Испытание Каина и Авеля

Игорь Плохатнюк
Сегодня, друзья, я предлагаю вашему вниманию следующую (5-ю) главу из книги вестницы
Божьей - Елены Уайт, под общим названием "Патриархи и пророки".

Итак, читаем:

(Эта глава основана на книге Бытие 4,1-15).

"Сыновья Адама Каин и Авель сильно отличались друг от друга. Авель был верен Богу, он видел справедливое
и милосердное отношение Творца к падшему роду и с благодарностью принял надежду искупления. Но в сердце
Каина зрел бунт против Бога и не смолкал ропот недовольства тем, что за грех Адама Он проклял всю Землю
и человечество. Потакая своей жажде самовозвышения и подвергая сомнению Божественную справедливость
и авторитет Божий, он направил свою душу по тому же пути, который привёл к падению сатану.

Вера и повиновение обоих братьев Слову Божьему были испытаны, как прежде был испытан Адам. Они знали
о плане искупления человека, и система жертвоприношений, установленная Богом, была им понятна. Они знали,
что эти жертвы - выражение их веры в Спасителя, прообразом Которого являлась жертва, и в то же время
признание того, что их личное прощение всецело зависит от Него. Братья знали также, что, следуя
Божественному плану искупления, они тем самым доказывали своё повиновение воле Божьей. Без пролития
крови не могло быть прощения грехов. Поэтому, принося в жертву первенцев из стада, они таким образом
выражали и свою веру в кровь Христа как обещанное примирение. Они также должны были приносить Богу
и первые плоды земли как благодарственную жертву.

Оба брата построили одинаковые жертвенники, и каждый из них принёс жертву. Авель принёс жертву из стада
согласно требованию Божьему. "И призрел Господь на Авеля и на дар его" (Бытие 4,4). С неба сошёл огонь
и поглотил жертву. Но Каин, пренебрегая сим прямым повелением Бога, принёс в жертву только плоды.
С неба не было послано никакого знамения, свидетельствующего о принятии жертвы. Авель умолял своего брата
повиноваться Божьему требованию, но его просьбы только сильнее ожесточили Каина. Чувствуя своё
превосходство как старшего брата, Каин отверг советы Авеля.

Каин пришёл пред лицо Божье с сердцем, переполненным ропотом и неверием в обетованную жертву и
необходимость её принесения. Его дар не выражал никакого раскаяния в грехах. Подобно многим нашим
современникам, он считал признаком слабости точное выполнение Божественных предписаний и не смог всецело
доверить своё спасение искуплению обетованным Спасителем. Он решил действовать самостоятельно и прийти
пред лицо Божье со своими собственными заслугами. Он не принёс ягненка и не смешал его кровь со своим
приношением, но принёс выращенные им плоды - результаты своего труда. Он принёс свою жертву и надеялся
получить Божественное одобрение, делая одолжение Богу.

Каин послушно построил жертвенник, принёс жертву, но его повиновение не было полным. Он пренебрёг самым
главным, а именно: признанием своей нужды в Искупителе.
Оба брата родились в одной семье и получили одинаковое религиозное воспитание, оба были грешниками и
сознавали, что необходимо исполнять требования Бога, почитать Его и поклоняться. Ему. На первый взгляд
казалось, что братья и верят в Бога одинаково, но на самом деле между ними была огромная разница.

"Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин" (Послание к Евреям 11,4). Авель понял великие
принципы искупления; он сознавал себя грешником, видел грех и смертельное наказание за преступление
как преграду, стоящую между его душой и Богом. Отнимая жизнь у жертвенного животного и принося его в жертву,
он признавал, таким образом, требования нарушенного закона. Проливая кровь, он взирал на будущую жертву -
умирающего на Голгофском кресте Христа - и, веря в примирение, которое должно было совершиться, получил
подтверждение того, что он праведен и его жертва принята.

Каин имел такие же возможности познать эти истины и принять их, как и Авель. Он не был жертвой
произвольного предопределения. Неправильно полагать, что одному из братьев Господь предназначил быть
праведником, а другому - отверженным. Авель избрал веру и послушание; Каин - неверие и возмущение.
В этом вся суть дела.

В лице Каина и Авеля представлены две группы людей, которые будут существовать до конца мира. Одни люди
получают прощение через жертву за грех; другие - предпочитают полагаться на собственные силы, их жертва
не нуждается в Божественном посредничестве, и она не может примирить людей с Богом. Только через заслуги
Иисуса могут быть прощены наши преступления. Те, кто не испытывает нужды в крови Христа, кто надеется
без Божественной милости заслужить одобрение Господа, - совершают ту же ошибку, что и Каин. Не принимая
очищающей крови, люди находятся под осуждением. Ибо нет иного пути, которым можно было бы освободиться
от проклятия греха.

Большая часть христиан в мире следует примеру Каина, почти каждая ложная религия основывается на том же
принципе - спасение человека зависит от его личных заслуг. Некоторые утверждают, что человечество
нуждается не в искуплении, но в развитии, что люди собственными усилиями могут облагородить, возвысить
и преобразовать свою натуру. Подобно тому, как Каин, надеялся приобрести милость Божью через жертву,
лишённую искупительной крови, так и эти люди надеются возвысить человечество до Божественного уровня
независимо от примирения с Богом. Но история Каина свидетельствует о том, к чему это приводит.
Она - подтверждение того, чем может стать человек без Христа. Человечество бессильно возродить себя,
поскольку оно направлено не ввысь, к Божественному, а вниз, к сатанинскому. Христос - наша единственная
надежда. "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись!".
"И нет ни в ком ином спасения!" (книга Деяния апостолов 4:12,11).

Истинная вера, при которой всецело полагаются на Христа, проявляется в повиновении всем требованиям Божьим.
Со дней Адама и до настоящего времени повиновение Закону Божьему является причиной великой борьбы. Во все
времена находились люди, которые, пренебрегая некоторыми заповедями Божьими, в то же время утверждали, что
имеют право на Его милость. Но Священное Писание говорит, что "делами вера достигла совершенства" и что
вера, "если не имеет дел, мертва сама по себе" (Послание Иакова 2:22,17). "Кто говорит: "я познал Его",
но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины!" (1-е Послание Иоанна 2,4).

Когда Каин увидел, что его жертва отвергнута, он разгневался на Бога и Авеля; разгневался на Бога за то,
что вместо жертвы, установленной Господом, не принята жертва, предложенная человеком; разгневался на брата,
который повиновался Богу, вместо того чтобы поддержать восстание против Него.

Несмотря на пренебрежительное отношение Каина к Божьей заповеди, Господь не отвернулся от Него. Он снизошёл
до того, что пытался взывать к рассудку человека, проявившего такое безрассудство. И сказал Господь Каину:
"Почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твоё?"
Через Божественного вестника Господь послал ему предостережение: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли
лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, но ты господствуй над ним!" (Бытие 4,6-7).

Теперь на Каине лежала ответственность правильного выбора. Если он доверится заслугам обетованного Спасителя
и будет послушен Божьим требованиям, тогда обретёт Его милость. Но если он будет продолжать упорствовать
в своём неверии и беззаконии, тогда нет оснований жаловаться на то, что Господь отвергнет его.

Но вместо того чтобы признать свой грех, Каин продолжал считать Господа несправедливым, возмущался,
испытывая чувства зависти и ненависти к Авелю. Он сердито упрекал своего брата и пытался втянуть его
в обсуждение деяний Господа. Кротко, но твёрдо и бесстрашно Авель защищал справедливость и милость Божью.
Он указывал Каину на его заблуждение и пытался уверить, что причина недовольства кроется в нём самом.
Он напоминал о милосердии, проявленном к их родителям Богом, Который пощадил их, хотя они согрешили и
заслуживали смерти. Авель убеждал Каина в Божьей любви к ним, ибо в противном случае Он не отдал бы Своего
невиновного безгрешного Сына на страдания, не обрёк бы Его на наказание, которого были достойны они.
Но всё это только сильнее разжигало гнев Каина. Разум и совесть подсказывали ему, что Авель прав, но он
разъярился из-за того, что тот, кто до сих пор всегда во всём соглашался с ним, теперь осмеливался
противоречить и не поддерживал его. В приступе ярости Каин убил своего брата.

Каин ненавидел и убил своего брата не потому, что Авель сделал что-нибудь дурное, но потому, что "дела его
были злы, а дела брата его праведны" (1-е Послание Иоанна 3,12). Так и во все времена беззаконники ненавидели
тех, кто был лучше их. Жизнь Авеля, исполненная послушания и непоколебимой веры, была для Каина вечным
упрёком. "Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому
что они злы!" (Евангелие от Иоанна 3,20). Чем ярче сияет небесный свет, отражённый в верных рабах Божьих,
тем отчётливей раскрываются грехи беззаконников и тем решительней они пытаются уничтожить нарушителей
своего покоя.

В убийстве Авеля впервые проявилась та вражда, о которой Бог сказал, что она будет существовать между змеем
и семенем жены, между сатаной с его сообщниками и Христом с Его последователями. Падение человека отдало
людей во власть сатаны, но во Христе они обретут силу свергнуть его иго. Всякий раз, когда душа верой
в Агнца Божьего оставляет служение греху, гнев сатаны возгорается. Святая жизнь Авеля опровергла утверждения
сатаны о невозможности для человека соблюсти Закон Божий. Когда Каин, подстрекаемый дьяволом, увидел, что
Авель уже не зависим от него, он пришёл в такую ярость, что отнял у брата жизнь. И где бы ни находились те,
кто свидетельствует о справедливости Закона Божьего, против них ополчается тот же дух. Этот дух на протяжении
всех веков разжигал костры, на которых горели последователи Христа. Сатана и его ангелы обрекают приверженцев
Иисуса на жесточайшие преследования, так как он не может подчинить их себе. Это ярость уже поверженного врага.
Все мученики Иисуса умерли победителями. По словам пророка, "... они победили его (дьявола) кровью Агнца и
словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти" (книга Откровение 12,9-11).

Каин-убийца был вскоре привлечён к ответу за своё преступление. "И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?
Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?"(Бытие 4,9). Каин так погряз в грехе, что утратил чувство
постоянного присутствия Божьего, Его величия и всеведения, прибегнул ко лжи, чтобы скрыть своё преступление.
Снова Господь сказал Каину: "Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиёт ко Мне от земли!"(Бытие 4,10).

Бог даровал ему возможность сознаться в совершённом преступлении. У Каина было достаточно времени для ответа.
Он понимал гнусность совершённого им злодеяния и лживости, к которой прибегнул, чтобы скрыть его, но, несмотря
на всё это, он продолжал упорствовать, и вскоре ему был вынесен приговор. Божественный голос, который прежде
просил и увещевал, произнёс грозные слова: "И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять
кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей
для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле!"(Бытие 4,11-12).

Несмотря на то, что Каин заслуживал смертного приговора за совершённое им преступление, сострадательный
Творец пощадил его и дал ему возможность раскаяться. Но Каин только всё больше ожесточал своё сердце,
подстрекая и других к восстанию против Божественной власти; он стал родоначальником дерзких, распутных
грешников. Этот отступник, руководимый сатаной, соблазнил и других. Его пример и влияние оказывали столь
сильное разлагающее действие, что земля растлилась и наполнилась насилием до такой степени, что возопила
об уничтожении.

Сохранив жизнь первому убийце, Бог преподал всей Вселенной урок относительно великой борьбы. Мрачная история
Каина и его потомков служила наглядным примером того, к чему привело бы разрешение грешнику жить вечно
и осуществить свой замысел восстания против Бога. Долготерпение Божье только способствовало дерзости и
беззаконию нечестивцев. Пятнадцать столетий спустя после приговора, вынесенного Каину, преступления
и скверна захлестнули Землю: всей Вселенной стало ясно, что это - результат пагубного влияния его поступка.
Тогда стало очевидно, что смертный приговор, вынесенный Богом грешнику за нарушение Его закона, был и
справедлив, и милостив. Чем дольше люди жили во грехах, тем распутнее они становились. Божественный приговор,
сдерживающий разнузданность беззакония и освобождающий мир от пагубного влияния ожесточившихся в бунте, был
скорее благословением, чем проклятием.

Сатана постоянно и с неистощимой энергией извращает сущность Господа и принципы Его правления.
С необыкновенной ловкостью, тщательно обдумывая каждый шаг, он стремится удержать весь мир в обмане.
Безграничный и Всеведущий Бог видит конец от начала, и Его планы относительно того, как поступить с грехом,
всеобъемлющи и всесторонни. Он намерен не только положить конец восстанию, но показать всей Вселенной
сущность сатаны.

План Божий был открыт, обнаружив как справедливость, так и милость Божью, а также полностью оправдав Его
мудрость и праведность в отношении ко злу.
Непадшие жители других миров с глубочайшим интересом наблюдали за всем происходящим на Земле. Состояние
допотопного мира свидетельствовало о последствиях правления Люцифера, которое тот намеревался установить
на Небе, отвергая власть Христа и устраняя Закон Божий. В своевольных грешниках допотопного мира они видели
подданных власти сатаны. "Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время!" (книга Бытие 6,5).
Все чувства, побуждения и воображение человека враждовали против Божественных принципов святости, мира
и любви. Это было примером ужасной порочности, к которой привело стремление сатаны освободить творение
Божье от требований Его святого закона.

Посредством фактов, открывающихся в ходе великой борьбы, Бог демонстрирует принципы Своего правления,
которые были фальсифицированы сатаной и всеми, кого ему удалось совратить. В конце концов справедливость Божья
будет признана всем миром, хотя это признание произойдёт слишком поздно, чтобы спасти восставших.
При сочувствии и одобрении всей Вселенной Бог шаг за шагом продвигает Свой великий план к полному завершению -
окончательному искоренению бунта. Тогда откроется, что все, оставившие Божественные предписания, перешли
на сторону сатаны в борьбе против Христа. Когда же князь мира сего будет осуждён и все объединившиеся с ним
разделят его участь, тогда все небожители, как свидетели приговора, провозгласят:
"Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!" (книга Откровение 15,3)."

                ******

Следующую главу из книги "Патриархи и пророки" можно прочитать здесь - http://www.stihi.ru/2015/01/16/1306