230. Примечания к стихам

Гавриил Тишков
ПРИМЕЧАНИЯ К СТИХАМ

(даны по номерам)

12... Женщине http://www.stihi.ru/2013/07/27/2972

Дополнительные частные черновые вар-ты (отсеянные и альтернативные) к этому стихотворению (как и ко многим другим) можно найти по ниже расположенной ссылке, где варианты к произведениям располагаются, возрастая по номерам:

http://www.stihi.ru/2015/01/24/7767 ,

а также по ссылке с так называемым "первоначальным вариантом", который призван более подробно и чётко осветить этапы усовершенствования этого стихотворения для тех, кому такая учёба нужна, актуальна. Пока я удалил его. Однако к нему можно всегда вернуться, а кому интересно, он есть в выше приведённой ссылке на варианты моих произведений.

а это поясняющие рецензии к удалённому произведению: http://www.stihi.ru/rec.html?2016/09/29/7330

Кстати, можно читать строфы (четверостишия) реверсно (в обратном порядке) почти без потери качества текста, хотя глубинный духовный смысл тогда всё же претерпевает значительные изменения. При построчном реверсе сумма потери увеличивается значительно.


- к http://www.stihi.ru/2016/03/06/9238

Примечание: "трилистник", так как произведение состоит из трёх (почти) отдельных стихотворений, в 1-2 стих-ях строки намеренно даны не с заглавных литер, последние во многих случаях, вопреки общепринятой пунктуации, отсутствуют даже после обязывающих к ним пункт. знаков. Сделано это также специально, по праву автора, для того, чтобы косвенно не преуменьшать написание слов с большой буквы в иных, долженствующих случаях. (Вообще, к подобной подаче стиха прибегаю редко.)

Рецензии к 1-2:
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/06/04/7889
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/06/04/9552
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/06/05/5339
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/06/07/6408
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/06/08/1910
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/06/10/8918

Рецензии к 3:
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/01/19/12547
http://www.stihi.ru/rec.html?2014/01/19/2564
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/30/13978
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/14/14151
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/14/7396
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/14/77
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/13/5626
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/09/9235
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/09/8132

Ч/В:

0. р. п. 676. ко дню Святой Божественной Троицы

1.2.4 там струны и моря сияний.

причастен стал Небес поэме;

2...Душа, свой лик не огрубя,
2...Господней милостью для Рая.

2...Огромен Рай, непредставим,

3.©  2007, 2012


.
.
.



Примечание к данному произведению, ибо эта "стихостраница" не была изначально пустой:

Текст данного произведения на момент удаления в начале декабря 2016 года имел следующий вид:

название: "230. Экспромт Тахиру Сувханову",

текст:

Часто спешим,
Горько грешим…
"Правда - в Любви!" -
Верно глаголешь;
Светом души
Пой, не спеши, 
Небом живи
В этом "всего лишь"!


А это неопубликованный отклик на произведение Ника Туманова:

© Ник Туманов

Пылает жар безудержный в крови,
и мы живём, питаясь этой кровью –
так беззаветно преданы Любви,
так бессердечно преданы Любовью.

. Мой ответ

Кровь жаркая… она сродни вестям,
Безудержно питающийся вестью –
И непробудно служащий страстям,
Всегда снедаем их паучьей лестью.

С уважением.

(230. Экспромт Тахиру Сувханову - философская лирика, 10.02.2015 17:20)



Вспоминая иные края…

(из старой северной тетради)

А в эту пору там, в Крыму сады                8
Уже цветут душисто, разноцветно.                5
Их ароматы в воздухе несметно                5
Плывут, чаруя нас, как луч звезды.                5

А помнишь ли, ты шёл вдоль ледников                7
Тянь-Шаня (или, может быть, Тибета?)                5
В то странное несеверное лето,                5
Что с мая по сентябрь простёрло кров.                7

...Волшебный мир. Ночных высокогорий               4
Вздымаются ладони к небесам.                4
И ты необъяснимо поднят сам                5
Волнами их - в мерцающее море,                5

В столь зримую ночную тишину.                5
Рассыпаны искристые орехи -                3
Алмазные, лучистые прорехи                3
Сквозь твердь в необъяснимую страну.                5

Иль это звёздный парус? Чудный чёлн!                6
Плывёт непостижимою вселенной -                3
В спиралях и кругах великих волн,                6
Симфонии внимая вдохновенной...                3

Ты выбрал свет, сверкающий вдали                5
Над тем заледенелым горным кряжем,                5
И вот в ночи' увидев явь земли.                7
Ты не нарёк наитие миражем!                5

Небесный взгляд блистает пред тобой.                5
Во сне ль идёшь, забыв пространство, время?      6
Мысль тает в бездне тёмно-голубой,                5
Вобравшей в сумрак солнечное семя.                5

И забывая самого себя,                4
И будучи вне сна, мечты и яви,                7
Всё вдаль стремясь, не грезя, не скорбя,                7
Ты приобщишься к животворной славе.                5

О, истину прозренья славословь.                4
Она легко преодолеет время -                4
Весна миров, божественная кровь,                4
Так дивно ощущаемая всеми.                4

Жизнь наполняет русла звёздных рек,                5
Впадающих в блистательную вечность -                4
Пусть просветлённый сердцем человек                4
Там обретёт в любви всечеловечность.                5

Всего слов в стихотворении 19+18;10 = 199,  в среднем строка = 4,975 < 5 слов. Это весьма хороший результат, положительно свидетельствующий о мелодике стиха, достаточном словарном запасе и версификационном уровне автора. Разброс  слово-количественных длин строк нормален для относительно небольшого стихотворения, по объёму текста примерно равного 3-м сонетам:
8 (1), 7 (5), 6 (3), 5 (18), 4 (9), 3 (4).

В произведении присутствуют в виде фрагментов спонтанные акро-тексты...

Вспомнилось: "Лучше гор могут быть только горы..."

А теперь позволю себе привести ещё немного цифр...

5  созвучий (рифменных пар) в данном произведении являются чисто грамматическими, но 2-4 из них не совсем часто встречающиеся или даже весьма редкие; все они точны, есть среди них клаузулы (условно-)глубокие и приблизительно глубокие, есть даже  поглощающая (впрочем, аспект глубины рифм рассмотрю отдельно); отмечу, что все эти  краесогласия уместны и естественны.

6 созвучий явно богаты.

(Т.о. 9 созвучий  можно отнести к условно богатым или, наоборот, к условно грамматическим)

8 созвучий глубокие (или условно глубокие - здесь так называю   открытые мужские рифмы, а  их - аж 4), ещё 5 рифменных пар  имеют приблизительную схожесть согласных, предстоящих ударной гласной, т.е. являются в рамках моей классификации приблизительно глубокими (разумеется, в разной степени - от явно выраженной, до различимых "следов" глубокого звучания). Добавлю, что 3 (три) из 8 вышеперечисленных глубоких рифм являются поглощающими (как фонетически, так и визуально).

Итак подытожим  (кратко-)формульно
(своеобразная количественная схема)

3 + ( 1 + 4 ) + [ 5 ] + 7    глубина (фонетическая) рифм по убыванию,
6 + 9 + 5                богатство (по грамматической нетривиальности) рифм по убыванию.

Вывод: от 4 до 13 рифм (от 20% до ~65%) глубоки,
               от 6 до 15 рифм (от ~30% до 75%) богаты.
Суммарный "процент" (индекс) - от 50% до 140%
Средний суммарный индекс - 90. Вполне приемлемо (по моей шкале), т.к. близко к 100.

Можно также попытаться более или менее чётко обрисовать статистически:
1) частоупотребимость-редкость,
2) архаичность-современность,
3) уместность (естественность) - вычурность
                (натянутость)
созвучий -
как отдельных рифмующихся слов,
так и рифменных пар.

Всё это "развлечение" в умелых руках (читай:  "для умелых умов") может стать хорошим аналитическим инструментом,
в т.ч. для оценки поэтического уровня рассматриваемого автора, энергии стиха,
а также для правки и т.д.
Но, конечно,  это не отменяет и не преуменьшает  прочих аспектов стихотворного умения,
с которыми сочетается и на которых зиждется непередаваемая формулами - гармония поэтического слова.



Варианты:

3.1. Десницею - в...
5.1. Светил далёких...
Плывёт он по загадочной...
Плывёт своей загадочной...
Он <вдаль> плывёт загадочной...
Плывёт непостигаемой...
Посеребрённый парус, ...
И вот в ночи увидев явь...
И вот в ночи скользишь сквозь явь...
Всё вдаль стремясь, не грезя...
Объяв простор, не грезя...
Она легко преодолеет время
Она легко пронзает <даль> и время
Славословь.

Я только что продублировал это моё произведение на иной информационный носитель, т.к. столкнулся с тем, что казалось бы независимый от интернета внутренний ресурс лап-топа "забарахлил", и я не мог некоторое время иметь доступ к моему материалу. Возможно этот эксцесс связан с некоторыми аспектами пока ещё  несовершенной и разрозненной системы глобального слежения...

Рецензия на «Утро» (Юлия Саяпина)

Здравствуйте, дорогая Юля.

Не затруднит ли Вас ответить на несколько вопросов?
"Полусонный горизонт" (до "восхода", во "мгле") - это как понять? Почему не сонный, не дремотный? А именно полу- ? Не вошло в размер 5-стопного ямба? Кроме того, горизонт - это линия. Он может быть неясно виден. Но как он может быть сонным, бодрым, весёлым или полусонным? Вы создали новый поэтический образ, прецедент? Но удачен ли он? Есть ли у кого-то из классиков подобное? Или Вам классики не указ? :)

Может ли "нежность пролегать"? Дорога пролегает… Но нежность?.. На какие примеры в отечественной поэзии можно опереться в данном случае? Или Вы написали нелепицу?

Как "утро рисует на плече каракули"? солнечный зайчик - это не каракули. А если здесь о чём-то другом сказано, то образ дан весьма невнятно, и поэтому неудачно.

Почему "отблески лучей мерцающие"? Они что' сродни мерцанию звёзд, но образ опять донельзя странен. Объясните, пожалуйста, "мерцание отблесков лучей", уважаемая Юля.

Кутаются обычно, когда зябко, холодно. Свежесть родственна прохладе. Как можно кутаться в нечто родственное прохладе, когда и так зябко, а иначе зачем кутаться? Если возможно, то поясните этот образ в противовес моему вИдению. Сопоставить наши взгляды будет интересно и полезно.

Однако т.к. данное произведение привлекло моё внимание, то оцениваю его позитивно. Плюсую.

И вот первое на Вашей странице произведение на данный момент, рассмотрим его тоже:

http://www.stihi.ru/2016/10/15/9326

"бездыханная бездна"... Это как? Может быть дышащая
бездна, но бездыханная… Она что приказала долго жить?

мятежный грешни[к у кре]ста], [кУкре стА] не слышите разве теперь такого словослияния-перераспределения? Обратите внимание и на обилие неточных рифм в стихотворении. Вы не находите пока более достойных созвучий? Ну в этом Вы не одиноки процентов 90 современных стихотворцев поступает подобным образом.

"Сметать истлевшие устои" Если устои истлели, то их действительно надо выметать метлой, ибо это уже не устои, а тлен, но у Вас-то в стихе ещё присутствуют именно "устои", а не "тлен устоев", к тому же слово сметать в контексте имеет другой ярко окрашенный смысл: разрушать. А истлевшее разрушать уже не нужно, оно уже и само рухнуло и кучей тлена лежит.

"Послушник в храме тишины,
Ловец теней и сновидений". - это тот самый "нелюдимый" что ли? Он стал резОв )

"Ты из вселенской глубины" - как-то общо получилось, Вы согласны?
"Крадёшь сакральное мгновенье" - из такой глубины можно скорее доставать, но не "красть". А так он (нелюдим и ловец) ещё и вором становится. И сакральное мгновенье - это тоже Ваш эксклюзив?

"Сквозь путы дольней слепоты,
Скользя по лезвию безумства" - вот это накрутка! "сквозь путы скользя и по лезвию скользя"
"Являешь диво Красоты" - опять очень обща, практически беспредметно, полный символизм в его ранне зачаточном проявлении.
"Постигнув магию искусства" - и тоже "общевато" ))

.

http://www.stihi.ru/2016/04/09/5035

"Забытый сон - полночный пленник" Чей "пленник"?
"Морфея благосклонный дар" - Морфей (субъект) может быть "благосклонным". Морфеев посланец (субъект) - тоже может. Но может ли сам "дар" (объект) быть "благосклонным"? Поясните, пожалуйста, свой взгляд на этот вопрос.

"Угасшие дни", "беспамятные годы" - это тоже Ваши изобретения или есть иные примеры? Вообще здесь стиль весьма архаичен: век 18 примерно, вторая его половина. Далее в канве слога и стиля почти исключительно хорошо, если не учитывать некоторую несозвучность краесогласий, хотя по-своему изысканных и удачных.

Любви непрошеная милость -
Нездешней встречи полуявь:
Полукасанья, полублизость,
Обманный шёпот зыбких клятв...

Посланник утра - луч случайный
Развеет чары невзначай.
Слезою в колыбель печали
Падёт последнее "Прощай...".

Браво, здесь успех!

.

С теплом и уважением.

Гавриил Тишков   26.05.2017 22:31   •   Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Здравствуйте, Гавриил!
Абсолютно согласна с Вашими замечаниями! Спасибо за труд.

Юлия Саяпина   27.05.2017 07:17   Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо, Юлия, за понимание. Предлагаю или внести моё имя на некоторое время в в Ваш ЧС, пока моя рецензия, не закроется другими (потом можете вывести меня из ЧС), или можете скопировать для себя мою рецензию, а я удалю все технические её моменты и мы можем общаться далее без подобной массированной критики.

С уважением и признательностью за Вашу выдержку и возвышенную доброту Вашей души.

Гавриил Тишков   27.05.2017 10:33


http://stihi.ru/2014/01/03/3336
Здравствуйте.

Пишу ремаркой дабы соблюсти наибольшую корректность, однако извините, если что…

Что касается убиваемых детей, то перечисленные в контексте концлагеря очень уступают в этом отношении достижениям двух довольно больших стран, население которых в большей своей массе владеет тем языком, на котором мы с вами здесь рецензионно общаемся. В этих двух странах ежегодно уничтожаются сотни тысяч детей, мыслящих, самосознающих, страдающих. Но скорее всего уничтожаются (ежегодно) в этих двух странах миллионы детей. И это очевидно. Не фэйк. Не фантазия. Так продолжается десятилетиями. Почти все привыкли к этому. Сил противостоять этому у народов в их трупно-духовном окоченении нет. Стоит ли удивляться происходящим событиям? Войнам. Крови. Бедности. Болезням. Ранним смертям. Глубоким депрессиям. Позору наций. Развалу империй.

С уважением к собеседующим

Гавриил Тишков   12.08.2017 17:53







Отдельное.

Отметил, что у Вас очень хорошо со стихотворным ритмом, огрехи (так я называю некоторые моменты ритмического несовершенства) весьма редки. Хорошо у вас и с рифмой. Не столь много (или очень мало) к чему можно иметь вопросы. Если будет интересно, то могу привести примеры. Потом их можно убрать из переписки. С теплом

Гавриил Тишков   19.05.2018 18:05   Заявить о нарушении / Удалить
Гавриил - конечно, интересно! У меня не так много хороших критиков. В основном - почитатели и недруги-завистники)))
В общем, с любопытством и благодарностью приму все Ваши размышления по поводу моих стихов.)

Валерия Салтанова   19.05.2018 18:13   Заявить о нарушении / Удалить
http://www.stihi.ru/2018/05/12/2709 [как в зОне] немного, но сливается в единый "конгломерат".

http://www.stihi.ru/2018/05/14/3694 "вымоет - вымолить" достаточно неточная (даже для дактилической) глагольная рифма, тем более, в завершающем катрене: […йит - …лить] - ощущается разница т/ть более, нежели й/ль.

.

http://www.stihi.ru/2005/09/16-19 в 4-ом и 9-ом стихах обогащение ритмических границ почти вплотную подходит к смещению акцентов в выделенных словах, в в 6 стихе наблюдается некоторое начальное как бы склеивание двух слов, близкое к кальке соединения двукоренных слов, правда соединительный гласный звук здесь нереальный. Другие моменты, которые я мог бы выделить несущественны или теряются на фоне силы отмеченных. Что-то, разумеется, вообще остаётся за кадром моего анализа. Часто я забываю о необусловленных словоповторах, не вникаю глубоко в синтаксис, сочетание частоупотребимых и редкоупотребимых слов, а также разностилевых.

Скорым [поездом] промчишься мимо.
Нараспашку выйду на перрон:
Ноги – в снег, срывает [шапку ветер]!
Предпоследний промелькнёт вагон,
Мой кивок прощальный не заметив…
[Отневестилась] моя любовь,

.

Вообще, уровень качества Ваших произведений весьма высок. Вы очевидно сами хорошо видите многие моменты, когда читаете поэтические произведения собратьев по перу. У меня, например, тоже есть немало моментов слабостей в текстах, т.к. я в течении_ нескольких лет только на стихирном "срезе" сделал многие тысячи исправлений (отсечений или включений).

С уважением и теплом

Гавриил Тишков   19.05.2018 23:52   Заявить о нарушении / Удалить
Прочитав, можете, Валерия, смело удалять этот технический материал. Или, если хотите, удалю его сам.

Гавриил Тишков   19.05.2018 23:54   Заявить о нарушении / Удалить
Большое спасибо, Гавриил, Вы проделали немалую работу, чтобы показать мне вещи, которое иногда не замечаешь. И Вы правы, исправления продолжаются всю жизнь, я часто вижу в совершенно уже сформировавшемся (классическом своём) стихе вдруг нечто, что заставляет меня содрогнуться и срочно переделывать. Бывает, это действительно улучшает стих. Потому что я расту, меняюсь, а стихи - остаются в том возрасте, где я их оставила))
Однако есть вещи, которые лучше и не трогать - они написаны в другом состоянии, времени, эпохе, лексическом проживании... Пусть уж так и будет. Себя - новую - туда не вложишь.
И Вы правы, что я сама многое вижу у других, потому что вообще имею склонность к анализу, у меня в копилке немало критических литературоведческих статей, опыт работы с поэтическими семинарами и в качестве председателя литобъединения, мастер-классов для взрослых и юношества, а также Литинститут. Но всегда очень интересно умное и доброжелательное мнение другого мастера слова.
Так что благодарю Вас ещё раз за критику и похвалу - мне и то, и другое лестно и полезно.

С теплом и уважением

Валерия Салтанова   20.05.2018 00:22