Похищение Прозерпины

Руби Штейн
Похищение Прозерпины*

                «Не так прекрасна Энна, где цветы
                Сбирала Прозерпина, что была
                Прекраснейшим цветком, который Дит**
                Похитил мрачный... »

                (Джон Милтон - «Потерянный рай»)


Смотришь когда на скульптуру,
Кажется, что Прозерпина
Слишком мала в руках исполина —
С ребёнка размером богини фигура...
Но цепкою хваткой питона
Должны быть объятья Плутона:
Свершается похищение,
Характер Плутона бешенный...
Но как же он держит женщину
Тонкими пальцами бережно...
Он, бородатый по самые брови,
Схватка вполне очевидна финалом...
Но Прозерпину... как нежно он ловит,
Чтобы не убежала...
Нет драматизма схватки неравной:
Страсть! И, как воск, — податливый мрамор!


*«Похищение Прозерпины», Джованни Лоренцо Бернини, галерея Боргезе (Рим), 1621-1622. Когда скульптор начал создавать композицию, ему исполнилось 23 года: «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».

**Дит (Плутон, Аид) похитил Персефону, удерживая ее ежегодно по полгода (или две трети года) в Подземном царстве, отражает периоды сельскохозяйственного цикла, а также умирание и возрождение растительной природы. О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает Мильтон в четвертой книге "Потерянного рая"