Пушкин глазами Энгельгардта

Илья Токов
   
Семейство Энгельгардт

Тип:
    групповой портрет

Автор:
    Барду К.И.

Датировка:
    1816 г.

Размер:
    43,5 х 48,5 (в свету)

Техника:
    холст грунтованный, клеевая краска, пастель


   Егор Антонович Энгельгардт, при рождении Георг Рейнгольд Густав фон Энгельгардт, русский писатель и педагог из рода Энгельгардтов. Родился 12 августа 1775 в Риге в семье потомков веницианских патрициев . Скончался 15 января 1862 года и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.

   Был женат на Марии Яковлевне (Августе Марии) Уайтекер (1778—1858). Имя Марии Яковлевны часто упоминается в письмах и воспоминаниях лицеистов, однокашников А. С. Пушкина.

   В браке Егор Антонович Энгельгардт и Мария Яковлевна имели семерых детей.

   Егор Антонович вступил в директорскую должность в марте 1816 года, после ухода из жизни первого директора лицея – В.Ф. Малиновского. По мнению Энгельгардта, «только путем сердечного участия в радостях и горестях питомца можно завоевать его любовь». Поэтому он относился с отцовской заботой к каждому воспитаннику своего учреждения.

   Общение между Энгельгардтом и Пушкиным с первых же дней знакомства было довольно сложным. Энгельгардт считал Пушкина "повесой". Со своей стороны, Пушкин недолюбливал педагога за чрезмерную опеку и суетливость. Пушкин избегал общения с Энгельгардтом, хотя и посещал его дом вместе с другими лицеистами.

   Разные по характеру, темпераменту и мироощущению, юный поэт и опытный наставник никак не могли сблизиться. «Масла в огонь» подлила карикатура, нарисованная на него Пушкиными. Но, не смотря на эту историю, Энгельгардт позднее помог поэту избежать даже ссылки в Сибирь.
   Эта запись, как уже упоминалось выше, была опубликована (хотя и неполностью) В. П. Гаевским. Она свидетельствует о том, что возникновение взаимной неприязни, сложившейся между Пушкиным и Энгельгардтом, изумлявшей и огорчавшей близкого друга их обоих —декабриста Пущина, относится к самому началу директорства Энгельгардта. Вот полный текст записи Энгельгардта: «Его высшая и конечная цель —блистать и именно посредством поэзии. К этому он сводит всё и с любовью занимается всем, что с этим непосредственно связано. Всё же ему никогда не удастся дать прочную основу даже своим стихам, так как он боится всяких серьезных занятий и сам его поэтический дух не сердечный, проникновенный, а совершенно поверхностный, французский дух. И всё же это есть лучшее, что можно о нем сказать, если это можно считать хорошим. Его сердце холодно и пусто, чуждо любви и всякому религиозному чувству и не испытывает в нем потребности; может быть, так пусто, как никогда не бывало юношеское сердце. Все нежнейшие и юношеские чувства в его фантазии осквернены, так как запятнаны всеми пороками французской литературы, которую он знал частично, а то и совершенно наизусть при поступлении в лицей какдостойную придачу к его прежнему воспитанию.