стр. 11 - 32 - от А до В

Большаков Алексей
АЭРОДИНАМИКА

Уже начинались сумерки. Беседа никак не завязывалась. Не дало должного эффекта и чаепитие. Мыслитель занялся обдумыванием того, как следует приступить к большому и серьёзному делу - книге бесед. Одна из них молча смотрела в окно. Другой принялся за переборку в тумбочке с фонотекой.
- Как красиво падают листья,- почти шёпотом сказала одна из них,- и как грустно. Вчера лежал снег, а сегодня опять море грязи.
- А ты присмотрись - как именно они падают, - вяло отозвался мыслитель.- Некоторые летят, быстро вращаясь вокруг вертикальной оси и слегка опустив черенок; другие вращаются медленно и периодически меняют направление вращения; а есть такие, которые вращаются при падении вокруг горизонтальной оси.
- Ой, брось эту скукотищу! Так ты легко можешь испортить чудо, исказить моё восприятие красоты вечера. Лучше выйди-ка из своего медитирования и помоги другому разобраться с пластинками. Ой, вот что мне хотелось бы послушать: Таривердиев поёт сонеты Шекспира.
- Ты права - я поставлю её. Мыслитель, а ты помнишь тот случай с пластинками? Классе в восьмом, а может и в седьмом...
- Слушай, а я ведь почти забыл... Интересно тогда было понять их поведение. Это сейчас я нахожусь в таком возрасте и имею такой уровень инженерной подготовки, что могу в доступной и понятной форме, но без применения точных математических выражений, описать и объяснить поведение плоского несимметричного вращающегося диска в атмосфере при наличии силы тяжести. Был период, когда я легко мог сделать то же самое с применением точных математических выражений. А вот подростками мы занимались экспериментальным изучением этой проблемы.

Мы бросали ломаные граммофонные пластинки с высокого и обрывистого берега Двины. И как её ни брось, пластинка поворачивается до положения, когда ось её вращения приходит в горизонт, а диск встаёт ребром к набегающему потоку. Довольно долгое время она будет лететь так, пока скорость её вращения не снизится до критической. Затем будет фаза беспорядочного падения.
- Ну, мыслитель, ты и излагаешь... Да, ведь вот ещё что там было: все ребята бросали правой, а я - левой. А когда пластинки, подобранные нами на свалке, уже заканчивались, одна из них врезалась с коротким плеском в воду около головы купающегося мужчины. Он, скорее всего, даже и не осознал произошедшего, а, может даже, и ничего не заметил. А я с той минуты начал замечать наличие людей вокруг.
- Да уж, старайся как-то соразмерять свои развлечения со степенью их опасности для других.
- Ну, мальчики, вы даёте... Ведь это ужас какой-то...
- Не расстраивайся так, пожалуйста,- ведь всё хорошо. Да, утром еду в сумерках на велосипеде. Моросит. Лужи - морями. Сзади "Волга" летит, фонтаны от неё веерами. Около меня притормозила и тихонечко так объехала. Вода от колёс валиками пошла и налила мне полный сапог. Умора! Тут соразмеряй - не соразмеряй, а всего не предусмотришь. Только опыт выручает.
- Мальчики, а какие вы всё-таки молодцы у меня - вот вам уже готовая первая новелла для книги. Только придумайте название на букву "А", чтоб ни "пластинки" и ни "опыт". "Автомобиль и дождь" - мой вариант. И давайте слушать сонеты.
- Нет, не длиннее одного слова - только так. Ну, давай ставь пластинку - я там очень люблю "Пылающую голову рассвет"...
Другой медленно опустил иглу на пластинку:
- Пусть будет - "Аэродинамика".

БЕЗОПАСНОСТЬ

"Любовь слепа и нас лишает глаз.
Не видим мы того, что видно ясно.
Я видел красоту, но каждый раз
Понять не мог - что дурно, что прекрасно".

Одна из них, хотя и очень любила слушать сонеты Шекспира в исполнении Таривердиева - его тихий хрипловатый голос и чудесная вязь слов под прозрачную музыку удаляли прочь все заботы дня и тревоги - не смогла и в этот раз спокойно воспринять смысл слов, царапавших её душу, заставлявших сомневаться в себе.
- А не попить ли нам чаю,- наиграно громко сказала она.
- Сама попросила поставить пластинку и первая не выдержала,- с лёгким укором отозвался другой.- Я сейчас поставлю чайник. Потерпи.
Но одна из них уже была на кухне. И её удивлённо-обиженный голос, заявлявший, что "она не зажигается", вернул туда другого.
- Наверное, вода попала...- схватил горелку. Запахло жжёной кожей, а фрагмент алфавита "ЁКЛМН" в экспрессивном исполнении другого отвлёк мыслителя от блужданий по страницам их ещё ненаписанной книги.
- Извини, - тихо всхлипнула одна из них, - я зажигала-зажигала, а она только с одного краю... Я не успела... Ты уже...
- Пустяки. Удивительно: кожа обгорела на пальцах до белого цвета, а волдыри не появляются - наверное, очень быстро отдёрнул.
Это незначительное происшествие вдохновило мыслителя на неожиданно экспрессивное выступление. Всё, что другой сумел запомнить, он потом, когда прошло некоторое время, записал своими словами.
Одна из них всё пыталась чем-нибудь смазать пострадавшие пальцы другого, но монолог мыслителя
отвлекал её вновь и вновь. Когда тот выдохся, одна из них только и сказала:
- Вот это всё из-за пальцев?.. Ну...
Тот, кто живёт, постоянно подвергается самым различным опасностям. Это может быть опасность опоздать на свидание, или опасность поспешить с ответом, опасность получить любую травму или заболеть.
А вот смерть не является опасностью, она - неизбежность; тот, кто рождён живым от живого, подвергается лишь опасности преждевременной смерти. Но и умершие подвержены очень серьёзной опасности - возможности утратить честное имя.
Лишь тот, кто не был даже зачат, не подвергается ни какой опасности. То, что не было создано, не может ни погибнуть, ни лишиться чести. Вселенная не подвержена опасности гибели - формой её существования являются циклические смены состояний. При этом нельзя сказать, какое из возможных состояний Вселенной является наиболее предпочтительным - все они естественные.
Каждый реально существующий объект несёт в себе возможную опасность для любого другого реально существующего объекта, начиная от возможности занять то место, на котором в данный момент должен находиться другой объект до возможности оказания деструктирующего влияния на любой другой объект.
Более сложные по устройству объекты более подвержены различным опасностям, но одновременно они обладают более действенными средствами предотвращения опасных ситуаций или уменьшения их последствий. То есть, чем более разумно поведение объекта, тем менее подвержен он опасностям. Накопление опыта взаимодействия с другими объектами в процессе выполнения своих функций, позволяет принимать всё более верные решения в различных ситуациях. Но это справедливо лишь до определённой степени - при слишком большом объёме информации слишком много времени занимает её анализ и выбор правильной формы своего поведения. Очень важным качеством для каждого объекта является способность уклоняться от более серьёзных опасностей, пренебрегая мелкими, в любых условиях функционирования- принимать такие решения, при которых наиболее полно выполняются все требуемые действия с причинением наименьшего из возможных ущерба своему состоянию от вероятных опасностей. Важно не только иметь опыт поведения при угрозе определённых известных опасностей, но и быть готовым к действиям в совершенно непредвиденных ситуациях. Только такое гибкое поведение, умение порой преодолеть в себе прошлый опыт, поступить вопреки ему и при этом угадать верное решение, способно обеспечить данному объекту более высокий уровень безопасности. Но никогда, ни в одной, даже самой простой, ситуации, нет гарантии полной безопасности - не следует об этом забывать.
Это выступление надолго ухудшило отношение одной из них к мыслителю. Другой пострадал пусть и по своей оплошности, но ведь ему больно, а этот развёл тут...
- Тебя куда понесло-то с твоей "песней о безопасности"! Очнись, голубчик! Тут речь идёт о том, что человеку больно. А ты до потери доброго имени договорился. Так мы далеко зайдём. Ты за своей целью слепить книгу уже совсем ничего не видишь. Может, ты и не человек вовсе, а так - некое отвлечённое сознание? Ни нервов, ни крови в тебе нет, а одни голые функции и аргументы неприкаянно бродят по логическим схемам.
- Ну зачем ты так... Не следует нам грызть друг друга не то что по пустякам вроде нынешнего, а и вообще - ведь мы так давно уже вместе. Ну, высказался он на возникшую тему, пусть несколько отвлечённо и пространно. Но не бить же его за это. Кстати, мыслитель, ты прав более того, чем сам о том думаешь. Я ожёгся по неосторожности, а ты получил взбучку в доказательство отсутствия гарантии безопасности даже в самых простых ситуациях. Давайте пить чай.

БУЯН

- Скажи, пожалуйста, что означает слово "Буян"?
- Буян - от слова "буянить", то есть тот, кто скандалит и бесчинствует. Ещё говорят: "бузотёр".
- Не знаю... Наверное, есть иное значение.
- А где ты встретила это слово?
- У моста. Улица Смольный Буян.
- У-у-у... Это, сударыня, с детства знать полагается. Пушкина-то читала ли: "Мимо острова Буяна..."
- В царство славного Салтана! И как я не вспомнила сразу! Но всё равно неясно - а остров Буян в честь чего назван.
- В честь буя. "На воде качался буй" помнишь? Буй раньше - связка брёвен, а сейчас - большая металлическая банка. Он на якоре закрепляется недалеко от берега. Раньше корабли были парусными - им трудно точно к пристани подойти, да и мелко у берега. А на якорь вставать - есть риск потерять якорь, если он зацепится за корягу. Вот и придумали эти буи. И сейчас буи в порту имеются – около них стоят суда в ожидании погрузки, чтобы не занимать место у причала. Так что в данном случае "буян" скорее означает "порт".
- Ну а "Смольный" почему?
- Бочки со смолой тут грузили на корабли - вот и смольный. Надо полагать, что были ещё и пеньковый, и лесной буяны. Или что-то в этом роде. Ведь город наш портовый, вот и топонимика у него портовая. Ещё есть такие районы, как Лесной порт, Бакарица, Пирсы, Экономия, Фактория...
- Да слышу я эти слова каждый день! Ты объясни мне, что они означают. Почему их сделали названием частей города?
- Что означают - прочитай в энциклопедии. Бакарица так вообще - название одного из рукавов Двины, и, судя по его положению, означает - "боковая речка" Но, может быть, это слово является заимствованием из другого языка. А части города получили свои названия вследствие исторически сложившегося порядка вещей.

До этой минуты мыслитель не принимал участия в беседе. Его занял вопрос о церкви как общественном институте и о церквях как культовых учреждениях. Но он расслышал переливание из пустого в порожнее и решил вмешаться.
- Город вообще являет собой тему для очень серьёзных бесед. И не на нашем кухонном уровне. Кстати, давайте попьём чайку. Вот, для примера: когда тебе нужна вода, где ты её берёшь?
- Чего ты ваньку валяешь? - в кране, конечно.
- Это если ты - в городе. В иных местах, может, и нет воды "в кране". Так ты ещё и деньги ежемесячно платишь за "воду в кране".
- А как же иначе - удобство всё-таки.
- Вот тут ты, другой, прав абсолютно - платишь ты не за воду, а за удобство. Вода является естественным природным ресурсом, находящимся в постоянном кругообороте. Следовательно, денежной стоимости вода не имеет. Но, чтобы природная вода стала "водой в кране", нужен сам кран, труба от источника воды до крана, насос для преодоления сопротивления трубы, электроэнергия для привода насоса, реагенты для химической и санитарной обработки воды, сооружения для всего этого хозяйства, люди для наблюдения за оборудованием и для его ремонта, руководители и специалисты для управления людьми, помещения для их размещения, оргтехника для ведения бумажных дел, для учёта и расчётов, детсады и школы для детей сотрудников, лечебные учреждения... И так по любому "удобству" городской жизни. Вот так-то, душа моя.
- Ну, ты, мыслитель, опять завернул от простого вопроса на "широкие просторы". Ну а где все жители города деньги-то берут, чтобы платить друг другу за удобства?

- Зарабатывают. Вот он, например, работает на судоремонтном заводе. Завод получает деньги с судовладельцев за проведённые работы по ремонту судов. Расходует их на приобретение оборудования, инструментов, материалов, запасных частей, на оплату электроэнергии и тепла, платит различные налоги и штрафы, часть денег раздаёт своим работникам в виде заработной платы. Судовладельцы же получают свои деньги с грузоотправителей, а те берут с грузополучателей. Грузополучателям платят деньги потребители продукции, И так далее по кругу до поля и карьера или шахты. А за порядком платежей, их правильностью и своевременностью наблюдают другие люди, также живущие в городе. И большей частью - не в нашем. Деревня может прожить без товарного и денежного взаимодействия. Городу же для нормальной жизни требуются связи со всей страной, а порой - и с миром. А если желаешь знать суть вопроса всерьёз, то задавай его тому, кто всерьёз изучает финансы и законы денежного обращения, книги специальные читай.
- Слушай, ты говоришь: книжки читать, - просмотрела сейчас энциклопедию и словари русского языка Даля и Ожегова - везде "буян" - только тот, кто буйствует, и ничего кроме.
- А в энциклопедическом словаре Гранат сказано, что буян - ровное, открытое место, торговая площадь, речная пристань, место для выгрузки и складирования товара. И ничего кроме.
- Ну, ты сам - буян. Ведь не успокоишься, пока на своём не настоишь.
- Да не во мне тут дело. Скорее в тех, кто умные книжки пишет. Не хватает у них буйства, чтобы докопаться до всех возможных смыслов и значений, а у тех, кто докапываются, не хватает буйства, чтобы доказать необходимость включения в умную книжку всех основных значений и смыслов слов. Помнишь, у Высоцкого: "Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков..."

БЫТ

- Другой, скажи мне, каково по-твоему значение быта в человеческой жизни.
- С точки зрения занимаемого времени - недопустимо огромно, а если ты ждёшь оценки типа "хорошо-плохо", то не знаю что и сказать. Бытовые вопросы связаны с обеспечением жизни человека - без них никуда. Но посвятить все стремления души решению бытовых проблем - самая большая ошибка человеческой жизни. Необходимо каждому установить для себя приемлемые траты времени и средств на бытовые проблемы, исходя из того, какое качество решения этих проблем приемлемо для тебя лично и твоих близких и какие максимально допустимые траты ты можешь позволить себе.
Другой "заворачивал" нечто многоколенное и мыслитель не выдержал:
- "Приемлемые траты времени" определяются продолжительностью твоей жизни - сколько живёшь, столько времени и тратишь на решение бытовых проблем. Давай, чтобы не переходить на личности, рассмотрим (в пределах наших представлений, разумеется) жизнь клопа. Тьфу, с этими клопами... Муравья. Да, муравья. Это - положительный персонаж во всех аспектах, не обидно будет никому, если муравья взять для примера.
- Мыслитель, я же подняла вопрос о роли быта в человеческой жизни,- робко пояснила одна из них. - Зачем за клопов-то… за муравьёв хвататься? Другой, а ты зачем и оговорки-то записываешь? Не красиво с оговорками, да и ритм как-то сбивается...
- Душа моя, рассмотрим на муравьях, станет нам яснее и с людьми. Как было написано на стене родного авиамодельного кружка: "От модели - к планеру, от планера - к самолёту". Надо же что вспомнилось... Месяц, наверное, и отходил в тот кружок, в пятом классе. Мечта была о небе, о полёте… А другой заставил в лыжную секцию ходить.


Сказал: не хватит времени, чтобы лыжами заниматься и в авиамодельный ходить. В спортшколу он раньше записался. Но я на своём настоял потихоньку - до десятого класса почти всё свободное время самолётиками да пороховыми ракетами занимались. Времечко было горячее - как и успевали столько всего переделать. Ещё в двух библиотеках книги брали: после детских - классику и фантастику, да ещё про лётчиков и про самолёты. Хорошее время было. Кстати, о быте - мамы тогда почти всё за нас и делали...
- А я всё уже и поняла - спасибо, мыслитель.
- Не торопись со своим "спасибо", душа моя. Давай разберёмся всё-таки с муравьями. С рождения и начнём. Самки яйца откладывают, а специально "назначенные" муравьи заботятся об этих яйцах - таскают их туда-сюда по муравейнику, вентиляцию обеспечивают, от дождя и от холода спасают. Самая бытовая проблема и есть - продолжение рода в биологическом смысле. Вывелся мурашик из яйца - сразу и есть захотел. Малышу, конечно, могут и готовое в рот подать, а чуть подрос - беги сам искать себе пропитание, да ещё и в муравейник притащи - для слабых, для очень занятых, да для запаса. Тоже - бытовая проблема.
А чтобы знал что, где и как добыть, учиться надо всем премудростям муравьиной жизни. Получается, что профессиональное обучение также является бытовой проблемой. Подрос мурашик, подучился и стал рядовым муравьём - со своей специальностью, с хорошими навыками, сильный и здоровый. И чем же он такой хороший заниматься стал? Конечно же, он стал рабочим муравьём, и все дни своей бодрой жизни посвящает выполнению возложенных на него муравейником задач - решает бытовые проблемы (как свои собственные, так и муравейника в целом). В часы отдыха он ни о чём не мечтает, ничего не делает отвлечённого от своих профессиональных и чисто личных проблем, а  восстанавливает силы для нового трудового дня, или наводит минимально необходимый уровень чистоты и порядка вокруг себя - опять занимается бытом.
Надорвался, постарел, одрях наш муравей. Все часы бодрствования посвящает поиску кусочка пищи в ближайших ходах муравейника. А самые "ответственные" могут ещё "дать указание" шныряющей прямо по головам молодёжи, поучить бестолковых уму-разуму. Получается, что муравей и в старости решает чисто бытовые проблемы, даже занимаясь обучением молодёжи, так как профессиональное обучение является бытовой проблемой.
Пришёл срок и муравей "почил в бозе". И тут - бытовая проблема: удалить его из муравейника для обеспечения необходимого уровня порядка и гигиены. И может статься, что, прожив свой век достойно, трудясь на благо, не только личное, но и всего муравейника в целом, герой наш ни секунды своей жизни не посвятил небытовым проблемам. Он ни разу не взглянул на звёзды в попытке задуматься - а что же это там такое; ни разу не заглянул внутрь себя в попытке понять - а что же я собой представляю, зачем я здесь и надолго ли. Он, конечно, много раз смотрел на небо, но только в попытке угадать погоду на ближайшее время. Видел он и звёзды, но утратил к ним интерес, поняв, что это - не еда, да и опасности от них никакой нет. Задумывался он и о себе и своей роли в муравейнике. Но только для того, чтоб оценить свои силы в предстоящей борьбе за лучшее место в муравейнике и за право съесть лучший кусок пищи. Приложил наш герой и все возможные усилия для продолжения своего славного рода и преуспел в этом. Он даже ходил войной на соседний муравейник и хорошо проявил себя в этом походе - много яиц с потомством принесли они к себе и сильно укрепили положение своего муравейника.

- Хватит, мыслитель! Хватит... Твой рассказ становится очень циничным. Не следует в такой форме изливать свои проблемы на других. Мы говорим всего лишь о роли быта в жизни муравья... Человека... - одна из них больше не смогла сдерживать нараставшее в ней раздражение. И зачем дёрнуло её затевать этот разговор... Получается, что вся жизнь состоит только из решения бытовых проблем? Нет, не должно такого быть. Мыслитель что-то напутал или передёргивает.
- Мыслитель, а как же занятия искусством, наукой?
- Если целью этих занятий является получение каких-либо средств или ожидание конкретных результатов, улучшающих твою жизнь, то такое занятие искусством или наукой является способом решения чисто бытовых проблем, формой обычной, бытовой трудовой деятельности.
- Ты не понимаешь разве, к чему она тебя подводит: желает узнать, чем бы таким возвышающим ей заняться, чтоб воспарить над бытом,- вмешался в беседу другой.- Герострат, например, сжигая храм, оторвался от быта, но не "воспарил".
- Прав ты, другой. Да и я ведь не сказал, что быт является чем-то низким и недостойным. Я только показал, что быт занимает большую часть жизни, а порой и всю жизнь. Самое оторванное от быта занятие, доступное любому,- рисование на песке в зоне прибоя. Пользы от него никакой - чистое времяпрепровождение. Но и не возвышает оно нисколько. Не всё, что не связано с бытом, возвышает. Есть и очень пустые, и даже вредные занятия, не приносящие никакой пользы.
- Другой, а почему ты предал мечту юности - авиацию? Ведь почти все ребята из той отроческой "авиационной" компании связали свою дальнейшую судьбу с авиацией.
- Да, Слава стал пилотом, Коля отслужил в десантных войсках, окончил авиационный институт, Серёжа учился на военного лётчика, Паша учился в авиационном, ещё один Серёжа – в институте гражданской авиации... А я не прошёл медкомиссию даже в мореходке. Но зато служил после института на ракетно-космическом полигоне. Пусть и не в "самой гуще", но рядом с ракетными стартами – с минимальных дистанций любовался. Да и есть в моей биографии рейс в качестве второго пилота по часу с лишним туда и обратно. Уж этот рейс точно был для меня взлётом над бытом - ничего кроме огромного удовольствия я не получил, да и никаких бытовых целей перед собой не ставил.
- Но, участвуя в этом полёте, не подвергал ли ты излишнему риску жизни пассажиров? - ехидно спросила одна из них.- Ведь у тебя не было официального разрешения на полёт. Да и никаких соответствующих знаний и навыков не было.
- Это было чистейшей воды гусарство. Лихое дело. Ответственность взял на себя командир самолёта - Слава. Да и штатный второй пилот был на борту - сидел в салоне среди пассажиров. Ох, и попотел же я за штурвалом - практически весь полёт после отрыва от полосы до выхода на два - три километра перед полосой назначения. Дальше держаться за штурвал не решился - сказал Славе, что снимаю руки. Он взялся за штурвал намного раньше этого момента, но только контролировал точность моих действий. Посадил машину он один. Обратно так же - после отрыва до подхода к полосе пилотировал практически один я по командам Славы. Выполняли мы ведь не условный полёт, а рейс по расписанию, с пассажирами на борту – вот эта ответственность очень дисциплинировала меня и помогала более точно выполнять все действия.
- Да, садись после этого в самолёты,- тихо протянула одна из них.- Гусарство, говоришь...
- Во всяком случае - факт полного отрыва от быта. Ты ведь мечтаешь о чём-то подобном? Как я понял, полное воспарение над бытом - твоя мечта. Вот и подумай о роли быта в человеческой жизни,- завершил беседу мыслитель.

ВЕЩИ

Жаркие, солнечные, ясные, безветренные летние дни стали большой редкостью для нашей местности в конце века. Другой не то, чтобы не любил такие дни, но не спешил подсовываться под солнечные лучи без особой надобности - свою порцию загара он получил ещё в детстве и юности, и загар этот не принёс ему ни красоты, ни здоровья. На коже его появилось множество тёмных и обесцвеченных участков, проявлявшихся тем сильнее, чем больше солнца видела кожа. Этот день был из разряда редких за последние годы. И это была суббота.
Одна странность была в повседневном поведении другого в бесснежное время - он повсюду появлялся на велосипеде. Во-первых, велосипед экономил ему массу времени, предоставляя лёгкий доступ в большую часть города, раскинувшегося вдоль Двины на десятки километров. Во-вторых, он, по старой привычке, стремился ежедневно дать себе умеренную физическую нагрузку. Эта "велостранность" в поведении не украшала другого, но и не являлась чем-то недопустимым. Он пренебрегал потерей части почтительности со стороны сослуживцев и родных по отношению к нему, выбирая этот способ передвижения.
Он любил отдыхать около воды, но при этом обходил стороной озёра. Озеро он признавал достойным местом отдыха, если его протяжённость измеряется километром или большей дистанцией. Реку он всегда признавал прекрасным местом для отдыха, независимо от её ширины и глубины - ведь это живая вода, не замыкающаяся сама в себе.
В этот день все эти странности соединились: он ехал на велосипеде из одного родного города в другой и в дороге решил сделать привал на берегу лесной речки, прорывающейся водопадом из трубы под дорогой.
Странное дело, но в этом месте  хорошо ловится рыба - тут часто сидят рыболовы.

В такие поездки другой, обычно, отправлялся один и налегке, не беря с собой ни попутчиков, ни куска хлеба. Безостановочное движение воды, игра солнечных бликов на её поверхности, жужжание и писк насекомых, порхание мелких птиц над полем и над водой, тепло солнечных лучей, душистая трава и мягкая податливость берега - всё вселяет покой и уверенность в вечности жизни. И нет ни малейшей зацепки мыслям об оставленном тобою где-то далеко обжитом мире вещей и забот - мире, обречённом на суетность и безысходность.
- Ты почему уехал не сказавшись? – Родной, но нежданный голос мыслителя заставил другого невольно вздрогнуть.- Хорошо, что мы увидели тебя с дороги, а то разбежались бы надолго.
- Хорошее место, но очень близко от дороги, и поэтому шумно,- защебетала одна из них.
- А на чём вы прикатили?
- Попутным ветром принесло,- отшутился на пустой вопрос мыслитель.- Чем думаешь заняться?
- Теперь уже - ничем. Надеялся отдохнуть без вашей болтовни. Принесло же вас... Ну, не сердись на меня, лапушка, - я рад, что вы нашли меня.
Мыслитель придирчиво осмотрел лежащий на траве велосипед. Этот "аппарат" не был лучшим из тех семи, что повозили уже на себе другого. Это был всего лишь велосипед и не более того - одна из простых вещей этого мира.
- Заездил ты своего "коня" основательно: цепь вытянута, зубья на звёздочках съедены. Нельзя же так обращаться с вещами,- пожурил мыслитель без всякой "задней мысли".
- Вещи, только вещи - единственный интерес мужчин,- отмахнулась одна из них от услышанного. Её заинтересовала стрекоза, упорно стремившаяся зачем-то опустить в тихую маленькую заводь у куста кончик своего хвоста.
- Душа моя, вещи обеспечивают нормальную жизнь людям - без них они оставались бы животными

и никогда не смогли бы развить свои умственные способности. Мир вещей для разума - самое сильное средство развития и совершенствования.- Мыслитель не любил молчать, и потому решил затеять беседу на первую же подвернувшуюся тему.
- Да, ты прав, без вещей ( во всей широте смысла этого понятия ) жизни не прожить. Это - и вода, и воздух, и пища, и множество других "объективных реальностей", составляющих и радости и муки бытия.
- Договорившись о терминологии в беседе, мы можем отнести к разряду вещей и знания, и опыт, и друзей, и любовь, всё, на что вы ни укажете – так как всё названное можно приобретать и отдавать, сохранять и утрачивать. - Мыслитель уже занялся любимым делом во всю силу и не желал сворачивать тему досрочно.
- В таком случае нам следует поделить все вещи на два класса: идеальные и материальные. Идеальные вещи обладают свойством не утрачивать своих качеств с течением времени, не требуют для своего функционирования привлечения каких-либо других вещей,- другой легко смирился с утратой возможности отдыха в уединении и уже принял предложенные мыслителем правила "игры".
- Материальные вещи имеют свойство неизбежно стареть морально и физически, без взаимодействия с другими вещами превращаются в ненужный хлам и барахло. Из всех возможных и доступных вещей следует стремиться к обладанию прежде всего идеальными вещами. Идеальная вещь не требует для своего использования прочих вещей, а, наоборот, способствует созданию других вещей. Примеры идеальных вещей: знания, опыт, дружба.
- Теперь понимаю твою стойкую приверженность к велосипеду, как средству передвижения - легковой автомобиль является вещью далёкой от идеала - с его обретением только начинается цепь приобретений других далеко не идеальных вещей.

Водительские права, топливо, запчасти, услуги по ремонту, гараж, страховка, налоги...- Это было явным ехидством со стороны мыслителя. Но другой сделал вид, что ничего ехидного не заметил. Для приведения беседы в нейтральное русло без взаимных колкостей и придирок он обратился к одной из них:
- Оставь стрекозу в покое - она откладывает яйца, только место выбрала не самое лучшее для этого - смоет всё течением. Иди лучше к нам для внесения разумной доли лирики в столь сухую тему как "вещи".
- Да нет, не смоет: водопадик сделал эту заводь и глубокой и широкой - течение здесь медленное,- пояснил мыслитель.- Стрекоза, видать, сама родом из этой заводи.
- А каковы отношения мира животных и мира вещей?- задала свой тон беседе одна из них.
- Такие же точно, как и у нас, - пользуются всеми доступными вещами и для питания, и для передвижения, и даже обретают знания, накапливают опыт, заводят друзей и обретают врагов. Им не дана только возможность использования денег по прямому назначению.- Взгляд мыслителя был обращён на заднее колесо велосипеда: покрышка лишилась бодрости, имела подозрительно неправильную форму.
Недолгое бурное следствие вывело одну из них в виновницы произошедшего – так как пока "говоруны" состязались в замысловатости формулировок, она успела отчистить велосипед до блеска при помощи щепок и пучков сухой травы, при этом случайно ослабив затяжку накидной гайки на ниппеле. Другой ничуть не был расстроен "поломкой" – всё равно идти пешком. Сам виноват больше прочих, так как не взял с собой ни насоса, ни даже шланга. Обратился к мыслителю:
- Деньги - идеальная или материальная вещь по своему прямому назначению?
Мыслитель среагировал без паузы, как будто только что думал на эту тему:
- Деньги - дуалистичная вещь. В безналичном виде они близки к состоянию идеальной вещи - открывают нам широкие возможности при минимуме неудобств по своему обращению. Наличные деньги обретают свойства совершенно неидеальные - для их оборота требуются охраняемые сооружения, кассы, сейфы, средства транспорта, оружие, специально обученный персонал и прочие неидеальные вещи.
Если принять аксиому разумного прогресса человечества, то неизбежно приближение всех вещей к идеальному состоянию, и следует предвидеть отказ от материальных вещей и стремление к развитию вещей идеальных. Если это не так, то путь развития человечества будет тернист и непригляден - вслед за нефтью, углем, газом и металлами будут рассеяны в виде окислов и прочих высокоэнтропийных соединений почти всё вещество Земли, астероидов, Марса, Венеры и далее по списку,  на сколько хватит сил.

Такой монолог на берегу заводи в солнечный день был несколько неуместен и другой до коликов расхохотался. Одна из них сначала изумлённо смотрела на него, а потом испуганно стала тормошить и уговаривать. Он в ответ только смог поднять руку и со смехом медленно опустить её.
- Очень хочется верить в разумность нашу и наших потомков. И напрасно ты так развеселился. Я не сказал, по-моему, ничего смешного.- Мыслитель обиженно замолчал и стал смотреть на воду.
- Извини, я смеялся не над твоими словами. Меня доняла серьёзность темы в этой несерьёзной обстановке - всё-таки ты умеешь отрешаться от реальных обстоятельств. Юмор - вещь, доступная далеко не всем людям. Кстати, об отношении мира животных к миру вещей. Наблюдал ворону, которая забиралась на большую высоту и, складывая крылья, падала почти до земли. Долго наблюдал за её действиями и разглядел, что ворона играла с алюминиевой проволокой: выпускала её из клюва и падала рядом, наблюдая за её кувырканиями. Зимой видел стаю ворон, катавшихся с крыши. Они садились, упираясь в снег крыльями и хвостом, и по накатанному жёлобу скатывались до обрыва, затем с карканьем взмахивали крыльями и летели к месту старта – на конёк. Эти вороны осознанно пользовались вещами в своих целях, нисколько не интересуясь прямым назначением этих вещей. Даже люди часто пользуются доставшимися им вещами по собственному усмотрению, вовсе не пытаясь понять их истинного предназначения, находясь в полной уверенности об абсолютности своих знаний о вещах.
- Уж не в мой ли огород камешек?- Спросила одна из них.- Я всего лишь почистила твой такой замызганный велосипед. А почему колесо спустило, не моя забота. Я не должна знать всего обо всём. Мне более свойственно чувствовать то, что не в состоянии познать и более умные головы, чем ваши.
- Давайте, посидим немного молча - обидно будет, если нам не удастся получить полного удовольствия от пребывания в этом красивом месте, - другой уже утомился от болтовни.- Согласны ли вы пройтись со мной пешком до Архбума - тут ещё километров восемь? Отдохнём и пойдём потихоньку с разговорами. А такая полезная вещь, как велосипед, явит нам свою несовершенную сторону - он не слишком хорош в качестве дорожного багажа.
Журчание воды, падавшей с почти метровой высоты из двух бетонных труб, птичий гомон в лесу, поднимавшемся вместе с дорогой в гору, да шум от периодически появлявшихся автомобилей создавали такую музыку пригорода, под которую очень легко и светло можно было думать о чём угодно. Никакая оказия не может стать здесь причиной большого беспокойства - совсем рядом находится мир привычных вещей. И никакая вещь из того мира не в состоянии досадить тебе своим несовершенством - ты на природе. Правда, солнце греет уже не так сильно и появились комары...


ВЛЮБЛЁННОСТЬ

Они шли домой. Почти бежали. Середина ноября, а мороз почти двадцать градусов. Сияют звёзды, затемняемые светом уличных фонарей и окон. Вдруг картина изменилась: вспыхнули яркой белизной верхушки высоких деревьев, в северной части неба прорисовались необычные узкие волнистые облака - на стадионе включили освещение.
Эта вечерняя, морозная красота города поразила путников. Они даже слегка замедлили движение, рассматривая такие необычные облака, кажущиеся нарисованными неумелой детской рукой.
- Сегодня ночью будет очень красивое явление: метеорный поток "леониды", - сказал мыслитель.
- Надеюсь, ты не потащишь нас ночью смотреть" эту "красоту". Пусть влюблённые наслаждаются такими зрелищами, а наше время уже прошло.
Одна из них укоризненно взглянула при этом на другого, сказавшего столь опрометчивую фразу и искренне верящего в истинность своих слов.
- Мыслитель, дней десять назад ты показывал нам северное сияние - эти вытянутые с востока к западу бледные полосы - нам вполне хватило тех впечатлений. Давай, не будем перебарщивать.
Новая форма отказа, вновь заявленная другим, более понравилась одной из них, и она весело сказала:
- Зрелище для влюблённых предлагаю заменить беседой о влюблённых в домашнем уюте - холодно.
Все страсти, все любви мои возьми -
От этого приобретёшь ты мало.
Всё, что любовью названо людьми,
И без того тебе принадлежало.
Мыслитель на ходу почти скороговоркой стал декламировать Шекспира. Это "все любви" больно царапнуло одну из них. Она попробовала понять, что может скрываться за этими словами, но одно только смятение теснилось в её мыслях. Почему, почему так: "все любви"?

- Влюбляются сразу и наповал - в самых ярких, в самых необычных, в самых умных, в самых весёлых, в самых добрых, в самых злых, в самых слабых и в прочих самых-самых. Я не назвал "самых красивых" не из забывчивости, а потому, что понятие "красота" является самым субъективным и самым относительным из понятий.- Мыслитель утопил в фонтане слов сразу, как только они вошли в дом.
 Другой поставил чайник, а одна из них взялась накрывать стол к ужину.
- Ты сказал "влюбляются", а почему ты не употребил слово "любят"?- спросила она.
- Мы говорим сегодня о влюблённости, а не о любви. Это совершенно разные явления. Любовь - результат долгой работы души; влюблённость - яркое чувство, возникающее порой мгновенно и так же быстро уходящее.- Мыслитель чётко определил для себя тему разговора, и ни чьи усилия уже не могли сбить его с намеченного пути.
- Почему ты решил, что если чувство яркое, то оно обязательно скоротечное. А любовь, по-твоему, не яркое чувство?- запальчиво ответила на его тираду одна из них.
- Упаси бог влюбившегося не распознать своей влюблённости, приняв это яркое чувство за любовь - трагедия неминуема. Ещё раз повторю: влюблённость именно - яркое чувство, а любовь является сильным чувством. Даже самый умный, складно говорящий и увлекающий в небывалые дали, может оказаться весьма посредственным во всех иных проявлениях, или даже быть носителем очень неприятных качеств. Но ты разберёшься в этом чуть позже, а не в тот момент, когда влюбляешься. Если же ты увидишь все недостатки "предмета страсти" и при этом в тебе не остынет тяга к ежеминутному общению с ним, тогда можно говорить о любви, а не о влюблённости.
- Что же получается, по-твоему: как только недостатки разглядишь, так и разлюбишь? И как строить отношения с человеком, если вдруг поймёшь, что всего лишь влюбился? - это другой пришёл из кухни с чайниками, сел к столу и стал разливать чай по чашкам.
- Прекрасным выходом из данной ситуации будет тот, когда ты сможешь пренебречь всеми недостатками человека и сохранить свою влюблённость в лучшие его качества, абстрагировавшись от тех, что тебе не импонируют; и никогда уже не будешь претендовать на его ответные чувства к тебе – любуясь волнами на море, можно и не требовать их объятий.
- Очень спорные положения выдаёшь ты нам, мыслитель, за истину. В одном могу согласиться с тобой - о красоте,- задумчиво сказал другой.
Одна из них уже поняла, что ничего путного из этого разговора дальше не выйдет, но фраза другого всколыхнула в ней то, что давно мучает:
- Перескажу вам читаную в юности балладу об ужасной царевне некоего горного государства. От неё были спрятаны все зеркала, ей не давали видеть себя со стороны - так она была ужасна. Такое периодически случалось со времён появления на местном престоле Пришельца, оставившего в тронном зале надписи на непонятном языке, умершего в славе и почёте после многих лет царствования. Среди его потомков периодически рождались похожие на Пришельца уроды, правившие этой благословенной страной. И принцесса, случайно узнав о своей некрасивости, в тоске бродила по горам. Во время прогулки она встретила человека, нуждавшегося в помощи. Он был очень похож на саму принцессу. Она привела его в тронный зал, где спасённый удивительно легко прочитал тайные надписи Пришельца. По-французски было написано: "Этот народ добр и прекрасен, но, боже мой, как они некрасивы".
- И что же: они полюбили друг друга?- это спросил другой, хитро взглянув на рассказчицу.
- Если только влюбились - всё к тому шло, - пояснил мыслитель.- До любви им ещё - как до Луны. Ну, отогрелись? Пойдём смотреть "леониды".

Папка 20 - 11-32