Стр. 101 - 128 - от Ж до И

Большаков Алексей
ЖИЗНЬ

Весной к городу приводят плоты леса. Они занимают большую часть берега возле лесозаводов и бумажных комбинатов. У всей троицы с детских лет осталась любовь к отдыху на плитках брёвен, забранных боном и закреплённых вблизи берега.
Смолистый дух тайги сливается с речным живым запахом, и покачиваются плитки леса на волнах, приветствуя кивками все проходящие мимо них катера и теплоходы. А молодое солнце вытапливает из сосновых брёвен смолу, хватающую всех присевших за самые интересные места.
Рядом громыхает сплоточный агрегат, формуя из брёвен распускаемых огромных плиток плота связки, посильные для подъёма с воды краном. Перед приёмным порталом агрегата толпятся вольноотпущенные брёвна, охваченные широкими бонами, по которым с баграми в руках ходят рабочие, загоняющие норовящие разбежаться брёвна во всепожирающую пасть сплоточного агрегата.
- А я после первого курса тут месяц работал,- мечтательно сообщил другой товарищам.- С первой же смены растянул сухожилия на запястьях теми стропами, при помощи которых поднимают с воды плитки - те тросы по шестьдесят килограмм весят. Весь месяц и ходил с перевязанными ниткой запястьями. Ровно двести рублей заработал.
- И вот так с багром по брёвнам ходил?- с восхищением и испугом спросила одна из них.
- Бегал. И в воду падал не раз. Даже ночью плавал с багром в руке сажёнками. Работа такая.
- А сейчас пробежишь по брёвнам?- испытующе взглянул на него мыслитель.- Не сгузишь?
- Сгужу. Тогда восемнадцать лет было...
- Да разве одно бревно выдержит человека!- воскликнула одна из них.- Вон только спинка от бревна-то над водой торчит.
- Выдержит, если бежать - пока одно тонуть соберётся, ты уже на другое встанешь,- уверенно сказал мыслитель.- Намокшее бревно до сорока килограммов статической нагрузки может держать, а само весит около двухсот, инерция у него большая, да и вода создаёт сопротивление.
- Это как поле жизни перейти -  есть риск до другого края не дойти,- тихо сказал другой.-  Дед мой Василий Николаевич рассказывал, что в его молодые годы парни на Ваге за реку на гулянку на бревне переплывали. В парадной одежде, сапоги - на плече. Каждый стоял на бревне и грёб багром. Ещё и гармонь у иного на спину заброшена. Лихо, да?
- Вон  мыслитель сказал, что всего сорок килограммов бревно держит - как на нём стоять-то?
- Лапушка моя, бревно бревну рознь. Да и на Ваге брёвна только что в воду скинутые - ещё не успевшие намокнуть полностью - держат.
Всё, мыслитель уже оседлал новую тему. Теперь лишь время успокоит его порыв. И Шекспир уже опять пошёл у него в дело:

Другие две основы мирозданья –
Огонь и воздух - более легки.
Дыханье мысли и огонь желанья
Я шлю к тебе, пространству вопреки.

- Ты не влюбился ли опять?- встревожилась одна из них.
- Не к тому я этот сонет вспомнил, а так - по ходу мысли. Ведь совсем недавно жили эти важские лихие парни. Может, какой из них живёт и сейчас этаким старцем. А жизнь уже успела так круто перемениться. И не раз...
- Да что переменилось-то? По сути, мы живём точно так же, как жили и люди на заре цивилизации,- возразил другой.
- Биологически только люди примерно те же самые, да темпераменты те же, а изменения произошли такого масштаба, что, считай, с шестидесятых годов двадцатого века в мире началась Эра Равного Развития.
- Это что за эра такая?- не поняла одна из них.- Кто с кем равным стал?
- Человечество. Деды наши как жили? Если какой из них в волости раз в месяц бывал – уже знал всё.  А  тот,  что  пару  раз  в жизни в Питер или в Москву попал, так и вообще - всё в жизни постиг. Своя деревня да местность рядом с ней только и были известны основной массе людей. Телевидение и транспортные сети сделали знакомым каждому всю Землю и всех на ней живущих. Теперь человек знает вид и суть отдельных улиц и зданий многих городов мира, легко узнаёт лица и речь людей, с которыми не сближался и на десять тысяч километров. А космонавтика превратила Землю в одну общую для всех "деревню" с её окрестностями.
- Вот тут ты, мыслитель, совершенно прав: любой житель самой глухой деревни знает и видит столько же, что и самый "оснащённый"  столичный житель, причём, независимо от страны обитания - все практически равны в возможностях узнать весь мир с его устройством и с его событиями. А в остальном-то прав я: живём, как и пращуры наши - теми же заботами и тревогами, и дальше своей "деревни" не знаем ничегошеньки.
Одна из них мгновенно возмутилась:
- Ну ты сравнил: деревенского жителя со столичным! Да там - театры, музеи, фестивали, политика. А деревня - она и есть деревня.
- Нет, пожалуй, другой тут прав,- сказал мыслитель.- Во-первых, созерцать не значит видеть. И в этом смысле ежедневное общение человека с живой природой развивает мозг сильнее, чем эпизодическое посещение театров и музеев. Во-вторых, человек тратит своё время так: рабочее время, время бытового самообслуживание, пассивный отдых и время активного отдыха. Первые три составляющие практически мало влияют на уровень осведомлённости человека об устройстве и о повседневной жизни мира в целом. А вот время активного отдыха люди во всём мире могут проводить совершенно одинаково, независимо от места их обитания, посвящая его как самообразованию в любом желаемом направлении, так и чтению или пассивному просмотру телепередач с сиюминутными новостями со всего мира. Весь мир - "деревня"!
- Мыслитель, ты передёргиваешь, или у нас с тобой разная трактовка слова "жизнь"- одна из них посмотрела на него из-под руки, щурясь.
- Жизнь заключается в активном и адекватном взаимодействии с окружающей средой,- очень уверенно ответил мыслитель.- Все иные формы пребывания во времени и пространстве следует определять другими понятиями - наличие, существование, присутствие, и им подобными. Живёшь -  живи. Разумность существа определяется степенью разумности его взаимодействия с окружающей средой. Тут возможны варианты: либо целенаправленное приспосабливание себя к внешним условиям, либо целенаправленное изменение условий под свои индивидуальные особенности. Тут вот как раз разум и должен указывать пути и направления. В сегодняшнем нашем виде уже по Арктике голышом много не побегаешь. Хотя некоторые другие виды именно ту среду признают нормальной для жизни. Нам без тёплого жилья - не жизнь. Ну а к открытому космосу мы и вовсе не приспособлены вследствие очень узких границ нормальных условий для жизни.
- Ну, мыслитель, ты опять в глобализм впал по своей привычке. Я тебя про жизнь человека, современника нашего спрашиваю, а ты про существ всяких мне гундосишь,- обиделась одна из них.
- Погоди, лапушка, он дело говорит. Только не пойму, куда он клонит. Ты не про отделение ли разума от тела поёшь?
- На Земле люди жить наловчились.- Мыслитель думал о своём и "пел" своё. - И если она, родная, не будет делать резких манёвров в космосе, то люди и думать о нём забудут, а увлекутся формами жизни в социуме, посвятят себя освоению форм жизни в искусстве, будут решать финансовые и технические проблемы, медицину развивать. Попутно делая большие и маленькие пакости и Земле, и космосу ( а, значит, - и самим себе ) - но не по умыслу и не по злобе, а по недомыслию и от лени, так сказать "в горячке боя".

- Ты хочешь этим сказать, что сейчас человечество в целом живёт неразумно?- всё так же глядя на него из-под руки, так как солнце слепило ей глаза, спросила одна из них.- То есть люди занимаются не тем, чем им следовало бы заниматься? Хорошего ты мнения о современниках...
- Человечество ещё, по сути, и не живёт, а только учится жить. И весь так называемый его "технический прогресс", все "успехи медицины", а тем более его политические и финансовые игры - способ убивать время в ожидании серьёзных дел и настоящих жизненно важных проблем,- мыслитель был серьёзен и сух, но, видя неудобство общения с ним для одной из них, он пересел на другое бревно.- Видишь ли, вся деятельность человечества в историческом периоде сводится, по сути, к формам взаимоотношений людей и их групп между собой. То есть условия для жизни человечества на Земле последние несколько тысяч лет существенно не менялись и соответствуют тем нормам, в пределах которых мы приспособились жить как биологический вид.
- Ты думаешь, что сейчас происходит что-то вроде эволюционного застоя в развитии человека как биологического вида?- спросил другой.- Нет, так сказать, внешней враждебной силы и люди занялись разборками между собой.
- Ну, конечно. Спокойный период природных условий для жизни человека дал ему время осознать себя как социум и заняться отработкой форм и способов своей социальной жизни,-  радостно подхватил мыслитель эту фразу другого. - В доисторический период жизни людей ими решались задачи по определению разумных границ расселения, по выбору форм и способов получения пищи, по изобретению и отладке способов приспособления тела к обитанию в различных внешних условиях ( одежда, жилище, обогрев).
- Ты делишь так: доисторический период это как бы ещё животные, а исторический - уже люди? Что-то поздно они у тебя людьми стали,- строго произнесла одна из них.
- Да ещё и сегодня есть огромные группы людей, про которых смело можно сказать, что они "ещё не произошли",- невесело пошутил другой.
Одна из них укоризненно покачала головой, но другой был непреклонен в своей строгости:
- То, что данная группа особей проживает в домах, имеет речь и сообща трудится, ещё вовсе не означает, что они являются разумными существами. Вот и мыслитель говорит, что разум измеряется разумностью взаимодействия с окружающей средой. А те, о ком я говорю, ой как неразумно взаимодействуют...
- Предки людей "экспериментировали" с размерами и формой своего тела, со способами воспроизводства себе подобных, с цикличностью и формами жизненных проявлений (хорошо ещё, что освободили нас от пребывания в различных последовательно трансформирующихся организмах, как это выпало на долю насекомых),- мыслитель явно шутил, но вид имел совершенно серьёзный.- Все эти "эксперименты" велись ещё без участия сознания, методами, присущими "слепой природе". Этот период развития вида является доисторическим, то есть не может быть рассматриваем как период проявления каких-либо форм человеческой деятельности.
- Может, ты, мыслитель, и прав, но тогда получается, что человек - слепое творение эволюции, и нет никакой заслуги самого человека ни в его внешнем виде, ни в устройстве психики, ни даже в устройстве и функционировании мозга,- очень задумчиво произнесла одна из них.
- Лапушка, этот факт ясен бесспорно,- дал пояснения другой.- Устройство человека, как организма, таково, что доставляет массу всяческих неудобств и вредностей себе самому. Это последствия того, что четырёхлапое существо встало на ноги, повернув на девяносто градусов векторы действия нагрузок на внутренние органы и совершенно изменив схему нагружения позвоночника. Если взять в серьёзное рассмотрение вопрос о создании мира и человека, в частности, богом,  то  бог  был  либо большим халтурщиком, либо полным вредителем и человеконенавистником - так неудачно сделал эту работу. Зато теперь есть чем заниматься врачам.
- Да, душа моя, другой знает, о чём говорит, так как молодой ещё по сути его организм частенько уже напоминает о себе всяческими недугами,- тут мыслитель не мог скрыть радости осознания своей правоты в этом давнем их споре с другим, давшим теперь трезвую оценку положению вещей.
- Вы что теперь предлагаете?-  не поняла глубинного смысла речей одна из них. - Менять анатомию человеческого организма?
- Серьёзных изменений уже не может быть в данной установившейся форме,- отрезал другой.- Можно только ставить вопрос о полном изменении морфологии носителя разума. Но человечеству эта задача пока непосильна. Да и если её решить, то результатом будет уже не человек, а некто иной.
Эта тема была одной из основных для мыслителя, и впервые другой встал в этом вопросе на его сторону. Сегодня их спор переродился в беседу коллег, но мыслитель не желал пока искать причин этого, он был полностью поглощён темой:
- Если заглянуть на некоторое более продолжительное время вперёд, то следует признать необходимость совершения целенаправленных действий с целью приспособления организма человека к жизни во всё более широких границах изменяемости внешних условий. Пока эти задачи пытаются решать средствами техники - глубоководные аппараты, авиационная и космическая техника, медицинское оборудование, специальное снаряжение, защитные костюмы и так далее. Все эти средства сложны, громоздки, несовершенны, их действенность существенно ограничена применяемыми материалами, источниками энергии, временем существования в работоспособном состоянии, также и необходимостью наличия специально обученного персонала с соответствующим оснащением на всех этапах от проектирования до применения и утилизации. Техника не в состоянии обеспечить  человека  необходимым  набором  свойств  и  средств для расширения жизненного пространства, она ведёт в тупик катастроф и пожирания энергии и вещества. Этап технического прогресса - аналог преддоисторического периода развития жизни - почти слепое экспериментирование со случайным набором подручных средств и объектов.
- Что-то ты, мыслитель, разгорячился не в меру, уж вон до чего договорился...- Испуганно молвила одна из них.- Что, будешь настаивать на пересадке мозга в нейтронную капсулу с полевыми системами выполнения движений?
- Во-первых, мозг сам по себе является несовершенным предметом для выполнения возложенных на него функций - слишком хрупок и очень много энергии потребляет. Во-вторых, ни тебе, ни любому из наших современников и потомков не грозят никакие "пересадки" - ещё нет и проекта.
- А что же ты так сильно не доверяешь человеку, как носителю разума?- спросил другой.- Десятки тысяч лет, если не сотни, существует он в такой форме. За это время сильно продвинулся по большому числу показателей, размножился почти до десяти миллиардов особей, создал ноосферу Земли, вышел в космическое пространство.
- Вот потому и не доверяю, что за десятки тысяч лет своего существования эта форма носителя разума проявила все свои недостатки: размножилась до такой степени, что почти вытеснила всех соседей по планете, а оставшихся поедает ненасытно, при этом не производя ничего, кроме средств личного потребления. А впереди - миллиарды лет жизни... И что ждёт впереди, не скажет точно никто. Если уж разум Земли желает прожить максимально возможный срок, и при этом не съесть в буквальном смысле всё вокруг, то он должен найти более  приемлемую форму своего существования.
- Мыслитель, а чем тебе не подходит данная форма?- почти с возмущением воскликнула одна из них.- Ведь всё более-менее удачно и красиво.
- Красота - понятие относительное. И  если уж применять эту категорию, то не чисто эстетически, а функционально. Вот скажи мне: голова человека является красивой вещью?
- Разумеется. Она прекрасна.
- А если в такой форме выполнить писсуар?
Одна из них подавилась, зашлась в кашле и в ужасе замахала руками на мыслителя.
- Извини за грубость, но так легче доходит до сознания. А по сути человек является пожизненным заложником внешней среды. Вода, чистая азотная атмосфера с 18% кислорода, нормальное атмосферное давление, нормальная температура, органическое левоизомерное питание - условия, от которых человек должен быть освобождён. То есть человек должен быть освобождён от тела. Главной задачей доисторического развития постчеловечества будет поиск приемлемой формы носителя разума и средств её реализации. Выбор принципиального решения о размерах организмов, их численности, объёме памяти и скорости решения задач, источников энергии для обеспечения жизнедеятельности и выбор способа воспроизводства особей.
Другой с готовностью продолжил вместо мыслителя:
- Это - задача, над которой стоит потрудиться. Освободив разум от тела, но сохранив возможность активных действий по оперированию с массами и полями, по преобразованию любых видов вещества и энергии, дав носителю разума возможность перемещаться в пространстве с различными скоростями без применения технических средств, пребывать в весьма различных условиях ( от океанских глубин до открытого космоса ), передавать и накапливать информацию, воспроизводить себе подобных, сохранять жизнедеятельность в течение хотя бы тысячелетий, пост-человечество может рассчитывать на шанс дожить до преддверия конца существования нашей Вселенной. Но это - задача даже не ближайших веков. Это - жизнь.
Мыслитель ударился в нудное повествование о следах жизни иных цивилизаций, о неудачных опытах выживания трёхметровых гигантов и их предшественников на Земле.
Мыслитель наконец-то замолчал. Одна из них растерянно взглянула на другого, сидевшего в позе задумчивости: подложив под себя пятку левой ноги и опираясь подбородком на левый кулак, поставленный на колено поджатой к груди правой ноги, теребил пальцы босых ног.
- Знаешь, умереть не страшно. Но жить в ожидании смерти неприятно,- тихо проговорил другой и не взглянул при этом на мыслителя.- Одно лишь успокаивает: ожидание это для нас не слишком длительное - несколько десятков лет. А если разум будет жить тысячи лет? Представляешь себе счастье: тысячи лет ожидать смерти.
Он переменил позу на зеркальную прежней, но почему-то всё также опёрся подбородком о левый кулак. Все помолчали некоторое время, и другой продолжил:
- А чем можно заняться при столь длинной жизни? Лично мне приходилось менять род занятий примерно раз в пять лет. А вот представь, что до сих пор был бы жив Иван Грозный, и жить ему ещё тысячу лет - ужас.
- Мальчики, зачем вы так испортили этот прекрасный день. И солнце, и река, и этот такой пьянящий запах... А вы вон куда зарулили... Ой, а что это такое делает мужчина вон там за этим агрегатом?- Одна из них бегом бы убежала от них с их вечными беседами о конфликте тела и разума.
- Рыбу ловит пауком,- пояснил другой.
- Наживка из пауков что ли?
- Снасть такая - паук. Сетка с прикормом привязана к коромыслу на опоре - поднимает её вместе с заплывшей рыбой. Лещи тут ходят и щуки попадаются. А в плитках с торцов между брёвен бывает налимы встают, а при подъёме они падают на берег - эти плитки много рыбы портят.
- Слушай, другой, давай-ка пробежим через кошель по брёвнам, вспомним юность!- радостно предложил мыслитель.
- В уме вспоминай, а не ногами,- отказался другой.- Пойдёмте домой. Наболтались досыта. Я уже захотел есть.
А повезло нам, что живём...


ЗНАНИЯ

Телевизор всё-таки "расшалился" всерьёз. И всё этим вечером, вроде, было как всегда. Моросящий дождь за окном. Мокрые плащи в прихожей. Запах дождливой осени по всей квартире. Запах грусти.
Бабье лето промелькнуло как один короткий день. Когда садились ужинать, решили и новости о мире узнать. А этот "ящик" отказался выдать картинки начисто. Звук был, и это вполне устроило друзей на период ужина - всё равно  новости  они чаще слушали, а не смотрели.
Самой главной новостью дня для них, к счастью, оказалась поломка телевизора. Поэтому ужин протекал в непринуждённой обстановке балагана в варианте "консилиума у тела"- решали браться ли самим за ремонт телеящика или отдать его в руки мастеров. Другой уверял всех в своём  искусстве по устранению подобных неполадок:
- Один знакомый телемастер научил меня обнаруживать неисправности в аппаратуре, дав всего один двухминутный урок. Если хотите, то и вас научу этой премудрости. А когда дефект уже обнаружен, то его устранение является пустяком.
- И какое же тайное знание ты получил?- Одна из них сегодня была в чудесном настроении.
- Он сказал так,- начал другой, как эпический сказитель,- все неисправности аппаратуры делятся на два класса. Первый класс: контакт в данном месте нужен, а его нет - обрыв. Второй класс: в данном месте контакт не нужен, а он есть - замыкания. Ничего другого там не бывает.
- И вот с этим багажом ты примешься чинить телевизор?- Сарказм одной из них не знал меры.
- Ещё я прослушал курс промышленной электроники и автоматики у профессора Варакина и сдал все лабораторные Железному Генриху.
- Это - Мациевскому?- оживился мыслитель.
- Да. Вот кто были моими учителями - асы!
Правда, Варакин по окончании курса предупредил: вот вы уже и инженеры-механики, но не лезьте в телевизор.
Мыслитель с театральными жестами сказал:
- Так, может, хотя бы сейчас не ослушаешься профессора?
- Да, как это было здорово - учиться.- Другой пропустил вопрос мимо ушей.- Каждый день приносил море информации, смывая с нас спесь всезнайства. К окончанию учёбы я знал гораздо меньше, чем до поступления в институт.
- Так плохо учили?- удивилась одна из них.
- Да нет, учили нормально. Узнал краешки берега бескрайнего океана, о котором даже не подозревал.
- Знания - усвоенная осознанная информация, пригодная к повседневному использованию носителем этой информации.-  Мыслитель формулировал как речевой синтезатор.
- Ты чего? Предупреждать надо,- вздрогнула от неожиданности одна из них.
- Знания - вещь дуалистичная,- в том же духе невозмутимо продолжал мыслитель.- Излишние знания мешают принятию верного решения в той или иной ситуации. Например, изучение литературы в школе приводит людей к абсолютному нежеланию читать серьёзную литературу вообще, так как изученные методы анализа содержания произведения убивают аромат искусства - нет желания питаться уже кем-то жёваной едой.
- Другой, ну скажи ему... Я уж решила, что у него "крыша едет" - чего он как робот невменяемый бубнит всё с краю. Неприятно мне это...
- Мыслитель, правда, не дури. Соберись...

А тот вдруг начал декламировать Шекспира:
Не хвастай, время, властью надо мной.
Те пирамиды, что возведены
Тобою вновь, не блещут новизной.
Они - перелицовка старины.
Наш век недолог. Нас не мудрено
Прельстить перелицованным старьём.
Мы верим, будто нами рождено
Всё то, что мы от предков узнаём.

- Твоё  поведение, голубчик, выходит за рамки приличия. Ты хотя бы реагируй на нас-то.
А мыслитель невозмутимо держал свой курс:
Цена тебе с твоим архивом - грош.
Во мне и тени удивленья нет
Пред тем, что есть и было. Эту ложь
Плетёшь ты в спешке суетливых лет.

- О, боже...- простонала одна из них.
Другой ошалело смотрел на мыслителя, ничего не понимая. И вдруг расхохотался до колик - он заметил в его глазах искорки смеха.
- Господи!- взмолилась страдалица.- Ради всего святого, станьте вы нормальными людьми!
- Извини, что напугал,- мыслитель взял за плечи одну из них,- просто очень хороший у нас сегодня вечер - есть о чём поговорить и есть серьёзная работа. Я вспоминал всё, что знаю про устройство ламповых телевизоров. Другой прав - мы сможем одолеть этого мастодонта. Не зря ведь нас учили такие асы, как Железный Генрих.
Другой, всё ещё перевозбуждённый смехом, обратился к собеседникам:
- Анекдот на тему. В военное училище приехал бывший выпускник и делится опытом с курсантами. На все их вопросы он отвечает односложно: учите материальную часть. Курсанты не выдержали однообразия советов, попросили объяснить. Он им отвечает: "Схватили враги меня, пытают - скажи да скажи, а я ничего вспомнить не могу".
Другой смело развернул телевизор "к лесу передом", снял заднюю крышку и приладил шнур ко входной вилке блока питания. Начал выдвигать со своих мест блоки с платами. Он  делал всё так уверенно и сноровисто, что одна из них начала верить, что даже если он не отремонтирует этот чрезвычайно сложный агрегат, то, вероятно, не доломает его совсем. Другой уже воткнул вилку шнура в розетку и, щёлкнув включателем, начал  наблюдать  за  разогревом  ламп  и  смело что-то шевелить длинной отвёрткой с надетой на стержень трубкой в различных местах среди скопления проводов на платах.
Мыслитель, решив не соваться под руку другому - дело всё-таки опасное, стал балагурить:
- Вычитал в журнале такую реальную историю: один  физик-академик упрекнул другого в том, что тот не читает специальную литературу. "Вы хотите сказать, что я не знаю физику?" - возмутился оппонент. Ответ последовал через несколько дней: "Физику Вы, конечно, знаете, но понаслышке".
- Кстати, раз вспомнили физику, расскажи, пожалуйста, подробнее о твоём варианте устройства протона,- попросил другой, старательно переставляя по очереди лампы в гнёздах, подчищая их ножки и подгибая эти проволочки туда-сюда.- Ты говорил, что протон в твоей вселенной - этакая частица-экстраверт пространства. А электрон у тебя, наоборот, является частицей-интровертом. Получается, что эти частицы играют как бы двоякую роль: составляют материю вселенной и одновременно являются квантами пространства этой вселенной.
- Ты не забывай ещё, что этот, как ты сказал, "квант пространства" сам являет собой вселенную, равную нашей вселенной, только живущую в ином масштабе времени. То есть если смотреть на электрон в сверхмощный ультрасветовой микроскоп, он предстаёт элементарной частицей нашей вселенной, а если на него посмотреть в телескоп, он явится нам вселенной, блистающей в несметном множестве миров.
- Что-то я не поняла: на что во что смотреть-то надо? Почему в микроскоп мы не разглядим внутреннего устройства электрона?- не было предела удивлению одной из них
- Если я тебе дам в руки десятиметровую жёсткую трубу и поручу, пользуясь этим эталоном линейных размеров, определить размеры данного конкретного просвета между нитей в ткани твоего платья, то это будет задача гораздо более легко выполнимая, чем попытка заглянуть внутрь электрона, хотя бы потому, что масштаб времени для них общий.
- А на трубе можно делать риски?
- А можно сделать риски на кванте?
- Так, поняла. И просвет должен быть задан совершенно конкретный?- продолжала приставать одна из них.- А как его отметить? Иголкой держать можно? Или краской капнуть?
- Муля, не нервируй  меня. Какие иголки, если кроме жёсткой трубы у тебя в распоряжении ничего более мелкого нет.
- А какого диаметра труба?
- Ну, несколько отличается от длины, но не более, чем в два раза в ту или другую сторону.
- Не смогу!- приняла, наконец, своё решение старательная "муля".- Я буду всё время терять из виду измеряемый предмет.
- Молодец, душа моя,- похвалил мыслитель.
Другой уже шурудил паяльником в телевизоре и мурлыкал неопознанную мелодию.
- Ты уже нашёл неисправность?
Вопрос мыслителя повис в воздухе и упал без ответа.
- Знаешь, знания сами по себе являются той субстанцией, к которой нельзя применять точных определений: нужные, лишние, вредные, полезные, точные, ложные и тому подобное. Знания мои по электронике весьма отрывочны и поверхностны, но в данном случае налицо положительный эффект их наличия. Я думаю, что "больной будет жить".
- Ты не прав. Чем больше знаний и чем они точнее, тем лучше,- возразил мыслитель.
- Допустим, человек точно знает, что его любимая жена в данный момент не у подруги, а в постели с другим мужчиной - полезно ли знание?
- Всегда ты найдёшь способ опошлить тему!- возмутилась одна из них.- Речь о Знаниях.
- Хорошо, другой пример: зима, в центре города к тебе подходит человек, снаряженный для подлёдной  рыбалки - в  тёплой непродуваемой одежде, в чунях,  с  ледобуром  и  ящиком на ремне. И вот  этот мастер  обращается  к тебе  с вопросом:  как пройти к реке? Что ты скажешь о его знании?
- Так не бывает,- рассмеялся мыслитель.
- Как только приходят тебе в голову такие образы?- укоризненно посмотрела на него одна из них.- Ты из пошлости в абсурд впадаешь.
- Да случай-то как раз из реальной жизни. Была зимой у меня такая встреча. И "рыбаку" уже было за пятьдесят. Я так и не разрешил загадку.
- Да, в таком контексте знания становятся субстанцией, совершенно не поддающейся точным определениям,- задумчиво сказал мыслитель.

- Отсутствие точного знания по конкретному вопросу у конкретного субъекта в данный момент является вполне нормальным состоянием вселенной и ничуть не ухудшает общего течения жизни,- это другой взялся передразнивать мыслителя с его склонностью давать всему определения.-  Обычно каждый нормальный человек осведомлён о дате своего рождения, но не знает дату своей смерти.
- Ради всего святого...- С ужасом взмолилась одна из них.
- Зато об известных людях прошлого мы знаем точную дату их смерти и часто лишь примерную дату рождения,- другой словно не слышал мольбы.- Вот вам и живой пример нулевого влияния отсутствия точного знания на результат процесса. Знание - всего лишь информация, констатирующая прошедшие события и позволяющая на основе их анализа дать более или менее точный прогноз развития предстоящих схожих ситуаций. Знания, даже очень точные, не дают полной гарантии заданного исхода событий. Уверен: можно действовать и принимать решения, вовсе не имея точных знаний. Как тот зимний рыбак.
Телевизор вдруг выдал изображение, и вполне приличного качества. Другой сидел сзади него и ещё не заметил результата своих действий.

- Починил...Показывает!- изумилась одна из них.- А я думала, что ты так, для виду...
- Не дураки сидят,- отозвался другой.- Тут всех и дел было: начать да кончить. Вот за тот, корейский, и браться бы не стал -  там сплошь  микросхемы, а к ним с паяльником лезть бесполезно - напортишь больше, чем починишь.
Слушай, мыслитель, давай-ка вернёмся к твоей версии устройства протона - дай более подробное его описание.
Другой своим возвращением к заброшенной теме вызвал всплеск неудовольствия со стороны одной из них. Но мыслитель уже ничего не замечал вокруг и "держал в руках" протон, как наглядное пособие:
- Слушай, а ведь он  не совсем  шар... Он больше похож на яблоко. Да, он представляет собой тороид, близкий по внешней форме к сфере, но вдоль одного его диаметра имеется полый канал. Да, именно так я представляю себе протон по внешнему устройству. Субстанция, составляющая протон, проносится в сжатом виде по стенкам канала и резко расходится по внешней оболочке тора, а затем, уплотняясь, вновь устремляется к каналу - так и циркулирует всё время. Даже, это больше похоже не на тороид как тело, а, скорее, на тороидную траекторию движения плоского пульсирующего кольца - оно совершает синхронные колебания в двух направлениях. Расширяется и сужается,"бегая" взад-вперёд перпендикулярно собственной плоскости.
- Если у протона есть канал, то электрон не пробивает оболочку протона, когда происходит его слияние с протоном при образовании нейтрона как единой частицы, а втягивается в канал и занимает его пространство!- радостно воскликнул другой.- Слушай, это ты здорово придумал такое наглядное объяснение устройства электрона, как пульсирующего на узком кольце шарика, и протона, как тороида с полым каналом.
- Ты, наверное, не совсем точно расслышал мои рассказы,- занудливо прогундосил мыслитель, - элементарные частицы пространства не являются объёмными частицами.

Это - плоские кольца. Они совершают колебательные движения в двух направлениях: в собственной плоскости расширяются и сужаются, а также совершают сдвиг-возврат в перпендикулярном направлении. Траектории проделываемых кольцами движений можно считать объёмными телами. При этом траектория колебаний электрона похожа на гантель или шарик, поочерёдно выдувающийся из кольца в двух направлениях, а траектория колебаний протона -  тороид. Слушай, даже, скорее всего электрон похож на сдвоенный уменьшенный протон - он также имеет канал, но не сквозной, а с узлом в центре. Да, это более близко к сути, чем "шарик на кольце". Кольцо-электрон колеблется "двойной восьмёркой", делая в каждом полупериоде сдвиг в исходную точку, постепенно сжимаясь, и расширяясь после сдвига за среднее положение.
- Так что ли?- другой стал на листе бумаги рисовать нечто, похожее на крылья стрекозы.
- Это ты рисуешь продольное диаметральное сечение его траектории,- согласился мыслитель.
- Ещё попробуй дать мне объяснение сути электрических зарядов, и я пойму всё устройство мира,- смело заявил другой.
- Слушайте, вы как будто и не учились в школе. Ещё там вам объяснили всё про электричество. Так вы почему до сих пор тратите столько времени на придумывание вновь того, что все нормальные люди узнают ещё во время учёбы?
Одна из них так отчитала горе-физиков, что они решили не вызывать на себя больший гнев и, переглянувшись, отложили обсуждение вопроса об устройстве частиц и о том, что является первопричиной электрических зарядов, до лучших времён.
Но мыслитель всё же решился возражать:
- Во-первых, я что-то не припомню, чтобы в школе говорили о причинах наличия электрических зарядов у частиц. Было заявлено о наличии отрицательного заряда у электрона и положительного заряда у протона и у позитрона. И сразу пошли рассматривать макро-проявления этих зарядов в электростатике и электродинамике. Во-вторых, те знания, что получены, но некоторое время не востребованы, утрачиваются. При необходимости, конечно, восстановить их легче, чем получать вновь, но потрудиться придётся. Вот другой хоть не "с разбегу", но вспомнил, чему учили.
- Именно, что "не с разбегу",- весело отозвался другой.- А есть такие виды занятий, где необходимо оперировать почти мгновенно всем необходимым массивом знаний и навыков. Пилоты регулярно проходят различные периоды повторного обучения и сдают экзамены - на всякий случай. Так же, но с иной регулярностью, проводится и повторное обучение во многих иных профессиях.
- Так вы что, решили повторить школьный курс?- ехидно спросила одна из них.
- Да не было такого в школе,- махнул на неё мыслитель.- Да и знание знанию рознь. И про электрические заряды можно всю жизнь читать, и научиться прекрасно использовать их в технике, и ничего не знать про то, почему они существуют вообще.
- Ты так уверенно заявляешь о факультативности точных знаний, что мне становится не по себе,- одна из них почти совсем расстроилась.- Ведь, лишь прочитав учебники по анатомии и хирургии, невозможно с положительным исходом провести даже операцию по удалению аппендикса - нужен весь комплекс специальных знаний и навыков.
- Не "весь комплекс", а лишь необходимый их минимум,- передразнивая её интонации, произнёс мыслитель.- Даже определённой части "всего" не знает никто. Все наши знания не шире опыта. Для обширного опыта у человека слишком мало времени отведено природой. Давай посчитаем для примера: пусть человек записал всё, что знает - всего получилось двести томов по пятьсот страниц. Это примерно на полторы тысячи часов чтения или два месяца непрерывной беседы. А там ведь ещё масса повторов и море "воды" - остаётся сути на месяц разговора. А трудился он не один десяток лет - в сотни раз дольше. Вот и весь разговор. Какой тут "весь комплекс" - хоть бы краюшек схватить.
- Да, ни о полноте, ни об абсолютности человеческих знаний и говорить невозможно, судя по твоему расчёту.
- Зачем тогда, по-твоему, на приобретение знаний и навыков люди тратят годы жизни?- одна из них кипела негодованием.- Зря тратят время?
- Почему - зря? С пользой, даже с выгодой - для обеспечения будущих заработков. Они часто не стремятся к предельной полноте знания, а всего лишь к необходимому минимуму.
- Ты хочешь этим сказать, что вся система образования нацелена на массовое производство ремесленников?- глаза одной из них побелели.
- Именно так. Ремесленник, зарабатывающий свои деньги обучением других ремесленников, заслуживает более уважения, нежели порицания. Вот и другой тебе скажет, что невозможно жить там, где все "метят в наполеоны" - некому будет даже подмести пол в такой палате. Знания, нам преподаваемые, настолько условны и так не соответствуют истине, что чем слабее человек усвоит их, тем скорее при необходимости найдёт более точные знания. Так, именно так. И не кивай мне с таким сарказмом. В период получения образования важно усвоить лишь методы и терминологию предмета, а, при наличии головы, всё остальное не следует и запоминать - лишний мусор.
- Счастье, что ты не преподаёшь,- съязвила одна из них, хотя в глубине души уже признала правоту оппонента.
Мыслитель, заметив крен в беседе в строну перехода на личности, решил немного "порулить":
- Есть два основных способа приобретения специальных знаний. Первый - обучение в специальном заведении. Общепринятый способ, но не стоит чрезмерно увлекаться им. Преимущество этого способа заключается в том, что знания даются в чистом виде подготовленными специалистами, есть регулярные проверки и закрепляющие мероприятия. Плохо, что обучение всегда оторвано от жизни, а знания примерно двадцатилетней "свежести", да и результат очень сильно зависит от усердия обучаемого и от тех целей, которые он сам поставил.
- Хорошего ты мнения о системе подготовки специалистов,- горестно покачала головой одна из них.- Что же тогда сам столько лет потратил на получение "оторванных от жизни и несвежих".
- А он уже отвечал на этот твой запоздалый вопрос - узнавал терминологию и методы,- ехидно подкусил её другой.
- Именно тем и ценна система образования, что она даёт школу, строит цепочку преемственности знаний. Ведь созданная Платоном Академия просуществовала тысячу лет, сохраняя нить того знания. И пусть она омертвила суть идей Платона и превратила всё, созданное Учителем, в схоластику, но пронесла сами знания через века тьмы и невежества,- мыслитель был настроен очень серьёзно.- Есть и другой способ получения знаний и навыков - после минимально необходимой общей подготовки заняться практической деятельностью в избранной отрасли. Преимущества этого способа заключены в том, что все получаемые знания соответствуют по уровню текущему моменту и тесно связаны с реальными обстоятельствами реального рабочего процесса, и при этом идёт реальная профессиональная карьера. Но и  этот способ имеет недостатки - знания получаешь в неявном виде и нужна большая самостоятельная работа для их анализа и осмысления, а также велика роль везения в выборе места деятельности по глубине и новизне получаемых знаний. Тут не следует скромничать с самого начала - выбирайте самые крупные из доступных вам учреждений интересующего вас профиля. Академик Микулин диплом о высшем образовании получил в шестьдесят лет в качестве подарка на юбилей. А до этого много лет создавал хорошие авиационные моторы, и руководил специалистами. Такой способ хорош для талантливых людей, которых школа сделала "троечниками" - они выходят в разряд крупных специалистов.
- Ты опять какую-то околесицу несёшь, мыслитель,- занудно "запела" одна из них.- Как это школа может превратить талант в "троечника"?
- А школа как раз этим, в основном, и занимается,- невозмутимо перехватил "подачу" другой.- Учителя часто сами не блещут талантами, а всего лишь зарабатывают средства для жизни доступным им способом. А талантливый ученик мешает им ходить по накатанной годами колее, заставляет думать и тратить силы на самообразование. Проще затоптать его, пользуясь тем, что носитель таланта ещё мал и слаб, да и не подозревает о своём особом даре. Школа любит послушных. Талантами она гордится. Но только после их ухода из школы.
- Ну, не знаю... Твоё настроение сегодня почему-то весьма критично по отношению к школе. Это ты обиделся на них, что про электрический заряд тебе не всё сказали?- съехидничала одна из них.- Так ты не будь суров к чужим недостаткам.
- Не принимай близко к сердцу всё, что слышишь,- мягко посоветовал мыслитель.- В целом всё приходит на свои места: и талант когда надо себя проявит, и "зазубренный отличник" займёт свой шесток. Знания ведь ещё и применять надо уметь. А без головы ничего хорошего не сделать.
- Я знаю третий способ приобретения знаний и навыков,- весело заявил другой.- Но он годится лишь для самых отчаянных и для тех, кто не имеет представления о реальном уровне своих способностей, а также для больших талантов - создание своей системы знаний. Да, именно создание, на базе достаточной общей подготовки. Представление об уровне получаемых таким образом знаний получаешь, сравнивая созданное тобой с тем, что встречается в доступных источниках информации. Это - путь гениев, а также это путь людей со значительными искажениями представлений о себе и об окружающем мире.
- Теперь я, слава богу, поняла, почему вы взялись создавать свою систему представлений об устройстве вселенной,- весело пропела одна из них,- вы из разряда "искривлённых".
- Может, ты и права,- легко согласился с ней другой.- Не всё мы усвоили в процессе учёбы и не всё восприняли с должной степенью ясности.
- Приобретая знания, следует быть готовым к лёгкой форме отказа от приобретённого,- заявил мыслитель,- знания наши не абсолютны и являются лишь некоторой степенью приближения к реальному положению вещей в некоторой области граничных условий. Процесс познания бесконечен. Не ясно даже, имеет ли он какой либо разумный предел и есть ли смысл в познании.
- Ну, ты, дружок, совсем уж "до краю" тут договорился,- изумилась одна из них,- вообще и смысл познания отрицаешь. Нет, ты поумерь пыл.
- А я так понял, что мыслитель всего лишь говорит о неполноте и несовершенстве познания на любом его этапе,- возразил другой.- Просто невозможно о каком-либо предмете получить абсолютно точное знание, - любой результат будет промежуточным.
- Ну, если только так понимать...- Вяло и задумчиво одна из них протянула эту фразу. Вдруг она озарилась радостно и живо:
- А я, мыслитель, могу легко доказать, что абсолютно невозможно даже в принципе обладать всей полнотой информации по данному вопросу.
- Легко доказать? Как именно?-  озадачился мыслитель.- Пожалуйста, поясни.
- Если принять твою теорию устройства мира как аксиому,- затараторила одна из них,- тогда я могу утверждать, что любой из протонов нашей вселенной, как и любой из её электронов, сам являясь отдельной вселенной и совершая миллиард эволюций за нашу секунду, с такой же частотой в собственном времени генерирует внутри себя множество полных циклов эволюции природы, а, значит, и множество полных циклов познания.
- Ну и что из того, что "генерирует"?- не сразу включился в суть дела другой.
- Как это что! То и есть, что бесконечное множество абсолютно полных циклов познания по любому вопросу множествами множеств миров во множестве вселенных ежесекундно присутствуют в каждом электроне, а мы не в силах узнать даже мизерную часть этой информации.
- Молодец!- искренне обрадовался мыслитель успехам своей любимой ученицы.- А я сам забыл о том, что именно так должен быть устроен мир.
- Скажи, мыслитель, может быть, при таком вот устройстве мира, просто нет смысла даже пытаться что-то познавать?- вдруг как-то весь сник другой.- Ведь если в каждом… ежесекундно... Может, хватит любого достигнутого уже уровня? Зачем зря силы тратить, лучше просто так пожить... для души...
- А вдруг он изначально неправ?- горячо взялась за дело одна из них.- А вдруг наш мир единственен и устроен совсем иначе? А ты уже "скис" и готов всё бросить в самом начале! Нет! Человечество должно идти непрерывно по пути познания мира, наращивать знания и возможности.
- По сути, люди до нас легко жили без тех знаний, коими мы "обогащены", и вовсе даже не ощущали острой их нехватки; да и наши современники не мучаются отсутствием тех знаний, которые будут обыденностью для следующих поколений, а пока и намёка на них нет. А мы полны гордости за сегодняшние великие достижения человеческого разума. Пройдёт совсем мало времени, и наши внуки будут кататься от смеха, увидев в каком-нибудь выпуске материалов о конце двадцатого века, те "чудеса техники" и "высшие достижения разума", которыми мы сегодня гордимся, и ради сохранения завесы тайны вокруг которых толпы сотрудников спецотделов тратят свои силы, и даже жизни.
- Ребята, кстати, недавно показывали такое чудесное кино про технику начала двадцатого века: первые автомобили, первые аэропланы... Я даже не угадала направления, куда полетит аэроплан, когда его выкатывали на старт,- он побежал маленькими крылышками вперёд, а пропеллер оказался сзади.
- Слушай, дружок, ты хотя бы для порядка верни заднюю стенку на место. Хорошо, что ты сумел починить телевизор, но, пожалуйста, приведи его и в безопасное состояние.
- А ведь те несколько "человечеств", что уже пожили на Земле, погибли, даже обладая куда как большими знаниями и более высоким техническим уровнем, чем мы сейчас…
- Нарушали технику безопасности! – отозвался мыслитель.

Другой, наконец, вышел из состояния элегического самопогружения и вспомнил, что не завершил сборку телевизора после ремонта. Тема, только что отзвучавшая в их беседе, растревожила его и совсем выбила из состояния обычной бодрой весёлости и чрезмерного оптимизма. Мыслитель, чувствуя такой настрой другого, решил сделать плавный выход из трудной темы:
- Чем выше уровень знаний, как отдельной личности, так и человечества в целом, тем выше вероятность принятия наиболее верных решений в каких-либо непривычных новых условиях - выше выживаемость. Но оперирование большими объёмами информации слишком замедляет процесс принятия решения - решение верное, но найденное слишком поздно, бессмысленно. Для свободного оперирования большими информационными базой по различным вопросам требуются и большое количество специальных средств, и люди, имеющие прочные навыки работы с информацией в заданной области знаний.
- Ты всё-таки уверенно отстаиваешь свою позицию крайней ограниченности возможностей конкретного человека,- мягко отозвался другой, старательно орудуя отвёрткой.
- Человечество, развиваясь во времени и пространстве, пройдя последовательные этапы, неминуемо придёт к форме сообщества индивидуумов, а не государств, племён, либо семей,-  как о чём-то уже решённом сказал мыслитель.- И тогда каждый член сообщества должен будет обладать всей суммой знаний человечества. Следовательно, знания следует накапливать не в головах, а в иных, самостоятельных, носителях глобальных знаний, доступ к которым у каждого индивидуума должен быть незамедлительным и свободным, а "в головах" следует хранить лишь надёжный ключ к глобальной информационной базе - все академии всех наук и все библиотеки вселенной будут принадлежностью каждой отдельной головы. Такова реальная необходимость развития человечества.
И вообще, уже хватит на сегодня этой болтовни. Отбой!


ИГРОК

Одна из них перекликалась с мыслителем, как в лесу аукалась. Квартира мгновенно наполнилась голосами. Эти игруны старательно делали вид, что не могут найти один другого. Но удача улыбнулась крикунам, и одна из них радостно закричала: " Он тут! "Летает". Иди сюда, мыслитель". И, охваченная азартом веселья, пропела: "Нет, ты не лётчик..."
- Ну дайте спокойно долететь - всего-то восемьдесят километров осталось до полосы.
- Нет, ты не лётчик,- почти басом пропел и мыслитель, входя в комнату.- Шасси-то выпусти, ведь уже земля скоро. Смотри: ещё стрельнули.
- Слава богу, сел!- Сердце колотилось у другого под горлом.- Вот это работёнка!
- Да, если человек - игрок, то пиши пропало. Ни спасти, ни выручить,- отрезал мыслитель.- Игра затягивает, как наркотик.
- Да не игра это для меня, а форма отдыха. Игроки стараются на интерес. Без интереса нет настоящей игры - таковы правила.-  Другой ни за что не желал записываться в армию игроков, ловцов удачи.- Жажда лёгкой наживы – нормальное человеческое желание. Да и эта игра не относится к таким играм.
- Но стремление жить в ожидании лёгкой удачи - самый погибельный путь,-  легко взялся мыслитель за продолжение темы.- Это сильнее сознания. И если выпустить из глубин своей души  на волю дух игрока, то усмирить его при жизни не удастся уже никому.
- Ты, как всегда, перегнул палку,- возразила одна из них.- Посмотри вокруг: всё пропитано игрой. С пелёнок до старости люди играют, и нет в том никакой трагедии.

Мыслитель сразу "схватился" за Шекспира:

Моя душа, ядро земли греховной,
Мятежным силам отдаваясь в плен,
Ты изнываешь от нужды духовной
И тратишься на роспись внешних стен.

- Про какие это стены ты мне говоришь?
- Я про устройство мира тебе толкую,- мыслитель был непреклонен в стремлении взять верх.
Другой решил смягчить тон беседы:
- Мой кот Серый Мурзик в развесёлом своём и игривом котячестве однажды случайно оказался на чердаке. Нашёл там воробьиное гнездо и разорил его. С тех пор прошло десять лет, но вера в лёгкую добычу не покинула Серого - всякий раз, когда люк на чердак открыт, он пулей влетает туда и обходит весь периметр крыши в поисках  воробьиного гнезда. А воробьи больше гнёзд там и не вьют - они оказались умнее кота.
- Игра необходима для нормальной жизни. В детстве она является способом познать законы мира и правила поведения в обществе, а потом игра становится способом повышения уровня адреналина в крови,- никак не унимался  мыслитель.- Игра может стать формой ловушки: без этого "допинга" человек уже не чувствует себя нормально не только психологически, но  и  соматически - он попадает в зависимость, избавиться от которой уже не в силах.
- Да, я знал человека, который был готов к азартной игре в любой момент,- задумчиво согласился с ним другой.- Уже умирая от рака, ясно осознавая своё положение, приобретал лотерейные билеты. И это притом, что он умел контролировать своё поведение и никогда не заигрывался чрезмерно.
Одна из них решила перехитрить говорунов:
- Порой формой игры становится поиск сексуальных приключений - такой человек уже не может посвятить себя одному партнёру и обязательно стремится к "взбадриванию" себя во всё новых обстоятельствах,- она искоса смотрела на другого, но тот был невозмутим.- Ни уговорами, ни угрозами никто не сможет остановить эту гонку в поисках способа взбодрить себя адреналином.
- Уж если вы так упорно связываете стремление к игре с химией  организма,  то, пожалуй,  расскажу  вам  одну  историю.
В одной весьма разношёрстной компании зашла речь об эмоциональности, темпераментах и формах их проявления. Каждый вспоминал свою историю о пережитых потрясениях и сильных ощущениях. Один из собравшихся лишь слушал и слегка улыбался, никак не проявляя своего отношения к рассказам. И я понял, что именно он-то и является наиболее глубоко эмоциональным человеком из всех присутствующих, и объявил о своём открытии компании. Общее скептическое недоверие было ответной реакцией - ведь все рассказчики повествовали о том, как они достигали вершин своих ощущений, попадая в различные переделки и чудом избегая самых тяжёлых последствий. В обоснование своей догадки я высказал следующее: для достижения одного и того же уровня ощущений одному человеку требуется спрыгнуть с крыши высотного здания, другому достаточно наблюдать чужой прыжок, а третьему вполне хватит одной мысли о возможности такого наблюдения. Вот эти третьи и являются наиболее эмоциональными людьми. А первые - игроки, то есть люди с притуплёнными чувствами и лишённые дара воображения, им необходимо для поддержания нормального уровня адреналина в крови бросаться в самые опасные приключения.
Рассказ другого очень заинтересовал мыслителя. После непродолжительной паузы он сказал:
- Получается, что игрок - эмоционально недоразвитый человек. И это не зависит ни от его желания, ни от воспитания -  всё от природы. Воспитание может только придать окраску этому недостатку
- Ты опять всё вывернул шиворот-навыворот. Как можно так извращённо толковать факты. Даже не нахожу слов, чтоб охарактеризовать этот твой стиль мышления,- одна из них разгорячилась всерьёз.- Ведь что тебе ни скажи, ты всё истолкуешь совсем наоборот.
- Играю я так,- примирительно улыбнулся ей мыслитель.- Давайте, будем ужинать.

Папка 20 - 101-128