Сны в материнской утробе

Сан-Торас
Рецензия на «Сиеста Дали. - Сны в материнской утробе» (Сан-Торас)
Как всегда, виртуозно! Помимо того, что читается легко, на одном дыхании, ещё и доносит до обывателя (вроде меня) несколько непреложных, надеюсь, фактов, типа "конверта со спермой", "маркиза", плевка в портрет Богоматери (кошмар и ужас!) и т.д. Браво!! Единственное - исправьте "плевок" ( ослепительный полевок). С теплом к вам и уважением, Ирина.
Ирина Бойко 5   09.02.2015 22:14   
*
Столь благодарен Вам за искренний отзыв, что готов на ответный реверанс.
Открою для Вас каждую строчку своего произведения и подниму то, что под ней лежит.

Сиеста Дали. - Сны в материнской утробе.

"От южно-черной СомалИ,
В немеркнущей дали… В дали,
На вытканном из томилларных трав матрасе,
Прожаренном дымящей тенью солнца,"

( Маквис, гарига - травы растущие в Испании, томиллар - приятно пахнущий кустарник - я травник люблю травы, завариваю настои и проч)

"Под стоном ветра в опалённом Фигерасе
Рождается насмешка каталонца.
Донья Фелипа родовую боль
Превозмогает с воплем си бемоль.

(Дали родился в испанском вгороде ФигЕрасе, провинция Жирона, я изменил ударение, но упомянул настоящее имя его матери. У нее был сын тоже Сальвадор - умер в полтора года.
Дали получил имя в честь брата, всю жизнь считал себя его "инкорнацией".)

"Она не ждет феноменального сюрприза,
Шепча: О Доменик Филип Пуболь!
С помпезным “дэ” пред типулом маркиза."

(Фелип Жасинт Дали ДомЕнек, маркиз де Пуболь, Сальвадор - полное имя Дали, он был каталонцем - у них даже горы носят имена поэтов.)

"В провинции испанского Жирона
Качает тополь белая ворона."

( обозначил белой вороной, его образ - непохожий ни на кого)

"В крахмально-тОпольной пыли,
Белеющей вдали, Дали,
Как падший ангел
Лбом планету стукнул."

( Падший - падает лбом на землю - явление художника - удар, от которого встрепенулся мир)

"Метель крошила тополинный пух
(шутя создатель в пудреницу пукнул)"

( Эпатирующее изречение, во вкусе Дали - насмешка, оригинальность, цинизм)

"Павлиньим криком голосил петух,
Алел матрас, росой алмазной влажен,
Росинками ее стеклянных слёз,
Заворожённый андалузский пёс
У входа в век его стерег на страже…

( Важная биографическая строчка: - Дали работал в Голливуе с Диснеем и Хичковом над фильмами "Заворожённый» и «Андалузский пёс» - таково названия картин -
"стерег у входа в век" - фраза указывают на дату рождения Дали - 1904 год - начало века.
Он родился весной, в мае - пух тополиный летает летом - я чуть сместил время, желая тополиным пухом создать пургу, предвосхищающую его творчество - не снежную, поскольку по складу характера и темпераменту искусства он южный человек.)

"павлиньим криком голосил петух" - в приложение к белой вороне - павлинья яркость Дали.
Кроме того петух и павлин - несовместимость сочетаний, которые, несмотря на нарушение классических законов, остаются непостижимо гармоничны в его творчестве.

"А он затеял эпатажный стёб - щелчок в мещанский толоконный лоб!"

( Дали выгуливал на поводке муравьедов, написал "Дневник гения".
На каждой страницы "экскременты" - не понятно зачем?
Полагаю, что "фикальный процесс" сайт эффект в начале трипа - так работает наркотик элэсди - если не злоупотреблять, то помогает человеку понять себя, открыть свою истинную сущность.
Похоже, “Голубое сало” - Сорокина, замешано на подобном транквилизаторе, так же как "Поколение Пи" Пилевина - на грибах, "Алиса в стране чудес" написана на экстази и т.д.)

"Нет, пращуры подумать не могли! –
Усатый джин, каприз небес - Дали
На Лувр нашлет кромешную опалу."

(Творчество Дали, хотя основано на ренессансе, изгибы фигур напоминают Боттичелли, но по идеи эпатажного сюра - это вызов устоям. Своего рода "плевок в фасад Лувра")

"Тогда еще не вызрел Элюар,
Елена не сменила пеньюар,
Не превратилась в будущую Галу."

(В Париже Дали впервые встретил свою будущую супругу ГалУ. (Елену Дьяконову), в то время жену поэта Поля Элюара.)

Но звезды начертали приговор:
"О стань всевездесущим, Сальвадор!"
Сквозь манекены потекла вода…
Года стекали рыбками, в года…."

(Биографическая строка - Дали придумывал в духе сюрреализма гениально-иррациональные провокации,
в частности: прозрачный манекен — заполненный водой с рыбками, для наглядного представления о кровообращении внутри человека.
Накладные ногти — из зеркал, чтоб на себя глядеть, и т.д.)

Взгляд устремив магнитно-созерцательный,
Он написал, кощунственно любя:
"Рыдаю, с восхищением плюя
В портрет моей испанскной Богоматери!"
Как больно раскроиться пополам,
Стать проклятым, иным, неимоверным!
Послать в пустом конверте сгусток спермы:
«Вот всё, отец, что я был должен вам!»

(Сальвадор потерял мать в 17 лет, он ее безгранично любил.
Она старалась каждый день его жизни сделать необыкновенным.
Будила со словами: "Милый, чего бы ты хотел?"
После ее смерти он выставил на Парижской экспозиции картину с подписью:
«Иногда я плюю на портрет своей матери».
Расцениваю этот поступок, как попытку отгородиться маской цинизма от людей способных тронуть эту тему.

Отец был оскорблен проклял, выгнал из дома, отца можно понять.
Дали послал ему конверт со своим семенем и фразой :
"Это все, что я тебе должен!"
Жуткая и гениальная выходка.
- Не в случае с Дали, а вообще, расцениваю такой ответ достойным для сыновей, покинутых отцами.
А то является через “сто лет” : Здравствуй, я твой папа
- Здрасти, получите конвертик - это все, что я Вам должен!)

О да! - Ценю его за смех и шок,
За вызов, отрицающий Создателя,
За дерзкий ослепительный плевок
В сознание тупого обывателя!
За дикой ярости волшебный смог:
Дисней, ПикАссо, Лорка, сэр Хичкок…

"Дали дружил и работал с этими людьми - Лорку любил.
К концу жизни он погорел в пожаре своего замка, где предже жил с обожаемой ГалОй - (ударение на последний слог), выжил, но тронулся умом, говорил не членораздельно, последние внятные слова: - "мой друг Лорка…"

О фетиш снов, расплавленный под кожей!
Всхлип изумления разбуженных людей...
Сюрреализм разумным быть не может!
В бредовом воплощении идей -
Ожог умов, крушение клише,
Шуршание листвы, дождей туше...
Стандартов слом, банальностей смущенье,
Сны обретают яви ощущенье…
И мир сосет плоды его искусств:
Ромашку под названьем «Чупа Чупс».

В конце - скреативел на слова "мир сосет", но изящно вырулил на "плоды его искусств", поскольку Чупа-Чупс - это леденец, логотип ромашки Чупа-Чупса сдел Дали: фантик, обертку и название конфеты.
Он считал, что сюреализм позволяет любой, немыслемой идеи получить зримо-осязаемое воплощение.
Думаю, что он был единственным в своем духе, уникальным эгоцентриком, вдохновенным бунтарем, гением, творчество которого не оставляет равнодушных,
именно, это отношение я пытался выразить в стихах.
Сан-Торас   09.02.2015 23:19   
*
Ну, что можно ещё сказать, Сан-Торас? Гениально! Я и с самого начала не сомневалась, что все эти факты вами не с потолка взяты, но, что чуть ли не каждое слово - это неопровержимый факт, всё -история, всё - имело место быть… - да ещё вами так мастерски обыграно … - в общем, склоняю голову! Ещё раз БРАВО!Доставили мне и, надеюсь, всем читающим агромадное удовольствие!
Ирина Бойко 5   10.02.2015 03:16
*
Рецензия на «Сиеста Дали. - Сны в материнской утробе» (Сан-Торас)
Ромашка под названьем "Чупа-Чупс" - куда ни шло...
Но "за вызов, отрицающий Создателя" - не страшно ли ценить его?
Кощунственно... Хотя, возможно, моя точка зрения - это порождение "сознания тупого обывателя"?
Лина Чирко   09.02.2015 21:02 
*
Ценю в Дали не эпатаж, а свободу мысли, порыв, идеи - это фантастическое стремление окрашивать и создавать свою жизнь - отражаясь в ней.
Он как праздник с салютом и мордобоем!

А Вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

Таков и Маяковский:

"Я разу смазал карту бедней,
Плеснувши краску из стакана!"

Сальвадор! - плескал краску на карту будней. - Зажигал!

" Если звезды зажигают, значит ..."

У Дали не простой эпатаж - это жизнь-спектакль, мизансцена!
Он колыхнул воздух планеты своим дыханием! - А я люблю в людях - размах, неповторимость - дар Божий!
- Такой человек - не просто один из… такой человек - это подарок человечеству!
И если мне удалось, выразить, нечто достойное его - то счастлив, что "царапнул" прикосновением перышка этот талисман мирового сюрреализма:))
Сан-Торас   09.02.2015 21:00 
*
Это Ваше стихо чем-то сродни Дали с его сюр-стилистикой.
Во всяком случае, по уровню мастерства и дерзости образов очень близко стоит.

Лина Чирко   09.02.2015 21:05 
*
Я понимаю, что задевает Вас и многих в поступках и творчестве Дали.
Он провокатор, он желал задеть!
Видимо, меня это не возмущает, потому что
я не согласен с тем, что обыватель пытается приравнять парформанс Дали к обычному хамству и  противопоставляет этому свою пресловутую нравственность, не видя истинных причин трагедии его фарса.
В таком раскладе я вижу, как из шалуна стараются вылепить монстра, делая акцент не на понятиях о свободе, о праве выбора художника, а на той мысли, что хамство - зло и в нем виновен гений.
Вывод: нельзя гению позволять баловаться, а нам терпеть это!
Между тем, суть вопроса лежит на том уровне обзора: где "кончается искусство и дышит почва и судьба".
ЭТО ТЕМА – выхватывает из местечковых тисков и выносит на свободную и широкую перспективу мысли.
Полагаю, что эпатаж Дали - не имеет отношения к понятию:
– “Тварь я дрожащая или право имею?!”
Потому что перформанс – слишком мелкое действо для столь глубоких, жизненно-философских обобщений.
Эпатаж Дали - это ПОВОД - а не ВЫВОД.
Он обостряет вечный конфликт темы: "Гений и Толпа"
Это столкновение - неизбежно - его олицетворяет, каждая выдающаяся судьба.
Сальвадор Дали - один из редчайших случаев в истории человечества, когда обижена Толпа, а не наоборот, как все привыкли!
Вы как бы адвокатируете толпу, а я - гения - в такой расстановке сил - союза быть не может!
Я никогда не приму сторону масс!
Их и без того много - они не нуждаются во мне!
А гений - один-одинок - и он нуждается!
Сальвадор не хотел быть обижен и повержен толпой,
как обижены ею все великие художники - его собратья!
ОН сам нападал, он первый сшибал с ног.
ЕГО поступок с Хачатуряном - это не просто эпатажная
выходка - это его ответ всей Совдепии, с ее навязчивыми догмами, убийственным давлением на личность и железной указкой всему миру - "какнадажыть"!
БЛИЗОРУКОЙ указкой - как показала сама история!
Да, Сальвадор выходил за рамки приличий, которые сами по себе - плевок в страдание века.
Но, заговорив словами гения об искусстве и судьбе, а не словами обиженного обывателя о своей ущемленной персоне, мы, перешагиваем местечковый плинтус, вырастая над собой.
Только, оторвавшись от себя, войдя в мир художника, ощутив его жертвы и усилия, как свои собственные, мы обретаем иной вектор направления мысли, приближаясь к области духа.
Понимаю Вашу точку зрения, но в противоборстве Поэт и Чернь - я всегда на стороне поэта!
Простите, но в этом взаимодействии, толпа никогда не вызывает моего сострадания, а гений - всегда.
Сан-Торас   09.02.2015 22:18 
*
Вы на стороне гения, потому что сам гений. Я же на стороне "толпы" и "черни", потому что порождение этой "толпы", а точнее, народа, у которого сложились некие стереотипы нравственного поведения.Вы считаете выходку Дали творческим актом. У меня - своё вИдение: я вижу в ней хамское пренебрежение к человеку.
Я к Вам отношусь с величайшим почтением как к личности многогранно талантливой, каких за многие века были единицы, вы что-то вроде современного Да Винчи. Но не могу согласиться с Вами в том, что гениальный Дали имеет право кого бы то ни было унизить только потому, что он гений, и потому как бы само собой подразумевается, что ему всё позволено.
Не существует отдельных норм нравственности для гениев и для "толпы".
А Дали прилетел из Америки на встречу с Хачатуряном, но лишь для того, чтобы устроить этот скандал; включил "Танец с саблями", дождавшись момента, когда его автор, и между прочим ГОСТЬ Дали, пристроился к вазе эпохи Минь; "тактично" проскакал голышом на швабре мимо своего гостя и через минуту через дворецкого объявил об окончании аудиенции. Всё это было хорошо спланированной провокацией, делалось "на публику" и для прессы. Дело в самопиаре, ради которого все средства хороши, а уж "возвыситься" за счет унижения другого - что может быть милее для гениального Дали, считавшего, что ему всё позволено.
Лина Чирко   09.02.2015 23:13 
*
А, давайте постараемся друг друга понять.
Я буду следовать за Вашими словам, оставляя следы, поясняющие себя, и свое понимание Вашей точки зрения:
Речь идет о документальной истории: – это встреча Дали и Арама Хачатуряна, суть которой Вы изложили выше.
Верно?
Согласитесь, любое мнение имеет вес и значение при условии, что оно аргументировано. В противном случае – это не мнение, а вздор и упрямство.
Так?
Я понимаю, что Ваши выводы основаны на ситуации, подстроенной Дали, в которую попал Хачатурян, вынужденный мочиться в вазу.
Это одиозно, нелепо и оскорбительно.
Правильно понимаю?
Ваши слова: “Дали считал, что ему все позволено”
Так звучат, буд-то у него была какая-то защитная крыша.
А по сути, он был уязвим, так же, как любой другой. – Ему позволено ровно то, что он сам себе позволил, т.е. то, что может себе позволить каждый, если способен решиться.
Ваши доводы основываются на том, что в обществе сложились стереотипы поведения,
Дали их нарушил, обидев человека, не считаясь с его чувствами - в этом и есть хамство.
Верно?
Какие аргументы я могу привести, оспоривая столь очевидные вещи?
Ведь я считаю, что все сказанное Вами – справедливо и логично.
Что в таком случае меня не устраивает?
Сперва обозначу пункт разногласия.
Не устраивает однобокость взгляда на эту историю, который сфокусирован на одном фрагменте - как лоскут вырезанный из платья.
Иными словами: Вас настолько возмущает поступок Дали, что обида заслоняет все!
А это "все" со счетов не сбросишь, даже если ВСЕ платье, кажется Вам менее значительным, чем его лоскут.
Почему я отказываюсь свести действие Дали
(с) к хамскому пренебрежению человеком,хотя, это, явно, присутствует в его поступке?
Потому что в хамстве, как таковом, не содержатся элементы творчества и таланта.
Хамское пренебрежение исключает любые положительные элементы из своего арсенала.
Согласны с этим?
Если да, то это означает, что одним только хамством нельзя исчерпывающе охарактеризовать поступок Дали. – Это попросту не объктивно и потому не убидительно.
Я готов сформулировать, по крайне мере, 5 четких аргументов, которые по факту проголосуют за его деликатность и такт.
Тактичность – антоним хамству! - Верно?

Первое: - Дали откликнулся на желание Хачатуряна встретиться. – Это жест вежливости. Вы не можете опровернуть его, тем, что он имел коварные цели.
– По факту это демонстрирует дань уважения – остальное домыслы и предположения.

Второе: Ради этой встречи, Дали перелетел через океан - это 18 часов лету, да еще обратно столько же почти двое суток + стоимость билетов....

Третье: - Дали пригласил к себе и накрыл парадный стол в своем замке. - Угощения говорит о гостеприимстве!

Четвертое: - Дали включил музыку, именно ту, что написал маэстро, а не чью-то!
- Это жест призная чужого творчества, проявление культуры и уважительности. Нельзя говорить с писателем, не читая его романа, а Дали читал.

Пятое: - Тактичность Дали проявилась еще и в том, что "обнажив" Хачатуряна, он и сам обнажился!”.
Поставив маэстро в неловкое положение он сам стал в такое же.
Ведь они оба оказались без порток. Высмеяв Хачатуряна Дали и себя не пощадил – как бы Вы это не трактовали, но это факт.

Я аргументировал, вникая в суть поступков из этих доводов витекает: обыкновенный хам никогда не поднимется на такой уровень, уважительности, сарказма и насмешки!
Поэтому я не согласен с Вашим вердиктом.
Да, Дали обидел Хачатуряна, разыграл – но не пренебрег ИМ!
Об этом говорят конкретные поступки.

Теперь о хамстве в моем понимании, потому что люди по разному расценивают одни и те же термины.
Вы знаете, что у нас из покон веку много пьют – все привыкли к этому. Но я убежден, что напиваться в обществе, иметь красную, вспухшую физиономию, нести чушь заплетающимся языком, нелепо размахивать руками, выкрикивать несвязные реплики, шататься из стороны в строну, не управляя собой - это настоящее хамство и пренебрежение окружающими людьми. Не говоря о детях!
У нас же привыкли к такой вульгарности - так ведут даже президенты.
Господин Ельцин выходил к народу в том виде, что я описал.
Так ведут себя повсюду. Попробуйте привести хоть один аргумент, оправдывающий это бездарное, наглое и скотское хамство.
Такое отношение и есть плевок в каждое трезвое лицо.
По сравнению с обыденным поведением людей нашей культуры, этот Крошка Цахис, Дали просто девственная Мальвина - образчик монашеской нравственности:
И на встечу прилетел, и стол накрыл, накормил, напоил, музыку Хачатуряна Хачатуряну врубил, сам разделся, уравнявшись с ним, и не нажрался как свинья мордой в салат!
Согласен он обидел - но будьте объективны - это был обидный творческий акт художника, а не обычное тривиальное хамство. Да он нарушил стереотипы, но этого он и желал.
Потому что этим художник занимается всю жизнь. А именно - разрушает стереотипы:
*
Послушай, не надо смотреть вниз! Там пресса и пресс бюрократии.
Это же тотальный идиотизм – «гУглить» чужие понятия!
Зубрить, завихряться в интима цинизм - ну его к матери!
Я еще не люблю в лицо брызг с губ обывателя.

Не надо всех слушать, давать отчет о своих движениях!
Плевать, как я выгляжу, на чей-то счет, в чьих-то воображениях!
В чужой обезличенной данности - фишкой нелепой оказии,
В марлевой чьей-то туманности, в наперстке бесцветной фантазии,

В капельнице восприятий, понятий о смерти и эвтаназии,
В каменных лбах, отгоняющих ветер битвы и боли, -
Мира многообразие.

-2-

От стереотипов не уберечь, и дресс-коды меняют квоты! Но
Индивидуальность видна через речь! Когда открываются роты!

И ясно, чем человек начинен и где его мыслей бродилище,
Какой в голове Ньютона бином и библиотекохранилище,
Каков объем извилиномышц и сколько в нем истин искаемых,
Каких накопал этот ум-малыш полезнейших ископаемых,
И сколько добра в нем, любви и греха, души и тоски человечьей -
Нас отличает суть языка! Ткань нашей личной речи.

-3-

И пока язык мой путем эмпирическим не свяжет стопарик вискария -
Наслаждайтесь оргазменно-эстетически риторикой моего глоссария!
Моим репунсивом анаколуфным, олбанью* - до звезд и транса! -
Не прячьте головы в страха муфты от когнитив-диссонанса*!

-4-

Поэт не настроит оптику чутья на растиражированные вкусы!
У волшебников и дельцов разные якоря, и паруса, и грузы.
Поэт - не родственник всей толпе! Он к тем высотам пригоден,
Где воздух разряжен - на той высоте, где он, как Бог, благороден!
В каноны - капканы культуры массовой, где главное - чтоб коитально, -
Индивидуальность не встроишь в пазлы, куда встроены все повально.

Поэт идет к закату бредОвому смотреть, как небо заканчивается,
Чтобы дать дорогу чему-то новому, тайному и заманчивому,
Чему-то неясному, непредсказуемому - тончайшей звездной вибрации.
И он найдет подлежащее и сказуемое для всей небесной абстракции!
Потому что в реальности - вашей, банальной - он ищет иные черты:
Незаштампованной, парадоксальной, удивительной красоты!

Сан-Торас   10.02.2015 10:58