Искусство фуги

Александр Отрадин
Как после долгой тягостной разлуки
Мы возвращаемся к покинутым местам,
Казалось, красота приходит в храм,
И в сотый раз оркестр играл «Искусство Фуги».
Давно ль гравюры – отраженья нот
В пыли лежали, да зачем хранить их?
Но время выбирает свой черёд
В простых мгновеньях, с музыкою слитых.

Давно ли эти звуки были немы,
Но совершенство вырвалось из них,
И город в ожидании  утих –
Жизнь уходила фугой на три темы.
Три символа. Три веры. Три добра.
Что остаётся от былой печали?
Исчезло завтра, унеслось вчера,
Мелодии чужие отзвучали.

Да будет свет! И даже если глаз
Не разомкнуть и солнца не увидеть,
То всё же загорается для вас
Та красота волшебная – смотрите!
…Но как слова утерянной поэмы
Не отзовутся в глубине души,
Ты свечи потихоньку притуши –
Ведь оборвалась фуга на три темы.



********* ********** ***********

Искусство фуги» (англ. The Art of Fugue, нем. Die Kunst der Fuge) — одно из последних сочинений (BWV 1080) И. С. Баха (было написано в 1742—1749 годы) в тональности ре-минор (d-moll).
В *Искуссте фуги* мастерство достигло того высшего предела, дальше которого оно не могло уже развиваться, но на этом оборвался путь художника. Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.
Последняя фуга написана на три новые темы, одна из которых — знаменитая тема B-A-C-H (последняя тема), на которую написаны произведения и другими композиторами в знак уважения к И. С. Баху. Фуга как бы разбивается на три части, каждая из которых представляет новую тему. В последней части происходит слияние всех трёх тем… Это загадочная фуга. Во-первых, есть вероятность, что фуга была написана отдельно от Искусства фуги и не имела к нему никакого отношения, а впоследствии просто была «пришита» к нему. Во-вторых, это неоконченная фуга и всегда ставит перед исполнителем вопрос: «дописать» фугу или «бросить на последней записанной ноте».