Терендез или Никита пожарник

Андрей Пущинский
Так, сегодня Терендез!
У армян зиме – конец.
Скоро масленица к нам
В гости будет от армян.

Разожжем большой костёр!
На него пойдёт забор.
Будем прыгать, веселиться.
А потом, пойдём жениться!

Нас Никита охранит,
Дом огонь не подпалит
И от засухи избавит.
В этот день, его всяк славит!

Грех до свадьбы целоваться,
Но, не можем удержаться!...
То, обычная картина,
В день святого Валентина.

Хоть он завтра наступает,
В этот вечер сочиняет
"Валентинку" воздыхатель.
Ах, нивный он мечтатель...

Видно праздников нам мало.
Будет летом свой Купала!
Но любви мы так хотим,
Дома вряд ли усидим...

13 февраля 2014 года

Из календаря 13 февраля © Calend.ru:
      Национальный армянский праздник Терендез (Трндез), своими народными гуляниями очень напоминает русскую Масленицу, но с элементами католического Дня святого Валентина (отмечается во многих странах 14 февраля), поскольку главные действующие лица этого дня — влюбленные. Изначально Терендез был языческим праздником в ритуале огнепоклонников и назывался Дерендез, что в переводе с армянского значит «сноп сена перед вашим домом» и обозначает пожелание хорошего урожая. Важным атрибутом праздничного действа остается костер, через который прыгают влюбленные пары. Считается, что если им удастся совершить прыжок, не разнимая рук, то их семья будет крепкой, а любовь — вечной. Следом за молодыми парами через костер прыгают бездетные женщины — в надежде, что пламя поможет им забеременеть. Под конец все берутся за руки и водят вокруг огня хоровод. Согласно старинным армянским поверьям, праздничный костер в этот день дает благополучие тем, кого он коснется своими языками. Когда огонь гаснет, оставшийся пепел собирают и рассыпают по полям, что должно принести хороший урожай будущей осенью.
      Епископ Никита, память которого отмечается в этот день (по старому стилю – 31 января), почитается в лике святителя. Он родился в Киеве, в раннем возрасте принял монашеский постриг и ушел в затвор, подвергся искушению (дьявол заставил его отказаться от чтения Евангелия), но после того как бесов из монаха изгнали, он «предался воздержанию и послушанию, вследствие чего превзошел многих в добродетели». В народе Никиту называют хранителем от огня, молний и слишком жаркого солнца. Считалось, что этот святой мог своими молитвами не только потушить пожар, но и предотвратить засуху. Примета этого дня: если дрова в печи дымят и плохо загораются — это к оттепели, а сильная тяга в очаге предвещала морозные дни; красный огонь обещал холода, а белый — тепло.
       14 февраля в 496 году римский Папа Геласиус объявил Днем святого Валентина, в честь  христианского священника-мученника Валентина пострадавшего за веру, который (примерно в 269 году), не смотря на указ императора Клавдия II (запрещающий легионерам воюющей римской армии жениться, ибо женатый воин о славе империи думает гораздо меньше, чем о том, как семью прокормить), тайно венчал возлюбленных и был казнён. А после казни было прочитано его прощальное письмо адресованное дочке тюремщика с признанием в любви и подписанное им "Твой Валентин», ставшее прообразом современных любовных записок - "валентинок". Однако, с 1969 года в результате реформы богослужения святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны). Но праздники Любви известны с еще более ранних времен — со времен древних языческих культур. Например, римляне в середине февраля праздновали фестиваль эротизма, называемый Lupercalia, в честь богини любви Juno Februata. На Руси у славян был свой народный праздник влюбленных, отмечаемый в летнюю ночь во время летнего солнцеворота (летнего солнцестояния) с языческих времён и перешедший в христьианские времёна как День Иван Купала - 23/24 июня, приуроченный к Рождеству Иоана Крестителя переходящий на следующий день 25 июня - в День Петра и Февронии, как покровителей семьи и любви.


/коллаж из иллюстраций инета/