
Та, которой совсем не ждёшь,
и давно ни во что не веришь. . .
А в листве заблудился дождь,
окропивший твои потери.
Дождь был холоден, но не груб,
и под плащ проникал, волнуя.
И смывал с непокорных губ
след нечаянный поцелуя.
Дождь стирал вереницу лет,
сор обид, пелену сомнений,
возрождал красоту и цвет
чувств, поставленных на колени.

Давайте (поскольку это все-таки конкурс Ликбеза!) начнем учиться думать о теме стихов. Понимаю, далеко не во всех наших стихах ВООБЩЕ бывает хоть какая-то тема, но я сейчас не о том, что мы храним на своих личных страницах (я сейчас и о себе тоже!!), а о том, что мы подаем НА КОНКУРС, с чем собираемся  участвовать в творческом  соревновании с другими! Раз ты участник, то сперва  исправь ошибки и  продумай соответствие темы и жанра заявленному в условии, а если нет ничего подходящего под рукой - напиши новое стихотворение или отдельной ссылкой опубликуй фрагмент из него - по теме конкурса! Пусть коротенькое, но КАЧЕСТВЕННОЕ! 

А что тогда «про погоду», спросите вы? Давай, Алкора, примеры! Даю.

Есть два возможных варианта стихов про погоду.

1. Иронические (с натяжкой - «философские») стихи.

Это стихи про наше отношение к погоде, к метеопрогнозам и о наших претензиях к погоде. Только это должно быть выполнено очень профессионально: не просто рифмовка известных мнений и рассуждений, а нечто со своим авторским взглядом, желательно остроумное. Приведу два стихотворения:

№5
Может, много во вьюге поэтики
На чужой поэтический взгляд,
А по мне – так дешёвой патетикой
Слишком часто поэты грешат.

Слишком часто собратья ретивые
С упоением древних витий
Подбирают сравненья красивые
К катаклизмам природных стихий.

В самом деле: чего ж не расщедриться
На эпитеты той же пурге,
Если крыша от ветра не треплется
И не мёрзнет нога в сапоге.

Если снежные вихри могучие
Не швыряют крупинки в лицо,
И по пояс сугробы сыпучие
Не заносят под утро крыльцо.

С чашкой кофе, в квартирной уютности,
Отчего ж не пропеть дифирамб
Рёву вьюги, с отчаянной лютостью
Атакующей крепости рам.

Рамы выдержат, трубка докурится,
На бумаге не дрогнет рука –
И двустишье как надо срифмуется,
И как надо сольётся строка.

Но однажды в палатке завьюженной
Кто-то это творенье прочтёт,
И поэта, поверьте, заслуженно
От души на три буквы пошлёт.

Все здесь - по теме, все мысли справедливы, но … они никого не удивят новизной мысли, это неплохие стихи для ДОМАШНЕГО использования. Особенно с учетом их концовки.

№6.
Так: сбудется… не сбудется…
допустит… бросит в грязь…
И дал же Бог нам спутницу,
египетскую казнь!

Красивая, коварная –
не пожелай врагу,
светящимися фарами
твои глаза в пургу.

Аэропорты, пристани
куют печаль-тоску,
и кто надолго из дому –
те будьте начеку!

С ней надобно на цыпочках,
с ней надобно на "Вы",
она с утра – с улыбочкой,
а к ночи – злобный фырк.

Перемывают косточки
ей нынче стар и мал:
она то светит звездочкой,
а то обрушит шквал.

Капризна, переменчива,
Чуть что – зальет очаг!
Погода – это женщина,
ну как о ней молчать!?

Тоже - иронические стихи, но в отличие от примера №5, эти - с оригинальной композицией и интересным авторским видением.

2. Лирические стихи - зарисовка дня с описанием погоды.

Стихи, написанные ярким поэтическим языком, тема которых зарисовка СИЮМИНУТНОГО состояния погоды. Не вообще рассуждения: весной у нас так, а к зиме будет вот эдак, не наши воспоминания и переживания о своем, а яркая (и не длинная) зарисовка того, что есть: что сейчас видит глаз поэта (пусть даже это и плод его воображения). Читатель должен зримо увидеть, вернее, почувствовать, что происходит в атмосфере, и это ему должно быть интересно. Общие фразы из текущего прогноза погоды тут «не прокатят» - это ведь поэзия, а не информация из метеосводки! Язык должен быть точным и образным, а образы - авторские. Таких стихов было в пакете для голосования очень много. Количество номинированных во много раз больше, чем обычно - членам жюри было из чего выбрать! И все выбирали на свой вкус. Не так уж важно, какие из стихов набрали больше всего очков, важно, что в пакете были талантливые зарисовки. В качестве примеров - покажу те, что зацепили меня даже  несмотря на то, что и в них не всё безупречно…

№7.
И снова ноль – нейтральна полоса.
Нет прибыли… и, вроде, нет убытка.
Снега лежат в отчаянной попытке
Порадовать хоть чьи-нибудь глаза.
А я стою на краешке зимы,
Оставленной морозом без надежды.
И белые венчальные одежды
По ниточкам стекают вглубь Земли.

Знать, не бывать в невестах ей… опять
Весной зачать – отчаянно, внебрачно,
И красотой беременной сиять,
И вновь рожать, дарами обозначив
Свою судьбу – себя нам отдавать…
Дай Бог, чтоб было так, а не иначе.

№8
Я врезаюсь в свой город отважным линкором,
корректируя курс по сигнальным огням.
Несмотря на потоп, доверяюсь покорно
желтоватым зрачкам петербургского дня.

Пропадаю привычно в дымах и туманах,
моросящая хмарь здесь в природе вещей.
Долгожданное солнце, прикрывшись жеманно,
игнорирует город зонтов и плащей.

Наполняясь звучаньем отвязных клаксонов,
шумом шин и занудной игрой зазывал,
исчезаю в толпе, по-осеннему сонной,
оставляя в тылу серокаменный вал.

Вновь меня унесет бессловесной волною,
в равнодушную землю, в утробу метро,
где в хвостатых тоннелях стенает и воет
не нашедший пути металлический крот.

Потоптавшись в рядах порционного люда,
вырываюсь на волю, не хочется ждать.
Но небесные шлюзы без всяких прелюдий
выпускают слепые потоки дождя.

Из намокших палаток заезжих торговцев
серым воском сияют чужие плоды.
Лишь хурма, выставляя литые головки,
светит рыжими солнцами. Хватит воды!

№9
Прогнозы не радуют – ветер да холода,
и небо над городом, кажется, изо льда,
и утренний воздух – хрустальнее и острее.
Роса по утрам серебристая – как слеза.
Откройся мне, осень, октябрьский мой Сезам,
и, может быть, стану я чуточку – да мудрее…

Предзимье. Проспекты. Ноябрь уже в пути.
Маршрут до работы – привычный ориентир,
снежинки отчаянно-дерзко летят за ворот.
Ветра и простуды опомниться не дают.
Но есть только осень – октябрьский мой приют,
и точка опоры – мой тихий сибирский город.

№10
Небо больное иголками мечется,
Злыми колючками в землю впивается;
Эта болезнь до весны не излечится.
Небо ложится на город и мается.

Небо, от боли вконец ошалевшее,
Вьюгою стонет и истово молится
Мертвыми ветками заиндевевшими.
Боже, дозволь же ему успокоиться!

Бог недоступен и сеть перегружена...
Мир наизнанку от плача метелицы.
Шквалами кашляет ветер простуженный
И над дорогами змеями стелется.

Небо в бреду сатанеет и бесится,
Холодом бьет и ветрами кусается.
Тяжко проклятие зимнего месяца...
Небо ложится на город и мается.

№11
…А шалава-зима зло визжала и скалила зубы,
Хохотала в лицо и метелью плевала в глаза,
И сводила с ума отвратительно-белая шуба
На танцующей твари, всё больше входящей в азарт.

От порывов холодного ветра сводило запястья,
Прижимало к домам и бросало в отчаянье ниц,
И застывшую душу зима разрывала на части,
Исполняя свой танец под крик замерзающих птиц.

С диким рёвом безумия белая ведьма кружила
По холодной земле, где от снега не видно ни зги,
С каждым яростным па набирая великую силу
Под стенанья и вой очумевшей от ветра пурги.

№12
Не церемонится погода с чЕрвнем -
полощет лето в трубах водосточных.
Ртуть градусника рвётся из стекляшки,
к ознобу пригвоздив глухую плоть.
Лохмотья снов в бреду, в жару, на нервах...
Курсивы струй, как плачущие строчки,
запишут всё, до вымокшей рубашки.
Очнёшься - утро ль... вечера ломоть?

В окне всё те же хляби окоёма
дробят по крыше, пульс не ускоряя,
испариной впечатываясь в стёкла,
в морщинки лихорадочного лба.
И нужно спровоцировать к подъёму
свой дух, едва поймав его у края...
Чтоб рассосалась, сгинула, промокла
растущая болезни скорлупа.

И доверяешь крашеным перилам,
крыльца ступеням, тонущему саду.
К малиннику дойти — почти победа,
по серым плитам меряя шаги.
Утихли загулявшие ветрила,
но морось обеспечила блокаду
на долгий срок. Жасмин полураздетый
пустил по лужам лодки-лепестки.

И ни сорок, ни дачников, ни кошек.
Все прячутся в уют жилого крова.
С гуляющим забором видишь сходство
своей походки — ломаный зигзаг.
Упали травы, где газон не кошен.
И линзы капель вскрыли вдруг основу
/в подробностях/ природы превосходства,
смывая след малины на губах...

№13
Атаковали небо тучи тёмные.
Дождинки ставят метки на стекле.
Вновь непогода, дама неуёмная,
Свой саквояж раскрыла во дворе.

А из него достала дождик маетный,
Из серых буден две гирлянды бус.
Она мечтала, видимо, заставить нас
Поверить в одиночество и грусть.

Не удалось: средь серого безмолвия
Аллея клёнов в золотом венце...
Нам грусть-печаль погода уготовила,
А видит вновь улыбку на лице.

Поток воды бежит с горы стремительно
И, превращаясь в бурный водопад,
Своим напором удивляет зрителей,
Что вдоль дорог, задумавшись, стоят.

От непогоды их зонты утешили.
Лишь только клён немного загрустил:
Несутся листья, рано поржавевшие.
Куда несутся? Где конец пути?...

№14
Хочется, чтобы случился ливень,
И переполнились стоки, сливы,
Падали градины, точно сливы,
И конопатили землю оспой.
Чтобы ручьи тротуар покрыли,
Вспенились лужи, как будто в мыле,
Чтобы из транспорта – только крылья,
Ведь каждый дом превратится в остров.

Некуда будет спешить и мчаться.
Став интерьера покорной частью,
Вдруг ощутить – это тоже счастье-
Молча сидеть и смотреть в окно
С самыми близкими вместе, рядом.
Чувства свои привести в порядок,
Пересмотреть убежденья, взгляды.
Или весь вечер крутить кино...

Вот я о чём иногда мечтаю,
С утром на кухне своей встречаясь,
Сон растворяя в стакане чая
И разговаривая с котом.
Но к дисциплине зовёт мобильник,
А вместо крыльев – автомобили.
И надо мной пролетая, ливень
Наспех кивает: потом, потом…

№15
В декабре нагие, бесснежные
Улицы, охрипшие с осени,
Просят: нам бы чистого!.. Нежного!..
Снега бы... Ну где его носит! -
Ветками, подъемными кранами
Тянутся и молят неслышно.
Но с небес - молчание странное:
Нечем крыть... Ни землю, ни крыши.
Холод... И опять мироздание
Не стихами потчует - прозой...
А не загадать ли желание
Да отправить Деду Морозу?
Не просить богатства и праздности
На пути, усыпанном розами.
Сил бы - дотянуться до радости!
Побелите мир, дайте роздыху...

Небо то ли рвётся по краешку,
Просыпая пух из перины,
То ли в мир простуженный - варежкой
Сыплет порошок аспирина...

№16  (Дождь).
Играть азартно, в упоенье
от предрешённости игры:
молить о нём, как о спасенье,
в разгар немыслимой жары,

желать и ждать его, как милость,
как вожделенный суперприз,
не помнить нудную унылость,
холОдность, серость влажных риз,

мечтать о нём, вздыхая горько,
клясть незавидный свой удел,
чтоб в тот же час, явись он только,
капризно молвить - на-до-ел…

№17
Тонкой корочкой льда всё покрыто вокруг,
Стал хроническим зим белорусских недуг.
Я бы точно пропал, кабы рядом не друг
Оказался, а кто-то бесстыжий.
Бесконечные пляски на грани нуля:
То заносы лови поворотом руля,
То, с надеждою, снежного жди февраля,
Чтобы стать на любимые лыжи.

Небо молвит с улыбкой: «А что ты хотел?
Увидать на термометре нижний предел?
Декабрю и без этого выпало дел,
Вся надежда на Деда Мороза».
Но старик ослабел и ему не с руки
Ставить мост ледяной над водою реки.
Не откроют подлёдный сезон рыбаки
Без реальной для жизни угрозы.

Там, где пешки давно бы пробрались в ферзи,
Нам то скользко, то вязнут колёса в грязи.
Небо молвит с улыбкой: «Терпи, не бузи,
Февралю пожелаем удачи,
Всё укроет чистейший искрящийся снег,
И лошадка с санями, ускорив свой бег,
Напрямик в позапрошлый отправится век,
В день, который поэт обозначил».

И многие, многие  другие….

Что сказать напоследок? Не всегда самая распространенная тема - самая легкая. Жанр описательной (пейзажной) лирики - это очень сложный жанр. Про погоду и про природу было уже столько написано разными поэтами, что кажется невозможным сделать это по-своему. Нужно быть очень талантливым, очень богатым внутренним миром человеком, чтобы гениально написать о погоде и о природе…

P.S. :

Предполагала, что опубликую вторую часть этого разбора - по стихам, не вошедшим в пакет для голосования из-за наличия в них лексических ошибок. Даже стихи уже отобрала для примеров. Но пока не буду. Плохо воспринимаются участниками конкурсов и читателями Ликбеза мои разборы по части ляпов лексики. Любая, мягко скажем, нелитературная (хотя и понятная - широко вошедшая в разговорную, неряшливую речь) фраза стихов воспринимается авторами, как «нормальная», в ответ на критику возникают протесты друзей и оправдания типа: «У него прекрасные стихи - он пишет душой!» (почему душа должна быть безграмотная?),  или высказывания вроде: «здесь социальная сеть для общения» (а я считаю, что здесь литературный сайт!), или: «зачем я пропагандирую графоманов?» (а я как раз с ними борюсь, при этом готова помогать тем, кто не хочет продолжать быть безграмотным графоманом!)… Наблюдала даже ситуации, когда авторы в ответ на чью-то критику публикуют тексты с отзывами и с жалобами на критика, оперативно собирают друзей выступить в свою защиту… М-да..

Словом, борьба за чистоту речи кажется мне бесполезной. Похоже, что незаконченный сборник «Все о лексике» так и останется у меня незаконченным. Если авторам сайта их лексика нравится, значит это со мной что-то не так. 

С уважением, ваша Алкора.16.02.15.