Маха

Руби Штейн
Королева на улице, приличная в церкви,
В постели порочна и страстна...
— Таким, по мненью испанцев,
Был женский предел совершенства...
Маха в Испании — в центре гулянок!
Испанка из прочих самых испанок!
Вульгарна до самого обыкновения,
Символ восторженного преклонения!...

Роль эдакой дочки народа
В Мадриде вошла тогда в моду...
Охвачены прихотью этой...
Особы и высшего света...
Сама герцогиня де Альба,
Наследница древнего рода,
Скрывая лицо тончайшей вуалью,
В наряде махи гуляла по городу...

Богатство, происхождение
— Рождали вокруг небылицы:
В её красоте живописцы
Черпали своё вдохновение...
Поэты её воспевают в стихах
Облик затмил шедевры ваяния:
Лучистого взора сияние,
Улыбка на страстных устах...
 
«Набеги» красавицы ждали заранее:
Страсть наполняла кварталы Мадрида;
Желали её все мужчины Испании
— Сердца их, казалось, навеки разбиты...
Когда она шла, из Окон глядели:
Ведь чудо не часто встретишь живьём,
Желая взглянуть на богиню мельком...
Игры бросали на улицах дети.

Немало завистников её красоте
Ругали времён тех свободы и нравы
Они — в чём-то, видимо, правы,
Но Альба своей доверяет судьбе
Сама выбирает врагов и друзей,
Ничуть не смущаясь наличием мужа,
Счастливым возлюбленным головы кружит
— Вниманья не стоит зависть людей.

Каждый на теле её волосок
Способен был вызвать желание
— Француз-путешественник сделал признание —
Явно знал в женщинах толк...
И женские ножки беспорно —
По заверениям тех же французов —
Законодателей моды и вкусов —
Вращают страницы истории...

Так встретил её маэстро-художник...
Жизнь Гойи круто меняет течение:
Изящество Альбы, как наваждение,
Собой увлекало не только прохожих...
Муж не придАл, как обычно, значения
Связи жены с живописцем и чувствам,
Будучи сам меценатом искусства
Обычною прихотью счёл увлечение...
К слову, чета, насколько возможно,
В условиях бурной и праздничной жизни,
Блеск меценатства считала не лишним —
На этой-вот почве случилось знакомство...

Испытана связь их болезнями, временем
Годы писал он любимой портреты
В ракурсах разных, нагой и одетой
Окутанных тайной их отношений...
... Альба хранила два полотна,
На свет извлечённые пОсмерти мужа:
Они раскрывают их тайны, их дУши,
Грех и Любовь до пьяна...

С единым названием два полотна...
На первой картине — «Маха одета»
И полностью маха обнажена
На чУдном другом портрете...
Разительно сходство так с Каэтаной...
Но символ Испании — грязный обман!
Альбы потомки — горды и упрямы...
Они утверждали, где только возможно,
Не может позировать обнаженной
Из рода их знатного дама...

Смелый изгиб её бёдер и талия
Отличны от пышных красоток Италии
И утончённых француженок кукольных форм...
Своеобразье руки гениального мастера
ВИдно в портретах буквально во всём
Душевные силы ещё не растрачены...
Лицо в обрамлении чёрных волос,
Глаза и улыбка... Соблазн и томление...
Брови прописаны... Как выдержал холст
Страсти такой откровение?...

              ****

Мне посчастливилось видеть картину...
Запомнил, как перед нею застыл я
Готовый забыться здесь до утра...
Рукой проведя по изгибу бедра,
Живое тепло я почувствовал сразу:
Бедро не совпало с видимым глазу...