В моем детстве не было бабушек - они покинули этот мир еще до моего рождения. От бабушки Сони сохранилась единственная вещь – прялка, которую ей дали в приданое еще в 19 веке и еще в Харьковской губернии. Затем был переезд моего прадеда с сыновьями и их семьями в Оренбургскую губернию - так Столыпин старался расселить по просторам Российской империи малоземельных крестьян центральных губерний. Долгими зимними вечерами, на хуторке, затерянном в заснеженных степях, в глинобитной хатенке под соломенной крышей, при свете керосиновой лампы, крутилось колесо прялки, и бабушка Соня тянула бесконечную нить… После смерти бабушки прялка перешла её старшей дочери Анне – моей тете, а от нее – моей матери. За целый век непрерывной работы все детали прялки износились и были заменены местными умельцами, внешность прялки изменилась до неузнаваемости, не менялось только её имя – Сонина прялка. Как и в древних греческих мифах на прялке Ночи пряли три женщины, три мойры - Клото, Лахесис и Атропос. Первая мойра, согласно учению Гесиода и орфиков, олицетворяла собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений. Эта прялка была большим подспорьем в те нелегкие годы. Шерстяные носки и варежки были необходимой деталью зимней одежды и детей и взрослых. А однажды мама и тетя Нюра спряли из белой поярки – шерсти первой стрижки молодой овцы – несколько мягких клубков.
Из них мама связала мне на день рождения свитер. День стипендии отмечало всё студенческое общежитие, на второй день мы, жильцы 76 комнаты общежития №3, вяло вспоминали день вчерашний, и вдруг почтальон вручил мне извещение на посылку.
В комнату с почты я вернулся уже в свитере.
- Ты как водолаз! – сказали друзья.
- Вы на себя в зеркало посмотрите – ответил я. Друзья посмотрели и убедились в моей правоте, так у нас появился новый ежемесячный праздник – ДЕНЬ ВОДОЛАЗА, который очень скоро стал общежитейским. Свитер стал моей незаменимой частью одежды, но белое руно непорочной овцы Господь создавал не для студенческого общежития; ворот свитера быстро грязнился, на помощь пришла наша химчистка. В век сплошного дефицита и безденежья химчистка не раз выручала студентов. Белые неизносимые нейлоновые рубашки за скромную плату приобретали совершенно новый вид и расцветку: желтая, розовая, голубая, зеленая, синяя, и, наконец, фиолетовая и черная – такой путь проходила или могла пройти рубашка до полного прожигания сигаретами или растворения пролитыми напитками. Мой свитер выдержал два перекраса – цвет майской дубовой рощи и вороного крыла. На пятом курсе знакомые туристы-спелеологи взяли его у меня в Мурадымовские пещеры. Из пещер выбраться голодным и ободранным туристам на свет Божий помог, по их путанным рассказам, мой распущенный на нитки свитер. Миф об нити Ариадны, таким образом, был научно обоснован ценой моего свитера. Сегодня в День Водолаза вспоминаю его добрым словом.
P.S. Жизнь в общежитии научила многому, в то числе и легкому расставанию со своими вещами. Вещь, если она практичная или модная, вызывает у некоторой категории людей особое чувство - им кажется, что стоит лишь одеть эту вещь на себя, как произойдет полная трансформация твоего тела в картинку модного журнала. Мои плащ "Болонья" и галстуки мелькали не только по общежитию и институту на моих друзьях, но и по городам всей России на различного рода соревнованиях и конференциях. Джинсы, которые я и сам любил за их демократичность, мне приходилось постоянно оберегать от своих друзей и ,не снимая их, мыться в душе и спать. От такого обращения джинсы становились еще демократичнее - и желание снять их с меня у моего окружения только усиливалось. Очень часто друзья эти вещи теряли, прожигали, роняли в бак с борщом, жерло вулкана. Дикие псы, скачущие быки и кони, ревущие сороковые,неожиданные роды в кинотеатре - каких только невероятных событий не происходило с моими вещами на моих друзьях!Стоит только прикрыть глаза и все повторяется вновь. Родные люди, друзья, вещи и Вещие Мифы никогда не возникают из ничего и не уходят в никуда. Они всегда с нами.