Интимный дневник Цветаевой -3- В плену у Психеи...

Кариатиды Сны
 
   Автор карандашного портрета Цветаевой - Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия


 Кто-то из моих собеседниц в Стихире однажды мне говорил, что во сне слышал голос Цветаевой. Уж и не помню, кто и каким мне его представили. Разыщется   отклик - поделюсь. Смутно вспоминаю, говорили, что голос , якобы, был какой-то изысканный. Может, эстетский? Может, несколько высокомерный?  Не знаю... Записей нет. Сама я её читаю всю жизнь и , думаю, когда   она говорит через меня своими стихами, у неё МОЙ голос. Мои записи есть. Можете убедиться.)
  Что интересно. Несколько дней назад я имела эпистолярную беседу с моей приятельницей  по поводу авторского чтения стихов и их исполнения другими.
Посмею  опубликовать выдержки из моих посланий, чтобы потом непосредственно перейти к тому, что пишет Марина в своём "Интимном дневнике"  именно на эту тему. Последнее нашла только вчера.

Послание 1.
------------
" Дорогая ... ! Конечно же, авторское прочтение  - незаменимая вещь.. Но я помню, Ты когда-то  задавала вопросы о том, как Тебе читать стихи...   Ты не обижайся, но  авторы ( многие) просто убивают свои стихи именно таким, как у Тебя - авторским!- прочтением - оно монотонно, с чётко выраженным послоговым ритмом. И уже не понимаешь ничего, и перестаёшь слушать и вникать  ... Обнажённости в этом, с моей точки зрения, нет, да  она и не нужна, обнажённость. Нужно , скорее, убирать вглубь свои  чувства, прикрывать их то ли  самоиронией, то ли строгим видом, то ли равнодушием и пр.  И нужно передавать мысль, доступную пониманию любого слушателя. Поэты  мало  озабочены тем, чтобы их понимали, когда они читают. Они как бы не опускаются со своих вершин. Вот так и Твоё чтение... Твои стихи и так очень сложны для понимания( они  для избранного круга подготовленных  к такой поэзии людей), а такое чтение делает их совсем не понятными...  Хотя они очень хороши и высоки... И когда их просто читаешь про себя - воспринимаешь, восхищаешься и пр. Я не хочу сказать, что я прочитала так, как нужно их  было прочесть (читала с листа, без подготовки, почти автоматически  воспринимая текст), но  я пыталась всё-же понять и прочувствовать... и направление, кажется, обозначила...  Нужно стараться говорить разговорным языком, проще и передавать  мысль . У меня был в юности учитель. Он  говорил так: "Стихи нужно читать, как прозу, а поэзия сама себя проявит".   Но то, что у Тебя есть( прочтённое) это всё равно очень важно - для того, чтобы услышать голос поэта, его дыхание, нерв... Для будущего..."

Послание 2.
------------

Привет..! Спасибо за письмо...  Но Ты уделила в нём внимание больше своей поэзии, тому , КАК Ты пишешь... Мною совсем  это не подвергалось сомнению... Пишешь , как дышишь, и по-другому  не нужно. Мой "пафос"относился, скорее,
к Твоему замечанию на моё прочтение. Ты мне тонко намекнула, как мне показалось, на то, что в моём прочтении нет нерва.  Я попыталась высказать своё мнение по этому поводу, призвав как доказательство Твоё прочтение (ведь и у Тебя была такая же цель, когда Ты мне присылала свои записи). Ещё раз хочу обратить Твоё внимание  на  авторское  и не авторское прочтение. Второе - это  добавление  к автору уже своей сущности - опыта, эмоций, темперамента, мыслей... Произведение - отправная точка  для новой жизни - может, и с потерями, ибо, к примеру,  трудно  приблизиться к Цветаевой, Пушкину... Надо быть конгениальными), поэтому   художественное чтение считается более  сложным для актёра, чем  его существование в спектакле. Ты - один на один со  слушателем(зрителем) да ещё говоришь на уровне автора
( должен быть на этом уровне, а лучшие чтецы  могут стать и выше - вспомни Юрского в Импровизаторе).
То есть, вполне естественно , что в моём прочтении - и моё понимание автора, и я сама...
И моё сожаление , что сам автор , может, и сам не понимает, ЧТО он написал, по тому, КАК он преподносит своё произведение... "

*****************

  А теперь смотрите, что я вычитала у Цветаевой...

  "                В ПЛЕНУ У  ПСИХЕИ...

   Люди театра не переносят моего чтения стихов:"Вы их губите!" Не понимают они, коробейники строк и чувств, что дело поэта и актёра разное. Дело поэта: вскрыв - скрыть. Голос для него броня, личина. Вне покрова голоса - он гол. Поэт всегда заметает следы. Голос поэта - водой - тушит пожар (строк). Поэт не может декламировать: стыдно и оскорбительно. Поэт - уединённый, подмостки для него - позорный столб. Преподносить свои стихи голосом
( наисовершеннейшим из проводов!), использовать Психею для успеха?! Достаточно с меня великой сделки записывания и печатания!

   - Я не импресарио собственного позора! -

  Актёр - другое. Актёр - вторичное. Насколько поэт ETRE (Быть - франц.), настолько актёр - PARAITRE  (Казаться - франц.). Актёр - упырь, актёр - плющ, актёр - полип. Говорите, что хотите: никогда не поверю, что Иван Иванович ( а все они - Иваны Ивановичи!) каждый вечер волен чувствовать себя Гамлетом. Поэт в плену у Психеи, актёр Психею  хочет взять в плен. Наконец, поэт - самоцель, покоится в себе ( в Психее). Посадите его на остров - перестанет ли он быть? А какое жалкое зрелище : остров  - и актёр!

  Актёр - для других, вне других он немыслим, актёр - из-за других. Последнее рукоплескание - последнее биение его сердца.

  Дело актёра - час. Ему нужно торопиться. А главное - пользоваться : своим, чужим, - равно! Шекспировский стих, собственная тугая ляжка - всё в котёл! И этим сомнительным пойлом вы предлагаете опиваться мне, поэту? ( Не о себе  говорю и не за себя: Психею!)

  Нет, господа актёры, наши царства - иные. Нам - остров  без зверей, вам - звери без острова. И недаром вас в прежние времена хоронили за церковной оградой!

                * * *

  (Исключение для: певцов, порабощённых стихией голоса, растворяющихся в ней, - для актрис, то есть: женщин: то есть: природно себя играющих , и для всех тех, кто прочтя меня, понял - и пребыл.)


                * * *

  Всё это, и несомненно это, а не иное , уже было высказано тем евреем, за которого всех русских отдам , предам, а именно:

 Генрихом Гейне - в следующей сдержанной заметке:
"Театр неблагоприятен для поэта, и Поэт для Театра."
   __________________________________________ "


****
 
 Ну, что скажете??? Я пока помолчу.
 

ДОБАВОЧКИ:

1. ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ. Из  ст. "Живые токи поэзии своеволия":

"Горделивая поступь, высокий лоб, короткие, стриженные в скобку волосы, может, разудалый паренёк, может, только  барышня-недотрога. Читая стихи, напевает, последнее слово строк, кончая скороговоркой. Хорошо поёт паренёк , буйные песни любит он - о Калужской, о Стеньке Разине, о разгуле родном. Барышня  же предпочитает графиню Де-ноай и знамёна Вандеи... "

2. АРИАДНА ЭФРОН . Из "Моя мать Марина Цветаева" :

  "Голос был девически высок, звонок, гибок.
   Речь - сжата. реплики - формулы...
   Стихи читала  не камерно, а как бы на большую аудиторию.
   Читала темпераментно, смыслово, без поэтических "подвываний", никогда не опуская (упуская!) концы строк; самое сложное мгновенно прояснялось в её исполнении.
   Читала  охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь её, сама предлагая:" Хотите, я вам прочту стихи?"