О Сочельнике и нечистой

Николай Денисенко
       СОЧЕЛьНИК
       акростих

    С-егодня канун Рождества,
    О-да рождению Христа!
    Ч-евствуем праздник дня Христова
    Е-вангелия от Иоанна Богослова.
    Ль-ётся история временных лет
    Н-ашему поколению завет,
    И-исуса праведных законов
    К-ратких от истины канонов!
    5127. 06.01.2015г.
    Николай Денисенко.

          Сочельник
         Ночь перед Рождеством
        «Последний день перед Рождеством прошел.
    Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды.
    Месяц величаво поднялся на небо посветить
    добрым людям и всему миру, чтобы всем было
    весело колядовать и славить Христа.
         Морозило сильнее, чем с утра; но зато
    так было тихо, что скрып мороза под сапогом
    слышался за полверсты. Еще ни одна толпа
    парубков не показывалась под окнами хат;
    месяц один только заглядывал в них украдкою,
    как бы вызывая принаряживавшихся девушек
    выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через
    трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел
    тучею по небу, и вместе с дымом поднялась
    ведьма верхом на метле».
                Николай Васильевич Гоголь.
    http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post145203307/

      О Сочельнике
       и нечистой

         Николай Васильевич Гоголь, большой знаток украинских
    поверий и преданий о нечистой силе, посвятил Коляде одну
    из своих повестей-"Ночь перед Рождеством". Сюжет повести
    разворачивается на однм Украинском хуторе в Рождественский
    сочельник и среди главных героев-ведьма и чёрт.
         Хритианский праздник и нечистая сила в сюжете повести
    писателя не случайно. В языческую эпоху славяне отмечали
    день зимнего солнцестояния - Коляду, позже Коляду заменили
    Христианским Рождеством и в праздновании рождества некоторые
    языческие обычаи сохранились.
         Отличительная особенность славянского праздника-ночное
    гадание. Считается, что предсказания, полученные в
    Рождественский сочельник обязательно сбываются. Любимая часть
    праздника в деревнях были гуляния с переодеванием, колядующие
    наряжались в "страшные" одежды и маски, раскрашивали лица и
    с песнями и плясками ходили по улицам и выпрашивали у жителей
    угощения.  Считалось что колядки приносят в дом удачу,
    достаток и способствуют хорошему будущему урожаю.  Отказывать
    "ряженым" в угощении считалось плохой приметой.
         В Рождественскую ночь проводились игры - вечёрки,
    сопровождаемые песнопениями и представлениями "ряженых".
    Молодежь, незамужние девушки и холостые парни собирались
    накануне в одном из домов, чтобы поиграть в покойников и
    продать чучело козла(козы). Козёл один из символов дьявола.
    Под конец игры все присутствующие целовались. Конечно же
    "дьявольское отродье" никак не могло пройти мимо такого
    шабаша: гоголевский чёрт появляется у Солохи как раз в разгар
    колядования.
         В сказаниях славянских народов есть упоминания о Ночи
    ведьм и Лысой горе. Одна из таких гор находится недалеко от 
    Киева. Гора эта проклята, так как в дохристианские времена
    здесь проводились языческие обряды  и волхвами совершались
    человечесие жертво-приношения.
         На Родине автора недалеко от посёлка Ададым тоже есть
    Лысая Гора, которая в народе так и называется-Чёртова Гора.
    Внизу у горы было Чёртово озеро-круглое зеркало глади диаметром
    метров сто-сто пятьдесят, из которого вытекал живописный и
    единственный Чёртов ручей, впадавшй в речку Ададымку.  Распадок
    Чёртова ручья изобиловал березняком, кустами ивняка, смородины,
    калины и рябины, гнздовьями птиц и лежбищами ядовитых змей.
    5001. 20.11.2014г. Николай Денисенко.

     Плейкаст:Ясный месяц за окном:
    
    Фотоэтюд: коллаж автора