Константинополь, год 1920-й

Юрий Берг
Мне б машинку купить, хорошо – «белошвейку»,
я бы сшил для тебя сарафанчик со шлейкой.
Полежать-помечтать, снова к порту пойти ли,
может, вспомнится вдруг, как Россию любили?
Но закрою глаза – в небе коршун-охотник
и качаясь в седле, стонет раненный сотник...
Пробирается свет сквозь немытые стёкла,
сонно муха жужжит, да лепешка намокла.   
Воет где-то зурна, минареты и фески,
тараканий уют, да окно с занавеской.
Жалко, нет табака, чтоб свернуть самокрутку,
жаль, убили на днях в кабаке проститутку.
Водку пили вчера, а сегодня – всё снова...
Не видать англичан, не слыхать Милюкова.
 
* на фото: портрет неизвестного из коллекции А.Редлиха.
Я дал портрету имя «В плену». Неизвестный художник, пастель.
Предположительно между 1914-1920 г.г.

Немного истории, в т.ч. почему я написал стихотворение "Константинополь"

...мы с Андреем Редлихом в «Посеве» обсуждали версии относительно истории портрета неизвестного. У меня были свои версии: поиски начал с изучения папахи и шинели. Мне казалось, что это форма рядового донских казачьих частей, но вышла заминка: такую же папаху (с длинным мехом) носили казаки сибирских полков. Когда же я в «Фотошопе» увеличил и рассмотрел донышко папахи, то оказалось – оно алого цвета, а папахи с алым верхом носили казаки южных областей России. Смутила и шинелька – она явно не русского образца (у русских шинелей образца Первой мировой пуговицы в один ряд).
Всё стало на свои места после исследования матерчатой нашивки: такие нашивали русским военнопленным в австрийском или немецком плену. Скорее всего, художник, находясь в плену, сделал набросок в блокноте, а уже спустя какое-то время, во Франции, (о месте работы над портретом есть карандашная запись на обороте холста), картина была написана пастелью. Всего этот автор нарисовал три портрета. Из рассказа Андрея: портреты были приобретены его родителями во Франции у старьевщика. Заманчивой выглядела версия, что бородач с картины был галлиполийцем. Версия не подтвердилась, хотя казаков, осевших в Константинополе и Галлиполи после бегства армии Врангеля из Крыма, были десятки тысяч. Их судьба подробно описана во втором томе сборника, выпущенного Институтом Военной Истории Министерства Обороны, Федеральной Службой
Безопасности и Службой Внешней Разведки Российской Федерации «Русская военная эмиграция 20-х-40-х rодов. Документы и материалы». Брошенные странами Антанты на произвол судьбы, они, не имея иных средств к существованию, были вынуждены зарабатывать на пропитание подённым
трудом. Многие организовывались в трудовые артели. Были случаи, когда целые роты и взводы в полном составе работали на строительстве и ремонте дорог, в сельском хозяйстве, плотничали. Имеющие какую-нибудь гражданскую профессию искали применение по этим специальностям. Люди селились в грязных лачугах на окраинах и вели унизительно-нищенский образ жизни – очень точно об этом пишет Михаил Булгаков в пьесе «Бег». В Лондон, в поиске средств для русской армии, был отряжён министр Временного правительства Милюков. Он уехал и, скорее всего, забыл о своих обещаниях. Русские солдаты, брошенные в Турции, оказались никому не нужны. Этим позже воспользовались большевики, обещавшие вернувшимся в Советскую Россию полную амнистию. Чем это закончилось для большинства солдат и офицеров армии Врангеля, мы знаем.
Примечателен следующий факт, тоже нашедший отражение в стихотворении:
Показания А.С. Потаnова сотруднику 00 ВЧК А.А. Щеnкину.
Алексей Степанович Потапов. В Особый Отдел В.Ч.К. тов.А.А.Щепкину, Москва 2 декабря 1920 г.
«По слухам, Милюков пользуется поддержкою Британских властей через организованные им благотворительные общества, но свободных сумм не имеет и до сих пор не был в состоянии открыть газету, хотя штат сотрудников в наличии имеется. Британское правительство считает Милюкова
германофилом. Керенский в Лондоне не популярен и, по словам его друзей, материально очень стеснен. Русская аристократия в Англии участия в политике не принимает и разбросана».
ЦА ФСБ  РФ. Ф1. On. 4. Д. 323. Л. 83-85 об. Коnия.

Как бы там ни было, в итоге появилось стихотворение "Константинополь", героем которого стал казак с картины из коллекции А.Редлиха. Так что «не видать англичан, не слыхать Милюкова».

Юрий Берг, 26.01.2015