Авраам в Ханаане

Игорь Плохатнюк
Сегодня, друзья, я предлагаю Вам для чтения следующую (13-ю) главу из книги вестницы Божьей -
Елены Уайт, под общим названием "Патриархи и пророки".

(Эта глава основана на книге Бытие 13-15; 17:1-6 и 18-ой главах).

"Авраам возвратился в Ханаан, будучи "очень богат скотом, и серебром, и золотом". Лот всё ещё был с ним, и снова они
пришли в Вефиль и разбили свои шатры возле алтаря, некогда воздвигнутого ими. Вскоре они убедились, что умножение
богатства умножило и проблемы. Во время лишений и скитаний они жили между собой в полном согласии, а теперь, во дни
благополучия, возникла опасность раздоров. Для скота не хватало пастбищ, и споры, часто возникающие между пастухами,
поставили их хозяев перед необходимостью решить этот вопрос. Стало очевидным, что им придётся разделиться.

Авраам был старше Лота годами, выше него как в родственном отношении, так и по занимаемому положению, превосходил его
в богатстве, однако он первый предложил уладить дело миром. Хотя Сам Господь вручил ему всю землю, он великодушно
отказался от права выбора.
"И сказал Авраам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы
родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня! Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я
налево!".

В этих словах проявился благородный, бескорыстный характер Авраама. Сколько людей в подобных обстоятельствах, рискуя
всем, стали бы из принципа отстаивать свои права и преимущества! Сколько семейств оказались разрушены таким путём!
Сколько общин разделились, сделав истину пословицей и используя её, чтобы упрекать нечестивых! Чтобы не было "раздора
между мною и тобою", сказал Авраам, "ибо мы родственники" не только в буквальном смысле, но и братья как дети и
поклонники истинного Бога. Дети Божьи составляют одну семью, и такой дух любви и мира должен царить среди них.
"Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте" (Послание к Римлянам 12,10) -
гласит учение нашего Спасителя. Если бы мы были постоянно чутки друг ко другу и поступали бы с нашими ближними так,
как бы мы желали, чтобы они обращались с нами, тогда в мире было бы вдвое меньше зла. Дух самовозвышения - дух сатаны,
но сердце, в котором пребывает любовь Христа, исполнено самоотречения и не ищет своего. Таковые будут всегда поступать
по Божественному предписанию: "Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других!" (Послание Филиппийцам 2,4).

Хотя Лот лишь благодаря Аврааму приобрёл столько имущества, но он не ответил признательностью своему благодетелю. Долг
вежливости требовал, чтобы Лот предоставил Аврааму право выбора, но вместо этого он жадно ухватился за его предложение.

"Лот возвёл очи свои, и увидел всю окрестность Иорданскую, что она... орошалась водою, как сад Господень, как земля
Египетская"(Бытие 13,10).

Одним из самых плодородных мест во всей Палестине была Иорданская долина, напоминающая собою потерянный рай и
равняющаяся по красоте и плодородию равнинам на берегах Нила, недавно покинутых ими. Там были роскошные и прекрасные
города, чьи богатые рынки сулили выгодную торговлю. Ослеплённый картинами земного богатства, Лот не думал об
опасностях, которым он подвергает свою душу. Здешние жители были "злы и весьма грешны пред Господом", но он этого
не знал или же знал, но не придавал этому никакого значения.

"И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую" и "раскинул шатры до Содома"(Бытие 13,11-12).

Он не сумел предвидеть ужасные последствия своего эгоистичного выбора.
После отделения Лота Авраам вновь получил от Господа обетование, что он будет владеть всей землёй. Вскоре после
этого Авраам двинулся к Хеврону и раскинул свои шатры у дубравы Мамре и воздвиг там жертвенник Господу. Оставив Лоту
опасную роскошь Содомских долин, Авраам, которому нравилась незатейливая патриархальная жизнь, жил на вольном просторе
плоскогорий, покрытых оливковыми рощами, виноградниками, полями волнующейся от ветра пшеницы и обширными пастбищами,
окружавшими холмы.

Народы, по соседству с которыми жил Авраам, почитали его как могущественного князя, мудрого, незаурядного вождя.
Авраам не сторонился своих соседей, но и его жизнь, и сам он резко отличались от образа жизни язычников, являясь
живым свидетельством истинной веры. Он был беззаветно предан Богу. Его обходительность и доброта вызывали у окружающих
дружеское расположение и доверие; его неподдельное величие внушало уважение и почтение.
Свою веру он не прятал ревниво, как драгоценное сокровище, чтобы только одному наслаждаться ею. Так невозможно
обращаться с истинной религией, ибо подобный дух противоречит принципам Евангелия. Если Христос живёт в сердце,
невозможно утаить свет Его присутствия или затмить его. Напротив, он будет становиться изо дня в день всё ярче и ярче,
по мере того как животворные лучи Солнца Праведности будут рассеивать густой мрак эгоизма и греха, окутывающего душу.

Народ Божий является представителем Бога на Земле, и Господь желает, чтобы дети Его были светильниками среди
нравственной тьмы этого мира. Рассеянные по всей земле: в городах, деревнях, селениях - они являются свидетелями
Божьими, через которых Он сообщает неверующим Свою волю и чудеса Своей милости. Его воля состоит в том, чтобы все
причастники великого плана спасения стали Его миссионерами. Благочестие христиан является образцом, при помощи
которого неверующие люди составляют себе мнение об Евангелии. Терпеливо перенесённые испытания, с признательностью
принятые благословения, смирение, доброта, милосердие и любовь, проявляемые в повседневной жизни, делают христианина
светоносным, в то время как от плотского себялюбивого сердца исходит мрак.

Глубоко верующий, благородный в щедрости, мужественный в повиновении и кроткий в простоте своей кочевой жизни, Авраам
отличался мудростью в отношениях с соседями, был смелым и находчивым воином. Несмотря на то, что его знали как
проповедника новой для них религии, три царских брата, правителя Аморрейской равнины, где жил Авраам, выразили своё
дружеское расположение тем, что предложили ему заключить с ними союз во имя общей безопасности, ибо насилие и
притеснение царили в стране. Вскоре произошли события, заставившие его воспользоваться правом союзника.

Кедорлаомер, царь Елама, четырнадцать лет тому назад завоевал Ханаан и обложил жителей данью. Но некоторые из князей
возмутились, и тогда Еламский царь вместе с четырьмя союзниками вознамерился подавить восстание. Пять Ханаанских
князей объединёнными силами выступили против поработителей в долине Сиддим, но потерпели полное поражение. Большая
часть армии была разбита, а оставшиеся в живых бежали в горы. Победители ограбили города, разорили долины и удалились
с богатой добычей, уводя с собой большое количество пленников, среди которых были также Лот и его семья.

Авраам, мирно живя у дубравы Мамре, узнал от какого-то беженца о происшедшем сражении и бедствии, постигшем племянника.
У него в сердце не было никакой неприязни к Лоту за его неблагодарность, напротив, движимый любовью к Лоту, он решил
спасти его. Уповая прежде всего на Божественный совет, Авраам приготовился к войне. Он выбрал из числа своих людей
триста восемнадцать мужчин, наставленных в страхе Божьем, повинующихся своему господину, а также обученных военному
искусству. Его союзники Мамрий, Эшкол и Анер присоединились к нему со своими людьми, и все вместе они погнались за
захватчиками. Еламский царь и его союзники в то время остановились в Дане, на северной границе Ханаана. Упоённые
успехом и не ожидая нападения со стороны поверженного врага, они шумно праздновали свою победу. Патриарх разделил
людей так, чтобы окружить весь лагерь, и ночью напал на них. Его стремительная и внезапная атака увенчалась быстрой
победой. Еламский царь был убит, а его армия, охваченная смертельной паникой, оказалась полностью сокрушённой.
Лот и его семья и остальные пленники со всем их имуществом были освобождены, и победителям досталась богатая добыча.

Последователь Живого Бога не только оказал большую услугу стране, но и проявил себя как доблестный воин. Все убедились,
что праведность не есть трусость и что вера Авраама вселила в него отвагу при защите прав обиженных. Его героический
поступок прославил его среди всех окрестных племён, при его возвращении царь Содома вышел ему навстречу, чтобы
приветствовать победителя. Он настаивал, чтобы Авраам взял всю добычу себе и просил возвратить ему только пленников.
Хотя, согласно военному обычаю, добыча принадлежала победителю, Авраам, предпринявший этот поход не ради наживы,
отказался извлечь для себя выгоду из несчастия других и оговорил только, чтобы была отдана часть, принадлежащая по
праву его союзникам.

Немногие, подвергшись подобному испытанию, поступили бы так благородно, как Авраам. Немногие устояли бы против
искушения получить такую богатую добычу. Пример Авраама является упрёком своекорыстию и стяжательству. Авраам уважал
принципы справедливости и гуманности. Его поведение иллюстрирует Божественный принцип: "Люби ближнего твоего, как
самого себя!"(книга Левит 19,18).

"Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего
твоего, чтобы ты не сказал: "я обогатил Авраама!""(Бытие 14,22-23).

Он не хотел дать даже повода думать, что он вмешался в войну из-за корыстолюбивых побуждений и что своим
благосостоянием обязан их дарам и благосклонности. Бог обещал благословить Авраама, и Ему должна принадлежать вся
слава.
Приветствовать патриарха-победителя вышел и Мелхиседек, царь Салима, который вынес хлеб и вино для подкрепления
уставших воинов. Как "священник Бога Всевышнего" он благословил Авраама и воздал благодарение Богу, Который совершил
такое великое избавление через Своего раба. И "Авраам дал ему десятую часть из всего"(Бытие 14,20).

С радостью Авраам возвращался к своим шатрам и стадам, но сердце его волновали тревожные мысли. Он был мирным
человеком, избегавшим, по возможности, вражды и ссоры, и теперь он с ужасом вспоминал кровавое побоище. И люди,
рассуждал он, чьи воины пали на поле брани, несомненно повторят своё нашествие, чтобы, в основном, отомстить ему.
Если он будет вовлечён таким путём в межплеменные раздоры, то его жизнь утратит свою безмятежность. Более того, он
не вступил ещё во владение обетованной землёй, да и не мог надеяться иметь наследника - наследника, над которым бы
и осуществилось это обетование.

В ночном видении Авраам снова услышал Божественный Голос: "Не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя весьма велика!"
(Бытие 15,1). Но он был настолько угнетён различного рода предчувствиями, что не мог, как прежде, отнестись к этому
обетованию с полным доверием. Он молил Господа дать ему какое-нибудь доказательство того, что обетование Божье
исполнится. Да и как могло исполниться обетование, если у него не было сына?
"Вот, Ты не дал мне потомства, - сказал он, - и вот, домочадец мой - наследник мой!"(Бытие 15,3). Он намеревался
усыновить своего верного раба Елиезера и сделать его наследником. Но Бог уверил Авраама, что наследником будет его
собственный сын. Он повелел ему выйти из шатра и посмотреть на бесчисленное множество звёзд, мерцающих в небесной дали.
И когда Авраам смотрел на звёзды, он услышал слова: "Столько будет у тебя потомков!"(Бытие 15,5).
"И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность!" (Послание к Римлянам 4,3).

Патриарх всё ещё просил дать ему какой-нибудь видимый знак для укрепления его веры и для доказательства грядущим
поколениям - доказательства того, что Бог исполнит Свои милостивые замыслы по отношению к ним. Господь снизошёл до
того, чтобы вступить в завет со Своим слугою, используя те формы, которые были в обычае у людей при заключении
торжественного договора. Согласно Божественному повелению, Авраам принёс в жертву трёхлетних телицу, козу, барана;
разрубил каждое животное и разложил на некотором расстоянии друг от друга. Помимо этих жертв он принёс ещё горлицу и
молодого голубя, которые не расчленялись. Когда всё это было сделано, он с чувством благоговейного страха прошёл
между разложенными частями жертвенных животных, давая торжественное обещание всегда и во всём повиноваться Богу.

Терпеливо и внимательно он стерёг принесённые жертвы до захода солнца, чтобы птицы или какие-нибудь другие животные
не растащили их. Когда солнце уже готово было скрыться за горизонтом, он погрузился в глубокий сон, и вот "напал на
него ужас и мрак великий"(Бытие 15,12). Божественный голос повелел ему не ожидать мгновенного исполнения пророчеств
относительно обетованной земли, но рассказал о тех страданиях, какие должны будут перенести его потомки, прежде чем
поселятся в Ханаанской земле. Ему также был открыт план искупления человечества смертью Иисуса Христа, Его великая
жертва и пришествие во славе. Авраам видел и новую Землю, сияющую Едемской красотой, - Землю, отданную ему во владение
навечно как окончательное и совершенное исполнение обетования.

И подтверждая этот завет Бога с людьми, "дым как бы из печи и пламя огня", символизирующие Божественное присутствие,
прошли между рассечёнными животными и пожрали их. Авраам снова услышал голос Божий, подтверждающий обещание дать
Ханаанскую землю в наследие его потомкам: "потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки
Евфрата!"(Бытие 15,18).

Когда Авраам прожил приблизительно около двадцати пяти лет в Ханаане, ему явился Господь и сказал: "Я Бог всемогущий;
ходи предо Мною и будь непорочен!"(Бытие 17,1). Объятый священным страхом, патриарх пал на землю, а Голос Божий
продолжал дальше: "И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя!"(Бытие 17,3).

В знак исполнения этого завета его прежнее имя Аврам было изменено на Авраам, что означало "отец множества народов".
Сара была переименована в Сарру - "княгиню", ибо, сказал Божественный голос, "произведу от тебя народы, и цари
произойдут от тебя!"(Бытие 17,6).

В это время Аврааму было указано на обряд обрезания, как "печать праведности через веру, которую имел в необрезании"
(Послание к Римлянам 4,11). Обрезание должно было стать обязательным для патриарха и его потомков, тем самым они
посвящали себя на служение Богу, отделяясь, таким образом, от идолопоклонников, а Бог принимал их как Своё личное
сокровище. Посредством этого обряда они давали обет исполнять условия завета, заключённого с Авраамом. Они не должны
были связывать себя брачными узами с язычниками, ибо в противном случае утратили бы благоговение к Богу и Его святому
закону, соблазнились бы греховными обычаями других народов и втянулись бы в идолопоклонство.

Бог удостоил Авраама великой чести. Небесные ангелы посещали его и дружески беседовали с ним. Когда суды Божьи были
готовы разразиться над Содомом, это не было сокрыто от Авраама, и он стал ходатаем пред Богом за грешников. Его беседа
с ангелами служит прекрасным примером гостеприимства.

Однажды в летний жаркий полдень патриарх сидел у входа в шатёр, наслаждаясь миром и спокойствием. Вдруг он заметил
вдали приближающихся путников. Странники остановились и начали о чём-то совещаться. Не дожидаясь, пока они обратятся
к нему с какой-либо просьбой, Авраам быстро поднялся - а путники, казалось, собрались идти в противоположную сторону -
и поспешил за ними. Догнав их, он с величайшей учтивостью настойчиво просил оказать ему честь, остановившись у него
для отдыха. Он сам принёс им воду, чтобы они могли омыть запылённые ноги. И пока они отдыхали в прохладной тени, по
его распоряжению готовилось угощение. Когда всё было подано и они сели кушать, он почтительно стоял подле них. Эту
заботу Бог счёл вполне достойной, чтобы запечатлеть на страницах Священного Писания. Несколько тысяч лет спустя,
просвещённый Духом Божьим апостол писал, ссылаясь на это: "Страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые,
не зная, оказали гостеприимство Ангелам!" (Послание к Евреям 13,2).

Авраам видел в своих гостях только трёх усталых путников, совершенно не предполагая, что среди них был Тот, Кому он
без греха мог поклониться. Но вскоре открылась истинная сущность небесных посланников. Несмотря на то, что они
являлись орудиями гнева, к Аврааму, мужу веры, они прежде обратились со словами благословения. Хотя Бог и подмечает
всякое нечестие и наказывает за беззаконие, но мщение не доставляет Ему никакого удовольствия. Дело уничтожения
чуждо Тому, Чья любовь безгранична.

"Тайна Господня - боящимся Его!" (Псалом 24,14). Авраам почтил Бога, и Он в свою очередь оказал ему честь, посвятив
его в Свои планы и намерения. "Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма! Сойду и посмотрю,
точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю!"(Бытие 18,20-21).

Богу хорошо была известна вина жителей Содома, но Он, как это обычно делают люди, употребил такое выражение, чтобы
сделать понятней справедливость Своих действий. Прежде чем обрушить Свои кары на нечестивых, Он раньше Сам посмотрит,
в каком положении они находятся; и если найдёт, что они не преступили границы Божественной милости, то предоставит им
ещё время для раскаяния.

Двое небесных посланников ушли, оставив Авраама наедине с Тем, Кто, как он знал теперь, был Сыном Божьим. И муж веры
умолял пощадить жителей Содома. Однажды он спас их своим мечом, теперь же он пытался спасти их своими молитвами. Лот
со своим семейством всё ещё жил там, и бескорыстная любовь, которая руководила Авраамом во время избавления Лота от
еламитов, побуждала и теперь защитить его, если это будет угодно воле Божьей, от бури Божественного гнева.

С глубоким почтением и смирением он сказал: "Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел!"(Бытие 18,27).

В нём не было никакой самонадеянности, не было хвастовства своей праведностью. Он не просил снисхождения, уповая на
своё послушание или полагаясь на жертвы, которые он принёс, исполняя волю Божью. Сам грешник, он ходатайствовал за
других грешников. Таким духом должны быть исполнены все, кто приближается к Богу. Однако Авраам при этом проявил
доверие ребёнка, умоляющего своего любящего отца. Он приблизился к Небесному Посланнику и горячо просил Его
о заступничестве. Хотя Лот и был жителем Содома, но он не принимал участия в нечестивых делах его жителей. Авраам
думал, что в этом развратном городе должны были быть и другие истинные дети Божьи. И поэтому он сказал: "Неужели Ты
погубишь... праведного с нечестивым?... Не может быть этого от Тебя! Судия всей Земли поступит ли неправосудно?"
(Бытие 18,25).

Авраам не ограничился одной просьбой, он воссылал их многократно. Значительно осмелев после того, как получил
положительные ответы на свои вопросы, он продолжал просить до тех пор, пока не добился заверения в том, что если
в Содоме найдётся хотя бы десять праведников, то ради них город будет пощажён.

Любовь к погибающим душам побуждала Авраама просить о них. Ненавидя грехи развращённого города, он пытался спасти
его нечестивых жителей. Глубокая заинтересованность Авраама в судьбе жителей Содома говорит о той заботе, которую мы
должны проявлять к нераскаявшемуся грешнику. Мы должны ненавидеть грех, но питать милость и любовь к грешнику. Повсюду
вокруг нас люди спешат навстречу ужасной бесповоротной гибели, подобно жителям Содома. Каждый день является для
кого-то последним днём испытания. Каждый час умирают люди, не услышав ничего о щедрой милости Божьей. И где тот голос
предостережения, который предуведомляет грешника об ужасной гибели? Где протянутые руки, которые оградили бы грешника
от смерти? Где люди, которые со смирением и непоколебимой верой умоляли бы Бога спасти заблудших?

Дух, проявленный в Аврааме, - это дух Христа. Сын Божий является Великим Ходатаем за грешника. Тот, Кто заплатил за
искупление, знает цену человеческой души. Питая ко греху отвращение, на какое только способна Безупречная Чистота,
Христос проявил к грешнику такую любовь, какую лишь одна Безграничная Милость и может постигнуть. В смертельной агонии
на кресте, изнемогая под ужасным бременем грехов всего мира, Он молился за Своих мучителей и убийц: "Отче! прости им,
ибо не знают, что делают!" (Евангелие от Луки 23,34).

Об Аврааме написано, что он наречётся "другом Божьим" и что "он стал отцом всех верующих" (Послание Иакова 2,23 и
Послание к Римлянам 4,11). Свидетельство Божье относительно этого верного патриарха гласит: "Авраам послушался гласа
Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои!"(книга Бытие 26,5).

Бог выражает уверенность, что он заповедует "сынам своим и дому своему после себя, ходить путём Господним, творя
правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нём!"(Бытие 18,19). Это была высокая честь, к коей Авраама
призвали, чтобы он стал отцом народа, который на протяжении целых столетий будет блюстителем и хранителем истины
Божьей для мира; народа, который должен был стать благословением в пришествии обетованного Мессии для всех других
племён на Земле. Тот, Кто призвал Авраама, нашёл его достойным этого. И вот Бог говорит. Он, Кто проникает в сердечные
намерения людей и знает цену человеку, говорит: "Я знаю его!" (см. Бытие 18,19).

Авраам не мог предать истину ради своих корыстных целей. Бог знал, что он будет соблюдать Его закон и поступать
праведно и справедливо. Знал, что он не только сам будет бояться Бога, но будет взращивать веру в своём доме,
наставлять свою семью в праведности и руководствоваться законом Божьим в своей жизни.

Более тысячи человек были домочадцами Авраама. Тем, кто слушал его наставления и поклонялся единому Богу, всегда были
рады в его семье, и здесь, как в школе, люди учились быть представителями истинной веры. Вот какая большая
ответственность лежала на нём. Авраам воспитывал отцов семейств, и затем они подражали ему у себя дома.

В глубокой древности отец был глава и священник своей семьи, и его власть распространялась на детей даже тогда, когда
они обзаводились собственными ребятишками. Его потомки были приучены считать его высшим авторитетом в религиозных и
мирских делах. Авраам старался увековечить такую патриархальную систему правления, которая помогала бы людям сохранить
познание о Боге. Было необходимо сплотить всех членов своего рода, чтобы воспрепятствовать распространяющемуся
идолопоклонству. Любыми средствами, какие только были в его власти, он старался оградить своих людей от близкого
знакомства с язычниками и от присутствия при исполнении их обрядов, ибо он знал, что привычка ко злу незаметно
разрушит святые принципы. Самой главной заботой было закрыть доступ любой форме лжерелигии и запечатлеть в сознании
людей величие и славу живого Бога как единственного Существа, достойного поклонения.

Это был мудрый план Господа, стремящегося всеми силами оградить Свой народ от всякого общения с язычниками, чтобы он
жил отдельно и не смешивался с ними. Он отделил Авраама от его языческих родичей, чтобы патриарх мог учить и
воспитывать свою семью вдали от порочного влияния, господствующего в Месопотамии, и чтобы потомки его из поколения
в поколение сохраняли в чистоте истинную веру.

Любовь Авраама к детям и своим домочадцам побуждала его стоять на страже их религиозных убеждений, передавать им
познание Божественных уставов как самое драгоценное наследство, какое он мог оставить им и, следовательно, всему миру.
Всех учили помнить о своей зависимости от Небесного Отца. Таким образом, родителям не было нужды оказывать давление
на детей, а со стороны детей требовалось полное послушание. Закон Божий указывал каждому на его обязанности, и только
в полнейшем повиновении возможно было счастье и благополучие всех.

Личный пример Авраама, молчаливое влияние его повседневной жизни являлись постоянным уроком. Его неизменная честность,
доброта и сердечная учтивость, вызывающая восхищение у царей, сказывались на его домочадцах. Его жизнь издавала
благоухание, благородство и красота его характера свидетельствовали перед всеми, что он пребывает в общении с Небом.
Он не пренебрегал самым скромным рабом в своём доме. В его семействе не существовало одного закона для господина,
а другого - для слуги; богатый жил так же, как и бедный. Со всеми он поступал справедливо и милосердно, как
с сонаследниками великого дара жизни.
Он "заповедует дому своему". Не должно было быть ни греховного небрежения к развивающимся дурным наклонностям детей,
ни безрассудного потворства желанию выделять любимцев; не следовало жертвовать принципами своего долга, уступая
влечению слепой любви. Аврааму предстояло не только дать правильное воспитание детям, он должен был поддерживать
авторитет справедливых и праведных законов.

Как мало в наши дни тех, кто следует его примеру! Очень многие родители преисполнены неразумной эгоистичной нежности,
слепой любви, которая ведёт к тому, что они не обращают внимания на незрелые суждения своих детей и не ограничивают
их своевольных желаний. Таким образом родители проявляют самую большую жестокость к своим детям и совершают великое
преступление перед миром. Родительская снисходительность вносит беспорядок в семью и общество. Подобное воспитание
укрепляет в детях желание следовать своим наклонностям, вместо того чтобы подчиниться Божественным требованиям.
Воспитанные в таком духе, они питают отвращение к Божьей воле и передают свой нерелигиозный бунтарский дух
по наследству. Подобно Аврааму родители должны учить своих детей тому, что знают сами. Научите детей, что повиновение
родителям является первым шагом к покорности Божественной власти.

Непочтительное отношение к Закону Божьему даже со стороны различных правителей порождает много зла. Широко
распространившиеся идеи о том, что Божественные уставы больше не обязательны для человека, воздействуют на
нравственность людей так же, как идолопоклонство. Те, кто пытается приуменьшить значение требований святого Закона
Божьего, наносят прямой удар по основам семьи и благоденствию народов. Верующие родители, не соблюдающие Его уставов,
не заповедуют дому своему ходить путём Господним. Закон Божий не стал главным в их жизни. И когда их дети начнут
создавать свой очаг, они не ощутят никакой ответственности за то, чтобы научить детей своих тому, чему сами никогда
не были научены. Вот почему так много безбожных семейств. Вот почему так глубока и распространена порочность.

Только тогда, когда родители всем сердцем будут следовать Закону Божьему, они оставят своим детям достойное наследие.
В этом отношении требуются основательные и многосторонние перемены. Родителям необходимо измениться. В переменах
нуждаются служители. Они нуждаются в присутствии Бога в своих семействах. Родители должны отвести должное место Слову
Божьему в своей семье и сделать его самым главным советчиком. Они должны внушать своим детям, что Библия является
голосом Божьим, обращённым к ним, и ей следует беспрекословно повиноваться. Они обязаны терпеливо учить своих детей,
внимательно наставлять их, как надо жить, чтобы быть угодными Богу. Дети, воспитанные в такой семье, будут
подготовлены к встрече с различными атеистическими теориями, ибо Библия станет основанием их веры, и они обретут опору,
которую волны скептицизма бессильны будут смыть.

Во многих семействах пренебрегают молитвой. Родители чувствуют, что они не имеют времени для утреннего и вечернего
богослужения. Они не могут уделить несколько мгновений тому, чтобы возблагодарить Бога за Его щедрые милости:
за благословенный солнечный свет, за дождь, благодаря которому всё зеленеет, за охрану святых ангелов;
за Божественную помощь и руководство, за постоянное присутствие в их семье Иисуса. Они уходят на работу, подобно
животным, без единой мысли о Боге, о Небе. Хотя их души так драгоценны, что Сын Божий отдал для их искупления Свою
жизнь, но они намного менее благодарны за Его великую милость, чем животные, обречённые на погибель.

Все, свидетельствующие о том, что любят Бога, подобно патриарху древности будут воздвигать Ему алтарь всюду, где бы
ни пришлось им раскинуть свои шатры. Если когда-либо должно наступить время, чтобы каждый дом стал домом молитвы, то
это время настало теперь. Отцы и матери должны всегда обращаться сердцем в смиренных молитвах к Богу о себе и о детях
своих. Пусть отец как священник семейства возлагает на алтарь Божий утреннюю и вечернюю жертву, в то время как жена
и дети его присоединяются к нему в молитве и благодарении. В таком доме всегда будет обитать Иисус.

Из каждого христианского дома должен исходить свет. О любви свидетельствуют наши поступки. Она должна обнаруживаться
во всех отношениях между домашними, проявляя себя в чуткой предупредительности, в нежной и бескорыстной взаимной
учтивости. Есть такие семейства, где этот принцип поднят на должную высоту, там поклоняются Богу и там царит истинная
любовь. В таких домах утром и вечером возносятся молитвы Богу, как благоухающий фимиам, и благословения Божьи и
милости нисходят на молящихся, подобно утренней росе.

Правильно устроенная домашняя христианская жизнь является красноречивым свидетельством благости христианской религии,
неопровержимым доказательством для неверующих. Все могут видеть, что в такой семье действует сила, оказывающая
неоспоримое влияние на детей, и что Бог Авраама - с ними. Если бы дома так называемых христиан были бы исполнены
подлинного духа веры, тогда христиане стали бы мощным источником добра. Тогда они действительно стали бы "светом миру".

Небесный Отец обращается к каждому верующему - отцу и матери - со словами, сказанными Им некогда об Аврааме:
"Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путём Господним, творя
правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нём!" (Бытие 18,19)".

                ********