Метрополитен поэма

Сергей Линке
МЕТРОПОЛИТЕН

философская поэма
в семи эпизодах
с прологом, эпилогом
и комментариями


ПРОЛОГ

Круженье Зодиака - неизбывно...
Вращается, подобно пентаграмме,
меняя смысл, Кассиопеи символ -
то "М", то "W", - вновь Мастера сменяет
на сцене Wоланд...

" - Кто ты, наконец?

- "Я часть той силы, что желая зла,
свершает вечно благо",
пребывая
в извечном превращении...

Увы,
Мы все, к несчастью, смертны...
Иногда -
внезапно смертны...

Бедный Берлиоз
сему свидетель... Впрочем, до него
нам нынче дела нет, у нас в примете
совсем не то, как говорил поэт...
О чём, бишь, я? Ах да, Кассиопея...


ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ

Кассиопея городских небес -
мерцающее "М" на мрачном фоне
унылых стен, что заменили небо.
Здесь вместо света полуночных звёзд -
сиянье электрических созвездий...

Названье станции. Свирепая толпа
толкается, вовнутрь попасть стремится...
Со стороны - картина такова:
Сороконожкою шагает к "эшафоту"
шеренга смертников, поток приговорённых,

и призраком прозрачным гильотины -
безжалостные ножницы дверей,
кромсающих толпу... Врата Аида.
Добро пожаловать!
Вам, грешники, - сюда!


ЭПИЗОД ВТОРОЙ

В метро, как в лоно девичье вошёл
- здесь тесно так же, но не так приятно…
И отношение к потеющей толпе -
как отношенье к сексу после секса:
брезгливо в меру, в меру безразлично…

Вот, турникет удачно миновал,
дав мзду за погребальные услуги,
включающие перевозку тел -
один жетон – и в братскую могилу
с комфортом опускает эскалатор.

Нет в подземелье солнечных часов,
зато табло пылающие угли
лик времени безжалостно клеймят,
его ужасной пытке подвергая.
Колёса огненные - знаки срока казни.


ЭПИЗОД ТРЕТИЙ

На набережной Стикса – тишина,
- паром, по-видимому, только что отчалил...
Вновь прибывшие на краю платформы
стоят, предупрежденью вопреки,
по сторонам рассеянно взирая.

По крайней мере - есть на что смотреть:
младая служащая метрополитена
напоминает шляпкой ярко красной
бутон алеющий, привратника у входа
в пещеру наслаждений, в тот "Эдем",

куда состав со сладострастьем входит
и чувствует вокруг сырые стены
от страсти воспалённого туннеля,
сжимающего в судороге сладкой
доселе целомудренные своды...


ЭПИЗОД ЧЕТВЁРТЫЙ

Однако же, уймись, воображенье!
И свой горящий взор отвороти
от рая невозможного, и вспомни,
что у жрецов и жриц неистовой любви,
в отличие от нас - пути иные.

Мы в сторону другую поплывём,
последуем в обратном направленьи,
туда, откуда больше нет возврата -
в страну теней отправится наш поезд,
угрюмый поезд из ладей Харона…

Вот плавно он к перрону прибывает
и открывает раздвижные двери,
и внутрь "мавзолея" входят тени,
не так, как прежде – в статусе ином:
не соглядатаев процессия – но мёртвых…


ЭПИЗОД ПЯТЫЙ

С закрытыми глазами, молча, в ряд
сидят тела усопших пассажиров,
чьих ликов посиневших выраженья
меняются как у живых, дрожа
в люминесцентно–люциферном освещеньи.

"Цунами", "Эпидемия", "Война" -
безрадостны названья остановок,-
и вот что странно: как ни велико
число на этих станциях входящих -
в вагонах всем всегда хватает места.

Вот парочка пустующих сидений -
они для Эвридики и Орфея.
Напротив – тёмное стекло того окна,
что в зеркало внезапно превратившись,
обоих сгубит по веленью мрака ночи.


ЭПИЗОД ШЕСТОЙ

Вдруг, яркий солнца луч - на Божий свет
в последний раз выскакивает поезд.
Ему навстречу, поездом другим,
мчит прожитая жизнь, в одно мгновенье
спрессованая суммой скоростей.

Прогрохотала, мимо пронеслась,
истаяла, исчезла, отгорела,
и в вечную отныне темноту
покорно погружается сознанье -
туннель бездонный – пуповина смерти.

Унылый стон скорбящих тормозов -
и вздрагивают отраженья трупов,
и ёжатся владельцы отражений,
предчувствуя начало погребенья,
предвосхищая Вечности начало.


ЭПИЗОД СЕДЬМОЙ

Торжественно звучит возницы глас:
«Конечная! - наш поезд прибывает
в страну цветущих вечно асфоделей.
Всем надлежит места освободить,-
не оставляйте ни вещей, ни мыслей!»

И мумии, не размыкая глаз,
послушно выполняют приказанье -
встают и следуют в безмолвный мир теней,
и "двери закрываются" за ними,
вслед за предупрежденьем «Осторожно!».

 Могильных змей зловещее шипенье
стихает… Всё дальнейшее – молчанье.
Аминь. Живых от мёртвых отделяет
плит гробовых холодное стекло,
и эпитафией на нём – «Не прислоняться!».



ЭПИЛОГ

Кладбищенское мрачное депо…
Оставь надежду, всяк сюда входящий.
“ Das Seine Jedem!” – каждому своё!
А не «ЭДЕМ», не «ЕДЕМ» - нет, не едем...
ПРИЕХАЛИ… Тупик. Конец. Стена.

Что дальше – вы у Гамлета спросите…
"The rest is silence", - вам ответит Гамлет,
открыв стоп-кран, и хлынут воды Леты,
смывая боль, следы воспоминаний,
усталость, грусть и прах веков с вагонов...
(В депо, вестимо, есть "вагономойка").

Одёрнет китель машинист Харон,
поправит перед зеркалом фуражку,
жетоны перечтёт, и вновь паром
по "кольцевой метро" безудержно помчится.

Круженье Зодиака - неизбывно...


----------------------------------------------------------

КОММЕНТАРИИ


ПРОЛОГ

КАССИОПЕЯ
- незаходящее созвездие Северного полушария неба. Ярчайшие звезды Кассиопеи образуют фигуру, похожую на букву «М» в декабре и на букву «W» в июне.

ПЕНТАГРАММА
- "Пентаграмма или Пентакль" - пятиконечная звезда с одним концом вверх и двумя вниз,напоминающая человеческую фигуру, является знаком белой магии; с одним концом вниз и двумя вверх он представляет так называемое «копыто козла» и рога дьявола – характерное для символики изменение знака с позитивного на негативный при его переворачивании.
Пентаграмма Белого мага – символ магического воздействия и господства дисциплинированной Воли над явлениями мира.
Воля Черного мага направлена к разрушению, к отказу от выполнения духовной задачи, поэтому перевернутая пентаграмма рассматривается как символ зла (см. также "прямая и перевёрнутая пентаграмма", "правая и левая свастика").

КТО ТЫ, НАКОНЕЦ?
"...так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо."
(Гёте. Фауст)

- Эпиграф к роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

ИНОГДА - ВНЕЗАПНО СМЕРТЕН
- " Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"
- реплика Воланда, адресованная М.А.Берлиозу незадолго до его ужасной кончины под колёсами трамвая. (из романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").

У НАС В ПРИМЕТЕ СОВСЕМ НЕ ТО
"...У нас теперь не то в примете, мы лучше поспешим на бал..."
- А.С.Пушкин "Евгений Онегин".


ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ

АИД
- в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых.


ЭПИЗОД ВТОРОЙ

НЕТ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ
- сравнить с англ. поговоркой "ты нужен мне, как солнечные часы в могиле!"

"КОЛЁСА ОГНЕННЫЕ"
- см. Библия.Книга Пророка Иезекииля.

Электрические табло в столичном метрополитене семидесятых годов прошлого столетия представляли собой эдакие "горящие колёса", "спицами" которых служили электрические лампочки, показывавшие время, прошедшее с момента ухода последнего поезда.
(примечание автора)


ЭПИЗОДЫ ТРЕТИЙ, ЧЕТВЁРТЫЙ

СТОЯТ, ПРЕДУПРЕЖДЕНЬЮ ВОПРЕКИ
На станциях метро пассажиров убедительно просят "не стоять на краю платформы".

ПРИВРАТНИК
- одно из названий клитора в старинных анатомических трактатах.
Случаи предсмертного сильного полового возбуждения описаны как в специальной так и в художественной литературе (см. например "Новая Жюстина, или несчастья добродетели" де Сада).


ЭПИЗОД ПЯТЫЙ

ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
- древнегреческий миф, повествующий о том,что Орфей после смерти жены спускался за ней в подземное царство. Эвридика, однако, вынуждена была сразу же вернуться назад,из-за того, что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из подземного царства. В сюрреалистической кинофантазии Жана Кокто, основанной на мифе об Орфее и Эвридике ("Орфей",Франция 1950), Орфей (Жан Маре), освобождающий Эвридику (Мари Деа) из царства Аида, куда та попала после смерти, вновь теряет её, случайно увидев отражение её лица в зеркале своего автомобиля.


ЭПИЗОД ШЕСТОЙ

ЕМУ НАВСТРЕЧУ МЧИТ ПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ
Принято считать, что человек перед смертью видит всю свою жизнь, проносящуюся перед его мысленным взором за несколько мгновений.

ТУННЕЛЬ БЕЗДОННЫЙ – ПУПОВИНА СМЕРТИ
- бытует мнение, согласно которому смерть есть ничто иное, как акт нового рождения - переход из мира уютного и обжитого в мир холодный и незнакомый.


ЭПИЗОД СЕДЬМОЙ

В СТРАНУ ЦВЕТУЩИХ ВЕЧНО АСФОДЕЛЕЙ
- в "Одиссее" Гомера умершие в царстве Аида скитаются по полям покрытым цветущими асфоделями (асфоделивые луга). (см. также роман В.В. Набокова "Истинная жизнь Себастьяна Найта").

"Конечная, поезд дальше не пойдёт";
"Не оставляйте в вагонах своих вещей!";
"Осторожно, двери закрываются"
- сообщения, звучащие в вагонах метро.

"Не прислоняться"
- предупреждающая надпись на стеклянных дверях вагонов.


ВСЁ ДАЛЬНЕЙШЕЕ – МОЛЧАНЬЕ
- "дальнейшее - молчанье", - последние слова Гамлета (см. также комментарий к ЭПИЛОГУ).


ЭПИЛОГ

"Das Jedem Seine" (нем.)
- "каждому своё" - надпись над главными воротами Бухенвальда.

"The rest is silence" (англ.)
- "дальнейшее - молчанье", - последние слова Гамлета, принца датского.

И ХЛЫНУТ ВОДЫ ЛЕТЫ
- в древнегреческой мифологии, попавшие в Аид души оказываются на Асфоделивых лугах или Елисейских полях, которые простираются вплоть до города Эреба с дворцом повелителя преисподней Гадеса и жены его Персефоны. Слева от дворца Гадеса растет белый кипарис, под которым протекают воды реки Леты - воды забвения, утоляющие жажду душ умерших.
(Гомер, "Иллиада", "Одиссея").

КРУЖЕНЬЕ ЗОДИАКА НЕИЗБЫВНО
- последняя строка поэмы перетекает в её первою строку, замыкая таким образом повествование в кольцевую линию "Вселенского Метрополитена".