Скончалась Елена Образцова

Арабский Алфавит
Елена Образцова - выдающаяся певица, обаятельный человек, труженица, подвижница...
Среди её ранних телезаписей мне особенно нравилась "Кармен", на французском, кажется, середина 70-х - не могу найти её в сети...
"Вживую" я слушал/видел Елену Васильевну дважды - в Берлине в середине 90-х, с романсами Чайковского, и в Москве два года назад, в спектакле "Реквием по Радамесу" (с Васильевой и Аросьевой).

Из воспоминаний и интервью Образцовой:

>>Свою дочку, которую тоже зовут Лена, я научила никогда ничего не оставлять на тарелке. И хлеб доедать до последней крошки. Это у меня осталось с блокады, с сорок первого. Именно тогда мой голос впервые привлек общественное внимание. По сигналу тревоги мама хватала меня в охапку и тащила в бомбоубежище. "Опять принесли эту крикуху!" - добродушно ворчал кто-то.
Мама часто вспоминала одну из моих первых фраз: "Мне воченно хочется хлебца".

http://tass.ru/spb-news/1298856?page=2

Дед помер в блокаду... Рядом с нами была больница, туда свозили трупы. Горы трупов... Сначала было страшно, а потом привыкли. Улицы, конечно, не убирались. Счастье, что Господь дал тогда 40-градусные морозы и по городу не разнеслось никакой заразы. Поначалу при воздушной тревоге мы бегали в бомбоубежище, перескакивая через трупы на лестнице, а потом уже и не ходили никуда, тоже привыкли, сидели дома и не прятались.

Голод был страшный. Всё, что было из натуральной кожи, — ремни и прочее — варили и ели. Но я очень хорошо помню, как моя бабуля, получая 100 г хлеба на сутки, сумела сохранить кошку... Кенка её звали... Я и сейчас кошек и собак на улицах подкармливаю.

Однажды мы ехали на трамвае, и он вынужден был остановиться: из здания, где была мукомольня, тянулась к Неве целая река крыс — пить воду. Крыс было ужасающе много, и они были такие злые... Да и после войны этих тварей хватало, моя сестра порой в обморок падала от их количества...

http://www.aif.ru/culture/person/1204185

"Вместе с Мариашкой таскали жерди из чужих изгородей для того, чтобы было чем топить печку. По вечерам, когда деревенское стадо возвращалось с пастбища, я загоняла коров по домам. За это меня подкармливали - давали кто пирожок, кто яичко. А однажды соседка подарила мне цветок жасмина. Я пришла домой счастливая, а мама сказала: "Дурочка ты, дурочка, лучше бы хлебца кусочек дали"

http://ria.ru/culture/20090707/176555958.html#ixzz3Obxzd971

...

Сегодня трагедией нашего государства является отторжение элитного искусства от народа, доступ к нему людей становится затруднен. Правительству, дирекциям радио, телевидения надо осознать, что мы теряем несколько поколений для классической музыки, а вместе с этим теряем и национальную элиту в духовной сфере. Огромное спасибо и низкий поклон телеканалу «Культура» за то, что они делают, но их возможностей совершенно недостаточно для задач такого масштаба.

http://www.xn----btbtid1an.xn--p1ai/aboutmusic.html

...

– Как вы считаете, современная оперная школа отличается от советской?
– Я вообще считаю, что школы никакой нет. Есть Божье благословение, когда Боженька дарит голос, и это замечательно. А вот чувство стиля – да, его нужно воспитать. Необходимо знать, что исполнение немецкой, русской или французской музыки – это разные вещи. Но это то, чему у нас, к сожалению, не учат. И педагогов очень мало, которые знают это. Надо объездить весь свет и пропеть со многими великими музыкантами, чтобы ощутить и узнать это.

– На открытии [Большого театра после реконструкции] многие отметили, что Президент Дмитрий Медведев сидел в одной ложе с вами.
– Это был совершенный «нежданчик», потому что практически никого из артистов театра на открытие не пригласили, и это привело в негодование абсолютно всех. Мне сказали, у тебя будет один билет, и я хотела отказаться. Я же не девушка лёгкого поведения, чтобы ходить одной по вечерам. И вдруг меня сажают в ложу к Медведеву... В течение двух часов я ему всю плешь проела, что нужно делать международную академию музыки, в которой бы учили стилям в музыке и языкам, которые ужасно преподают у нас в консерваториях. И нужно что-то делать, чтобы вернуть престиж большой оперы. Я бы хотела пригласить великих мастеров, с которыми пропела всю свою жизнь. Но это нужно сделать быстро, пока мы все ещё живы. Чтобы мы успели передать свой опыт.

...Мы раньше много читали. Когда не хватает жизненного опыта, чтобы выразить всё это на сцене, тогда мы могли взять этот опыт из книг. А сейчас молодежь не читает совсем.

http://komikz.ru/news/interview/?id=5770

...

Если коллеги мои были очень знамениты и очень хороши, я была счастлива и пела еще лучше, потому что мне хотелось выйти на их уровень, а когда были какие-то плохие певцы рядом, мне хотелось их подтянуть к себе. Поэтому у меня не было никогда чувства конкуренции. И вообще не должно быть этого, потому что каждый человек одарен от Бога. Мы все умеем то, чего не умеют другие"<<

http://ria.ru/culture/20090707/176555958.html#ixzz3ObygyGHA





Светлая память...