Вторая попытка литературной критики

Ваша Лена
Придя на сайт в 2005 году, я абсолютно не умела ни рифмовать, ни слышать ритм и авторы ( очень, очень многие авторы Стихиры) казались мне гениями и небожителями - они ведь могли совершать это непостижимое таинство - облекать слова и звуки в ритмический рисунок. Я бродила от страницы к странице и частенько не могла сдержать восхищения. Когда через несколько лет перечитала свои восторженные рецензии некоторым авторам - разбирал буквально гомерический смех. Стихи, когда-то вызывавшие мой искренний восторг ( не все, но многие) - были слащавыми, фальшивыми, слабенькими, корявыми "соплями в сиропе".
Потом я набралась храбрости и начала писать сама. Не могу без благодарности вспомнить читателей тех времен. Не было среди них ни свирепых критиков, ни хамов, ни издевательски-вежливых "экзекуторов". Не было никого, кто сходу мог обломать крылья неопытному автору. Сайт тех времен, времен десятилетней давности был добрее. А, может быть, мне просто повезло. Первые рецензенты на мои первые стихи - поддерживали, подсказывали, помогали, сочувствовали, радовались или грустили вместе со мной.
И вот однажды, написав стих из так называемой любовной лирики, я обрела нового критика. Стих назывался "Почему?.." и был точно таким же образцом слабеньких и слащавых "соплей в сиропе", которые так смешили меня впоследствии. Стих имел только одно достоинство - он был искренним и рассказывал о пережитом. О мучительно выстраданном.
Отзывы посыпались теплые и от мужчин даже больше, чем от женщин. Простенький стишок растрогал читателей, видимо, напомнив каждому что-то свое.
И вот возникает один читатель и просит разрешения выслать мне в личку свой отзыв. Пока я размышляла - давать или нет свой мейл - откликнулся мой стихирский друг. Да, в то время у меня уже был друг на Стихире - первый читатель, первый учитель, советчик, защитник и помощник. Он попросил критика передать свой отзыв ему - с тем, чтобы позднее переслать мне.
Критик соглашается. На следующий день получаю пламенное, длиннющее, возмущенное письмо от друга: "Критик полностью переписал твой стих, ты только посмотри, что он сделал!" Я прочла стих критика, который когда-то был моим. Но от моего в нем ничего не осталось. Критик полностью заменил текст на свой. Может быть, этот текст был грамотнее, глаже, красивее, но он был ЧУЖОЙ. Ничего от меня в этом стихе не было - ни мыслей, ни воспоминаний, ничего того, что я хотела бы вложить, чем хотела бы поделиться - абсолютно ничего. Сохранилось только одно - название.
Отторжение такой услуги было однозначным. Даже благодарности к критику я не почувствовала, а вот раздражение - в полной мере. Что же он, совсем меня считает за ничтожество, если выставил свой вариант, начисто вымарав мой? Так пусть у себя его и публикует, при чем тут моя страница?
Друг прислал второе письмо - еще более пламенное и длинное. Оказывается, войдя во вкус, критик переписал и его стих. Таким же образом - полностью заменив текст автора на свой. Друг уже не возмущался - он материл критика последними словами, и я его понимала. Изуродованный критиком стих - тоже был выстрадан непростым прошлым. Когда вот так, легко, росчерками пера - зачеркивают собственное и вписывают чужое - оказывается, это очень обидно и очень несправедливо.
Редакторская помощь должна быть другой - бережной. Поправить ошибки текста, сбои, рифмы...подсказать, возможно, какое-то слово. Но - слово, а не строчки!
Я с трудом уговорила друга "не посылать" критика - все-таки, человек действовал из лучших побуждений.
И мы передали ему вежливую отписку - спасибо, но свои стихи сохраним в их "первозданном" виде.
Критик смирился не сразу. Настаивал, что его вариант лучше, что он работает в какой-то газете и понимает в стихосложении намного лучше нас и еще, и еще...Но его помощь была отклонена вежливо и твердо.
.
Я вспомнила эту старую историю только потому, что новые авторы, доверчиво принимая готовые варианты своих переписанных стихов - поступают во вред себе. Они должны работать над текстом, а не брать чужое. Они должны понимать, что только собственное, идущее из сердца, продиктованное интуицией, взглядами, вкусами - СВОЕЙ души - будет отражением их личности.